Глобальные тенденции и перспективы развития гостиничной индустрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 23:02, дипломная работа

Описание работы

Структура дипломной работы включает в себя три главы (теоретиче-скую, аналитическую и рекомендательную), введение, выводы и предложе-ния, список использованной литературы. В ходе работы были использованы данные нормативных актов, публикации зарубежных и отечественных авторов, статьи периодических тематических изданий и Интернет-сайтов.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
1. Современные методы организации управления в мировой гостиничной
индустрии...................................................................................................................6
Современное состояние мировой гостиничной индустрии............................6
Модели управления в гостиничной индустрии..............................................14
Нормативно-правовое регулирование в гостиничной индустрии................22
2. Анализ тенденций развития российского рынка гостиничных услуг.............30
2.1. Анализ функционирования мировых гостиничных цепей в России............30
2.2. Анализ тенденций формирования национальных гостиничных цепей.......35
2.3. Использование мирового опыта в сфере гостиничных услуг
в Республике Татарстан...........................................................................................48
3. Перспективы развития гостиничной индустрии...............................................53
3.1. Глобальные перспективы развития гостиничной индустрии.......................53
3.2. Пути совершенствования и возможности применения мирового опыта
гостеприимства на национальном рынке..............................................................58
Выводы и предложения...........................................................................................62
Список использованной литературы......................................................................68
Приложение 1..............................

Работа содержит 1 файл

Исправленное Глобальные тенденции и перспективы развития гостиничной индустрии.doc

— 540.50 Кб (Скачать)

     Однако  существующие гостиничные операторы обладают важным качеством, которое позволяет им выжить. Единственное достоинство российских сетей по сравнению с западными - это их гибкость. Например, они не требуют базового вознаграждения за свои услуги. Кроме того, экономят на затратах: инфраструктурный ремонт, который они делают, не требует качественных вложений. С другой стороны, существенный спрос и отсутствие конкуренции позволяют им заработать на росте рынка. Например, по данным руководителя отдела консалтинга Praedium Елизаветы Эстриной [20], за последний год стоимость проживания в пятизвездочном московском отеле выросла в среднем на 78,4 %, в четырехзвездочном - на 40%. Потому окупиться «новые русские» отели могут значительно быстрее восьми лет.

     В результате в России появилось несколько компаний, которые позиционируют себя как гостиничные сети. По мнению экспертов, лидерами этого сегмента рынка являются «Аmaks Grand Hotels», «Heliopark Hotels & Resorts», «Азимут менеджмент групп» и «Интурист отель групп». У всех этих компаний - различная история, и каждая из них пытается решить проблему конкурентоспособности по-своему. Однако эксперты не исключают, что в будущем некоторые из них могут либо объединиться, либо продать свои объекты профильным компаниям.

    Компания  «Heliopark Group» появилась на рынке в 2001 году, выкупив старый санаторий «Мособлинжстроя» на деньги, заработанные на собственной сети магазинов меховых и кожаных изделий марки «Christ». Покупка обошлась в $400000, а дополнительные вложения составили $2,5 млн. Во второй проект, отель «Heliopark Thalasso» в 14 от МКАД по Новорижскому шоссе, владелец «Heliopark Group» был приглашён уже в качестве соинвестора и руководителя управляющей компании.

     По  мере развития «Heliopark Hotels & Resorts» стал основным брендом сети, а управляющая компания стала называться «Heliopark Group». В 2005 году она получила в управление первую гостиницу в ближнем зарубежье - на Украине. Сейчас управляет 15 отелями, в том числе гостиницей на 71 номер в Баден-Бадене (Германия).

     В настоящий момент компания развивает три направления: это городские, курортные и клубные отели. Именно позиционирование отелей различной направленности под единым брендом эксперты называют одним из недостатков сети.

     Другим  недостатком, отражающим тренд всего  сегмента, участники рынка называют то, что большая часть отелей Heliopark находится в полной или частичной  собственности управляющей компании.

     Гостиничная сеть Amaks считается самой крупной  среди российских компаний, работающих в этом сегменте. Под ее управлением  находится более 3100 номеров в разных городах России. Владельцами сети являются три партнера из Перми: Дмитрий Златкин, Александр Аспидов и Валерий Гараев.

    Сегодня в сеть входит 15 комплексов в различных  городах России: Перми, Уфе, Великом Новгороде, Владимире, Казани, Ессентуках и т.д. Практически все объекты, приобретенные изначально как действующие гостиничные комплексы, представляли собой гостиницы советской постройки, находящиеся в полуразрушенном состоянии. Теперь компания завершает реконструкцию своих отелей. В общей сложности Amaks уже потратил на эти нужды более $40 млн.

