Формирование стратегии устойчивого развития туризма в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Изучена сущность и содержание туризма как вида экономической деятельности;
Проведён анализразвития туризма в Республике Беларусь на современном этапе;
Изучены стратегии и основные направления развития туризма ирегиональной туристской политики в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2009.doc

— 285.00 Кб (Скачать)

                        Введение

      В начале третьего тысячелетия туризм превратился в мощное планетарное  социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере оказывающее  влияние на мировое устройство и  политику ряда государств и регионов. Он стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире, сравнимым по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей промышленностью и автомобилестроением.

      Вполне  закономерно, что переход Республики Беларусь к рыночной экономике выдвигает  в число важнейших проблем  предпринимательство в туризме. Это обусловлено рядом обстоятельств: во-первых, как показывает опыт развитых стран, современное предпринимательство в туризме и гостиничном сервисе – неотъемлемая черта рыночной экономики, присущая работе рыночных субъектов в условиях конкуренции; во-вторых, сложностью задач, стоящих перед белорусской экономикой, необходимостью преодоления трудностей и поиска нетривиальных, новаторских подходов; в-третьих, необходимостью совершенствования технологического процесса в производстве услуг на предприятиях туризма, освоения новых форм обслуживания.

      В малых государствах туризм  становится определяющим в развитии национальной экономики, поскольку большая часть  экономически активного населения  оказывается прямо или косвенно вовлечено в связанные с ним сферы деятельности.

      Рост  занятости населения в туризме  обусловлен прежде всего ростом инвестиций в гостиничное хозяйство, увеличением  гостиничного фонда, повышением плотности средств размещения по территории. Создание рабочих мест в гостиничном хозяйстве влечёт за собой  соответствующее создание рабочих мест в других взаимосвязанных отраслях.

     Объектом  исследования в данной работе является стратегия устойчивого развития туризма.

     Предметом исследования является процесс формирования стратегии устойчивого развития туризма.

     Целью курсовой работы является изучение формирования стратегии устойчивого развития туризма в Республике Беларусь.

     Задачи, которые поставлены в ходе выполнения курсовой работы: 

  • изучить сущность и содержание туризма как вида экономической деятельности;
  • провести анализ развития туризма в Республике Беларусь на современном этапе;
  • изучить стратегии и основные направления развития туризма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1. Концепция экономики туризма 

    1. Определение и экономические  характеристики туризма
 

      Люди, живущие в развитом обществе, помимо биологических нужд имеют много  других потребностей и желаний. Одной  из потребностей является потребность  в досуге (отдыхе) – туризме. Удовлетворение туристских потребностей и желаний  предполагает производство туристских продуктов и услуг, а это в свою очередь влияет на развитие производственной деятельности и развитие туристских ресурсов.

      Одно  из первоначальных определений туризма  было дано профессорами Бернского университета Гунзикером и Крапфом и позже было принято Международной ассоциацией научных экспертов туризма. Учёные считают, что туризм можно определить как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих в результате путешествия, пока оно не приводит к постоянному пребыванию и не связано с получением какой-либо выгоды (прибыли). Это определение не касается экскурсии, деловых путешествий, связанных с получением прибыли, даже когда прибыль не получена в стране пребывания.

      Есть  огромное количество категорий связанных  с туризмом, я дам одну, которая на мой взгляд наиболее полно отражает сущность туризма. Таким образом, туризм – это особая форма передвижения людей по маршруту с целью посещения конкретного объекта или удовлетворения специализированного интереса.

      Для более полного определения туризма Всемирная туристская организация (ВТО) предложила классифицировать туризм на внутренний, въездной и выездной. Основным признаком классификации является пересечение государственных границ.

      Внутренний  туризм – это путешествие жителей какой-либо страны (региона) по своей собственной стране (региону). Эта форма туризма не приносит стране валюту, хотя и влияет на развитие экономики, воздействуя на перераспределение доходов между регионами страны. Одним из условий развития внутреннего туризма является наличие необходимых и экономически обоснованных средств приёма туристов. Другим условием является соответствующий уровень развития внутренней инфраструктуры (транспорт, дороги и т.п.) страны.

      Выездной  туризм – путешествие жителей какой-либо страны (региона) в другую страну (регион).

      Въездной  туризм – путешествие по какой-либо стране (региону) лиц, не являющихся её жителями (жителями региона). В странах, где культивируется только въездной туризм, развивается односторонняя туристская субструктура и не развиваются средства приёма внутренних туристов.

      Туристская  индустрия – это совокупность средств размещения, транспортных средств, объектов общественного питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, туроператорских фирм и турагентств, экскурсионных бюро, услуг гидов-переводчиков.

      Под продукцией туриндустрии понимается совокупность материальных (туристские товары) и  нематериальных (услуги) потребительских  стоимостей, произведённых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в процессе туристской поездки и необходимых для обеспечения этой поездки.

      Под туристским товаром понимается материальный продукт, предназначенный для продажи  и предназначенный для использования  туристами (карты, палатки, спальные мешки, рюкзаки и другое туристическое и спортивное снаряжение, а также туристская сувенирная продукция и т.п.). [8, с.34]

      Экономическая значимость туризма, т.е. финансовые результаты, отражаются в местных бюджетах и  в бюджете страны. Причём туризм может способствовать как притоку дополнительных средств, так и их оттоку из бюджета страны (региона). По данному признаку выделяют два вида туризма: активный и пассивный. Приезд иностранных граждан в страну или отечественных (внутренних) туристов в данный регион страны является активным туризмом, который вызывает приток денежных средств в страну (регион). Путешествие граждан одной страны (региона) в другие государства (регионы), сопровождающиеся соответственно оттоком (вывозом) денежных средств из страны, является пассивным туризмом.

