Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:06, дипломная работа
Научная новизна исследования заключается в том, что нами была выявлена сущность и специфика организации туристической деятельности в учреждениях дополнительного образования; определены подходы реализации анимационных технологий в деятельности учреждений дополнительного образования; выявлены психолого-педагогические особенности реализации анимационных программ в туристическом досуге детей и подростков; конкретизированы социально-педагогические условия реализации технологии анимационного сервиса в организации туристической деятельности подростков, а так же разработан проект реализации анимационной программы в туристической деятельности учреждений дополнительного образования.
Реферат………………………………………………………..
Обозначения и сокращения………………………………………………..
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические подходы к организации туристической деятельности учреждений дополнительного образования………….……………………….....5
1.1 Сущность и специфика организации туристической деятельности в учреждениях дополнительного образования…………………………
1.2 Реализация анимационных технологий в деятельности учреждений дополнительного образования……………………………………
1.3 Психолого-педагогические особенности реализации анимационных программ в туристическом досуге детей и подростков……………………..
2 Опытно-экспериментальная работа по разработке и реализации анимационных технологий в организации туристической деятельности учреждений дополнительного образования……………….….22
2.1 Социально-педагогические условия реализации технологии анимации в организации туристической деятельности подростков…………
2.2 Технологические особенности проектирования анимационных программ в туристической деятельности учреждений дополнительного образования…………………………………………………………………….
2.3 Технологии разработки и реализации проекта анимационной программы в сфере подросткового туризма……………………………………………….....22
Список использованных источников………………………………………….36
Заключение…………………………………………………………....................38
Приложения……………………………………………………………………...40
Принципиальная особенность специалиста-аниматора в том, что знание социологии, экономики, политологии, права, теории управления, основ режиссуры и ряда других, общественно значимых и весьма престижных сегодня наук выступает не как самоцель, а как существенное средство
реализации ведущей
метафункции социально-
Менеджер-аниматор должен знать психолого-педагогические основы управления временным коллективом, с которым работает, быть лидером в разнообразных туристских коллективах, отличающихся по возрасту, составу, образованию, социальному положению, уметь влиять на мнение окружающих.
Важное значение имеет склонность к лидерству, а именно: - умение проявлять инициативу, привлекать и направлять внимание других, предлагать им решение, способность разговаривать на языке своих сторонников.
Менеджеры-аниматоры должны обладать высокими деловыми качествами, глубокими знаниями психологии людей, практическими навыками работы в условиях четко отлаженного механизма.12
Менеджеру по анимации подчиняются:
· методист-аниматор (хореограф), который занимается подготовкой сценариев и постановкой шоу, разработкой костюмов и проведением репетиций;
· организатор-аниматор, который обеспечивает организацию процесса анимационной деятельности всем необходимым.13
Помимо людей, которые непосредственно являются частью команды аниматоров, делать более яркими и красочными представления помогает и художник (если его нет среди аниматоров), который оформляет декорации к представлениям, рисует к ним анонсы, афиши и другие материалы, и портной, который шьет и отвечает за вечерние костюмы аниматоров.
Стать аниматором непросто. Аниматор должен изначально владеть определенными навыками работы и умениями, а также должен быть психологически готов к этой работе.
Кроме того, проводятся специальные семинары и практические занятия по танцам, разработке программы на сезон, проведению спортивных игр и соревнований. Каждые четыре недели анимационная программа меняется, поэтому рабочий день аниматора проходит очень напряженно.
При хорошо развитых системах клубного отдыха требуется большое количество специалистов в области анимационной деятельности.
По большому счету, деятельность аниматора направлена на развитие творчества детей экскурсантов, обогащение содержания анимационной деятельности, поиск новых форм работы с учетом современных запросов, использование материальных и выразительных средств в полном объеме.14
А если вооружить работников социально-культурной сферы интересными и увлекательными программами, учитывающими возрастные и психологические особенности детей, то это позволит вовлечь в учреждения дополнительного образования большее количество детей и подростков.
Рассматривая анимационную деятельность, мы можем сделать вывод о том, что в условиях конкуренции анимационных программ невозможно представить учреждения дополнительного образования без организации в них анимационного туристического досуга.
Таким образом, анимационная деятельность в туристическом досуге детей и подростков должна быть тщательно спланированной и организованной как психологически, педагогически, так и методически. Организация анимационных программ - глубокий, творческий, азартный процесс. Это особенно касается туристического досуга. В туристической анимационной концепции должны быть сформулированы основные требования к построению программ. Программами должны быть охвачены все способы досуга, реализация программы должна превзойти ожидания экскурсантов. И, конечно же, каждая программа должна содержать сюрприз, интригу, и соответствовать различным желаниям и интересам экскурсионной группы.
Выводы по главе 1.
На основе проведенного теоретического исследования можно сделать следующие выводы:
1. Социально-культурная анимация - способствует удовлетворению потребностей детей и подростков в общении, культуре, творчестве, движении, приятном времяпрепровождении, развлечении. Социальным результатом анимационной работы является удовлетворение социокультурных потребностей подрастающего поколения;
2.Программное анимационное воздействие на ребенка во время его отдыха в той или иной мере способствует сохранению и восстановлению его здоровья: соматического, физического, психического, нравственного.