     Примерно половину выручки компания получает за счет инфраструктуры: развлекательных центров, казино, SPA-салонов. В самой компании оценивают перспективы своего развития очень высоко. Новым проектом для сети Amaks станет возведение загородного отеля в Подмосковье класса 4 звезды на 240 номеров, который будет введен в эксплуатацию в первом полугодии 2009 года.

    Особое  положение среди российских гостиничных  сетей занимает «Интурист». В свое время наследство главного туроператора СССР было поделено множеством различных компаний, и структуре ВАО «Интурист», входящей в АФК «Система», пришлось небольшими пакетами выкупать у них акции отелей. Затем в 2003 году появилась «Интурист отель групп», которая с 2006 года позиционируется как гостиничная управляющая компания.

     В настоящее время в собственности  ВАО «Интурист» и под управлением «Интурист отель групп» находится 4 гостиницы: пятизвездочный «Savoy Westend Hotel» в Карловых Варах, отель «Principe» в итальянском Форте-дей-Марми, а также два московских трехзвездочных – «Космос» и «Пекин». Кроме того, «Интурист отель групп» управляет четырехзвездочными гостиницами в Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Ростове Великом и Угличе. Однако, по мнению экспертов, вряд ли можно утверждать, что они достались управляющей компании в рамках конкурентной борьбы. В частности, пятилетнее управление гостиницей «Октябрьская» в Нижнем Новгороде является частью соглашения о ее ремонте, подписанного в апреле 2006 года главой АФК «Система» Владимиром Евтушенковым и губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым. В свою очередь угличская «Москва» построена в рамках межрегиональной программы правительства Москвы, участником которой является ВАО «Интурист». При этом, по словам аналитиков, «Интурист» пока вряд ли можно назвать национальной сетью. Во-первых, из-за неоднородности управляемых объектов, а во-вторых, потому что 1700 из 2500 номеров, находящихся в его ведении, приходится на гостиницу «Космос». Помимо неумения конкурировать в условиях свободного рынка, недостатком «Интуриста» эксперты считают отсутствие единого бренда.

     Помимо  уже перечисленных есть такие, как:

     - «RSL», г. Сочи - российская компания, имеющая договор мастер-франчайзинга с международной гостиничной сетью Radisson SAS Hotels & Resorts;

     - компания «Международное академическое агентство Наука», осуществляющая управление тремя московскими объектами «Академическая», «Спорт», и «Узкое»;

     - Компания «Софт-Проект»;

     - «Стабильная линия», реализующая проект создания сети малых гостиниц в Москве (порядка 20) [23];

     - проект создания цепи, принадлежащей  компании «Корстон», созданной на базе «Комплекса гостиницы «Орленок» и другие;

     Отрадно отметить, что и в регионах есть цепочки, есть свои управляющие гостиничные компании. ОАО «Иркутскэнерго» создает дочернюю туристическую компанию «Гранд Байкал», которой были переданы в управление санатории, пансионаты, дома отдыха и гостиницы в Иркутске и области.

     Новгородская  управляющая компания «Новтуринвест», созданная в 1995 г. для управления гостиницей «Береста Палас» в Великом Новгороде, в дальнейшем приобретает гостиницу «Волхов», ресторанный комплекс «Хольмгард», получает многочисленные предложения по приобретению и управлению гостиниц в Старой Руссе, Валдае, Великом Новгороде, турбаз в Новгородской области [23].

     Определенную  известность получили подмосковные дачные отели под маркой «Холидей». В собственности компании «Истра-Холидей» находятся два дачных отеля «Истра-Холидей» и «Лада-Ходидей» в Подмосковье, а также коттеджный поселок «Новое время».

     «Пермтурист» - правопреемник «Пермского областного совета по туризму и экскурсиям» - управляет пятью гостиницами: «Урал» и «Алмаз Урала» в Перми, «Сталагмит» в г.Кунгур, «Волна» в г. Чайковский и «Северный Урал» в г. Чердынь.

     Как видно из обзора прослеживаются различные  формы управления. Это и корпоративный  менеджмент, возникающий при попытках крупных собственников структурировать  управление своей недвижимостью, и возникающий вследствие разрастания бизнеса отдельных успешных гостиничных предприятий. Это и случаи, когда функции гостиничных управляющих компаний берут на себя российские туристические фирмы, постепенно обрастающие гостиничной собственностью. Но, главное, создаются новые профессиональные гостиничные управляющие компании, которые с первого дня работают по четко проработанной концепции и сразу же разрабатывают технологические стандарты.

     В этих компаниях аккумулирован опыт хотельеров, знающих специфику отрасли не понаслышке, умеющих применять имеющийся опыт в решении задач антикризисного управления гостиничными предприятиями, создании единых стандартов, возможности создания механизмов контроля качества обслуживания, показавших на примере собственных гостиниц способность эффективно управлять, имеющих достаточно средств для инвестирования в новую инфраструктуру гостиниц и т.п. 
 

