Формирование стратегии устойчивого развития туризма в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Изучена сущность и содержание туризма как вида экономической деятельности;
Проведён анализразвития туризма в Республике Беларусь на современном этапе;
Изучены стратегии и основные направления развития туризма ирегиональной туристской политики в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2009.doc

— 285.00 Кб (Скачать)

     Реализация  данных мер позволит интегрироваться  в мировые туристско-информационные сети и повысить качество рекламно-информационного сопровождения туристского потенциала республики, сформировать благоприятный имидж страны как туристского региона и наиболее полно интегрироваться в мировое туристическое сообщество. 
Выполнение маркетинговых мероприятий позволит повысить эффективность использования туристских ресурсов и увеличить долю экспорта в 1,5 раза. [10]

     Влияет  ли неразвитость информационных технологий на развитие туризма в Республике Беларусь?

     Абсолютно все предприятия, кроме «Олен-тур», считают, что в Беларуси информационные технологии развиты не хуже чем в  соседней России или Западной Европе, и белорусский туризм в связи с этим сложности не испытывает.

     Однако  в Беларуси нет хорошего программного обеспечения по ведению внутреннего  рынка (тематический туризм). Внутренний рынок совершенно не исследован. Все  туристские фирмы не имеют общей информационной системы, не сотрудничают между собой, не владеют услугами, которые предоставляют другие фирмы, нет собственных информационных систем разработанных под туристскую деятельность, нет выхода на зарубежный рынок посредством телетестовой и телетекстовой рекламы в интернете, нет собственных сайтов в интернете, работают только на внутренний рынок (на отправку туристов).

     Влияет  ли «культурный шок» на приезд туристов из других стран?

     По  мнению руководителей турфирм данной проблемы не существует, а если она и есть, то с этим ничего не поделаешь.

     Однако  существует множество барьеров. Один из них – это социально-экономическое  положение путешественника. Как  правило, чем оно ниже, тем ниже и приспособляемость к изменившимся условиям. Второе – языковой барьер. Разумеется, если человек может свободно объясниться с персоналом отеля, в магазине, ресторане и т.п., он чувствует себя намного уверенней. Третье – возраст, пол, образование. Как показали исследования, проще воспринимают культуру чужой страны молодые мужчины с высоким уровнем образования. Женщины, пожилые люди обоих полов, а также те, которые не имеют высшего образования, менее склонны видеть рядом с собой нечто чуждое. Четвёртое – национальные особенности. Приспосабливаемость к новой культуре обратно пропорциональна разнице в культурах. Иными словами, чем более родственны культуры родина туриста и страны, куда он отправился отдыхать, тем легче ему будет приспособиться к пребыванию в непривычных условиях.

     Есть  много различных способов снять эти барьеры. Для этого необходимо:

  • вручать приветственный сувенир каждому туристу;
  • в один из первых дней отдыха (путешествия) необходимо провести встречу с гидом для получения информации и разъяснений по запланированным и возможным дополнительным услугам;
  • выдача туристам после завершения туров специально разработанных дипломов, грамот, значков о пройденном маршруте и т.п.
  • предоставление туристам рекламных листовок, буклетов, путеводителей и справочников о месте отдыха и по возможности бесплатно и на их родном языке;
  • клиент должен быть освобождён от всех неприятных и сложных вещей (от обременительных организационных забот, заказа транспортных билетов и средств, театральных и концертных билетов, ожидания всякого рода обслуживания и т.д.);
  • Оптимальность обслуживания, т.е. соответствие всех видов услуг одному уровню обслуживания, соответствие всех услуг тематике тура, адресную направленность тура на определённую целевую группу потребителей, заблаговременное согласование программ обслуживания, гибкость программ (возможность замены тех или иных услуг), рациональное содержание обслуживания по количеству предоставляемых услуг. [6, с.38]

     Проблема  нашей страны – это не знание английского языка. Для этого необходимо улучшить систему образования и изменить методику образования. Турист, который приезжает в Беларусь не может рассчитаться во многих магазинах пластиковой картой международного образца, многие магазины принимают только наличные белорусские рубли. А в придорожных кафе иностранную валюту не принимают, а ближайший обменник находится в 50 километрах. В ресторанах и магазинах нет меню и ценников на английском языке. Всё это отрицательно влияет на то, как уютно и комфортно будет чувствовать себя турист, и захочет ли он во второй раз посетить Беларусь.   

