Духовная культура населения Республики Молдова

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

В работе дается краткое и четкое описание молдавской традиции и обычаев, развитие молдавской литературы, а так же музыкальному фольклору и молдавским народным танцам.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………………. 3
2. Молдавские традиции и обычаи …………………………………………… 4
1) Casa Mare ………………………………………………………………………… 4
2) Мэрцишор ………………………………………………………………………. 4
3) Рождественские и новогодние обычаи …………………………….. 6
а) Семейные обычаи и праздники ……………………………………. 7
б) Свадьба ………………………………………………………………………… 8
в) Рождение (Кумэтрия) …………………………………………………… 9
4) Традиции и обычаи связанные с вином ……………………………. 9
3. Литература …………………………………………………………………………….. 11
1) Календарная обрядовая поэзия ………………………………………... 14
2) Семейная обрядовая поэзия …………………………………………….. 14
3) Сказки ……………………………………………………………………………… 15
4) Предания и устные рассказы …………………………………………..... 16
5) Баллада …………………………………………………………………………….. 17
а) Миорица ……………………………………………………………………….. 17
6) Стригэтурэ ………………………………………………………………………… 19
7) Пословицы, поговорки и загадки ……………………………………… 19
8) Войницкий и гайдуцкий героический эпос ………………………. 20
9) Народный театр ………………………………………………………………… 20
4. Музыкальный фольклор ……………………………………………………….. 21
1) Флуер ………………………………………………………………………………... 21
2) Най …………………………………………………………………………………… 22
3) Чимпой …………………………………………………………………………….. 22
4) Цимбал ……………………………………………………………………………. 22
5) Фольклор …………………………………………………………………………. 23
6) Детский фольклор …………………………………………………………… 25
7) Исторические песни ………………………………………………………… 25
8) Лирические песни …………………………………………………………… 25
а) Дойна …………………………………………………………………………… 25
9) Гимн Молдовы ………………………………………………………………… 27
а) текст песни …………………………………………………………………... 27

5. Молдавские народные танцы ……………………………………………...... 28
1) Хора …………………………………………………………………………………. 29
2) Жок ………………………………………………………………………………….. 29
3) Молдовеняскэ ………………………………………………………………….. 30
4) Молдавско – танцевальный фольклор ……………………………… 30
5) Обрядовые танцы ……………………………………………………............ 32
6) Танцы внеобрядового бытования ….......................................... 33
6. Заключение ………………………………………………………………………….. 35
7. Список литературы ……………………………………………………………….. 36

Работа содержит 1 файл

Духовная культура населения М.docx

— 845.28 Кб (Скачать)

А другой из Вранчи, Как лиса, обманчив;

Третий, юн и ласков, Из степей молдавских.

Вот и ночка  скоро — Черных дел опора…

 

                 

 

 

 

 

 

 

Сюжет: Три чабана (молдаванин, венгр,  трансильванец и врынчанин) встречаются вместе со своими отарами. Овечка (Миорица) предупреждает молодого молдавского пастуха, что два других пастуха завидуют его отаре и собакам и поэтому решили его убить. Вместо того, чтобы как-то защитить себя, молодой пастух обращается к овечке и говорит ей свои последние желания. Пастух просит, чтобы овечка сказала, чтобы его похоронили возле своей кошары, где он будет рядом со своими овцами и сможет слышать лай своих собак. Он также просит положить флуеры трёх пастухов у изголовья своей могилы. Ветер будет играть на свирелях, а овцы собираться вокруг и проливать кровавые слёзы.

                  Кроме этого пастух просит, чтобы  овечка никому не рассказывала  о его убийстве, а рассказала, что он женился на прекрасной  принцессе, «невесте мира» («a lumii mireasă»), и во время свадьбы  с неба упала звезда, луна и  солнце держали свадебную корону, их венчали гигантские горы, а  буковые деревья были свидетелями.  А если вдруг овечка встретит  его старушку-мать в слезах, спрашивающую  у всех о «гордом пастухе», она должна рассказать ей только  то, что он женился на принцессе  несравненной красоты в прекрасной  стране на краю рая. Но о  том, что во время свадьбы  с неба упала звезда, о солнце, луне, горах и буковых деревьях  овечка не должна рассказывать  матери.