     2.3. Использование мирового опыта в сфере гостиничных услуг

     в Республике Татарстан 

     Среднегодовая заполняемость гостиниц Татарстана не превышает 35%, но  этот показатель не дает полного представления об истинном положении вещей.  Так, в периоды пиковой нагрузки (летний сезон, школьные и студенческие каникулы, проведение сколько-нибудь крупных мероприятий) наблюдается острая нехватка средств размещения, тогда, как в другое время   гостиницы испытывают дефицит посетителей. Сезонность в работе гостиниц могла бы быть снята при устойчивом развитии туризма в республике и более тесном контакте гостиничного хозяйства  с турфирмами, осуществляющими прием туристов.

       На сегодняшний день очень  ограничена типология объектов  туристского обслуживания. Отсутствуют многофункциональные комплексы, музеи-гостиницы, мотели на основных въездах в  крупные города республики, гостиницы  и хостелы для дешевого размещения студентов и школьников, клубные гостиницы, где размещается клиентура с определенными общими интересами (бизнес, спорт, культура, живопись, кулинария, косметология и т.п.), апарт-отели (гостиница для длительного проживания с номерами квартирного типа) и многие другие виды объектов, присущих  туристским центрам. Особая проблема – отсутствие средств размещения туристского класса в республиканских туристских «жемчужинах»: Болгаре, Билярске, Свияжске, оставляют желать лучшего гостиницы Елабуги и Чистополя.   Для  большинства гостиниц  характерен резкий контраст между номерами «люкс» и другими, которые не подлежат никакой классификации. Общим недостатком гостиничного хозяйства является отсутствие квалифицированных гостиничных кадров, что сказывается на уровне культуры обслуживания, а также явно недостаточное применение современных гостиничных технологий в практике работы предприятий размещения туристов (автоматизация гостиничного процесса, реклама и информация, спектр услуг и др.).

     На  период 2006 г. в Республике Татарстан функционировало коллективных средств размещения в количестве – 248 ед.

     Общее количество мест размещения на 10000 населения  на территории Республики Татарстан  в 2003г. составило 74,9 ед., в 2004г. – 78,6 ед. и в 2005г. – 73,4 ед.

     На  конец 2007 года в г. Казани функционировало 42 гостиницы с общим количеством мест – около 4000. По сравнению с началом 2006 года гостиничный фонд увеличился на 16%. Ежегодно наблюдается увеличение процента загрузки гостиниц. В 2004 году средняя загрузка составила 45%, в 2005 году – 52%, за 2006 год – 53%. За первое полугодие 2007 года около 50%, против 47% за аналогичный период прошлого года. Количество ночевок в 1 полугодии 2006 года – 290 тыс., в 1 пол. 2007 года – 320 тыс. (рост 10 %). Таким образом, при средней стоимости номера в гостинице города в размере 1800 руб. и при загрузке в 320 тыс. человеко-суток, выручка гостиничного хозяйства за полгода составила почти 600 млн. рублей.

     Казань  относится к категории многофункциональных  городов, экономика которых основана не только на туризме. Город обладает развитой социокультурной инфраструктурой. Ежегодно наблюдается рост туристической привлекательности г. Казани. Это отражается и на загруженности гостиниц города. Так, в 2004 г. средняя загрузка составила 45%, в 2005 г. — 52%, в 2006 г. — 57% [8].

     Необходимо  отметить, что при наблюдающейся  положительной динамике роста количества туристов, до сих пор не достигнут желаемый уровень. Для Казани как для города-миллионника ежегодное количество туристов должно составлять 1 млн. человек [8]. Такое количество туристов станет дополнительным импульсом стабильного развития города при условии, что это не отразится на состоянии памятников истории и архитектуры, посещаемых экскурсантами. В настоящее время мы проводится политика стимулирования развития туризма, создаются условия для прибывающих в Казань гостей. Проблема «вместимости» для города не является актуальной, пока туристическая посещаемость не достигает желаемого уровня. Как только количество туристов начнет превышать численность населения города, станет необходимым принятие мер по ограничению туристического потока, таких как налоги на туризм, увеличение стоимости тура и др. Но целесообразней создавать дополнительные условия по приему туристов, обустраивать зоны массового посещения туристами, расширять и создавать новые территории, привлекательные для туристов.

    В планах инвесторов — возведение в  Казани гостиниц в основном 4-5 звезд. При этом в основном в городе действуют  мини-отели местных компаний. К гостиничному сегменту Казани сейчас присматриваются московские и зарубежные операторы. Например, о своем интересе к отельному бизнесу в Казани заявляли Hilton и Marriott [7].

Информация о работе Глобальные тенденции и перспективы развития гостиничной индустрии