Формирование стратегии устойчивого развития туризма в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Изучена сущность и содержание туризма как вида экономической деятельности;
Проведён анализразвития туризма в Республике Беларусь на современном этапе;
Изучены стратегии и основные направления развития туризма ирегиональной туристской политики в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2009.doc

— 285.00 Кб (Скачать)

     Россияне  любят отдыхать в белорусских  здравницах, где их особенно устраивает хорошее медицинское обслуживание, широкий набор процедур, оптимальное сочетание цена-качество. Также привлекательный фактор здесь – сравнительно короткий путь до места расположения санатория или другого объекта отдыха. Несомненно, популярным направлением для российских граждан остается республиканский горнолыжный центр Силичи, который круглый год предлагает различные программы активного отдыха. Кроме того, многие россияне приезжают в Беларусь в гости к своим родственникам и попутно ездят на различные экскурсии (Несвижский, Мирский замки и др.), посещают национальные парки, музеи. Также граждане страны-соседки отдыхают в белорусских сельских усадьбах.

     В целом за первый квартал текущего года услугами белорусских турорганизаций воспользовались 10149 иностранцев (в 2008 году – 8210 человек). В списке иностранных государств вне СНГ лидирует Германия – 2629 туристов, Литва -1366. Существенный рост интуристов показала Турция – 844 человека за три месяца 2009 года (за аналогичный период 2008 года – 229), Эстония – 862 туриста (2008 год – 227), Великобритания – 274 туриста (2008 год – 221).

     Однако, Беларусь с туристическими целями за первый квартал текущего года посетили 75921 человек. [см. приложения] Эти граждане не пользовались услугами турфирм Беларуси, а посещали достопримечательности страны в частном порядке.  В этой связи сегодня назрела необходимость перехода на иную систему учета туристов, въезжающих в Беларусь, и введения нового понятия туристское прибытие, которое сегодня широко практикует Всемирная туристская организация. В мировой практике туристские прибытия также включают въезд в страну со служебной, частной и другими целями. [10]

     Таблица 2: Динамика туристских потоков в Республике Беларусь

Год Количество  прибытий в РБ Количество 

отбытий из РБ

2002 62430 816016
2003 56064 860775
2004 48050 1181570
2005 50757 1215137
2006 55177 1198669
2007 64289 1108237
2008 67517 514593

      [10]

     За  рассматриваемый период можно отметить увеличение числа прибывших туристов в Республику (2002 – 2008 гг. – 110 %), а также уменьшение числа выездов из Республики Беларусь (2002 – 2008 гг. – 63%, почти в 2,5 раза по сравнению с 2005 годом). Причина такого спада видится, прежде всего, со вступлением основной страны направления, Польской Республики, в Евросоюз и, как следствие этого, введение визового режима.

      Введение  визового режима сильно отразилось на зимних поездках граждан Республики Беларусь в западную Европу (горнолыжный  туризм), который очень популярен.

  Таблица 3: Платежный баланс Республики Беларусь  по статье «поездки»  (деловые и личные) 

Статьи  платежного баланса 2004 2005 2006 2007 2008
  Экспорт, млн. долларов        
Поездки, всего в том числе: 93,2 174,9 192,5 266,8 294,9
Деловые 28,1 79,2 78,7 107,4 100,6
Личные 65,1 95,7 113,8 159,4 194,3
  Импоpт, млн. долларов        
Поездки, всего в том числе: 243,2 508,0 558,5 492,8 445,7
Деловые 103,7 156,0 140,7 100,6 64,2
Личные 139,5 352,0 417,8 392,2 381,5
  Сальдо, млн. долларов        
Поездки, всего -150,0 -333,1 -366,0 -226,0 -150,8

      [10]

     Как видно из таблицы, импорт по статье «поездки» превышает экспорт, формируя, таким образом, отрицательное сальдо. Но по данным Национального банка Республики Беларусь экспорт туристических услуг в 2008г. составил 294,9 млн. долл. США и увеличился по сравнению с 2007г. на 10,5%. Импорт в прошедшем году сократился на 6,9% и составил 445,7 млн. долл. США. Исходя из этого, в течение последних двух лет наблюдается уменьшение отрицательного сальдо по статье экспорт-импорт туристских услуг. [10]

            Такое положение во внешней торговле определено отчасти соотношением въездного и выездного туризма: выезжает из Беларуси туристов больше, чем въезжает в республику. Однако кроме этого фактора на состояние платежного баланса влияют и другие, более существенные факторы.

     Во-первых, необходимо отметить, что ввиду несовершенства законодательства в туристском секторе большие объемы финансовых средств не попадают под учет, в частности под учет экспортно-импортных операций.

     Во-вторых, существует значительный недоучет во внешнеторговых операциях в туризме, в связи с чем, необходимо совершенствование системы учета в туризме. 

     3.3 Основные направления и механизм реализации программы 

      3.3.1 Развитие системы государственного регулирования и поддержки туристской деятельности. 