 

                 Жанр баллад объединяет в основном эпико-лирические (достигающие иногда значительных размеров, — до тысячи стихов) и короткие лиро-эпические поэмы (редко встречаются чисто эпические или лирические формы).

                  В наши дни баллады  постепенно исчезают из устного бытования, а новые сюжеты появляются чрезвычайно редко. Новейшие формы баллад развиваются иногда под влиянием лирики и, в частности, романса и др. В отличие от героического эпоса, воспевающего идеализированную мощь, как правило, победу героя, баллада отражала драматические стороны существования людей, их трагическую судьбу. Погоня за собственностью в феодальном обществе, разложение сельской общины, нарушение патриархальных норм братства и равенства, коррупция, обман, женская неверность, мужское насилие, конфликты между братьями, между детьми и родителями, а главное — между классами, социальными прослойками и т. д. — все это составляет основу зарождения и бытования жанра, его трагического содержания.

                  В период развитого феодализма утверждается историко-патриотическая тематика. Баллады осуждают преступления, порожденные собственническими побуждениями, сложными семейными коллизиями («Миорица» и др.), бичуют тираническое отношение родителей к любящим, защищая чистую любовь («Двое влюбленных» и др.). Они призывают ненавидеть поработителей и утверждают патриотизм («Кира», «Илинкуца», «Проданная жена» и др.), воспевают труд, мастерство, клеймят жестокость господствующих классов («Мастер Маноле» и др.), воспевают родительскую и сыновнюю любовь («Старая мать» и др.), отражают социальный протест («Бедняк и богач» и др.).  Одним словом, балладный жанр осуждает все, что приводит к нарушению взаимопонимания между людьми труда, между членами семьи.

 

 

                 В некоторых балладах звучит осуждение аморальной любви, например, инцеста («Солнце и луна» и др.). Существенной чертой баллад является то, что очень часто в пределах одного произведения переплетаются различные темы и мотивы, например, любовные и семейные, исторические и социальные и т. д. Это показывает, что баллады отражают жизнь в ее сложности и многообразии.

             В ряде молдавских баллад ощущается мифическое и фантастическое начало, в то же время мистические элементы встречаются редко и являются второстепенными.

             Сюжет почти всегда напряжен, драматичен и сжат, конфликт не получает полного эпического развития (как в героическом эпосе). Новеллистический песенный эпос проникнут любовью к земной жизни, к людям, сочувствием им в несчастье и горе. Это глубоко психологическая поэзия с сильной морализующей направленностью.

             Баллады поются в стиле эпоса, мелодия сочетается с речитативом. С 18 века многие сюжеты стали исполняться на мелодии лирических песен (без речитатива). Жанр не построен на гиперболизации явлений (как героический эпос), хотя идеализация частично используется для усиления трагизма. Основные способы передачи фабулы — фантастический и реалистический. В настоящий сборник вошла лишь часть, восемь балладных песен. Некоторые эпические произведения, не вошедшие в данный сборник, были недавно изданы на русском языке.

 

 

VI.    Стригэтурэ 

 

                 Интересный и своеобразный жанр  молдавского  фольклора — стригэтуры (буквально — выкрики). Это четверостишия (реже тексты состоят из 6—8 и больше стихов) сатирического или юмористического содержания, которые обычно произносятся по ходу танцев. Однако они не всегда связаны с танцем, 
могут исполняться и на посиделках, при сборе урожая.  Их тематика разнообразна, причем развитие этого жанра продолжается и в наши дни. 

 

VII.  Пословицы, поговорки и загадки

 

                  Богато представлены пословицы и поговорки, эти   жанры развиваются и в настоящее время. В традиционной части примечательны тексты, связанные с бытовыми и социальными реалиями исторического прошлого.

                 Для обозначения загадки в народе бытуют два относительно синонимических термина: «чимилитурэ» и «гичитоаре», производные соответственно от глаголов «а чимили» (загадывать) и «а гичи» (отгадывать). Основа образа загадки в большинстве случаев — метафора, а загадываемые предметы связаны с общественным бытом исторического прошлого и настоящего времени.

