Духовная культура населения Республики Молдова

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

В работе дается краткое и четкое описание молдавской традиции и обычаев, развитие молдавской литературы, а так же музыкальному фольклору и молдавским народным танцам.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………………. 3
2. Молдавские традиции и обычаи …………………………………………… 4
1) Casa Mare ………………………………………………………………………… 4
2) Мэрцишор ………………………………………………………………………. 4
3) Рождественские и новогодние обычаи …………………………….. 6
а) Семейные обычаи и праздники ……………………………………. 7
б) Свадьба ………………………………………………………………………… 8
в) Рождение (Кумэтрия) …………………………………………………… 9
4) Традиции и обычаи связанные с вином ……………………………. 9
3. Литература …………………………………………………………………………….. 11
1) Календарная обрядовая поэзия ………………………………………... 14
2) Семейная обрядовая поэзия …………………………………………….. 14
3) Сказки ……………………………………………………………………………… 15
4) Предания и устные рассказы …………………………………………..... 16
5) Баллада …………………………………………………………………………….. 17
а) Миорица ……………………………………………………………………….. 17
6) Стригэтурэ ………………………………………………………………………… 19
7) Пословицы, поговорки и загадки ……………………………………… 19
8) Войницкий и гайдуцкий героический эпос ………………………. 20
9) Народный театр ………………………………………………………………… 20
4. Музыкальный фольклор ……………………………………………………….. 21
1) Флуер ………………………………………………………………………………... 21
2) Най …………………………………………………………………………………… 22
3) Чимпой …………………………………………………………………………….. 22
4) Цимбал ……………………………………………………………………………. 22
5) Фольклор …………………………………………………………………………. 23
6) Детский фольклор …………………………………………………………… 25
7) Исторические песни ………………………………………………………… 25
8) Лирические песни …………………………………………………………… 25
а) Дойна …………………………………………………………………………… 25
9) Гимн Молдовы ………………………………………………………………… 27
а) текст песни …………………………………………………………………... 27

5. Молдавские народные танцы ……………………………………………...... 28
1) Хора …………………………………………………………………………………. 29
2) Жок ………………………………………………………………………………….. 29
3) Молдовеняскэ ………………………………………………………………….. 30
4) Молдавско – танцевальный фольклор ……………………………… 30
5) Обрядовые танцы ……………………………………………………............ 32
6) Танцы внеобрядового бытования ….......................................... 33
6. Заключение ………………………………………………………………………….. 35
7. Список литературы ……………………………………………………………….. 36

Работа содержит 1 файл

Духовная культура населения М.docx

— 845.28 Кб (Скачать)

               Крестьянская среда породила другую разновидность фольклора, жанровая система которого характеризуется акцентом на земледельческой тематике и семейно-бытовых отношениях, это колинды,   хэитуры, лирические песни, баллады любовного содержания. Именно лирическая песня является наиболее богатой и содержательной частью крестьянского фольклора.      

                 Преимущественным носителем крестьянской лирики  является женщина. В ее исполнении "кынтек де жале" (песня печали) - жемчужины жанровой системы крестьянского фольклора раскрываются  все выразительные средства, свойственные этому жанру: гибкость и ветвистость мелодической линии, разнообразная орнаментированность, высокий эмоциональный ток интерпретации. В целом  и чабанский и крестьянский фольклор восходят своими истоками к древнейшим периодам истории Молдавии.

               Еще одна разновидность фольклор - городской. Ее население, сформировавшееся в основном из сельских жителей, ремесленников, занимало промежуточное положение между селом и городом. Наряду с популярными крестьянскими песнями, проникшими в новую для них городскую среду, большое значение имеют романсы, песни литературного, авторского происхождения, революционные песни.

