Анимационные технологии в организации туристической деятельности учреждений дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:06, дипломная работа

Описание работы

Научная новизна исследования заключается в том, что нами была выявлена сущность и специфика организации туристической деятельности в учреждениях дополнительного образования; определены подходы реализации анимационных технологий в деятельности учреждений дополнительного образования; выявлены психолого-педагогические особенности реализации анимационных программ в туристическом досуге детей и подростков; конкретизированы социально-педагогические условия реализации технологии анимационного сервиса в организации туристической деятельности подростков, а так же разработан проект реализации анимационной программы в туристической деятельности учреждений дополнительного образования.

Содержание

Реферат………………………………………………………..
Обозначения и сокращения………………………………………………..
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические подходы к организации туристической деятельности учреждений дополнительного образования………….……………………….....5
1.1 Сущность и специфика организации туристической деятельности в учреждениях дополнительного образования…………………………
1.2 Реализация анимационных технологий в деятельности учреждений дополнительного образования……………………………………
1.3 Психолого-педагогические особенности реализации анимационных программ в туристическом досуге детей и подростков……………………..
2 Опытно-экспериментальная работа по разработке и реализации анимационных технологий в организации туристической деятельности учреждений дополнительного образования……………….….22
2.1 Социально-педагогические условия реализации технологии анимации в организации туристической деятельности подростков…………
2.2 Технологические особенности проектирования анимационных программ в туристической деятельности учреждений дополнительного образования…………………………………………………………………….
2.3 Технологии разработки и реализации проекта анимационной программы в сфере подросткового туризма……………………………………………….....22
Список использованных источников………………………………………….36
Заключение…………………………………………………………....................38
Приложения……………………………………………………………………...40

Работа содержит 1 файл

диплом из Ку1.doc

— 520.50 Кб (Скачать)

Основами культурно-досуговой  анимации туристского обслуживания является:

-комплексный подход  к организации мероприятий;

-свобода выбора этих мероприятий;

-театрализация: использование  разнообразных приемов и всех  видов искусства (живопись, музыка, литература), при этом ход события  определяется сценарием;

-персонификация (представление  природных явлений, человеческих  свойств, отвлечённых понятий в образе человека. Распространена в мифологии, сказках, притчах, художественной литературе.)1

К традиционным формам организации  таких мероприятий относят:

-карнавал (народное гуляние  в виде уличного шествия, парада, маскарада),

-раут (собрание людей, не предполагающее танцы);

-банкет (массовое собрание  людей, в основе которого - обильное  угощение);

-мистерия (театрализованная  постановка пьесы религиозного  содержания);

-раус (мероприятие по  зазыванию зрителей перед презентациями,  культурно-досуговыми программами);

-церемония (культовый  благоговейный /государственный/  акт, который проводится в строгом  порядке /церемониале/);

-шоу-представление, массовое  зрелище.2

Для того чтобы удачно составить развлекательную программу, необходимо определиться с рядом критериев, а именно, с:

-жанром, при котором  создается особая атмосфера и  ощущения для зрителей (драма,  клоунада, мюзикл и т.д.). При этом  номера и фрагменты должны  сочетаться таким образом, чтобы  сложилась единая картина и  связанная структура элементов данного представления;

-названием данного  шоу, которое создает настрой  и раскрывает его суть;

-сценарным планом, в  котором обозначен перечень элементов,  фрагментов, событий в процессе  их развития, персонажей, их отношения  и движение. Обязательно должна быть завязка, кульминация и развязка:

-сценарием, т.е. детализацией  пунктов сценарного плана, а  также работа над литературной  частью - проработкой монологов и  диалогов, изучением речевого стиля;

-режиссерским планом - перевод литературы на язык  действия (если это постановка по мотивам литературного произведения), составление и координация непрерывной действенной цепочки, и работа с техникой, светом и звуком.

Кроме этого важно - где  будет разыгрываться данное действо, определиться с темпом, ритмом, включением эффектных моментов и репетиционным периодом.

Вечерние представления  являются главной частью развлекательной  программы. Они должны быть очень  разнообразны по содержанию, постановке, костюмам и интересны для всех зрителей и участников. Как правило, в них принимают участие все аниматоры. Организаторы стремятся сделать каждое представление ярким, красочным, запоминающимся, в каждом из них должна быть своя изюминка.