     В целях развития системы государственного регулирования и поддержки туристской деятельности необходимо реализовать следующие меры:

  • разработать проекты нормативных правовых актов по вопросам обеспечения государственного регулирования международной торговли туристскими услугами с учетом вступления Республики Беларусь во Всемирную туристскую организацию;
  • совершенствовать законодательство по вопросам развития въездного и внутреннего туризма, упрощения визовых процедур, таможенного и пограничного контроля:
  • подготовить предложения по совершенствованию методики формирования платежного баланса туристской отрасли с учетом рекомендаций Всемирной туристской организации;
  • разработать политику государственного регулирования в вопросах ценообразования для определения оптимального порога рентабельности туристского бизнеса в целях обеспечения конкурентоспособности и стабильной доходности всех производителей на рынке туристских услуг;
  • обеспечить безопасность национального туризма;
  • развивать сотрудничество в области туризма с зарубежными странами на основе международных договоров;
  • улучшить качество обслуживания туристов в соответствии с требованиями стандартизации, сертификации, лицензирования туристской деятельности;
  • совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма;
  • обеспечить достаточный уровень финансирования отрасли, в том числе за счет привлечения кредитных ресурсов;
  • обеспечить максимальный уровень координации деятельности в сфере туризма между заинтересованными республиканскими органами государственного управления, исполнительными и распорядительными органами.

     Успешность  турбизнеса не может быть с жёсткой  системой государственного регулирования  в области ценообразования и прибыли. Нормально развивается рынок при конкуренции турфирм между собой. Это позволяет им вводить и разрабатывать собственные новации и инновации. [10]

     Влияет  ли длительность экономических, культурных и исторических связей со странами на развитие въездного  туризма из этих стран?

     Из  стран, с которыми у нас общее  прошлое намного больше приезжих туристов. Из побратимских городов в деловых целях также приезжают туристы. Поэтому для развития туризма необходимо налаживать побратимские отношения между городами, учебными заведениями,  предприятиями и др.

     Например, Беларусь начала активно сотрудничать с КНР, как следствие огромный поток студентов, значительно увеличился из этой станы поток делового туризма.

     Влияет  ли неразвитость финансовой системы на развитие туризма в Республике Беларусь? Легко ли взять кредит на развитие и расширение туристского бизнеса?

     Руководители  компаний, в которых были проведены  исследования, считают, что в Республике Беларусь финансовая система развита  достаточно хорошо. Однако все компании «существуют» за счёт собственной прибыли  и к кредиторам за помощью в  развитии и расширении собственного бизнеса не прибегали.

     Однако, финансовая система в Беларуси, хотя и развивается в настоящее  время очень бурными темпами, она ещё не достигла такого уровня развития как, например, в соседней Украине или России. Процентные ставки по кредитам сильнейшим образом завышены, и многие предприятия просто не в состоянии взять кредит на развитие.

     Многие  предприятия смиряются с тем  положением дел, какое они  имеют, и никаких мер к расширению и улучшению качества оказания услуг не применяют.

     Для повышения роли организаций в туристской индустрии важно не только предоставить им право выхода на внешний рынок, создав для этого необходимые организационные предпосылки и либерализовав государственное регулирование, но и сформировать механизм, который бы заинтересовал их в этом, т.е. создать систему стимулирования туристской деятельности – льготного кредитования и налогообложения. В настоящее время из-за ограниченности ресурсов государственного бюджета процессы кредитования, налогообложения и страхования не получили достаточного развития.  

     3.3.2. Развитие материально-технической базы индустрии туризма 

     Для развития материально-технической  базы индустрии туризма необходимо предпринять меры по:

  • развитию материально-технической базы туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и строительства туристских объектов;
  • повышению конкурентоспособности на рынке услуг авиаперевозок, развитию пассажирских перевозок на автомобильном и железнодорожном транспорте;
  • разработке схемы перспективного размещения туристских объектов и развитию туристской инфраструктуры на территории Республики Беларусь;
  • развитию в имеющихся и потенциальных туристских зонах сопутствующей инфраструктуры: телекоммуникаций, водоэлектро-снабжения, канализации и системы удаления твердых отходов;
  • развитию гостиничного комплекса, а именно:
    • созданию соответствующего мировым стандартам гостинично-сервисного комплекса, а также сети туристских комплексов и зон отдыха;
    • реконструкции гостиниц и других средств размещения туристов на региональном уровне и внедрению их стандартизации в соответствии с международной практикой;
    • развитию системообразующих туристских объектов (туркомплексы международного уровня) путем привлечения иностранных инвестиций;
    • разработке проектов и строительству туристских объектов, в том числе средних и малых средств размещения, с учетом обеспечения их круглогодичного использования. [10]
 

     3.3.3 Маркетинг и продвижение туристского продукта 

     Программой  предусматривается комплекс мероприятий по формированию, продвижению и позитивному развитию привлекательного для туризма образа Республики Беларусь как туристского региона, в том числе:

  • определение роли и места туристских возможностей страны, разработка стратегии экспорта национального турпродукта и развитие международного сотрудничества в области туризма;
  • формирование единой туристско-информационной сети (ЕТИС) на территории Республики Беларусь посредством внедрения и развития базы данных о туристских возможностях через деятельность сети туристско-информационных центров;
  • рекламно-информационное сопровождение туристского потенциала республики и регионов путем издания в достаточном количестве информационно-рекламных материалов по видам туризма и их размещения в глобальной сети;
  • активизация всех форм продвижения национального туристского продукта, в том числе организация международных туристских выставок на территории Республики Беларусь, участие в крупнейших международных выставках за рубежом, проведение презентаций туристских возможностей республики, рекламных кампаний в средствах массовой информации, ознакомительных поездок по республике.

Информация о работе Формирование стратегии устойчивого развития туризма в Республике Беларусь