Анимационные технологии в организации туристической деятельности учреждений дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:06, дипломная работа

Описание работы

Научная новизна исследования заключается в том, что нами была выявлена сущность и специфика организации туристической деятельности в учреждениях дополнительного образования; определены подходы реализации анимационных технологий в деятельности учреждений дополнительного образования; выявлены психолого-педагогические особенности реализации анимационных программ в туристическом досуге детей и подростков; конкретизированы социально-педагогические условия реализации технологии анимационного сервиса в организации туристической деятельности подростков, а так же разработан проект реализации анимационной программы в туристической деятельности учреждений дополнительного образования.

Содержание

Реферат………………………………………………………..
Обозначения и сокращения………………………………………………..
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические подходы к организации туристической деятельности учреждений дополнительного образования………….……………………….....5
1.1 Сущность и специфика организации туристической деятельности в учреждениях дополнительного образования…………………………
1.2 Реализация анимационных технологий в деятельности учреждений дополнительного образования……………………………………
1.3 Психолого-педагогические особенности реализации анимационных программ в туристическом досуге детей и подростков……………………..
2 Опытно-экспериментальная работа по разработке и реализации анимационных технологий в организации туристической деятельности учреждений дополнительного образования……………….….22
2.1 Социально-педагогические условия реализации технологии анимации в организации туристической деятельности подростков…………
2.2 Технологические особенности проектирования анимационных программ в туристической деятельности учреждений дополнительного образования…………………………………………………………………….
2.3 Технологии разработки и реализации проекта анимационной программы в сфере подросткового туризма……………………………………………….....22
Список использованных источников………………………………………….36
Заключение…………………………………………………………....................38
Приложения……………………………………………………………………...40

Работа содержит 1 файл

диплом из Ку1.doc

— 520.50 Кб (Скачать)

На вопрос как часто  Вы посещаете анимированные культурно-досуговые  мероприятия по месту проживания? 5% респондентов показали, что посещают такие мероприятия 1 раз в месяц, а 95% опрашиваемых очень удивились  этому вопросу, потому что по их наблюдениям подобные мероприятия вообще не проводятся в нашем городе.

На вопрос необходимы ли анимированные культурно-досуговые  мероприятия в г. Тамбове? 30% ответили, что нужны такие мероприятии  в нашем городе, 15% отметили вариант скорее нажну, чем не нужны, а 55% заявили, что подобные мероприятия очень нужны и просто не обходимы.

Вывод: Проведенное социологическое исследование показало, что дети и подростки г. Тамбова уже приобщились в полной мере к недавно появившимся анимационным технологиям в туристической сфере и даже нуждаются в подобных экскурсионных маршрутах с применением анимационных технологий. Что же касается социально-культурной сферы, то тут совсем беда……Еще в туристических поездках проводимых школами и различными учреждениями дополнительного образования, проходят специальные социально-культурные мероприятия с применением анимационных технологий, что же касается нашего города, то тут дело совсем плохо, поскольку у нас практически отсутствуют такие мероприятия. Еще летом в праздники в Парке Культуры и Отдыха можно увидеть подобные представление и то очень редко, а в остальное время года такие социально-культурные мероприятия вообще напрочь отсутствуют.

Таким образом, с полной уверенностью можно заявить, что анимационные технологии просто необходимы и неважно где они применяются в туристическом досуге и на экскурсионных мероприятиях или просто в социально-культурной сфере детей и подростков.

 

2.2 Технологические особенности проектирования анимационных программ в туристической деятельности учреждений дополнительного образования

 

Реализация анимационной программы зависит от профессионального мастерства постановщика и режиссера анимационной программы в сфере туристической деятельности, которое определяется умением находить наиболее оптимальные, приемлемые способы воздействия на личность туриста, удовлетворения его потребностей и интересов на основе применения универсальных, пригодных для разных организационно-экономических условий методов, представляющих собой определенные закономерности, устойчивые и надежные правила функционирования технологического процесса.

Для того чтобы создать  анимационную программу, недостаточно только хорошо разбираться в законах  ее драматургического построения. Необходимо знать и точно понимать возможности каждого выразительного средства, уметь использовать возможности методов художественного монтажа, иллюстрирования, театрализации игры [35, с.74]. С помощью этих методов и выразительных различных средств создается, т.е. из проекта переходит в реальную конструкцию анимационная программа, в которой решаются социально-педагогические и психологические задачи.

Первым методом, используемым с того момента, как начал формироваться замысел, является художественный монтаж[13, с.38]. В любой анимационной программе при разработке сценария специалисты используют монтаж. Чередование фактов, событий, явлений и их сопоставление требуют монтажа (конструктивного или ассоциативного).