И по форме вечерние шоу  бывают самые разные: это и небольшая  бытовая сценка, разыгранная актерами-аниматорами, и серьезное театрализованное представление, в котором могут принять участие зрители из зала, гости, заранее приглашенные на ту или иную роль.3

Таким образом, сущность и специфика организации туристической деятельности в учреждениях дополнительного образования имеют комплексный подход к организации мероприятий, который заключается не только в развлекательных мероприятиях для детей, позволяющий им расслабиться и отдохнуть, но и в стабилизирующих, оздоровительных мероприятиях, которые создающую положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность, направленную на восстановление и развитие физических сил ребенка, ослабленных в повседневной жизни, а так же приносят интеллектуальное и физическое усовершенствование.

 

 

1.2 Реализация анимационных технологий в деятельности учреждений дополнительного образования

 

В последнее время  все больше туристских предприятий  и спортивно-оздоровительных учреждений стали заботиться о предоставлении такой дополнительной услуги, как  анимация.

Слово это довольно быстро прижилось в кругах специалистов социально-культурной сферы. Аниматорами называют специалистов по организации досуга на туристских предприятиях, в санаторно-курортных и других оздоровительных учреждениях. Очень часто, произнеся слово «аниматор», тут же поясняют: «массовик-затейник». Однако современное понятие анимации шире.

Анимация в туризме  рассматривается как деятельность по разработке и предоставлению специальных  программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов. Следовательно, тураниматор - специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных анимационных программ. 4

Под анимационной программой мы подразумеваем объединенный общей целью или замыслом план проведения туристских, физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий.

Кроме понятия «анимационная программа» часто используется понятие «анимационное мероприятие», которое является составной частью анимационной программы. Например, если мы составляем анимационную программу на день, то она включает несколько анимационных мероприятий: спортивные соревнования, вечернюю развлекательную программу, игры на природе и т.д. Таким образом, анимационные программы создаются аниматорами для развлечения гостей, восстановления (рекреации) их здоровья.

Однако интересно, что  одна и та же программа может вызвать  у одних людей положительные  эмоции, а у других - прямо противоположные. Процесс восприятия предложенных анимационных программ зависит от многих факторов:

- возраста участников  или зрителей;

- уровня образованности;

- пола;

- этнической принадлежности;

- настроения на момент  реализации данной программы  и т.д. 5

Именно поэтому важно  дифференцировать потребителей данных услуг заранее, и иметь в запасе несколько различных программ или  мероприятий, чтобы удовлетворить  разные вкусы. Кроме того, необходимо укрепление материально-технической базы анимационных служб на туристских предприятиях.

Каждый человек, переходя в разряд туриста, в каком-то смысле меняется внутренне и ждёт от предстоящего отдыха не просто физического и психологического восстановления организма, но и еще чего-то особенного и необычного. Экскурсионное мероприятие и должно стать той феерией, волшебной сказкой, куда бы они смогли окунуться, открыть для себя совсем иной мир вселенной и забыть на этот период насущные проблемы их настоящей жизни.

И одной из основных задач, стоящих перед аниматором, принимающего туристов, является не обмануть эти  ожидания.

Поэтому все, что делается на экскурсии, направлено на организацию  максимально комфортных условий  для отдыха, создание атмосферы изобилия, праздника, в общем, всех тех предпосылок, при которых туристу захотелось бы возвращаться именно в эту турфирму вновь и вновь.

Для того чтобы анимационные программы были действительно интересными, необходимо их правильно организовать. Организаторская деятельность предполагает наличие у специалистов умения распределить работу, персонально определить обязанности, права и ответственность, устанавливать время выполнения работ, разрабатывать систему контроля за исполнением принимаемых решений, вести дела так, чтобы видеть и решать коренные вопросы в перспективе.

Организация специалистов социально-культурной сферы призвана обеспечивать оптимальное взаимодействие всей анимационной команды, то есть согласованность, соподчинение и координацию всех ее структурных элементов. Организация анимационной деятельности как составная часть технологического процесса требует строгого соблюдения полной профессиональной самостоятельности всех специалистов и одновременно всемерного развития их активности и инициативы в рамках конкретных задач своих структурных подразделений. 6

Как правило, таких структурных  подразделений несколько.

