Каналы распределения турпродукта в Приморском крае и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования и поставленные задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, 3-х глав, заключения и библиографии.
В первом разделе дается характеристика и оценка современного состояния туризма в России Приморском крае.
Во втором разделе изучается конкурентная ситуация на рынке туруслуг города Владивостока. В главе представлены расчеты для определения уровня конкуренции турфирм города и делаются выводы о том, что рынок услуг в области въездного туризма совершенно не развит и небольшая конкуренция есть.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Перспектива развития туризма в Приморском крае
1.1Туристский бизнес в России, специфика его развития на современном этапе…………………………………………………………………………….6
1.2 Региональные особенности туристского бизнеса в Приморском крае…………….………………………………………………………………13
Глава 2.Анализ и оценка конкуренции предприятий на рынке турфирм в Приморском крае
2.1 Конкуренция как основа рыночной организации экономики…….…...23
2.2 Анализ конкурентной среды и характеристика качеств услуг туристского рынка города Владивостока…….……………………..………25
2.3 Оценка конкуренции предприятий на рынке турфирм города Владивостока…………………………………………………………….…....31
Глава 3.Каналы распределения турпродукта в Приморском крае и за рубежом
3.1 Факторы, определяющие общие направления развития международного туризма……………………………………………………………………..…35
3.2 Национальное достояние как основа турпродукта……...…….……..…42
Заключение…...…………………….……………………………………………..….47
Глоссарий ключевых слов………………………………………………………….50
Список литературы……………….………………………………………….……..52

Работа содержит 1 файл

turizm.doc

— 302.00 Кб (Скачать)
 

      Современное развитие туризма в России характеризуется  наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик.

      С одной стороны, современное состояние  туризма в России расценивается  как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным их несоответствием потребностям населения в туристских услугах.

      С другой стороны, отмечаются высокие  темпы строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам. Значительное увеличение выездов россиян в зарубежные поездки, рост числа туристских организаций по всей территории России.

      По  прогнозу Всемирной Туристской Организации  к 2002 году Россия может войти в первую десятку стран – самых популярных направлений туризма. По оценке экспертов ВТО, Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2.5% мирового рынка въездного туризма. Прирост в процентном отношении в 1999 году по сравнению с 1998 годом составил 5,23%. До кризиса туризм был одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей российской экономики, причем развивающийся, практически, без государственного участия. По данным Всемирной туристской организации по доходам от туризма Россия в 1999 году заняла 15-е  место в мире, опередив Грецию, Турцию, Бельгию и Нидерланды. По усредненным оценкам разных организаций, из-за отсутствия статистических данных по туристскому бизнесу в России за последние годы, к началу 1998 года в России насчитывалось 9-12 тыс. туристских организаций. Число людей прямо или косвенно занятых в системе услуг гостеприимства (с учетом сотрудников туристских фирм, гостиниц, аэропортов, транспортных компаний, музеев, кафе, ресторанов и т.д.), достигло 8 млн. человек. Объем услуг, предоставленных иностранным туристам в России в прошлом году, оценивается, как минимум, в 1 млрд. долларов (расходы туристов на проживание в гостиницах и других средствах размещения, питание, экскурсионное обслуживание, культурно-зрелищные мероприятия, сувениры и т.д.)

      В настоящее время Россию посещает порядка 17,5 млн. иностранцев в год (в т.ч. с целью туризма только 2,5 млн. чел. в год- 14,3% от общего объема). В этих условиях абсолютно правильно делать ставку на развитие туризма, как фактор, способный решить не только многие социально-экономические проблемы страны, но и обеспечить определенное положение России в ряду наиболее привлекательных для туристов стран мира.

      Для решения этих проблем российское правительство 26 февраля 1996г. утвердило разработанную ГКФТ России Федеральную программу развития туризма в российской Федерации. Программа будет проводиться в два этапа. Первый этап рассчитан на вывод туризма из состояния структурного кризиса, формирования правовых и организационных механизмов его защиты, а так же предполагает развитие материальной базы в рамках реконструкции и завершения строительства туристских объектов, расположенных в районах с наиболее высоким туристским потенциалом.

      Таким образом, у России есть большой потенциал развития туризма, но для этого нужна огромная поддержка государства причем, поддержка реальная в виде льгот и инвестиций.