      Исходя  из экономических соображений многие страны прилагают усилия для предпочтительного  развития въездного и внутреннего  туризма.

      При рассмотрении экономики туризма  конкретной страны (региона), направлений  её развития и путей повышения эффективности функционирования целесообразно выделять также такие типы туризма, как национальный, международный и туризм в пределах данной страны (региона). К национальному туризму относится внутренний и выездной туризм, к международному туризму – выездной и въездной. Туризм в пределах данной страны (региона) охватывает как граждан данной страны (внутренний туризм), так и приезжих из других стран и регионов (въездной туризм), и с точки зрения повышения доходов страны (региона) является наиболее привлекательным. С одной стороны, развитие этого направления туристской деятельности позволяет увеличить приток валюты в данную страну (регион), а с другой – денежные средства граждан,  проживающих в данной стране (регионе), остаются здесь же и могут быть направлены на развитие экономики данной страны (региона). Кроме этого, внутренний туризм выполняет такую экономически важную функцию, как сглаживание доходов в государстве (регионе). Экономический смысл функции сглаживания заключается в том, что осуществляется перераспределение более высоких доходов граждан из промышленного развитых регионов в экономически слаборазвитые регионы, где доходы граждан значительно ниже, но имеются более богатые природные ресурсы. [8, с. 23] 

    1. Факторы, влияющие на развитие туризма
 

      Являясь сложной социально-экономической системой, туризм подвержен влиянию со стороны многочисленных факторов, роль которых в каждый момент может быть различной как по силе, так и по продолжительности воздействия на развитие туризма.

      Факторы, воздействующие на туризм, подразделяются на 2 вида:

  • Внешние (экзогенные);
  • Внутренние (эндогенные).

     Внешние факторы воздействуют на туризм посредством  происходящих в жизни общества изменений  и имеют неординарную значимость для различных элементов системы  туризма.

     К числу важнейших внешних факторов, влияющих на развитие туризма, относятся:

  • природно-географические;
  • культурно-исторические;
  • экономические;
  • социальные;
  • демографические;
  • политико-правовые;
  • технологические;
  • экологические.

     Внутренние  факторы, воздействующие на туризм, – это ключевые явления и тенденции, проявляющиеся непосредственно в его сфере. К ним в первую очередь относятся материально-технические факторы, связанные с развитием средств размещения, транспорта, предприятий питания, бытового обслуживания, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д. Кроме того, необходимо выделить следующие факторы, напрямую связанные со спросом и предложением туристских услуг:

  • рост информированности потребителей и изменение их предпочтений, что влечёт за собой переход от стандартизированного массового туризма к дифференцированному с более гибкими и разнообразными формами обслуживания;
  • возрастание роли координации деятельности в сфере туризма и процессов монополизации (партнерские отношения крупных фирм со средним и малым бизнесом; создание туристских союзов на основе вертикальной интеграции; концентрация и глобализация туристского бизнеса и т.д.);
  • обеспечение сферы туризма кадрами (увеличение численности работниками; повышение значения их профессиональной подготовки; улучшение организации труда и т.д.);
  • содействие развитию частного туристского бизнеса (создание условий, при которых обеспечивается эффективная реализация туристских услуг на основе профессионального маркетинга, что, в свою очередь, вызывает необходимость повышения квалификации персонала);
  • повышение значимости средств массовой информации в рекламе и продвижении туристских услуг.

     Особое  место среди факторов, оказывающих  влияние на развитие туризма, занимает сезонность, выступающая как важнейшая  специфическая проблема.

     Сезонность – это свойство туристских потоков концентрироваться в определённых местах на протяжении небольшого периода времени. С экономической точки зрения она представляет собой повторяющиеся колебания спроса с чередующимися пиками и спадами.

     Сглаживание сезонности в туризме даёт большой экономический эффект, позволяя увеличить сроки эксплуатации материально-технической базы, повысить степень использования труда персонала в течении года, обеспечить рост поступлений от туризма. [5, с. 19] 

    1. Роль  государства в  управлении туристской индустрией
 

      При изучении особенностей организации  управления индустрией туризма за рубежом  можно выделить три модели государственного управления.

      Первая  модель предполагает отсутствие центральной государственной туристской администрации, все вопросы решаются на местах на основе принципов рыночной «самоорганизации». Правительства отдельных стран принимают такое решение в тех случаях, когда туризм стране вообще не нужен либо когда субъекты туристского рынка сознательны или занимают сильные позиции, т.е. способны решать свои проблемы без государственного вмешательства.

      Эта модель управления индустрией используется в США (в 1997 г. в этой стране была ликвидирована государственная структура USTTA, ведавшая туризмом). Руководство страны решилось на это по следующим причинам:

  • сокращение расходов федерального бюджета;
  • наличие прочных позиций США на международном рынке туризма;
  • привлекательность страны для зарубежных туристов;

присутствие сильных частных компаний в индустрии  туризма, способных на мощные самостоятельные рекламные акции в интересах всего национального рынка.

      Вторая  модель предусматривает наличие сильного и авторитетного министерства, контролирующего деятельность всей отрасли. Для её реализации требуются определённые условия, а именно большие финансовые вложения средств в индустрию туризма, рекламную и маркетинговую деятельность, инвестирование в туристскую инфраструктуру (египетская государственная туристская администрация только в Италии в 1999 г. потратила на рекламу своей страны около 3 млн. долл.).

Информация о работе Формирование стратегии устойчивого развития туризма в Республике Беларусь