Духовная культура населения Республики Молдова

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

В работе дается краткое и четкое описание молдавской традиции и обычаев, развитие молдавской литературы, а так же музыкальному фольклору и молдавским народным танцам.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………………. 3
2. Молдавские традиции и обычаи …………………………………………… 4
1) Casa Mare ………………………………………………………………………… 4
2) Мэрцишор ………………………………………………………………………. 4
3) Рождественские и новогодние обычаи …………………………….. 6
а) Семейные обычаи и праздники ……………………………………. 7
б) Свадьба ………………………………………………………………………… 8
в) Рождение (Кумэтрия) …………………………………………………… 9
4) Традиции и обычаи связанные с вином ……………………………. 9
3. Литература …………………………………………………………………………….. 11
1) Календарная обрядовая поэзия ………………………………………... 14
2) Семейная обрядовая поэзия …………………………………………….. 14
3) Сказки ……………………………………………………………………………… 15
4) Предания и устные рассказы …………………………………………..... 16
5) Баллада …………………………………………………………………………….. 17
а) Миорица ……………………………………………………………………….. 17
6) Стригэтурэ ………………………………………………………………………… 19
7) Пословицы, поговорки и загадки ……………………………………… 19
8) Войницкий и гайдуцкий героический эпос ………………………. 20
9) Народный театр ………………………………………………………………… 20
4. Музыкальный фольклор ……………………………………………………….. 21
1) Флуер ………………………………………………………………………………... 21
2) Най …………………………………………………………………………………… 22
3) Чимпой …………………………………………………………………………….. 22
4) Цимбал ……………………………………………………………………………. 22
5) Фольклор …………………………………………………………………………. 23
6) Детский фольклор …………………………………………………………… 25
7) Исторические песни ………………………………………………………… 25
8) Лирические песни …………………………………………………………… 25
а) Дойна …………………………………………………………………………… 25
9) Гимн Молдовы ………………………………………………………………… 27
а) текст песни …………………………………………………………………... 27

5. Молдавские народные танцы ……………………………………………...... 28
1) Хора …………………………………………………………………………………. 29
2) Жок ………………………………………………………………………………….. 29
3) Молдовеняскэ ………………………………………………………………….. 30
4) Молдавско – танцевальный фольклор ……………………………… 30
5) Обрядовые танцы ……………………………………………………............ 32
6) Танцы внеобрядового бытования ….......................................... 33
6. Заключение ………………………………………………………………………….. 35
7. Список литературы ……………………………………………………………….. 36

Работа содержит 1 файл

Духовная культура населения М.docx

— 845.28 Кб (Скачать)

                  Хора является очень популярным танцем на свадебных торжествах и других празднествах, особенно в сельской местности. Одной из самых известных хор в Румынии является «Хора Объединения» (рум. Hora Unirii).

                  Встречаются также быстрые варианты хор, такие хоры во многом близки к сырбе, но выделяются все доли.


                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.               Жок (молд. joc — игра, танец) — массовый молдавский народный танец.       

                   Движение танца динамичное. В разных районах Молдавии существуют самостоятельные варианты музыки и танцевальных шагов жока.

                   Жок также обозначает массовое народное гулянье. Есть жок бэтрынеск (joc bătrînesc, танец стариков), жок-де-глумэ (joc de glumă, шуточный танец) и др.

 

                 Музыканты располагаются на середине площади или занимают место со стороны, откуда они хорошо слышны. Собравшиеся на жок размещаются отдельными группами, девушки становятся с одной стороны, юноши — с другой. Юноши приглашают девушек на танец жестом руки или склонением головы, или просто выразительным взглядом.

                Вначале жока уже исполняемый танец часто прерывается игрой марша в честь вновь прибывающих юношей. На жоке исполняются очень доступные танцы с небольшим числом фигур, главным образом, в построении круга. Наряду с танцами между участвующими в нем идет живое общение. Собственно и танцы это не что иное, как одна из форм этого общения. Участников жока связывают общепризнанные нормы поведения.