 

                 Существовала еще одна социальная среда - лэутары, со своим фольклором, со своими традициями. Произведения лэутарского  фольклора в отличие от чабанского и крестьянского не характеризуются  такой  же чистотой стиля и репертуара. В лэутарском репертуаре всегда фигурировали как национально-почвенные произведения, подлинные шедевры народной инструментальной    музыки,  так    и    произведения, привнесенные    извне,    что    можно    объяснить    следующим:  во-первых, искусство лэутаров возникло в условиях формирования в Молдавии товарно-денежных отношений. В результате искусство лэутаров, их репертуар, исполнительский стиль, инструментарий в определенной мере несли на себе воздействие эстетических потребностей представителей разных слоев общества.       

                 В репертуаре профессиональных музыкантов, какими по праву следует считать лэутаров, наряду с произведениями крестьянского и чабанского фольклора удерживались с произведения типа бальных танцев, популярных песенных мелодий; во-вторых, среди лэутаров были музыканты разных национальностей, поэтому в репертуаре их ансамблей постоянно встречались произведения фольклора разных народов, населявших Молдавию.

                  Городской фольклор привлекается в качестве основы  композиторского творчества в сравнительно небольшой степени. Можно отметить песни Д.Георгицэ, А.Ранги, К.Руснака. К лэутарской традиции относятся,   творения  г. Няга - "Речитатив    ши    бурлеска"    ("Речитатив  и бурлеска")   для  скрипки и фортепиано.   Результатом    замечательного владения композитором лэутарским стилем являются рассредоточенные во многих произведениях разных жанров эпизодические построения, в  которых многогранно, в соответствии с общим замыслом произведения, претворены выразительные средства, сама стихия развитого     инструментального мышления лэутарской музыки.  

                 Молдавский музыкально-поэтический фольклор - мощная, развитая монодическая культура, исторически сложившаяся между Карпатами и Дунаем с севера и юга, и Прутом и Поднестровьем с запада и востока. Монодия (песня одно певца) требует от мелодии всей силы выразительности, способной отобразить самые разнообразные переживания, всю гамму человеческих чувств. Поэтому мелодия такого типа должна быть и организована иначе, чем мелодия в хоровом многоголосии. Отсюда становится ясным, почему мелодии молдавских песен, в первую очередь лирических, обладают столь широким диапазоном; звука высотные контуры чрезвычайно гибкие и разнообразно волнующиеся, орнаментика является неотъемлемой участницей выразительности, ритмика таких песен образована контрастным сочетанием коротких и длительно выдерживаемых, как бы переливающихся всеми оттенками колорита звуками.

                  Другая особенность традиционного фольклора - модальная основа мелодики, исторически более ранняя по сравнению с функционально организованными мажорным и минорным ладами. Самодовлеющая выразительность и способность к формообразованию монодии как будто исключают ее соединение с подобного типа аккордикой. Следовательно, одной из важнейших проблем композиторского отношения к фольклору является создание вертикали на основе мелодики молдавских песен и танцев.

 

 

VI.      Детский фольклор 

 

                 Широко распространен разнообразный детский фольклор: поэтические произведения, исполняемые взрослыми для детей, и произведения, исполняемые самими детьми. К первой группе относятся традиционные колыбельные песни (общие, а также специальные для мальчиков и девочек; записаны и некоторые новые колыбельные песни), стихи-игры. Вторая большая группа содержит шутливые стишки и песенки о людях, игровые поэтические обращения к природным явлениям, к животным, птицам, насекомым, растениям; скороговорки, считалки и др.

 

 

VII.     Исторические песни

 

                 Переход от эпического отражения действительности к поэтической. Оценке конкретных   исторических   событий и лиц проявляется в жанре исторических песен.

             Самые ранние их образцы относятся к 16—17 векам (патриотические песни о Штефане, остросоциальная песня о ненавистном воеводе Дуке), но наиболее типичны песни о гайдуках 18—19 столетий «Бужор», «Дарие», «Тобул-ток», о памятных народу подвигах русских войск в войнах против Оттоманской империи «Хотин», «Плевна». Социально отличительный пафос, отклики на события революционной борьбы характеризуют песни 20 века. Революционные, рабочие песни часто сочетают черты фольклора и профессиональной литературы, то есть имеют специфическую поэтику. Иногда известен их автор.

