Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 16:44, курсовая работа
Изучена сущность и содержание туризма как вида экономической деятельности;
Проведён анализразвития туризма в Республике Беларусь на современном этапе;
Изучены стратегии и основные направления развития туризма ирегиональной туристской политики в Республике Беларусь.
Третья модель преобладает в европейских государствах и состоит в том, что вопросы развития туристской деятельности страны решаются на уровне какого-либо многоотраслевого министерства. Чаще всего это министерство с «экономическим уклоном». При этом подразделение данного министерства, занимающееся вопросами туризма, осуществляет деятельность двух направлениях: решает глобальные вопросы государственного регулирования (разработка нормативно-правовой базы, координация деятельности регионов, международное сотрудничество на межгосударственном уровне, обработка статистической информации) и проводит маркетинговую деятельность, участвует в выставках, управляет туристскими представительствами за рубежом. [2, с.43]
В Беларуси сложилась своя система управления, чем-то похожа на третью. На данный момент в Беларуси сверхцентрализованная административная система, базирующаяся на доминировании государственных форм собственности.
Управление туристским комплексом реализуется в рамках организационной структуры, включающий три уровня: макроэкономический, мезоэкономический и микроэкономический.
Макроэкономический уровень. Общее руководство туристским комплексом осуществляет Правительство Республики Беларуси, во главе с президентом Республики Беларусь.
Функции, связанные с контролем за соблюдением государственных интересов области туристской индустрии, выполняет Министерство спорта и туризма, Департамент туризма Минэкономики Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и др.
Существенную роль в регулировании туристского бизнеса играют Министерство финансов и Национальный банк Республики Беларусь, которые определяют порядок финансирования и кредитования туристской деятельности, издают нормативные документы по этим вопросам.
Либерализация туристской деятельности, увеличение количества организаций, занимающихся туризмом, не означает отказа государства от контроля за осуществлением ими туристской деятельности. Усиление этого контроля направлено прежде всего на своевременное возвращение валютной выручки в Беларусь.
Наряду с экономическими рычагами воздействия используются и административные методы правительственного регулирования деятельности туристских организаций для повышения качества работы на рынке. Это прежде всего лицензирование и сертификация туристских организаций.
Лицензия на осуществление международной туристской деятельности является официальным документом, который разрешает осуществлять международную туристскую деятельность на всей территории Республики Беларусь в течение установленного срока (пять лет) и определяет условия её осуществления. Лицензирующий орган вправе приостановить действия лицензии или аннулировать её в случае предоставления лицензатором соответствующего заявления, обнаружения недостоверных данных в документах лицензиата, невыполнения им распоряжений и предписаний государственных органов, нарушения лицензиатом белорусского законодательства, а также условий действия лицензии.
Мезоэкономический уровень представлен отраслевыми министерствами и ведомствами (например, министерствами здравоохранения, транспорта и др.), а также местными органами власти. Права местных органов власти в области туризма расширяются, что, несомненно способствует включению многих предприятий и организаций в туристскую деятельность, обеспечивая развитие гостинично-туристского комплекса и увеличение производства туристкой продукции.
Микроэкономический уровень организации управления туристского комплекса представлен различными организациями, работающими в индустрии туризма.
Европейские
и отдельные российские специалисты по
туризму в своих исследованиях разделяют
систему организаций, осуществляющих
туристскую деятельность на микроуровне,
на две части: туристская индустрия и индустрия
гостеприимства, каждая из которых включает
специфические виды обслуживания.
Таблица 1: Две основные составляющие индустрии туризма
Туристская индустрия | Индустрия гостеприимства | ||
Индустрия
развлечений |
Организации, занимающиеся формированием досуга и развлечений туристов (тематические парки и аттракционы, шоу-бизнес, экскурсионные организации, театрально-концертные, спортивные и др.) | Индустрия услуг | Предприятия, предоставляющие туристам сопутствующие услуги (прокат автомобилей, парикмахерские, салоны красоты, фитнес-салоны, прачечные и химчистки и др.) |
Туроперейтинг | Организации, выполняющие работы по формированию (созданию или проектированию) туристского продукта, его продвижению на рынок, а также по реализации этих работ. | Индустрия размещения | Организации, занимающиеся размещением туристов: гостиницы, кемпинги, туристские лагеря, курорты, молодёжные турбазы, пансионаты, виллы и др. |
Туристические агентства | Организации, осуществляющие
функции розничной продажи |
Индустрия питания | Организации, оказывающие туристам услуги питания во время их отдыха, путешествий и развлечений. |
Транспорт | Все виды транспортных предприятий, оказывающих туристам услуги перевозки: авиакомпании, автотранспортные предприятия, железнодорожные компании и линии, теплоходные и круизные компании. | ||
Экскурсионно-познавательные организации | Организации, обеспечивающие подготовку, организацию и проведение экскурсионных мероприятий, а также сопровождение туристов во время отдыха и путешествий. |
[2, с. 44]
Также выделяют организации непосредственного обслуживания и организации косвенного обслуживания. К организациям непосредственного обслуживания можно отнести транспортные компании-перевозчики, предприятия размещения, предприятия питания, спортивно-оздоровительные предприятия, организации по оказанию дополнительных услуг туристам (гиды, автопрокатные фирмы, музейно-экскурсионный бизнес и др.) К организациям косвенного обслуживания можно отнести: рекламные организации, страховые компании, информационные туристские организации, городские транспортные организации, предприятия по производству продуктов, мебели, одежды и др., банки и прочие финансовые организации, лечебные заведения и др. [2, с. 43]
В организации туризма прямо или косвенно задействованы большинство отраслей народного хозяйства. Развивая туризм на самом высоком государственном уровне, можно поднять не только отрасли занимающиеся непосредственно приёмом туристов, но и остальные отрасли которые косвенно связаны с туризмом: сельское хозяйство, общепит, транспорт, индустрия развлечений, индустрия услуг, размещения и др.