      Должна  осуществляться целенаправленная программа  мероприятий по поддержке государством туризма. Данная поддержка должна проводиться в 2-х направлениях. Первое направление должно затрагивать систему фискальных мероприятий обеспечивающих прямое или косвенное лоббирование экономических интересов турфирм. Второе направление- это создание социальных условий для развития туризма.

      По  мнению зарубежных экспертов, Россия могла  бы принимать в год 70 - 80 млн. человек  в год, что позволило бы стране ежегодно получать около 25 млрд. долларов США, причем большую часть в свободно конвертируемой валюте.

В иностранном  туризме выделились две составляющие:

       1) обмены с бывшими республиками  СССР (страны СНГ и Балтии);

       2) обмены со странами дальнего  зарубежья.

     Обмены  со странами СНГ и Балтии занимают лидирующее положение в иностранном  туризме РФ. Основные цели поездок  россиян в эти страны частные, т.к. сохранились родственные связи населения. Организованный туризм развит слабо, в силу того, что в экономиках бывших республик СССР происходят аналогичные процессы, цены на туры находятся на уровне мировых, а качество услуг далеко от международных стандартов.

       Распределение потоков по целям в страны дальнего зарубежья и из них в Россию более равномерно.

       Структура выезда и въезда по регионам мира изменилась незначительно. Большинство обменов  по-прежнему происходит со странами Европы. Основными европейскими партнерами России по туризму в основном являются крупные фирмы, например, немецкие TUI и LTU. TUI обслужила 8,6 млн. клиентов на 10,6 млрд. немецких марок, LTU - соответственно 6,1 млн. и 6,9 млрд. Это обстоятельство ставит отечественных туроператоров в зависимость от иностранных партнеров, заставляет соглашаться на менее выгодные условия сделок и на оплату услуг дополнительного звена посредников, что ведет к повышению цен на турпродукт.

     Коренные  изменения произошли в структуре  потоков по странам дальнего зарубежья. До 1992 г. СССР осуществлял туристские обмены в основном с бывшими странами СЭВ. Начиная с 1992 г. основными и постоянными партнерами России по туризму стали Китай, Финляндия, Польша, Турция, Германия. Независимо от целей поездок они входят в 10 основных стран выезда граждан РФ. Необходимо отметить также, что организованные туристские поездки в основном представляют  “челночные” туры, основу программы которых составляет посещение магазинов и оптовых баз.

     Развитие  “челночного” туризма в России объясняется тем, что в сложившейся экономической ситуации в стране в наиболее тяжелые условия наряду с отраслями инвестиционного комплекса, производителями промышленной продукции попали и производители потребительских товаров. В результате произошло дальнейшее нарастание дефицита товаров народного потребления, и их импорт стал приносить большие прибыли. Кроме того, на территории РФ действует упрощенный порядок перемещения физическими лицами товаров через границу, не предназначенных для производственной деятельности. Это способствует формированию значительного числа шоп-туров (60 % от всех путешествий в страны дальнего зарубежья).

       Российские  “челноки” ездят в основном в  Китай, Турцию, Польшу и Финляндию, поэтому  именно эти страны лидируют в списке основных стран выезда граждан РФ с целью туризма.

За годы существования “челночный” бизнес пережил ряд постановлений, ограничивающих его возможности. Но до сих пор  остается достаточно доходным видом  деятельности. Сегодня “шоп-туры”  соединяют в себе помимо коммерческих и рекреационные цели, и это является позитивным изменением.  

       Туризм  стал отраслью, не мобилизующей валютные поступления в страну, а каналом  утечки валюты. В расчете на одного посетившего Россию приходится 660 долларов, а на одного выехавшего - 1142, или в 1,7 раза больше.

       Таким образом, за годы перемен туристская отрасль страны существенно изменилась. Наибольшее развитие получила посредническая и торговая деятельность в туризме, обслуживающая в основном зарубежных операторов. Большинство созданных за последние годы турфирм занимаются именно этим видом деятельности, приносящим наибольшие прибыли. Даже те туристские предприятия, которые в недавнем прошлом осуществляли только операторскую деятельностью (производственную), теперь существуют в большей мере за счет агентской деятельности. Поэтому в наиболее тяжелом состоянии оказался въездной и внутренний туризм.