                 Историческим песням присуща эмоциональность оценок, для 
их поэтики типичны лирические средства изображения. Поэтический стиль сближает их с песнями-дойнами.

 

 

VIII.   Лирические песни

 

                  Дойна — молдавская и румынская лирическая народная песня. Возникновение дойны относится к эпохе раннего феодализма. Обычно дойна состоит из двух частей — медленной первой и быстрой второй.   

                 Различают вокальные дойны, при исполнении которых участие инструмента необязательно, и инструментальные дойны, исполняющиеся на флуере, чимпое, нае, скрипке и других музыкальных инструментах. Мелодии дойны зачастую развёртываются как импровизация: они отличаются богатством ладовой основы и ритмической свободой. Для дойны очень характерно повторение одних и тех же кратких мелодических элементов, а так же активное использование орнаментационных приёмов.

 

 

                Лирическая молдавская песня — наиболее популярный вид национально-музыкальной культуры. Дойна занимает ведущее место в молдавской внеобрядовой лирике. В дойнах обязательно присутствие элементов грусти, тоски, печали, но рассматривать ее надо в процессе развития. Человек всегда тосковал по лучшей жизни, печалился при неудачах, томился в одиночестве и при всех условиях противостоял несчастьям, упорно боролся с невзгодами жизни и угнетателями. Все это отразилось в дойне. Дойна оптимистична, как сам народ, в жизни которого первенствует неустанная борьба.                      

           


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Дойна как бы растворяется в молдавской народной песенной поэзии. Любой текст дойны является песней, и употребление термина «песня» вместо «дойны» не будет ошибочным. Но не каждую песню можно назвать «дойной». Например, не все древние и современные песни можно исполнять на мотив дойны. Нет оснований причислять к дойнам сатирические,  шуточные и застольные песни.

                 Первоначально дойна была тесно связана с пастушеской жизнью и с соответствующими музыкальными инструментами — свирелью, волынкой. Однако нет сомнения, что дойна связана также с бытом, музыкальной культурой всего народа, с его трудовой деятельностью (в других отраслях хозяйства).

                 Если народная лирика (необрядовые песни) начала формироваться в процессе образования волошской народности в 6—10 веков, то новый этап молдавской музыки — в том числе возникновение дойны, относится к периоду до появления самостоятельных государств на территории Карпат—Валахии и Молдавии, т. е. с 11—14 века, и родилась эта дойна на пути передвижения волошского населения из Марамуреша в будущую Молдавию.

                 Дойна развивается и изменяется одновременно с развитием и изменением жизни народа. (Оба типа дойны и ныне бытуют параллельно.)

                В 16—17 веках молдавская народная внеобрядовая лирическая поэзия сложилась окончательно со всеми присущими ей специфическими чертами как в идейно - тематическом и историческом, так и в языковом и художественно-музыкальном отношениях.

                 В своей значительной части лирические песни сохраняются в живом бытовании. Наряду с традиционными, постоянно создаются новые произведения этого жанра, сочетающие в себе поэтическую традицию с влияниями, идущими из литературы.


IX.      Гимн Молдовы — композиция «Limba noastră» («Лимба ноастрэ», «Наш язык») на стихи Алексея Матеевича (1888—1917). Автор музыки — Александр Кристя, аранжировка — Валентин Дынга.

                 «Limba noastră» стала гимном Молдавии  в 1994 году. Ранее гимном была композиция «Deşteaptă-te, române!» («Проснись, румын!»), которая до сих пор   является гимном Румынии.                                                  

                Стихотворение Матеевича «Limba noastră» включает в себя 12 строф, из которых в гимн вошли только пять.

 

 

          Текст песни:

           Limba noastră-i o comoară                              

În adîncuri înfundată

Un şirag de piatră rară

Pe moşie revărsată.

Limba noastră-i foc ce arde

Într-un neam, ce fără veste

S-a trezit din somn de moarte

Ca viteazul din poveste.

Limba noastră-i frunză verde,

Zbuciumul din codrii veşnici,

Nistrul lin, ce-n valuri pierde

Ai luceferilor sfeşnici.