Художественный монтаж, во-первых, выражает мысль автора сценария, его идею, видение мира; во-вторых, является творческим методом, что в свою очередь требует профессиональной подготовки специалиста, а также определенного уровня его гражданственности, жизненного опыта, культуры [12, с.20]. Без овладения методикой монтажа невозможно обеспечить хорошее качество анимационной программы.

Второй метод - иллюстрирование, которое необходимо для показа содержания информационного материала, в какой либо форме. Иногда информация оформляется с помощью синтеза различных эмоционально-выразительных средств, что делает ее более зримой.

Третий метод в подготовке анимационных программ - театрализация, которая является сложным творческим процессом, наиболее близко стоящим к театру и имеющим глубокое социально-психологическое обоснование.

Суть метода театрализации состоит в соединении пластики, звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающим образ в разных вариациях, пронося их через единое «сквозное действие» программы [10, с.77].

Метод театрализации  призван создать зрелищно-активную ситуацию, при которой каждый присутствующий будет активно реагирующим зрителем, а не пассивным созерцателем.

Четвертый метод - игровой. Этот метод в анимационной деятельности наиболее удачно сочетает информационно-логическое и информационно-образное начала, синтезирующие сознание, педагогику, искусство и творчество. Для анимационной деятельности важно, что игра наполняется сюжетным содержанием и может быть использована как режиссерский прием.

Сочетание данных методов  позволят глубоко и полно раскрыть и воплотить в практике анимационные программы, создающие определенные предпосылки для развития туристской деятельности.

Применение тех или  иных методов невозможно без освоения сценарно-режиссерской технологии анимационной деятельности, которая составляет основу зрелищных мероприятий и включает принципы драматургии (массового действа, которое создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы) и режиссуры массовых анимационных программ.

Практическое применение методик создания сценария подчиняется определенным принципам, закономерностям и способам, то есть имеет свою драматургию, так как если в театральном творчестве в качестве исходного материала выступает конкретная пьеса и на основе ее литературного материала создается идейно-насыщенный спектакль, то в анимационной программе это происходит с помощью выразительных средств на основе самой жизни, реального фактического или исторического материала, реальных героев или исторических персонажей [11, с.56].

Создание сценария программы и его воплощение - процесс творческий, требующий выдумки, фантазии, оригинальных приемов организации действия. Он должен обладать действенностью и зрелищностью (причем зрелище должно быть увлекательным, захватывающим), носить характер «зримого сценария», то есть быть непросто литературно описательным, а предвидеть все эпизоды, узловые моменты действия и то, как они будут происходить.[39, с. 40]

Сценарий анимационного  мероприятия специфичен. Его специфика  заключается в том, что это  не просто художественное произведение, а развернутый план действий, включающий разнообразнейшие элементы, каждый из которых имеет свое содержание и структуру.

Важным этапом работы над сценарием является композиционное решение, то есть построение, расположение компонентов, составляющих действие, установление между ними смысловой и хронологической зависимости, порядок их включения в действие.

Кроме общего композиционного  решения в сценарии разрабатываются  и композиции каждого из входящих в него элементов - конкурсов, игр, концертов, представлений, аукционов. Так как каждая форма массовой анимационной деятельности является действием организованным, то оно строится на основе общих драматургических принципов.

Анимационные программы, которые разрабатываются в контексте  определенных видов подросткового туризма, имеют свои особенности. Они направлены на релаксацию и активизацию туристов.

Спортивные  анимационные программы предназначены для туристов увлекающихся тем или иным видом спорта и приехавших в спортивно-туристский комплекс для занятий спортом по определенной системе тренировок в сочетании с отдыхом.

Спортивно оздоровительные анимационные программы отличаются от спортивных тем, что они рассчитаны на туристов, любителей спорта и активного отдыха, для которых туристический досуг - это единственное место и возможность восстановления сил и здоровья через активные физические нагрузки в условиях чистой природы и чистого воздуха.

Спортивно-развлекательные анимационные программы ориентированы на туристов любого возраста. Они строятся на вовлечение туристов в активное движение через заманчивые, увлекательные, веселые конкурсы и безобидные состязания.

Спортивно-познавательные анимационные программы строятся на приобщении туристов к духовно-нравственным ценностям в процессе активного отдыха (походы, пешеходные экскурсии).

Экскурсионные программы составляются из различных видов экскурсий, а обучающие программы помогают туристам приобрести различные умения и навыки (в плавании и других различных видах спортивных занятий, ремесел).