     3.3.4 Основные направления развития туризма 

  Транзитный и трансграничный туризм. 

     Исходя  из геополитического положения страны программой предопределено:

  • развитие придорожной сети туристской инфраструктуры, позволяющей организовать отдых в течение нескольких дней, с посещением туристских достопримечательностей, расположенных вдоль автомагистралей и транспортных коридоров;
  • организация трансграничных туристских маршрутов, включающих посещение туристских объектов пограничных государств;
  • создание туристских центров вдоль основных транспортных коридоров, в первую очередь, на основе малых исторических городов с ценным историко-культурным наследием (Мир, Несвиж, Слоним, Заславль, Кобрин, Коссово и др.). [10]

     Влияет  ли отсутствие наличия  придорожных кафе, мотелей, гостиниц, АЗС на приезд и задержку на территории Республики Беларусь иностранных туристов?

     Фирма «Колумб» считает, что в Беларуси достаточно хорошо развит придорожный  сервис и это не влияет на задержку и приезд к нам иностранных  туристов.

     Однако  фирмы «Олен-тур», «Ветразь» и «Елена» считают, что это является существенным тормозом в развитии туризма. Иностранный гражданин проезжая Беларусь и видя такую обстановку старается как можно быстрее проехать территорию страны.

     Для улучшения ситуации, необходимо заинтересовать инвесторов, чтобы они вкладывали свой капитал в данную отрасль. Для этого необходимо пересмотреть налогооблагаемую базу, создать максимально выгодные условия для вложения средств. 
 
 

      Познавательный туризм. 

     Для развития познавательного туризма  предусматривается использование богатого культурно-исторического наследия Республики Беларусь и общности истории и культуры Беларуси со странами-соседями.

     Программой  предусматривается:

  • создание условий для формирования туристско-экскурсионных маршрутов для разных категорий населения по местам важных исторических событий и деятельности выдающихся исторических личностей народов, проживающих на территории нашей республики;
  • более эффективное использование возможностей имеющихся туристских ресурсов для организации ностальгических туров для выходцев из Беларуси и их потомков, проживающих сейчас в других странах;
  • более активное вовлечение молодежи к путешествиям по родному краю в целях воспитания уважения к историческому прошлому. [10]

       На территории Республики Беларусь находиться множество исторических памятников, находящихся в ужасном состоянии. Государство к их восстановлению прилагает очень мало усилий. Испытывает ли белорусский туристский бизнес в связи с этим сложности? Какие вы видите пути выхода из данной проблемы?

     Сложности есть в том, что очень много текста, а очень мало действий, и то чем можно в этих исторических местах заинтересовать туриста. Нужно не только эти места отреставрировать, но проводить мероприятия, которые смогли бы заинтриговать приезжих туристов. К примеру, Рыцарские бои – это пока единственный на территории Беларуси пример достойный подражанию. К примеру, Туров. Туристов одним замком и памятником не заинтересуешь. Есть текст: что было и как было, а теперь нужно сделать реальность, так чтобы турист смог окунуться в прошлое.

     Очень многие исторические места на данном этапе развивают только потому, что  это выгодно политике государства, которую оно проводит , но не как  не экономике. К примеру, Несвижский замок, остались одни руины, которые  в будущем  маловероятно смогут принести прибыль. А вот замок в деревне Грушевка, Ляховичского района, намного красивее Несвижского замка, однако его никто не развивает. Также существует множество отличных усадеб, таких как Ястрембель, Павлиново, которые в настоящее время находятся в запустении.