 

 

III.          Молдовеня́скэ (букв. — молдавская) — один из наиболее популярных молдавских народных танцев, а также музыка к этому танцу.

 

                 В композиционной структуре преобладает форма рондо (запев — припев). Все танцовщики становятся в круг, после нескольких кругов разбегаются по парам и начинают зажигательный танец, снова становясь в круг после определенного набора фигур. Круг, которым обычно начинают молдовеняску, образуется каждый раз с новой фигуры.

               Молдовеняска распространена не только в художественной самодеятельности, но и на профессиональной балетной сцене. Наиболее известный коллектив, исполняющий молдовеняску, — молдавский государственный национальный академический ансамбль народного танца «Жок».

           

 

 

 

IV.     Молдавско-танцевальный фольклор

 

             Танцевальное искусство,  необычайно богатое и разнообразное, занимает одно из ведущих мест в народном творчестве Молдавии. Этот фольклорный жанр, уходящий корнями в глубокое прошлое, в своей эволюции претерпел существенные преобразования в том, что касается и его социально-бытового назначения, и форм бытования, и танцевальной лексики.

               Основные этапы истории молдавского танца могут быть лишь в самых общих чертах восстановлены по отрывочным сведениям, содержащимся в исторических источниках, встречающимся в некоторых материалах археологии, этнографии, а также в памятниках настенной живописи.

                 Наиболее ранние письменные сведения о танцах древних предков молдавского народа - даков и гетов — относятся к 5 - 4 века до н. э., т. е. к периоду роста торговых связей с греческими городами-колониями северо-западного Причерноморья, и принадлежат историкам Геродоту, Фукидиду, Ксенофонту, впервые описавшим материальную и духовную культуры этих племен.

                 Так, например, один из танцев — военную пляску «Колаврисмос» — достаточно подробно описал Ксенофонт: «После возлияний и священных гимнов фракийцы первыми вышли из-за стола и под звуки флейты начали плясать в полном вооружении. Они прыгали с большой ловкостью, сшибая мечами, наконец, один ударил другого так, что его сочли раненым. Все собрание испустило вопль. Победитель снял с павшего оружие и запел хвалебную песнь в честь Ситалка. Побежденного унесли будто мертвого. На самом деле ему не было причинено никакого зла». Геродот описывает ритуал поклонения божеству Залмоксису, в честь которого исполнялся специальный танец.

             

 

 

                 Некоторые представления о танцевальном искусстве средневековой Молдавии дает монументальная настенная живопись выдающихся образцов молдавского церковного зодчества — Хуморской церкви, монастырей Молдовица, Сучевица, Воронец.

                 Так, на южной стене Хуморской церкви изображена сцена народного гулянья — жока. Упоминания о танцах можно найти и в христианских канонах, запрещавших языческие празднества и связанные с ними танцы.

                Молдаване в силу исторических и географических условий в процессе своего развития контактировали с различными народами Балканского полуострова, в том числе и с южными славянами. Следствием культурного общения, породившего сходные черты в быту, обрядности и фольклоре соседних народов, было появление в Молдавии таких танцев, как сырба (сербский танец), булгэряска (болгарский танец), полка (польский танец), русяска (русский танец) и др. Все эти танцы, поначалу, вероятно, сохранявшие сходство с соответствующими танцевальными культурами — сербской, болгарской, русской и т. д., постепенно ассимилировались и в настоящее время по своей лексике, характеру и манере исполнения не отличаются от прочих молдавских народных танцев.                    

                  Эволюция танцевального искусства, как и всякого другого вида народного творчества, социально обусловлена. Показательно, например, то, что в эпоху, когда особый размах получило социальное и национально-освободительное движение молдавского народа — гайдучество (18 век), наряду с песнями и балладами, воспевавшими подвиги гайдуков, появились и танцы (хайдучяска), отражавшие их смелость, удаль, отвагу.