           

 

VIII.            Войницкий и гайдуцкий героический эпос

                   Героический эпос в молдавском фольклоре представлен войницкими и гайдуцкими поэмами-песнями, т. е. жанровой формой, типичной для народов юго-восточной и восточной Европы. Это так называемая малая форма героического эпоса, которую принято отличать от эпопей типа грандиозного киргизского «Манаса».

                Слово «войник» многозначно, но в эпосе основное его, значение «витязь», «богатырь, совершающий подвиги». В этом смысле оно сопоставимо с южнославянским словом «юнак». Войницкий эпос в молдавском фольклоре занимает такое же выдающееся место, какое принадлежит всемирно известному юнацкому эпосу в устно-поэтическом наследии южных славян.

                  Произведения фантастической образности о борьбе богатыря с враждебными человеку чудовищами — «Войник и змей», «Иоргован» и др. восходят к до государственной древности. В свою очередь, «Тома Алимош», «Дончилэ», «Георге-витязь», «Новак и Груя» и др. составляют социально-патриотический эпос 14—начала 17 вв.

                 Следующему этапу 17—18 столетиям, принадлежат героические песни о повстанцах-гайдуках, борцах против иноземного и социального гнета («Баду и турки», «Корбя» и др.).

                 Молдавские героические песни  представляют развернутые повествования широкого эпического плана. Для них характерно яркое гиперболическое изображение действий героя, олицетворяющего непобедимость народа.

                Изучение текстов и многочисленных свидетельств показывает, что высоким уровнем развития обладало исполнительское искусство эпических певцов - лэутаров.         

                 Общая черта героических песен  исполнение специфическим речитативом в музыкальном сопровождении. 

 

 

IX.     Народный театр

                 Лирические песни, эпические мотивы, элементы волшебных сказок и обрядовой поэзии, танцы и мелодии — все это образует материал народных драм. Синкретичность народного театра проявляется и во взаимодействии слова и музыки, мимики и жеста, реквизита и бутафории, в сочетании монолога с диалогом и хором.

                 Оформление спектакля предельно  простое, сценой обычно служит  пол крестьянского дома, а также  двор и деревенская улица. В  народном театре преобладают  героическая и юмористическая тональности. Пьесы проникнуты верой в торжество справедливости, в победу добра над злом. Большим, сравнительно поздним пластом народного театра являются пьесы о борьбе войников и гайдуков (Кодряну, Жиану, Бу-жора и т. п.) с иноземными поработителями. В их текстах сказывается сюжетообразующее влияние литературно-письменных источников.

                В настоящее время бытование народных драм стало редким явлением, характерным, главным образом, для северных сел Молдавии и Буковины. 

                       Музыкальный  фольклор

 

                 Музыкальная культура Молдовы  сложилась в тесной взаимосвязи  с творчеством соседних славянских, восточных и других народов.  В основе молдавской народной  музыки лежат 7-ступенные диатонические  лады. Для более древних песен  характерны пентатоника, неполные  звукоряды. Народные песни преимущественно  одноголосны, но встречаются и  2-голосные, в особенности в районах,  соседствующих с Украиной. Наиболее  древние - трудовые и обрядовые  песни: колядки, свадебные (песня  "Желя миресей" - "Жалоба невесты"; застольные свадебного пира и  похоронные плачи (бочет)). Песнями сопровождались земледельческие и заклинательные театрализованные обряды папаруда, калоянул, кэлушул и др. В эпических песнях типа баллады и исторических отражена борьба народа против иноземных захватчиков и бояр-феодалов. Герои баллад чаще всего народные мстители-гайдуки.

                  Значительное место в молдавском  музыкальном фольклоре занимают  бытовые песни (лирические, шуточные, застольные) и песни социального  протеста (гайдуцкие, батрацкие,  рекрутские). Особое распространение  получила дойна -  наиболее характерный жанр вокальной и инструментальной молдавской народной музыки, возникший в пастушеской среде.

                 В конце 18 - начале 19 веков, формируется городская песня - романс. В 19 веке, под влиянием песен декабристов, разночинцев, а затем и русского пролетариата, развивается революционная песня. Среди молдавских народных инструментов: духовые - флуер и кавал (малая и большая пастушеские свирели), най (разновидность флейты Пана), чимпой (волынка), бучум (трембита); струнно-щипковые - кобза; струнно-ударные - цимбалы; язычковые щипковые - дрымба (варган).

