Духовная культура населения Республики Молдова

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

В работе дается краткое и четкое описание молдавской традиции и обычаев, развитие молдавской литературы, а так же музыкальному фольклору и молдавским народным танцам.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………………. 3
2. Молдавские традиции и обычаи …………………………………………… 4
1) Casa Mare ………………………………………………………………………… 4
2) Мэрцишор ………………………………………………………………………. 4
3) Рождественские и новогодние обычаи …………………………….. 6
а) Семейные обычаи и праздники ……………………………………. 7
б) Свадьба ………………………………………………………………………… 8
в) Рождение (Кумэтрия) …………………………………………………… 9
4) Традиции и обычаи связанные с вином ……………………………. 9
3. Литература …………………………………………………………………………….. 11
1) Календарная обрядовая поэзия ………………………………………... 14
2) Семейная обрядовая поэзия …………………………………………….. 14
3) Сказки ……………………………………………………………………………… 15
4) Предания и устные рассказы …………………………………………..... 16
5) Баллада …………………………………………………………………………….. 17
а) Миорица ……………………………………………………………………….. 17
6) Стригэтурэ ………………………………………………………………………… 19
7) Пословицы, поговорки и загадки ……………………………………… 19
8) Войницкий и гайдуцкий героический эпос ………………………. 20
9) Народный театр ………………………………………………………………… 20
4. Музыкальный фольклор ……………………………………………………….. 21
1) Флуер ………………………………………………………………………………... 21
2) Най …………………………………………………………………………………… 22
3) Чимпой …………………………………………………………………………….. 22
4) Цимбал ……………………………………………………………………………. 22
5) Фольклор …………………………………………………………………………. 23
6) Детский фольклор …………………………………………………………… 25
7) Исторические песни ………………………………………………………… 25
8) Лирические песни …………………………………………………………… 25
а) Дойна …………………………………………………………………………… 25
9) Гимн Молдовы ………………………………………………………………… 27
а) текст песни …………………………………………………………………... 27

5. Молдавские народные танцы ……………………………………………...... 28
1) Хора …………………………………………………………………………………. 29
2) Жок ………………………………………………………………………………….. 29
3) Молдовеняскэ ………………………………………………………………….. 30
4) Молдавско – танцевальный фольклор ……………………………… 30
5) Обрядовые танцы ……………………………………………………............ 32
6) Танцы внеобрядового бытования ….......................................... 33
6. Заключение ………………………………………………………………………….. 35
7. Список литературы ……………………………………………………………….. 36

Работа содержит 1 файл

Духовная культура населения М.docx

— 845.28 Кб (Скачать)

 

 

Куда идут доходы.

 

                   Собранные продукты - калачи, сало, орехи (те, что не съедены) - продают одному из хозяев села. Делают торги, и тот, кто дает более высокую цену, их забирает. Часть денег идет музыкантам, приглашенным на хору, другая часть,   священникам на церковные нужды. На эти средства принято также строить колодцы или делать еще что-то полезное для села.

 

 

 

IV.

                  Блестящей по форме и глубокой  по морально-человеческой составляющей  является традиционная молдавская  свадьба. Согласно традиции, самой  свадьбе предшествует целый ряд  обычаев, цель которых является  продемонстрировать сам процесс  предложения руки и сердца, и,  конечно же, сам процесс приготовления  к свадьбе.

 

       Семейные обычаи и праздники:

 

                Семейные традиции: кумэтрия, свадьба и похороны принадлежат таким обычаям, которые иллюстрируют настоящую мораль, и являются, самым тесным образом, связанными духовно с народом, имея очевидный социальный характер.

                 Семейные традиции на самом деле представляют собой народные представления, действия, которые выражаются посредством песен, стихов, танцев и т.д., придающие им динамический характер, весёлость и величественность, а также торжественные моменты становятся более развлекательными, полными юмора и хорошего настроения.

    Свадьба:


 

                                          В молдавских сёлах существовал точный график проведения свадьбы. В первую очередь жених собирал в своём доме всех друзей, которые, естественно, выпивали за его счёт. Только дойдя до определённой кондиции, они направлялись к дому невесты, угощая вином всех окружающих.

 

                 Встречающиеся на их пути дети выливали жениху под ноги ведро воды. В ответ на эти "препятствия" жених должен был кинуть несколько монет. Жених, успешно пройдя все препятствия и денежные неурядицы, приходил к окнам любимой. Но не так-то это просто - взять под руку невесту и отвезти в церковь. На пороге её дома обязательно стоял какой-нибудь ближайший родственник - брат или сестра, и, не впуская жениха, спрашивал, сколько денег жених готов отдать за невесту.  Ему не оставалось ничего делать, как платить выкуп. Но и это ещё не всё - в молодую могли одеть старуху и отдать как нормальную, и жениху приходилось давать второй выкуп за невесту (тут уж ничего нельзя было сделать).

                 После небольшого пиршества жених и невеста  отправлялись в церковь. (По дороге влюблённым снова выливалась вода под ноги, и снова жених обязан был кинуть всем по денежке). Церемония венчания была стандартной.