У каждого организатора свое поле деятельности:

• Организатор спортивно-оздоровительной  деятельности отвечает за утреннюю гимнастику, занятия аэробикой, занятия в бассейнах и на море, подвижные игры, спортивные соревнования и праздники;

• Организатор развлекательных  программ занимается разработкой сценариев, подготовкой и проведением всевозможных культурно-развлекательных мероприятий;

• Организатор работы с детьми занимается детскими мероприятиями;

• Организатор туристско-экскурсионной  работы комплектует группы для экскурсий, подбирает экскурсоводов и пр.;

• Менеджер анимационной службы организует и координирует работу всех отделов.

Нередко в обязанности  менеджера на отечественных российских предприятиях входит также решение  коммерческих вопросов, вопросов организации  рекламной кампании и многих других, что, конечно, отражается на качестве работы.

К сожалению, немногие туристские и лечебно-профилактические учреждения могут позволить себе создание полноценной анимационной службы. В большинстве из них один или два человека отвечают за все отделы анимационной службы сразу: они и поют, и танцуют, и спортивные соревнования проводят, и сами себя рекламируют по местному радио и т.д. При этом вызывают недовольство у собственного руководства, тоскующего об анимации «не хуже, чем в Турции», выплачивая минимальную зарплату своим работникам.

Такая организация труда  в современных туристских учреждениях уже неприемлема, и любому грамотному менеджеру это понятно. Характерными чертами современной анимационной деятельности являются высокий уровень культурно - технической оснащенности, использование современных анимационных технологий, форм и методов организации и высокий художественный уровень.

Качество анимационной программы связано, как правило, с интересными режиссерскими  находками, богатым арсеналом сценографических, музыкальных, пластических, речевых, светотехнических приемов в разработке и реализации анимационных программ.

Отсюда логично вытекает проблема профессионализма аниматоров всех уровней. Современные российские клубы, центры, гостиницы, специализированные парки и турбазы остро нуждаются  в организаторах досуга, которые  должны уметь планировать его, общаться с людьми, предлагать потребителю большой выбор интересных, увлекательных анимационных программ.

Именно поэтому перед  учебными заведениями стоит проблема повышения качества подготовки специалистов данного профиля.

В общих чертах суть стратегии профессиональной подготовки заключается в следующем:

- подготовка специалистов  с учетом потребностей туристских  предприятий; 

- разработка новых  учебных курсов, обеспечивающих  качество подготовки специалистов;

- использование в процессе обучения новых образовательных технологий;

- увеличение числа  практических занятий, стажировок (в том числе и заграничных)  для отработки на практике  навыков разработки и реализации  анимационных программ для разных  категорий отдыхающих. 7

Таким образом, анимационные технологии представляют собой совокупность приемов, методов, средств и рациональность их использования зависит от профессиональных навыков специалиста социально-культурной сферы. Необходимо также создание отраслевого банка типовых сценариев и циклов рекреационных занятий для составления программ туристского отдыха на местах с учетом региональных особенностей, а также типовых планов обслуживания туров и типовых планов организационно - технических мероприятий для реализации туров.

Виды социально-культурной анимации

Из главных рекреационных  функций (лечебной, оздоровительной  и познавательной) социально-культурная анимация призвана выполнять прямым образом две функции - спортивно-оздоровительную и познавательную. Косвенным образом при соответствующих условиях выполняется и лечебная функция.

В практике анимационного  дела для целевого конструирования  анимационных программ можно выделить следующие функции социально-культурной анимации:

- адаптационную, позволяющую перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;

- компенсационную, освобождающую человека от физической и психической усталости повседневной жизни;

- стабилизирующую, создающую положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность;

- оздоровительную, направленную на восстановление развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни;

- информационную, позволяющую получить новую информацию о стране, регионе, людях и т. д.;

- образовательную, позволяющую приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;

- совершенствующую, приносящую интеллектуальное и физическое усовершенствование;

- рекламную, дающую возможность через анимационные программы сделать туриста носителем рекламы о стране, регионе, туркомплексе, отеле, турфирме.[10, с.20-21]

Информация о работе Анимационные технологии в организации туристической деятельности учреждений дополнительного образования