Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 16:44, курсовая работа
Изучена сущность и содержание туризма как вида экономической деятельности;
Проведён анализразвития туризма в Республике Беларусь на современном этапе;
Изучены стратегии и основные направления развития туризма ирегиональной туристской политики в Республике Беларусь.
Россияне
любят отдыхать в белорусских
здравницах, где их особенно устраивает
хорошее медицинское
В целом за первый квартал текущего года услугами белорусских турорганизаций воспользовались 10149 иностранцев (в 2008 году – 8210 человек). В списке иностранных государств вне СНГ лидирует Германия – 2629 туристов, Литва -1366. Существенный рост интуристов показала Турция – 844 человека за три месяца 2009 года (за аналогичный период 2008 года – 229), Эстония – 862 туриста (2008 год – 227), Великобритания – 274 туриста (2008 год – 221).
Однако, Беларусь с туристическими целями за первый квартал текущего года посетили 75921 человек. [см. приложения] Эти граждане не пользовались услугами турфирм Беларуси, а посещали достопримечательности страны в частном порядке. В этой связи сегодня назрела необходимость перехода на иную систему учета туристов, въезжающих в Беларусь, и введения нового понятия туристское прибытие, которое сегодня широко практикует Всемирная туристская организация. В мировой практике туристские прибытия также включают въезд в страну со служебной, частной и другими целями. [10]
Таблица 2: Динамика туристских потоков в Республике Беларусь
Год | Количество прибытий в РБ | Количество
отбытий из РБ |
2002 | 62430 | 816016 |
2003 | 56064 | 860775 |
2004 | 48050 | 1181570 |
2005 | 50757 | 1215137 |
2006 | 55177 | 1198669 |
2007 | 64289 | 1108237 |
2008 | 67517 | 514593 |
[10]
За рассматриваемый период можно отметить увеличение числа прибывших туристов в Республику (2002 – 2008 гг. – 110 %), а также уменьшение числа выездов из Республики Беларусь (2002 – 2008 гг. – 63%, почти в 2,5 раза по сравнению с 2005 годом). Причина такого спада видится, прежде всего, со вступлением основной страны направления, Польской Республики, в Евросоюз и, как следствие этого, введение визового режима.
Введение визового режима сильно отразилось на зимних поездках граждан Республики Беларусь в западную Европу (горнолыжный туризм), который очень популярен.
Таблица
3: Платежный баланс Республики Беларусь
по статье «поездки» (деловые и личные)
Статьи платежного баланса | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Экспорт, млн. долларов | |||||
Поездки, всего в том числе: | 93,2 | 174,9 | 192,5 | 266,8 | 294,9 |
Деловые | 28,1 | 79,2 | 78,7 | 107,4 | 100,6 |
Личные | 65,1 | 95,7 | 113,8 | 159,4 | 194,3 |
Импоpт, млн. долларов | |||||
Поездки, всего в том числе: | 243,2 | 508,0 | 558,5 | 492,8 | 445,7 |
Деловые | 103,7 | 156,0 | 140,7 | 100,6 | 64,2 |
Личные | 139,5 | 352,0 | 417,8 | 392,2 | 381,5 |
Сальдо, млн. долларов | |||||
Поездки, всего | -150,0 | -333,1 | -366,0 | -226,0 | -150,8 |
[10]
Как видно из таблицы, импорт по статье «поездки» превышает экспорт, формируя, таким образом, отрицательное сальдо. Но по данным Национального банка Республики Беларусь экспорт туристических услуг в 2008г. составил 294,9 млн. долл. США и увеличился по сравнению с 2007г. на 10,5%. Импорт в прошедшем году сократился на 6,9% и составил 445,7 млн. долл. США. Исходя из этого, в течение последних двух лет наблюдается уменьшение отрицательного сальдо по статье экспорт-импорт туристских услуг. [10]
Такое положение во внешней торговле определено отчасти соотношением въездного и выездного туризма: выезжает из Беларуси туристов больше, чем въезжает в республику. Однако кроме этого фактора на состояние платежного баланса влияют и другие, более существенные факторы.
Во-первых, необходимо отметить, что ввиду несовершенства законодательства в туристском секторе большие объемы финансовых средств не попадают под учет, в частности под учет экспортно-импортных операций.
Во-вторых,
существует значительный недоучет во
внешнеторговых операциях в туризме, в
связи с чем, необходимо совершенствование
системы учета в туризме.
3.3
Основные направления
и механизм реализации
программы
3.3.1
Развитие системы государственного
регулирования и поддержки
туристской деятельности.
В целях развития системы государственного регулирования и поддержки туристской деятельности необходимо реализовать следующие меры:
Успешность турбизнеса не может быть с жёсткой системой государственного регулирования в области ценообразования и прибыли. Нормально развивается рынок при конкуренции турфирм между собой. Это позволяет им вводить и разрабатывать собственные новации и инновации. [10]
Влияет ли длительность экономических, культурных и исторических связей со странами на развитие въездного туризма из этих стран?
Из стран, с которыми у нас общее прошлое намного больше приезжих туристов. Из побратимских городов в деловых целях также приезжают туристы. Поэтому для развития туризма необходимо налаживать побратимские отношения между городами, учебными заведениями, предприятиями и др.
Например, Беларусь начала активно сотрудничать с КНР, как следствие огромный поток студентов, значительно увеличился из этой станы поток делового туризма.
Влияет ли неразвитость финансовой системы на развитие туризма в Республике Беларусь? Легко ли взять кредит на развитие и расширение туристского бизнеса?
Руководители компаний, в которых были проведены исследования, считают, что в Республике Беларусь финансовая система развита достаточно хорошо. Однако все компании «существуют» за счёт собственной прибыли и к кредиторам за помощью в развитии и расширении собственного бизнеса не прибегали.
Однако, финансовая система в Беларуси, хотя и развивается в настоящее время очень бурными темпами, она ещё не достигла такого уровня развития как, например, в соседней Украине или России. Процентные ставки по кредитам сильнейшим образом завышены, и многие предприятия просто не в состоянии взять кредит на развитие.
Многие предприятия смиряются с тем положением дел, какое они имеют, и никаких мер к расширению и улучшению качества оказания услуг не применяют.
Для
повышения роли организаций в туристской
индустрии важно не только предоставить
им право выхода на внешний рынок, создав
для этого необходимые организационные
предпосылки и либерализовав государственное
регулирование, но и сформировать механизм,
который бы заинтересовал их в этом, т.е.
создать систему стимулирования туристской
деятельности – льготного кредитования
и налогообложения. В настоящее время
из-за ограниченности ресурсов государственного
бюджета процессы кредитования, налогообложения
и страхования не получили достаточного
развития.
3.3.2.
Развитие материально-технической
базы индустрии туризма
Для развития материально-технической базы индустрии туризма необходимо предпринять меры по:
3.3.3
Маркетинг и продвижение
туристского продукта
Программой предусматривается комплекс мероприятий по формированию, продвижению и позитивному развитию привлекательного для туризма образа Республики Беларусь как туристского региона, в том числе:
Информация о работе Формирование стратегии устойчивого развития туризма в Республике Беларусь