Каналы распределения турпродукта в Приморском крае и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования и поставленные задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, 3-х глав, заключения и библиографии.
В первом разделе дается характеристика и оценка современного состояния туризма в России Приморском крае.
Во втором разделе изучается конкурентная ситуация на рынке туруслуг города Владивостока. В главе представлены расчеты для определения уровня конкуренции турфирм города и делаются выводы о том, что рынок услуг в области въездного туризма совершенно не развит и небольшая конкуренция есть.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Перспектива развития туризма в Приморском крае
1.1Туристский бизнес в России, специфика его развития на современном этапе…………………………………………………………………………….6
1.2 Региональные особенности туристского бизнеса в Приморском крае…………….………………………………………………………………13
Глава 2.Анализ и оценка конкуренции предприятий на рынке турфирм в Приморском крае
2.1 Конкуренция как основа рыночной организации экономики…….…...23
2.2 Анализ конкурентной среды и характеристика качеств услуг туристского рынка города Владивостока…….……………………..………25
2.3 Оценка конкуренции предприятий на рынке турфирм города Владивостока…………………………………………………………….…....31
Глава 3.Каналы распределения турпродукта в Приморском крае и за рубежом
3.1 Факторы, определяющие общие направления развития международного туризма……………………………………………………………………..…35
3.2 Национальное достояние как основа турпродукта……...…….……..…42
Заключение…...…………………….……………………………………………..….47
Глоссарий ключевых слов………………………………………………………….50
Список литературы……………….………………………………………….……..52

Работа содержит 1 файл

turizm.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

      Для выравнивания ситуации на туристском рынке Приморья и улучшения условий  для турбизнеса на современном этапе  необходимы - формирование информационной базы туризма на основании регулярных исследований конъюнктуры рынка. В наиболее развитых туристских районах страны уже начали проводить исследования, которые дают возможность направлять и прогнозировать спрос, формировать ценовую политику. Для получения наибольшего эффекта от таких исследований необходимо расширение государственной статистической отчетности по туризму. Существующие статистические формы пока не дают возможность полной оценки положения в сфере туризма.

      Такая политика должна затрагивать весь комплекс отраслей составляющих сферу туризма. В Приморье, где туризм может претендовать на отрасль специализации, этот аспект приобретает наиболее весомое значение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2. Конкуренция на рынке туруслуг города Владивостока

      2.1 Конкуренция как  основа рыночной  организации экономики

      Конкуренция – это соперничество, соревнование товаровладельцев на рынке за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара, продукции или услуг для получения на этой основе максимально возможной прибыли.

      Конкуренция представляет собой одну из самых  эффективных и действенных средств возбуждения деловой активности, роста качества товаров и услуг, удовлетворения меняющихся запросов потребителей.

      Состояние конкурентной борьбы и уровень прибыльности в любой отрасли определяются влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы – это экономическое состояние региона, содействие государства развитию отрасли, нормативно правовая структура и т.д. К внутренним факторам относятся финансовое состояние предприятий, их рентабельность и профессионализм.

      Видовая конкуренция выражается в том, что конкурентные отношения возникают между фирмами, осуществляющими продажу товаров или услуг одного функционального назначения. Таким образом, видовая конкуренция определяется совпадением ассортимента предлагаемых услуг, и когда предлагаемые услуги существенно не отличаются по качеству и цене.

      Следует различать прямую и косвенную  формы конкуренции. Под прямой понимается такая конкуренция, при которой  зоны обслуживания фирм одного функционального  назначения пересекаются. Под косвенной  формой конкуренции подразумеваются конкурентные отношения между фирмами различного функционального назначения.

      Существуют  так же три вида конкуренции:

  1. Соревновательная конкуренция ведется между двумя фирмами, основана на противоречии интересов заинтересованных сторон.
  2. Коммерческий тип конкуренции использует эффективные приемы полного удовлетворения потребностей покупателей.

      Представительный  тип конкуренции  возможен в условиях преимущества над конкурентным окружением. Это значит, что руководство фирмы конкурирует не для увеличения прибыли, а для престижа, удовлетворения своих честолюбивых потребностей в успехе и признании.