 

 

 

I.       Флу́ер (рум. fluier, от лат. flare, дуть) — народный духовой музыкальный инструмент. Деревянная продольная открытая флейта с клювообразным мундштуком. Флуер делается из дерева ценных пород и отличается точностью интонации. Флуер большого размера называют flueroi, а маленького — flueraş.


                  Флуер — это древний пастушеский инструмент. Чабаны его используют для сбора коров и овец в стадо. Флуер часто присутствует в молдавских сказках, стихах, песнях. Флуер распространён в Молдавии, Румынии и других балканских странах.

                     Длина 250 - 350 мм. Имеет 6 игровых отверстий (расположенные 2 группами по 3). Звукоряд диатонический, диапазон — септима (передуванием расширяется до 3 октав). Основные тональности — До, Ре.

             

 

II.       Най, нэй - духовой музыкальный инструмент. Молдавская и румынская продольная многоствольная флейта.


              Най состоит из 8 - 24 трубок разной длины (от неё зависит высота звука), укрепленных в дугообразной кожаной обойме. Звукоряд диатонический.

              На “Нае” исполняются народные  мелодии различных жанров —  от дойны до танцевальных мотивов. Наиболее известные молдавские наисты — Василе Йову, Борис Руденко и Константин Москович.

 

                          

III.    Чимпо́й (рум. cimpoi) — молдавский и румынский духовой язычковый народный музыкальный инструмент, разновидность волынки.

                      Чимпой состоит из меха и трех деревянных трубок — первый  для нагнетания воздуха и два игровых: мелодической (цельной, конической формы длиной около 20 см, с раструбом из бычьего рога и 7—8 игровыми отверстиями) и бурдонной (басовая, непрерывно звучащая, состоит из трех раздвижных колен; настроена в кварту или в октаву по отношению к мелодической). В трубки вставляются одинарные трости.

                 Мех для чимпоя делают из козьего или овечьего бурдюка. Раньше считалось, что для лучшего звучания мех надо делать из молочного козлёнка, с которого живьём снимали шкуру. Мех часто покрывают вышитой тканью.

                 На чимпое исполняют мелодии, украшенные мелизмами, трелями, форшлагами. Инструмент издаёт сильные, резкие и однообразные по тембру звуки.  Чимпой применяется как сольный и ансамблевый инструмент.

 

 

 

IV.        Цимбалы — струнный музыкальный инструмент. Представляет собой  деку с натянутыми струнами,   звук извлекается при помощи крючков или молоточков. Верхняя дека изготавливается из ели или из пихты, нижняя — из клёна.                                   


                        Распространён в Греции, Молдавии, Румынии, Беларуси и на Украине.   Малые цимбалы, равно как и дульцимер возводят к древнеперсидскому сантуру, который, в свою очередь, иногда отождествляют с ветхозаветным псантерином, в тоже время применяются и большие или концертные цимбалы, разработанные венгерскими создателями музыкальных инструментов братьями Schunda. В мир академической музыки введён Аладаром Рацем.

 

V.        Фолькло́р (англ. folklore) — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

                 Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры).

               Традиционный музыкальный фольклор и профессиональная  музыка - художественные системы, принадлежащие разным периодам развития культуры.   Глубоко  различны  и  социальные  основы  этих двух явлений: фольклор как выразительная система сложился в основном в  крестьянской и пастушеской среде, в то время как композиторское творчество сформировалось в условиях городской культуры.

                Фольклор можно выделить несколько его разновидностей, порождаемых различными социальными средами. Наиболее древней, видимо, является чабанская среда. В ней сформировался богатейший фольклор со своеобразной жанровой системой, вершину которой образует дойна в ее вокальной и инструментальной разновидностях. Следует также назвать пастушеские баллады "Миорица", "Чабан ши лупул" ("Чабан и волк") и произведения героического эпоса, частично сохранившиеся в пастушеской среде до нынешнего времени. Основным исполнителем этого пласта фольклора является мужчина.

Информация о работе Духовная культура населения Республики Молдова