                  В советскую эпоху изменяются формы бытования народных танцев. Если в прошлом танцы, не имеющие определенной приуроченности, исполнялись в основном во время народных гуляний, носивших название «хорэ» или «жок», то сегодня подобные формы народного времяпровождения встречаются далеко не во всех селах. Изменяются и сами танцы: современный танцевальный фольклор, сохраняя некоторые черты старинных плясок, приобретает новое эмоционально-смысловое содержание.

                 Появляются танцы, воплощающие светлое мировосприятие молдавского народа, строящего коммунизм. Эти глубокие преобразования обусловлены изменением всего уклада жизни села, проникновением в крестьянские массы быстро развивающейся современной городской танцевальной культуры и другими факторами. Поэтому изучение традиционных форм танцевального искусства, а также осознание процессов, происходящих в нем в условиях новой социально-исторической и культурной эпохи, является одной из важных проблем молдавской фольклористики.       

                 Как единое художественное целое, молдавский народный танец, образуется органической взаимосвязью кинетических, музыкальных и словесных компонентов.

                Народный молдавский танец немыслим без музыкального сопровождения. Однако музыка в этом смысле обладает некоторой самостоятельностью: она может исполняться вне танца, просто «для слушания».

 

 

V.       Обрядовые танцы

 

                  Старинные обряды молдаван, как  и у других народов, были связаны либо с годовым земледельческим циклом, будучи призваны способствовать улучшению результатов труда, либо с событиями семейной жизни, имея целью обеспечить здоровье, благополучие, достаток. Итак, у каждого обряда было свое целевое назначение.

                 Старинные молдавские обряды, как  земледельческие, так и семейные (свадебные), обычно сопровождались  танцевальными действиями. В связи  с этим понятие «обрядовые  танцы», применяемое различными  авторами, необходимо уточнить. Мы разграничиваем календарно-обрядовые и семейно-обрядовые танцы.

                 Среди танцев, приуроченных к зимним календарным обрядам, следует отметить пляски ряженых парней, «ходящих с козой»  («Капра»).   Д. Кантемир в «Описании Молдавии» так повествует об этом обычае: «В день Рождества Христова к оленьей голове с рогами прикрепляют маску, сшитую из пестрого полотна и настолько длинную, что она закрывает ноги того, на кого ее надевают. На него взбирается другой человек, загримированный под горбатого старика. В сопровождении большой толпы с песнями и танцами, они обходят улицы и все дома».


               Среди весенних обрядов с танцами особое место занимали мужские пляски — жокул кэлушарилор. По свидетельству Д. Кантемира, обряд длился 10 дней, в течение которых группы кэлушаров ходили из села в село, исполняя свои магические пляски. Группа обычно состояла из нечетного числа (7, 9 либо 11) непревзойденных танцоров, возглавляемых самым опытным из них, называвшимся старцем.                               

                  Необычными были одеяния кэлушаров: чаще всего их одежда и головные уборы украшались бубенцами, цветами, лентами, павлиньими перьями, но иногда они, как указывает Д. Кантемир, наряжались в женские платья и говорили, чтобы не быть узнанными, женскими голосами.

                Танцы кэлушаров отличались большой виртуозностью: высокие прыжки, энергичные, порывистые движения, включавшие элементы акробатики, — все это создавало впечатление, что «плясуны едва касаются земли, как будто летают по воздуху». Народ приписывал этим танцам магическую силу чудодейственного влияния на урожайность года, способность исцелять тяжелые недуги, застарелые болезни людей.

 

 

 

             Основными обрядовыми танцами летнего периода были Драгайка и Папаруда, тесно связанные с процессами земледельческой трудовой деятельности. Вот что сообщает об этих обрядах Д. Кантемир. Драгайка, обычно устраивался 24 июня, происходила следующим образом: «… в то время года, когда начинают поспевать хлеба, собираются в одно место девушки из соседних сел и выбирают из своей среды одну наиболее привлекательную и красивую под именем Драгайка. Украсив ее сплетенным из колосьев венком и множеством пестрых платков, привязывают к ее рукам ключи от амбаров и водят по полям при большом стечении народа. Так, с протянутыми руками, разукрашенная платками, развевающимися по ветру, Драгайка, как будто летя, возвращается домой, окруженная подружками; с танцами и плясками они обходят все села  …».