      Конкурентоспособность предприятия определяется как возможность  эффективной хозяйственной деятельности и ее практически прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств. Производство и реализация конкурентоспособных товаров и услуг – обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умение эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал. Иначе говоря, показатель конкурентоспособности – это итоги работы предприятия.

      Конкурентоспособность предприятия будет обеспечена в  том случае, если оно сможет своевременно предложить услуги, соответствующие требованиям потребителей в необходимом количестве, ассортименте, качестве.

      Конкурентоспособность предприятия характеризуется следующими показателями:

     1. Конкурентоспособность товара и  услуг

     2. Прибыль с объема продаж

     3. Темпы роста объема продаж

     4. Объем реализованных товаров или услуг

      Увеличение  перечисленных показателей будет  свидетельствовать о повышении  конкурентоспособности предприятия.

      Для анализа конкуренции можно использовать различные методы. Одним из показателей, характеризующим ситуацию на рынке относительно конкуренции является показатель концентрации фирм, предлагающих товары и услуги.

      Концентрация  фирм отражает относительную величину и количество фирм, действующих на данном рынке. Чем меньше число Фирм, тем выше уровень концентрации. При  одинаковом числе фирм на рынке, чем меньше они отличаются друг от друга по размеру, тем ниже уровень концентрации.

      Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы  зависят друг от друга. Так же уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость друг от друга, и тем скорее они пойдут на сотрудничество.

      Поэтому можно сделать такой вывод, что чем выше уровень концентрации, тем менее конкурентным будет рынок.

      Уровень концентрации определяется с помощью  индекса Герфенделя. Индекс принимает  значение от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда  на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100% выпуска). Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке. Индекс концентрации Герфенделя (К) определяется по формуле:

                                    Кр =S хdi2 ,

Где di- удельный вес   i-ой фирмы в товарообороте рынка по соответствующей товарной группе.

            Другой способ анализа  конкуренции разработан американским математиком П. Саажи – метод  анализа иерархии в конкуренции. Основа данного анализа лежит в обработке экспертной информации, возникающей при парном сравнении элементов системы и иерархическом синтезе полученных результатов. Этот метод больше всего подходит для исследования конкурентных отношений в розничной торговле. 

      2.2 Анализ конкурентной среды и характеристика качеств услуг туристского рынка города Владивостока.

      Включение России в мировую систему туризма  выдвинуло одну из наиболее важных проблем туристских услуг- конкуренцию.

      Положение, в котором находятся в последнее  время предприятия сферы туризма в РФ со всеми острейшими проблемами (кризисное состояние экономики переходного периода, спад производства, сокращение платежеспособного спроса) делает решение проблемы конкурентоспособности туристских продуктов действительно основным вопросом. Конкурентоспособность туристских продуктов зависит от следующих составляющих:

  • качество менеджмента,
  • использование прогрессивных технологий при производстве туристской продукции,
  • сапостовимость качества и цены,
  • равномерный покупательский спрос,
  • профессиональные кадры.

      Все эти составляющие для российских предприятий в сфере туризма  являются пока не благоприятными.

      Интенсивное развитие турбизнеса в России началось в первой половине 90-х годов. Туристский рынок находился в условиях свободной  конкуренции, которая способствовала появлению большого числа туристских предприятий, занимающихся и туроператорской и турагентской деятельностью, не четко понимая разницы в данных видах деятельности. В результате этого, на российском туррынке сложилась ситуация, когда фирм туроператоров было в 4 раза больше, чем фирм- агентов. В то время, как на цивилизованном рынке наблюдалась тенденция увеличения турагентов, и соотношение туроператоров к турагентам равнялось 1:100.

      Однако  постепенно, с ростом конкуренции  и повышения требований клиентам к туристским организациям, наметилось изменение ситуации: разделение туроператоров и турагентов.

      На  сегодняшний момент, российский туррынок претерпевает большие изменения, которые  выражаются в ужесточении конкуренции, как между собой, так и между иностранными компаниями.

      Важным  фактором, послужившим импульсом  в развитии международного туризма  в Приморском Крае стало принятое в 1992, решение Правительства страны об открытии страны для посещения  иностранцами Владивостока и ряда других закрытых районов края.

      До 1992г. большая часть приморского  туризма была замкнута на Краевой  Совет по туризму. Но в связи с  либерализацией экономической жизни  страны с 1992 года начался бурный рост туристских предприятий Приморья.