Limba noastra-i limbă sfîntă,

Limba vechilor cazanii,

Care o plîng şi care o cîntă

Pe la vatra lor ţăranii.

Răsări-va o comoară

În adîncuri înfundată,

Un şirag de piatră rară

Pe moşie revărsată.

 

              От безверия укрытый,

Свет жемчужин драгоценных,

Над отчизною разлитый.

Наш язык — душа живая 

Пробуждённого народа.

Он воспрянул, разрывая

Сна мертвящие тенета.

Наш язык — узор прекрасный,

Кодры, шорох листопада.

Плес Днестра, в котором ясно

Догорают звёзд лампады.

Нет ему в веках забвенья,

Что забыто — воскресите,

Пыль эпох с него сотрите, — 

Жаждет он освобожденья.

Да пребудет он нетленным 

От безверия укрытый,

Свет жемчужин драгоценных 

Над отчизною разлитый.

 

                       Впервые стихотворение «Наш язык» было опубликовано в газете «Кувынт молдовенеск» 21 июня 1917 года. О желании написать стихотворение о «нашем языке» Матеевич говорил весной того же года в одном из писем с Румынского фронта (румынское село Мэрэшешты в Карпатах). Замысел был реализован в июне 1917 года. 17-го числа стихотворение было завершено, на следующий день оно было прочитано автором при открытии в Кишинёве курсов молдавских учителей.

                  В 1930-е годы композитор Александру Кристя переложил стихотворение на музыку. В настоящее время оно насчитывает множество изданий и публикаций, в том числе и отдельными книжками, изучается в молдавской средней школе.

               

     

 

 

 

            Молдавские народные танцы

 

                 В молдавской народной хореографии сохранились элементы древнейших танцевальных традиций. Наиболее распространённый танец — хора. Ещё в начале 19 века хора означала не только определённый танец, но и один из видов сельских празднеств. С 19 века в большинстве районов Бессарабии хорой называют круговой танец, в котором танцующие держатся за руки.


 

 

                                 

 

              

 

 

 

 

 

 

                      С конца 19 века получил свое распространение жок, имевший в молдавской хореографии также 2 значения — танец, пляска (жок бэтрынеск — танец стариков, жок де глумэ — шуточный танец) и своеобразное сельское народное гуляние.

                Молдавские народные танцы разделяются на обрядовые и бытовые. В числе наиболее известных обрядовых танцев кэлушарь, дрэгайка (ныне исполняются как бытовые, чаще сценические), свадебные — остропэцул, зестря, дансул миресей. К бытовым относятся бессюжетные (хора, сырба, молдовеняска, бэтута, брыул) и сюжетные, которые делятся на тематические группы: трудовые — поама (виноград), сфределушул (буравчик), табэкэряска (танец дубильщиков кож), жокул ферарилор (танец кузнецов); героические — хайдучаска, войничаска; танцы для женщин — параскица, цэрэнкуца (крестьяночка); посвященные явлениям природы — вынтул (ветер) и др.

                 Молдавские народные танцы обычно исполняются с оркестром (тараф); в старину большинству танцев сопутствовало пение (мититика, еленуца). Многие танцы, особенно мужские, сопровождаются стригатурь (своеобразными частушками) и киуитурь (выкриками).

 

 

 

I.           Хо́ра (от греч. χορός — хоровод) — молдавский, румынский, еврейский и израильский хороводный танец и музыкальная форма. Исполняется обычно под аккомпанемент оркестра.

                      Для исполнения хоры танцоры собираются в круг и обнимают друг друга за плечи. Люди движутся вокруг центра (обычно по часовой стрелке), каждый танцор исполняет серию из трех шагов вперед и одного шага назад. Темп медленный. Танец исполняется девушками плавно и спокойно. На свадьбах к хоре присоединяются и мужчины. Хора сопровождается игрой на чимпое, флуере, нае, скрипке и других народных инструментах.

Информация о работе Духовная культура населения Республики Молдова