В условиях формирования и становления рыночных отношений в России развитие туристского  бизнеса происходит под влиянием позитивных и негативных факторов. Первые способствуют активизации деятельности на рынке туристских услуг. К ним относятся:

      - разрушение государственной монополии  и формирование частной собственности  на средства производства;

     -формирование  связи производства и потребления через платежеспособный спрос;

     -баланс движение и совершенствование факторов производства под воздействием спроса;

     -усиление  конкуренции на рынке;

     -либерализация  внешнеэкономической деятельности.

Негативные  приводят к неравномерности в  развитии и усугубляют кризисные явления. Основными из них являются следующие:

      -стремительное  разрушение экономико-организационной  системы, существовавшей долгие  в туризме;

            -отсутствие продуманной  государственной политики развития  и регулирования туризма в  новых условиях, основанной на комплексном анализе рынка и механизма, координирующего деятельность всех предприятий туристского сектора экономики;

      -недооценка  общих закономерностей развития  рынка туристских услуг и специфики  предлагаемого на нем продукта;

      -нехватка  кадров высокой квалификации в туристском бизнесе.

     Для выравнивания ситуации на рынке туристских услуг России, на наш взгляд, в  настоящее время необходимо:

  • проведение комплексного исследования рынка туристских услуг на региональных уровнях и внешняя оценка финансово-экономического состояния туристского бизнеса;
  • широкое внедрение наиболее прогрессивных методов и форм маркетинга на различных хозяйственных уровнях;
  • разработка гибких и открытых программ развития туризма в стране в целом и в регионах с учетом их специфики;
  • активизация деятельности общественных объединений предприятий          туризма  и туристского комплекса в целом для поддержки малого бизнеса и облегчения его маркетинговых функций.
 

     1.2 Региональные особенности  туристского бизнеса

     в Приморском крае 

    В настоящее время Приморский Край стабильно занимает 4-е место в  Российской Федерации по предоставлению туруслуг (после городов Москва, Санкт-Петербург и Краснодарского края).  В крае имеется достаточный  потенциал для развития туристической  отрасли. Прежде всего, это географическое и геополитическое положения края в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Огромное значение для развития туризма в Приморье имеют так же уникальные природные богатства района и неповторимое сочетание множества различных культур, населяющих край.

    Определенный  интерес в этом смысле представляет Дальний Восток. Он занимает уникальное экономико-географическое положение  в России и в Азиатско-Тихоокеанском  регионе (АТР), граничит с Северным Ледовитым  и Тихим океанами, соседствует  с США, Японией, Китаем и Северной Кореей. Регион расположен на кратчайших путях из стран Западной Европы в страны АТР, по его территории проходят Транссибирская и Байкалоамурская железные дороги, являющиеся мощными магистральными системами и выходящие в незамерзающих портах Дальнего Востока к океану. Традиционно Дальний Восток считается регионом богатым природными ресурсами, многие из которых имеют рекреационные свойства. Можно выделить несколько видов рекреационных ресурсов:

    1. Пляжно-акваториальные. Заключаются  в возможности использовать песчаные и мелкогалечные пляжи, а также прибрежные воды для соответствующих видов отдыха. Возможная емкость этих ресурсов оценивается в 1 млн. человеко-посещений за год;

    2. Спортивные:

      а) спортивно-промысловые. Заключаются  в возможности практически повсеместно проводить спортивную охоту, любительское рыболовство, сбор дикоросов (возможная емкость при расширении охватываемой территории соответственно - 0.5, 1, около 2 млн. человеко-посещений в год);

      б) зимне-спортивные. Дают возможность организовывать практически все известные виды спортивного отдыха зимой (возможная емкость около 2 млн. человеко-посещений в год по фактически сложившимся зонам и неограниченная при их расширении);

      в) летне-спортивные. Создают благоприятные  условия для спортивного отдыха летом (возможности неограниченны);

    3. Лечебно-оздоровительные. Заключаются  в использовании целебных свойств  минеральных и/или термальных  источников, грязей и т.п., Возможная  емкость системы санаторно-оздоровительных  учреждений около 2 млн. санаторных больных в год. На территории Дальнего Востока расположено немало культурно-исторических и природных памятников. Такое разнообразие туристско-рекреационных ресурсов открывает большие возможности для развития практически всех видов туризма.

Информация о работе Каналы распределения турпродукта в Приморском крае и за рубежом