      Но  этот процесс увеличения фирм, оказывающих туристские услуги, говорит лишь о количественном, но не качественном улучшении структуры туристского рынка Приморского Края.

      Во-первых, среди данного перечня турфирм  лишь 40% были чисто туристские. Во-вторых, остро ощущался недостаток профессионально подготовленных кадров. В-третьих, в силу отсутствия материальной базы и ряда других проблем национального уровня, турфирмы края предпочитают заниматься коммерческим (шоп) туризмом.

      Но, не смотря на уменьшение количества турфирм  и попытки улучшения качества обслуживания в компаниях, число претензий и жалоб со стороны туристов на некачественное обслуживание не уменьшается.

      Анализ  статистики претензий туристов показывает, что из общего числа жалоб на работу турфирм только 15% приходится на те турфирмы, которые прошли сертификацию. За 1998 год из 165 фирм прошли сертификацию всего 140 предприятий. За 1997 год аннулировано действие сертификата у 7 предприятий, действие лицензии у 17, а также у 37 предприятий действие лицензий приостановлено вследствие нарушения требования Закона «Об основах туристской деятельности» и Закон РФ «О защите прав потребителей». На сегодняшний момент в Приморском крае зарегистрировано 197 туристских предприятий, имеющих право на осуществление международной туристской деятельности.

      Среди характерных нарушений следует  отметить:

  • отсутствие полной и достоверной информации о предприятии и оказываемых услугах,
  • несоответствие качества туристских услуг условиям договора. Сюда относят несвоевременное начало маршрута, проблемы прохождения таможенного и пограничного контроля, низкое качество услуг принимающей стороны, начиная с момента проживания, питания и предоставление экскурсионной программы и заканчивая их невыполнением,
  • несоответствие применяемых бланков туристской путевки и договора с клиентом требованиям законодательства в области туризма,
  • отсутствие договора между туристским предприятием и клиентом, что приводит к многочисленным жалобам и заявлениям на несоответствие оказанной услуги, информации получаемой из рекламных объявлений, проспектов и т.д.

      Объем туристских услуг оказанных туристскими  компаниями края составил 118млн. рублей, или 150 % к уровню прошлого года. Десятку  лидеров по этому показателю возглавляют  «Диалог народов», «Лотос», «Спутник», БМТ «Приморье», «Интурист-Владивосток», «Элипс-Тур», «Дальинтурист», «Фрегат-Аеро», «Приморавтотранс», «Приматур».

      Говоря  о негативных факторах, следует отметить, что существенной особенностью ситуации на рынке туристских услуг Приморского  края и России в целом являются кризисные явления.

      Наиболее  трудным для туристской отрасли  Приморья стал 1996 год и второе полугодие 1998 года. В1996 году произошло сокращение въездного и выездного туризма.

      Сокращение  въездного потока туристов было вызвано  постоянным в этой области фактором- недостатком услуг. Но помимо этого серьезное влияние на спад потока иностранцев в Приморье оказал ряд социально-бытовых проблем, пик которых пришелся на 1996 год- отключение воды, света, отопления и т.п.

      Снижение  выездного потока туристов стало  результатом действия таких причин как:

     1.   Резкое увеличение транспортных  тарифов на Российском рынке.

     2. Резкое снижение покупательской способности населения, вызванной безработицей и невыплатой заработной платы.

      Общим для обеих сфер международного туризма  фактором, вызвавшим снижение эффективности  их функционирования (в большей мере выездного потока) стал тот факт, что в 1996 году вышло достаточно много постановлений Правительства России и различных законодательных актов, которые осложнили въезд иностранных туристов в Россию и выезд за рубеж российских граждан. Можно сказать о постановлении Правительства РФ №808 от 18 июля 1996г. «О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу РФ товаров, не предназначенных для производства той или иной коммерческой деятельности» не только парализовало туристские связи со многими странами, но и ухудшило экономическое положение региона в целом. Так как зависимость края от импорта превышает 60%, большая часть промышленных и производственных товаров ввозится из стран АТР физическими лицами. Ежегодно из Приморья направляются устойчивые потоки «челноков» в основном в Китай, Южную Корею и Японию.

Информация о работе Каналы распределения турпродукта в Приморском крае и за рубежом