                   На праздничном застолье собиралось огромное количество всевозможных родственников, друзей и даже незнакомых людей. За столом обязательно сидели по старшинству, причём начиная не от родителей, а от крёстных. После нескольких часов беспрерывного поглощения всевозможных салатов, котлет и бездонных бутылок вина и криков "Горько!" начиналось настоящее веселье.

                 Подружки невесты могли отвлечь  подвыпившего жениха, а его друзья - украсть невесту!… Это, кстати, тоже из разряда язычества:  по древнейшим обычаям нельзя  было брать в жёны девушку  из своего села, дабы избежать  инцеста. Поэтому девушек попросту крали из соседней деревни. Чтобы вернуть невесту, невнимательному жениху снова нужно было заплатить какую-то сумму. Иногда крали не невесту, а её туфельку. Возвращали тоже за деньги, к тому же туфельку, наполненную вином. Жениху не оставалось ничего делать, кроме как выпить из неё.

                 Только после свершения этих обрядов, родные приступали к сбору подарков, принесённых гостями. В ход к тому моменту шли любые предметы - миски, кастрюли, корзины и ковры. По очереди каждый из присутствующих должен был поднять бокал за молодожёнов, сказать за здравницу, и положить в имеющуюся под рукой ёмкость деньги.

                  После бурной ночи у мужа и жены наступало первое, оформленное печатью в паспорте брачное утро. Фата невесты сменялась на косынку - знак того, что эта девушка уже замужняя женщина.           

                       

 

 

       Рождение (Кумэтрия)

 

             Это является одним из семейных обычаев, и может быть это является одним из самых важных событий в жизни людей: для новорожденного, родителей, кумовей.

               В молдавских сёлах сохранился обычай делать кумэтрию, "брать в кумовья", вручать румяные и красивые калачи, которые называются символом родства. Традиция ставит в обязанность кумовьям, значит заботиться о новорожденном и, конечно же, помогать ему. Этот момент также выделяется обычаем торжественного регистрирования новорожденного.       

                   Так существует обычай приглашать кумовей, которые присутствуют на торжестве, а крёстные, в роли почётных родителей, ставят свои подписи в Книге Регистраций Новорожденных.

                  Кумэтрия является неофициальной  частью праздника, который унаследован  из прошлого, и состоит из такой  традиции, как поздравление семьи  с новорожденным и породнением  с крёстными. 

 

 

V.    Традиции и обычаи, связанные с вином

 

                "Сколько погребов – столько  и обычаев" гласит старинная  молдавская поговорка. Молдавские  вина известны всему миру своим  нежным вкусом, ароматом, изысканностью.  Праздники "молодого вина" проводятся во многих винодельческих регионах, где у виноделия имеются свои традиции, обычаи, история, уходящие корнями в глубину веков.


                  С вином связано немало легенд. Широко известна легенда о  белокрылом аисте с виноградной  гроздью в клюве. 

                  Во время турецких завоеваний молдавская крепость Городешты была осаждена свирепыми янычарами. Храбро сражались ее защитники с врагом, но у них закончились запасы воды и пищи и уже иссякли силы. И вдруг внезапно, подул  сильный ветер, от множества крыльев и заставил врагов пригнуться к земле, это летели сотни белокрылых аистов.

                Они несли в клювах грозди винограда

и сбрасывали их осажденным. Воины были спасены от жажды и голода. С новыми силами они отстояли крепость, и турецкие завоеватели вынуждены были отступить.

 

 

                   С тех пор белокрылый аист, по народному преданию, стал символом счастья и благополучия. А в наше время изображение аиста с гроздью винограда стало символом молдавского виноделия.

                  В Молдове, особенно на селе, не найти подворье, где бы не выращивали виноград и не делали вино. Есть веками наработанные секреты его изготовления.

                  В средние века в Молдове уже появились специализированные инструменты и предметы для изготовления вина. Так, источники феодального периода говорят о наличии "крам" - виноделен, "тяскурь"- винодельческих прессов, "бечюрь" - винных погребов. Крестьяне и городской люд хранили вино в земляных погребах "бордей", перекрытых ямах, богатые люди – в глубоких подвалах с каменными сводами.

               Виноград раздавливали в деревянных корытах – улук. Техника виноградарства и виноделия той эпохи была, естественно, примитивной. Деревянный плуг с железным лемехом, лопата, цапка-мотыга, ножи для обрезки лозы и гроздьев, которые раздавливали в деревянных корытах (улук) деревянными же вилами, трейчатками, а затем и ногами.

                 Мезгу оставляли на несколько  дней для брожения, сусло сливали  в бочки для дображевания. Готовое вино уже подавалось к семейному и гостевому столу всегда щедро и от всей души.

                 Вино в Молдове делают в основном в октябре. Поэтому октябрь называется "Месяц Ковша" (Luna lui kausi).

 

                  


 

                           Кэуш – это деревянный круглый сосуд с ручкой – обязательная принадлежность крестьянской винодельни. Он служит для зачерпывания мезги, сусла или бурлящего, еще молодого вина. Из кэуша можно и попробовать "тулбурел" - молодое вино.