Главная
задача государства в настоящее
время – создание в Беларуси современного
высокоэффективного и конкурентоспособного
туристского комплекса, обеспечивающего
широкие возможности для
Глава
2. Состояние туризма
и туристской инфраструктуры
в Республике Беларусь
2.1
Оценка существующего
состояния туризма и
туристской инфраструктуры
Развитие
туризма в любой стране, регионе зависит
от целого комплекса факторов, условий
и ресурсов. В явном выигрыше находятся
те страны, которые имеют море и горы. Несмотря
на то, что Беларусь не располагает этими
основополагающими для туризма ресурсами,
она имеет ряд преимуществ в сравнении
с другими странами. Среди них:
близость к Западной Европе, Скандинавии —
туристскому рынку с очень высоким финансовым
потенциалом.
Соседство
со странами Балтии, Россией, Украиной
является серьезным ресурсом к развитию
трансграничного туризма;
древняя и богатая история, самобытная
культура (15 тыс. объектов, имеющих историческую,
культурную и архитектурную значимость);
богатый природный потенциал, включающий
уникальные водно-болотные угодья, реликтовый
лес — Беловежскую пущу и т. д. [11]
В Республике
Беларусь в последние годы произошли значительные
позитивные перемены в области туристской
инфраструктуры. Возросло число новых
комфортабельных гостиничных комплексов.
Ведется большая работа по реконструкции
и обновлению существующего гостиничного
фонда республики, по приведению его к общепризнанным
мировым стандартам.
По состоянию на 1 января 2009 г. в республике
насчитывается 579 средств размещения (гостиницы,
мотели, кемпинги). Их единовременная вместимость
превышает 43 тыс. мест. Количество работающих
в данной сфере составляет около 8,7 тыс.
человек.
За 2008 год в средствах размещения Беларуси
было принято более 2,2 млн. человек, из них
около 1,7 млн. человек — жители республики.
В настоящее
время в Республике Беларусь функционирует
458 гостиниц, или 92 процента от всех средств
размещения. Гостиницы находятся в различных
формах собственности и ведомственных
подчинениях, существенно разнятся по уровню
и ценам. Число средств размещения, находящихся
в частной собственности, составляет 171
единицу, или 25 процентов от их общего числа.
Тем не менее в них было размещено 38 процентов
всех проживающих, а выручка от размещения
превысила
45 процентов от общего объема. Это связано
с тем, что частные средства размещения
находятся, в основном, в крупных городах,
то есть там, где это приносит прибыль,
в то время как государство вынуждено содержать
множество гостиниц, расположенных в районных
центрах. Кроме этого, следует признать
и более высокий уровень сервиса и самих
условий проживания, что и привлекает иностранных
граждан..
Общая проблема, присущая подавляющему большинству гостиниц, состоит в отсутствии их классификации. Многие из них не имеют даже класса однозвездочной.
Хотя в гостиницах размещались граждане из довольно большого круга стран, определяющее значение имеют, особенно по линии организованного туризма, прибытия и ночевки ограниченного числа представителей стран — России, Германии, Польши, Италии, Литвы, Великобритании, Латвии и США.
Питание жителей и гостей Республики Беларусь в настоящее время осуществляют свыше 3 тыс. объектов общественного питания, расположенных в общедоступной сети.
Учитывая важное географическое положение Беларуси, большое внимание уделяется развитию придорожного сервиса. В настоящее время на автомобильных дорогах функционируют свыше 400 кафе, ресторанов, баров.
Актуальным
является и развитие сети организаций
быстрого питания, позволяющих при относительно
небольших материальных затратах решить
проблему предоставления услуг питания
с минимальными затратами времени на получение
и прием пищи. В республике насчитывается
1,8 тыс. организаций быстрого питания.
Важнейшим элементом туристского бизнеса являются туристские организации, организующие и обеспечивающие прием иностранных туристов. Однако число таких организаций в настоящее время невелико. Требуется проведение государственной политики по их поддержке и развитию. [10]
Таким
образом, сегодня в Республике Беларусь
создана и функционирует определенная
база для обслуживания въездного туризма,
которая развита в недостаточной степени,
и требует достаточно больших затрат на ее
обновление и совершенствование.
2.2
Успешное управление
туристским предприятием
влияет на национальное
развитие туризма. Миссия
и цели туристической
фирмы
В
развитии любой компании существует
вероятность наступления
Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии жизненного цикла компании. Но в любом случае кризис в компании созревает длительный период времени и проходит ряд этапов, прежде чем она станет банкротом.
Можно выделить прямые и косвенные проявления финансового кризиса компании. К прямым относятся убыточная деятельность, неплатёжеспособность, падение кредитоспособности компании, трудности с погашением кредитов и займов, снижение кредитного рейтинга, недостаток денежных средств. Косвенные проявления финансового кризиса компании заключаются в задержках выплатах заработной платы персоналу компании, низкой рентабельности продукции, снижение стоимости акций компании, продаже своих акций руководящим менеджерам компании, задержках в предоставлениях финансовой отчётности и др.
Информация о работе Формирование стратегии устойчивого развития туризма в Республике Беларусь