 

                  Обряд Папаруда был своеобразным заклинанием дождя. «Летом, когда посевам угрожает засуха, молдавские селяне надевают на девочку, которой еще не исполнилось десяти лет, рубашку, сплетенную из листьев деревьев и других растений. Ее сопровождают девочки и мальчики того же возраста. С песнями и танцами они идут по окрестностям; и куда бы они ни пришли, старые женщины льют им на головы холодную воду и поют песню приблизительно следующего содержания: «Папалуга, поднимись на небеса, открой врата, пошли дождь, чтобы уродилась рожь, пшеница, просо».

 

                  Свадебный   обряд включает  ряд танцев, следующих в строгом  порядке и имеющих определенное  значение: де трей орь пе лынгэ  масэ (трижды вокруг стола), де  скоатеря зестрей (на вынос  приданого), жокул маре, или хора  маре (большая хора, в которой принимают участие все присутствующие). Но наряду с традиционными танцами, носившими некогда ритуальную нагрузку, на свадьбах исполняются чисто бытовые, внеобрядовые танцы сырба, хора и др.

 

 

VI.       Танцы внеобрядового бытования

 

                  Современный молдавский хореографический  фольклор представлен в основном танцами, бытующими вне обрядов, т. е. внеобрядовыми. Чрезвычайно многочисленные и разнообразные, они могут быть условно подразделены, как это предложено Э. Королевой, на две подгруппы: сюжетные и бессюжетные. Такое деление в принципе представляется верным, хотя необходимо отметить условность, обобщенность понятия «сюжетные».

 

                   Обозначаемые  танцы не наделены каким-либо определенным сюжетом; в танцевальной пластике, в ритмической организации движений находят своеобразное воплощение некоторые образы, жизненные явления, процессы окружающей действительности.

                По тематике можно выделить следующие группы танцев: танцы, связанные с трудовыми процессами,— поама (танец сборщиков винограда), ицеле (танец ткачих), коаса (танец косарей), тэбэкэряска (танец дубильщиков кожи) и др.; танцы, отражающие героическую борьбу народа за социальное равноправие и национальную независимость, — хайдучяска (гайдуцкий танец), войничяска (молодецкий танец); танцы, воссоздающие образ женщины,— Еленуца, Катинкуца, Параскица (танцы названы женскими именами); танцы, посвященные флоре и фауне родного края,— трандафирул (роза), бусуйокул (базилик), оляндра (олеандр), раца (уточка), хулубул (голубь), оица (овечка); танцы, отображающие явления природы,— фулжерул (молния), вынтул (ветер).


                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Сюжетные танцы, очень многочисленны. Но им обычно «свойственна определенная локальная ограниченность, так как само их происхождение обусловлено совершенно конкретными жизненными условиями и родом занятий людей».

                 В отличие от сюжетных, бессюжетные танцы, такие как хора, сырба, булгэряска, молдовеняска, бэтута, брыул и др., широко распространены по всей территории республики и пользуются чрезвычайно большой популярностью в народе. Без них не обходится не один семейный или сельский праздник.

                «Сформировавшись в период образования народности, бытовые танцы наиболее полно воплотили в себе черты молдавского народного характера, манеру отдыхать, веселиться, выражать свое отношение к окружающему, происходящим событиям». Эту характеристику правомерно относить лишь к бессюжетным танцам.

 

 

                             Заключение

 

                 На мой взгляд, это очень сложная и в тоже время интересная работа по исследованию духовной культуры населения Республики Молдова.

Информация о работе Духовная культура населения Республики Молдова