Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:06, дипломная работа
Научная новизна исследования заключается в том, что нами была выявлена сущность и специфика организации туристической деятельности в учреждениях дополнительного образования; определены подходы реализации анимационных технологий в деятельности учреждений дополнительного образования; выявлены психолого-педагогические особенности реализации анимационных программ в туристическом досуге детей и подростков; конкретизированы социально-педагогические условия реализации технологии анимационного сервиса в организации туристической деятельности подростков, а так же разработан проект реализации анимационной программы в туристической деятельности учреждений дополнительного образования.
Реферат………………………………………………………..
Обозначения и сокращения………………………………………………..
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические подходы к организации туристической деятельности учреждений дополнительного образования………….……………………….....5
1.1 Сущность и специфика организации туристической деятельности в учреждениях дополнительного образования…………………………
1.2 Реализация анимационных технологий в деятельности учреждений дополнительного образования……………………………………
1.3 Психолого-педагогические особенности реализации анимационных программ в туристическом досуге детей и подростков……………………..
2 Опытно-экспериментальная работа по разработке и реализации анимационных технологий в организации туристической деятельности учреждений дополнительного образования……………….….22
2.1 Социально-педагогические условия реализации технологии анимации в организации туристической деятельности подростков…………
2.2 Технологические особенности проектирования анимационных программ в туристической деятельности учреждений дополнительного образования…………………………………………………………………….
2.3 Технологии разработки и реализации проекта анимационной программы в сфере подросткового туризма……………………………………………….....22
Список использованных источников………………………………………….36
Заключение…………………………………………………………....................38
Приложения……………………………………………………………………...40
Туристическая деятельность
характеризуют также те занятия,
которым отдается предпочтение в
свободное время. Речь идет только о
таких видах досуговой деятельн
Туристическая деятельность развивается и функционирует в соответствующих учреждениях и предприятиях: клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые центры, центры народного творчества, и т.д. При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения туристического досуга является результатом стараний самой личности, ее желания превратить туристический досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей [15, с.26].
Отличным качеством культурного туристического досуга является эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником анимационных экскурсий.
Высший смысл истинного туристического досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. Здесь туристический досуг для молодого человека превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными туристическими экскурсиями. Основные особенности культурного туристического досуга подростков - высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных анимационных технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень анимационного процесса.
У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль туристического досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени - творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать туристический досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть туристический досуг.
В сегодняшней социально-
Туристический досуг
подразумевает свободный выбор
личностью туристско-досуговых
Значение данных потребностей чрезвычайно велико, ведь наличия только внешних, хотя бы и определяющих условий, недостаточно для реализации целей всестороннего развития ребенка. Надо, что бы и сам ребенок хотел этого развития, понимал его необходимость.
Таким образом, активный, содержательный туристический досуг требует определенных потребностей и способностей детей. Несомненно, туристический досуг должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Такой туристический досуг можно обеспечить предоставлением возможности каждому активно проявить себя свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.
В настоящее время новые тенденции в образе жизни подростков оказывают значительное влияние на выбор форм проведения отдыха. Такие факторы как демографические особенности подростков, их индивидуальный и групповой интересы, отношение к проведению досуга и свободного времени, изменили характер подросткового спроса и привели к созданию нового вида отдыха детей и подростков - анимационного туризма.
Анимационный туризм
- это один из социально-культурных
механизмов, с помощью которого могут
быть созданы условия для
Как подчеркивается во многих работах, отражающих проблемы туризма, в частности подросткового, он сочетает в себе спонтанную активность детей, с планово организованной деятельностью учреждений туристско-экскурсионного обслуживания. В настоящее время туризм является индустрией, разрабатывающей и предлагающей разнообразные типы экскурсий, маршрутов, туров и комплекса культурно-досуговых услуг, потребление которых должно организовать активность подростков, направив ее на оздоровление, социально-санкционированные формы развлечения, воспитания и т.д.
Основной функцией туризма, с социальной точки зрения, можно признать воспроизводящую функцию, направленную на восстановление сил, затраченных при выполнении определенных производственных и бытовых функций. При этом отдых не ограничивается инертной формой и восстановлением физических и психических сил, а включает развлечения, обеспечивающие изменения характера деятельности и окружающих условий, активное познание новых явлений природы, культуры и т.д.
Современная урбанизация,
механизация производства, компьютеризация,
«однообразие потребления», значительно
увеличивающийся поток
Подлинным контрастом жизни
ребенка, связанной с нервным
напряжением и единообразием, является
уход с постоянного места
Концепция промышленных предприятий в городе не позволят ребенку по-настоящему отдохнуть после учебы. Мало свободного, освещенного солнцем пространства, дети, проживающие в городе, оказываются изолированными от природы. Парков и садовых участков недостаточно. Такого рода усталость создает условия для болезней и нетрудоспособности подрастающего поколения. В таких условиях туристический отдых предстает перед современными подростками как форма всестороннего обновления личности.