Культурно-познавательные анимационные программы туристического досуга строятся на приобщении туриста к культурно-историческим и духовным ценностям нации, страны, местного населения и включают: посещение музеев, театров, кинотеатров, художественных галерей, парков, выставок, концертов, вечеров поэзии. Некоторые из этих программ зависимы от платежеспособности туристов, уровня их интеллектуального развития.

Приключенческо-игровые  анимационные программы строятся на прикосновении туриста с интересным, волнующим, необычным (например, участие в ролевых играх и конкурсах, посещение пещер, пиратской вылазке, вечере народных преданий и легенд, ночном походе, тематическом пикнике). Эти программы имеют спрос независимо от пола, национальности, образования отдыхающих.

Любительские (творческо-трудовые) анимационные программы строятся на привлечении туристов к творчеству, состязанию в изготовлении местных поделок, что вызывает у них интерес к национальным особенностям местного населения. После участия в такой программе гость отмечает, что научился общению на местном национальном языке, познакомился с национальными музыкальными инструментами, танцами, кухней и т.д. Формы проведения этих программ могут быть самыми разнообразными: аукцион поделок из природных материалов, конкурс любительской фотографии, выставка песочной скульптуры, фестиваль авторских стихов и песен.

Зрелищно-развлекательные  анимационные программы включают: праздничные мероприятия, конкурсы, фестивали, карнавалы, тематические дни, ярмарки, дискотеки, танцевальные вечера.

Анимационные  программы типа «общение по интересам» являются по сути дела комбинациями из упомянутых программ, однако здесь необходимо уделить больше внимания той непринужденной, ненавязчивой, комфортной обстановке, которая располагала бы к общению соответственно интересам, желаниям, темпераментам и т.д. При разработке этих программ ставятся, в частности, следующие цели:

- удовлетворение потребности  самовыражения;

- поощрение туристов  в развитии своих умений;

- направление развлечений  и навыков в созидательное русло;

- изменение имиджа  расслабление напряжения;

- избавление от ежедневных  проблем и стрессов;

- приобретение дополнительных  знаний в области культуры.

Для того чтобы удовлетворить  потребности гостей программы анимации должны меняться на протяжении всего сезона по содержанию, интенсивности, времени проведения и по другим параметрам.

Работу по подготовке и проведению той или иной анимационной программы для молодежи можно  разделить на несколько этапов:

Первый этап - подготовительный, включающий:

- анализ предлагаемых анимационных программ;

- определение целей  и задач;

- выбор места и времени  проведения программы;

- проектирование анимационной  программы с учетом возрастных, этнических и прочих особенностей  потребителей данной услуги;

- создание или подбор сценариев анимационных мероприятий, включенных в программу;

- составление сметы  расходов на проведение программы;

- подбор творческих  коллективов и распределение  обязанностей внутри анимационных  команд;

- техническую подготовку (подбор материальных пособий, закупку инвентаря, изготовление декораций, костюмов, реквизита и т.д.).

- установку звуковой  и световой аппаратуры, других  технических средств, оформление  сцены, изготовление фонограмм  и пр.;

- проведение репетиций,  обучение правилам игр и пр.;

- проведение рекламной компании намеченных анимационных мероприятий.

Второй этап - начальный, в течение которого:

А) туристы, (подростки) информируются о наличии и содержании анимационной программы для различных групп и категорий;

Б) с детьми устанавливается контакт, производится запись на различные анимационные программы и сбор заявок.

Третий этап - содержательный, этап проведения анимационной программы. Это ответственная работа для всех участников: необходимо соединить усилия всех задействованных аниматоров и решить поставленные задачи.

Четвертый этап - заключительный, в ходе которого происходит подведение итогов:

- награждение участников  и прощание с детьми;

- анализ проведенной  программы;

- анкетирование потребителей  с последующим анализом;

- работа над усовершенствованием программы.

Особое значение в  организации анимационных программ в подростковом туризме занимает методика подготовки и проведения различных игр.

Методика организации  игры заключается в следующем:

- определяется художественное решение игры;

- проводится предварительная работа с аудиторией;

- выделяются ведущие (лидеры) и участники игры из числа туристов;

- определяется система награждений победителей;

- объясняются правила игры.

Аниматор следит за ходом  игры и соблюдением ее правил. При  этом необходимо создавать ситуации риска, которые будут вызывать азарт у игроков, а также ситуацию неопределенности - возможности и проигрыша, и выигрыша.

Информация о работе Анимационные технологии в организации туристической деятельности учреждений дополнительного образования