 

            

 

                 Издавна в Молдове сложился такой обычай: как только отбродило молодое вино "тулбурел", хозяин становился у ворот своего двора и угощал тулбурелом каждого прохожего. Никто не имел права отказаться. Первый, кому предлагали новое вино, по обычаю должен был отхлебнуть его и, не глотая, долго молча "слушать" вино, а потом обратиться к хозяину с каким-нибудь пожеланием. Хозяин запоминал это пожелание, так как ему придавалось особое значение.

                    Теперь Праздник Вина отмечает вся республика. Вернуться к истокам, возродить традиции, сохранить преемственность поколений – таков праздник "Sarbatoarea Vinului", призванный объединить людей независимо от их политических пристрастий, социального статуса и имущественного положения.

 

                             Литература

 

                  Первые памятники письменности появились в Молдове  на рубеже 9 - 10 веков, на церковно-славянском (среднеболгарском) языке молдавской редакции, являвшемся до 17 века, официальным языком церкви и государства, а также литературным языком.

                  На этом языке создана значительная  религиозная и историческая литература ("Житие святого Иоанна Нового" и проповеди Гр. Цамблака —  иерарха молдавской церкви в  1401 - 1403; анонимные летописи 15 - 16 веков, летописи Макария, Евфимия, Азария в 16 веке и др.).


 

              Первая молдавская книга — "Казания" (толкование евангелий) митрополита Варлаама (1590 - 1657) издана в 1643. Преемник Варлаама митрополит Дософтей (1624 - 93) переложил на молдавском языке "Псалтырь" в стихах.

 

 

 

                   Начало молдавского летописания относится ко второй половине 15 века. Первые молдавские летописи написаны кириллицей на славянском языке, содержали краткие сведения о времени правления предыдущих господарей и о важнейших исторических событиях. Первая официальная славяно-молдавская летопись, условно называемая «Анналы двора Штефана Великого», была написана при дворе этого господаря анонимным летописцем. Её первоначальный вариант не сохранился, остались только списки с дополнениями, хранившиеся в молдавских монастырях. В анналах воспевались подвиги и победы Штефана Великого, сообщались сведения о строительстве церквей.

                   Часть текстов этой летописи была переведена на иностранные языки и использовалась за пределами Молдавии. Сохранилась «Анонимная летопись Молдавии», посвящённая событиям с 1359 по 1507 год, и два списка «Путнянской летописи», описывающей события с 1359 по 1526 год и с 1359 по 1518 год. Известна также молдавско-немецкая летопись (1457 - 1499), включённое в Воскресенскую летопись «Сказание вкратце о молдавских государях, откуда начинается молдавская земля» (1359 - 1504) и молдавско-польская летопись (1359 - 1564).                                       

                   В 17 веке появляются крупные молдавские летописцы: Григорий Уреке (1590 - 1647), Мирон Костин (1633 - 91), Ион Некулче (1672 - 1745). Их летописи содержат богатейший материал по истории, культуре, этнографии, языку средневековой Молдавии. М. Костину принадлежит также труд о происхождении молдаван и философская поэма "Жизнь мира", а Некулче - первый свод молдавских устных легенд и преданий.

                 Вершина развития молдавской культуры 18 века - творчество Д. Кантемира (1673-1723)  - учёного-энциклопедиста, крупного писателя-гуманиста, видного политического и государственного деятеля (отец русского поэта А. Д. Кантемира). Среди созданных им книг на молдавском, русском и латинском языках следует отметить аллегорический роман "Иероглифическая история" (1705), труды "Историческое, географическое и политическое описание Молдавии" (1714), "История возвышения и упадка Оттоманской империи" (1717), "Хроника стародавности романно-молдовлахов" (1722), "История мухамеданской религии" (1722) и др.

                К концу 18 века зарождается молдавская лирическая поэзия (Ион Контакузино, Матей Мило и др.), широкое распространение получают переводы художественной литературы с русского, французского и других языков.

               Присоединение Бессарабии к России (1812) способствовало экономическому  и культурному развитию края. Здесь получают распространение  революционные идеи декабристов,  свободолюбивая поэзия А. С.  Пушкина. Его пребывание в Кишиневе  оказало в дальнейшем сильное  воздействие на развитие молдавской  литературы. Среди молдавских писателей 1-й половины 19 века выделяются А. Хыждеу (1811 - 1874) — автор патриотических стихов на русском языке, поборник молдаво-русско-украинской дружбы, поэты К. Конаки (1778 - 1849) и К. Стамати (1786 - 1869), внёсшие значительный вклад в развитие ряда литературных жанров.

                Многогранная просветительская деятельность Г. Асаки (1788 - 1869), педагога, поэта и прозаика, оставила заметный след в истории национальной культуры. По его инициативе с 1829 стала выходить первая газета на родном языке — "Албина ромыняскэ" ("Румынская пчела").

Информация о работе Духовная культура населения Республики Молдова