Проведенные исследования выявили основные потребности подростков в общении, развлечениях, активном и подвижном отдыхе. Все эти потребности можно реализовать в туризме. Такой отдых восстанавливает полноценное физическое самочувствие личности, обогащает ее эстетически. По мнению Егорычевой Е., «туризм сегодня- это преимущественно активный вид отдыха, базирующийся на связях «человек - естественная среда» с обязательной переменой среды и типа жизнедеятельности»[20, с.35].
Необходимо отметить,
что комплекс разнообразных потребностей
детей и подростков, как специфической
социальной группы может быть реализован
в культурно-досуговой
- познавательная функция ставит целью информацию и организацию познавательной активности подростков, распространения комплекса разнообразных социально-гуманитарных знаний. Стремление к познанию всегда было неотъемлемой частью молодежи. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории, культуры других народов - эта задача, которую может осуществить познавательная функция туризма.
- приобщение к материальным
и духовным ценностям
- реализация творческого
потенциала личности позволяет
найти применение всех умений,
навыков подростков в каком-
- организация нерегламентированн
- продуктивный отдых
и развлечения или
Отличительной особенностью
подросткового туризма является
то, что дети является самой непритязательной
социально-демографической
Туристический отдых занимает в наше время важное место в досуге подростков. Мы согласны с мнением Егорычевой В., что туризм, являясь многоплановым видом досуга, сочетающем в себе различные важные для подростков функции, может играть в жизни молодых людей основную роль в процессе удовлетворения их потребностей [20, с.41]. Повышенный интерес подростков к туризму Егорычева В. объясняет отсутствием в нем назидательности, возможностью реализовать социально-культурный потенциал в благоприятной социально-психологической атмосфере. И с этим нельзя не согласиться. Исследования показали, что, по мнению молодых людей, в туризме, как правило, отсутствует парадность, формализм и заорганизованность, в туристической деятельности оптимально сочетаются массовые и камерные формы работы. Интерес подростков к различным видам туризма объясняется тем, что каждый отдельный человек может выбрать для себя ту область туристической деятельности, в которой наиболее могут удовлетворится его интересы. Такие виды туризма, как спортивный и познавательный являются наиболее подходящими этой возрастной категории и наиболее востребуемыми ею. В спортивном туризме преобладает атмосфера взаимоподдержки и оптимизма, так необходимые в юном возрасте. Для большинства юных туристов занятия спортивными и другими видами туризма доставляют удовольствие и радость общения друг с другом. Преимущество туризма в том, что он в процессе формирования туров сближает новых людей, что является не частым явлением в других досуговых сферах [25, с.205].
Как известно потребительский выбор подростков определяют наклонности и привычки индивида, его вкусы, предпочтения и мотивация. Все эти характерные черты позволяют ответить на вопросы: почему большое количество молодых людей ежегодно отправляются в путешествие.
Говоря о конкретных
мотивах участия детей в
Обратимся к известной теории мотивации Маслоу, который считает, что разнообразные потребности людей имеют неодинаковую значимость для человека и в совокупности образуют строгую, иерархическую структуру. Туристическое начало присутствует в каждом из слоев этой пирамиды. Суть этой теории заключается в том, что основание пирамиды составляют самые настоятельные, базовые потребности, требующего первоочередного удовлетворения. Они носят биогенный характер и являются средством внутренней биологической напряженности - голода, жажды, дискомфорта. На этой ступени находится и потребность подростков в отдыхе. Она становится важной мотивацией туризма.
Следующий уровень, по его мнению, образуют социальные потребности. Маслоу называет их - потребности в причастности. Это понятие включает чувство принадлежности к чему-либо или к кому-либо, социального взаимодействия, привязанности и поддержки. Подросткам свойственно стремление к общению и праздникам, взаимному познанию и пониманию, диалогу и обмену мнениями. Туризм способствует удовлетворению потребностей к причастности.
В отдельную категорию выделены потребности детей в уважении: в личных достижениях, компетентности, самоутверждении, признании со стороны окружающих. Их реализация зависит от положения молодого человека в обществе [34, с.67, 68, 69]. Подростки действуют в соответствии с ценностными представлениями, интересами и поведением, свойственным стабильной социальной группе, к которой принадлежат. Современная молодежь в настоящее время стремится к более высокому общественному статусу, и туризм как фактор причастности к определенному слою - позволяет реализовать это желание в данном случае в отдыхе.
Характер использования досуга в туризме позволят утвердится юной личности, что иногда трудно сделать в учебном заведении, на производстве. Сфера туризма предоставляет юношам и девушкам большую свободу выбора.
Обобщая вышеизложенное, приходим к выводу, что подростковый туризм, являясь одной из форм подросткового досуга, имеет большое значение в жизни молодого человека, так как он направлен на восстановление физических и психических сил, удовлетворяет потребности молодого человека в общении, развлечениях, активном и подвижном отдыхе.