     Среди архитектурных памятников следует  также отметить шедевры древних школ зодчества ХI-ХII вв. (Софийский собор и Спасо-Преображенская церковь в Полоцке, Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно, Благовещенская церковь в Витебске), средневековые памятники военно-оборонительной архитектуры (Каменецкая башня-донжон XIII в., руины замков в Новогрудке, Гродно, Лиде (восстановлен), Крево, Гольшанах, дворцово-замковые комплексы в Мире и Несвиже), уникальные храмы оборонного типа в Сынковичах (Зельвеиский район), Мурованке (Щучинский район), Комаях (Поставский район), богатое наследие барокко (Гродно, Пинск, Несвиж, Слоним, Минск и др.), памятники эпохи классицизма (дворцово-парковый ансамбль в Гомеле, руины дворцов в Коссово и Ружанах) и др. [11]

     Пути  выхода из данной проблемы все турфирмы видят в том, что историческое наследие, пока оно не пришло в негодность, необходимо отдать в частную собственность, и не строить помех со стороны  местных органов власти, которые  так не считают, однако альтернативы предложить не могут.

    Агроэкотуризм 

   Программой  предусматриваются следующие направления  развития агроэкотуризма:

  • создание туристских деревень с традиционной народной архитектурой на основе существующих сельских поселений, расположенных в живописной местности;
  • активизация использования резервов сельского населения посредством организации сельских туров с проживанием и питанием в деревенских домах, усадьбах;
  • создание агротуристских комплексов на базе сельскохозяйственных производственных кооперативов;
  • создание условий для ознакомления с природным потенциалом Республики Беларусь, активного отдыха на природе, в том числе:
    • организация туристских походов с проживанием в палатках, приготовлением пищи на костре;
    • организация эколого-образовательных и эколого-просветительных туров для разных возрастных и социальных групп населения, в том числе групп, специализированных по интересам (уникальные ландшафты, ценные водно-болотные или лесные угодья, знакомство с флорой и фауной, редкими и исчезающими видами растений и животных и т. д.);
    • фотоохота на представителей животного и растительного мира, находящихся в естественных условиях.

     Разновидностью  агроэкотуризма может стать водный туризм.  
Данный вид туризма может быть реализован в виде краткосрочных прогулок на пассажирских судах, включенных в комбинированные многодневные туристские маршруты и путешествия белорусских и иностранных туристов на комфортабельных судах по водным путям республики.  
С учетом географического расположения судоходных рек Беларуси, развитие данного вида туризма предусматривается на:

  • Днепро-Бугском канале и реке Припять от Бреста до Мозыря;
  • реках Березина, Днепр, Сож от Борисова до Гомеля.

     Организация и проведение водных маршрутов на спортивных судах типа "байдарка", малогабаритных (до 6,5 м) весельных лодках по Березинской водной системе, Августовскому, Огинскому, Днепро-Бугскому каналам.

     Создание  пунктов проката с флотом (лодки прогулочные, походные, байдарки, каяки, водные велосипеды), групповым и личным туристским снаряжением, необходимым инвентарем для активного отдыха. Программой предусмотрено строительство пассажирских судов и плавсредств соответствующего класса и уровня комфортности, создание береговой и плавучей инфраструктуры в опорных точках маршрутов. [10]

     Актуальность  аграрного туризма основывается на том, что туристская сфера сельхозпредприятий может предложить полный набор услуг, исходя из оплаты туродня в размере 30 – 50 тыс. бел. рублей. Кроме того, здесь предусматриваются чисто агротуристические формы обслуживания клиентов: водный и пешеходный туризм, проведение охотничьих и рыболовных мероприятий, заготовка грибов и ягод, приключенческий туризм. [7, с.27] 

       Спортивный туризм 

     Рост  популярности здорового образа жизни, спортивные традиции, доступность использования  имеющейся инфраструктуры предопределили два основных направления в развитии спортивного туризма:  
организация спортивных походов (водных, пеших, конных, велосипедных, лыжных) и других туристско-спортивных мероприятий, в которых туристы являются участниками; посещение крупных спортивных соревнований, где туристы являются зрителями.

     Развитие  этих направлений спортивного туризма  предусмотрено осуществлять как  для жителей республики, так и для иностранных туристов.

     Развитие  активных форм туризма, связанных со значительными физическими нагрузками, ориентировано на молодежь и физически здоровых людей среднего возраста.

Информация о работе Формирование стратегии устойчивого развития туризма в Республике Беларусь