В настоящее время включение анимационных программ культурно-познавательного, спортивно-оздоровительного, зрелищно-развлекательного, спортивно-развлекательного, приключенческо-игрового характера в содержание туристической деятельности, в работу учреждений дополнительного образования повышает их престиж и востребованность.
Развлекаясь, подростки удовлетворяют свои духовные потребности, оценивают собственную личность, анализирует свою роль в масштабах различных подсистем. Процессы развлечения осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной обстановке.
Социальная направленность анимационных программ для детей и подростков выражается в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей, а также проявлению и развитию потребностей при сложившихся предпосылках. Анимационные программы, решая многогранные задачи (прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха развития культуры подростка) по сути своей формируют и развивают личность. Заполняя развлечениями, часть своего свободного времени молодой человек восстанавливает себя и как трудовую единицу.
Благодаря туристической анимации подростки получают положительные эмоции и стремятся вновь и вновь посетить именно то учреждение дополнительного образования, где они уже были. Следовательно, можно с полным правом утверждать, что анимация - это своеобразная форма рекламы, привлечения детей и подростков, преследующая цель продвижения учреждения дополнительного образования в социально-культурной сфере, для большей востребованности среди детей.
При разработке анимационных программ для подростков важно учесть следующие условия:
- дифференцированный
подход к выявлению и учету
социокультурных потребностей
- включение в анимационные программы форм досуговой деятельности популярные в подростковой среде;
- стилевое единство между основной экскурсионной программой и его анимационной частью.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ АНИМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Социально-педагогические особенности реализации технологии анимации в организации туристической деятельности подростков
Туристический отдых занимает важное место в досуге подростков. Характер использования досуга в туризме позволяет самоутвердиться юной личности, что иногда трудно сделать в учебном заведении. Сфера туризма предоставляет подростку большую свободу выбора, но зачастую такому туризму не хватает душевности и духовности, игр и развлечений которыми как раз насыщена анимация, позволяющая подростку получить необходимое общение, развлечение, а так, же активный и подвижный отдых. Но анимационные программы редко применяются в сфере подросткового туризма. Данная проблема обусловлена тем, что в городе Тамбове нет мест для социально-культурного туристического отдыха и развлечений подростков, особенно с применением анимационных технологий.
Цель социологического исследования – вывить потребность у детей и подростков города Тамбова в реализации анимационных социально-культурных программ в сфере туризма.
Объект исследования – дети и подростки города Тамбова.
Предмет исследования – анимация, как технология в организации туристической и культурно-досуговой деятельности учреждений дополнительного образования.
Операционализация основных понятий:
Анимация - это своеобразная услуга, преследующая цель повышения качества обслуживания. И в то же время - это своеобразная форма рекламы, повторного привлечения гостей и их знакомых, преследующая цель продвижения туристского продукта на рынке для повышения доходности и прибыльности турбизнеса;
Культурная анимация - удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;
Рекреационная анимация - вид досуговой деятельности, направленной на восстановление духовных и физических сил человека. Программы, реализуемые с рекреационными целями, могут проводиться как туристскими предприятиями с туристами и гостями, так и досуговыми учреждениями с местными жителями;
Творческая анимация - удовлетворяет потребность человека в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество;
Турист - по законодательству РФ - гражданин, посещающий страну или место временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки;
Туристская анимация - это разновидность туристской деятельности, осуществляемой на предприятии, проводящем туристический досуг (учреждения дополнительного образования, школы, турфирмы, туркомплексы) а также на транспортном средстве (поезде, автобусе и т. д.);
Туристская услуга - результат деятельности туристского предприятия по удовлетворению туристских потребностей туристов.
Задачи:
- изучить мнение детей и подростков города об анимации в целом;
- определить потребность детей и подростков в социально-культурных мероприятиях с участием профессиональных аниматоров;
- выявить плюсы или
минусы использования
- рассмотреть экскурсионную
программу маршрута с точки
зрения анимированного
Гипотеза – В рабочей гипотезе было выдвинуто предположение о том, что в группе под общим названием подростки, существует разная потребность использования анимационных технологий в социально-культурной сфере.
Метод сбора информации: анкетирование.
Объем выборки: 50 человек, из них 50% мальчики и 50% девочки.
Этапы проведения исследования:
Место проведения исследования: ул. Советская, Парк Культуры и Отдыха.
Дата проведения: 19.12.2009г.
Время проведения: с 12.00 часов – до 14.45 минут.
Способы обработки информации: ручной способ и машинный (компьютерный).
Анализ результатов
Цель проведенного социологического исследования: вывить потребность у детей и подростков города Тамбова в реализации анимационных социально-культурных программ в сфере туризма.
Задачи исследования:
1. - изучить мнение детей и подростков города об анимации в целом;
2. - определить потребность детей и подростков в социально-культурных мероприятиях с участием профессиональных аниматоров;
3. - выявить плюсы или
минусы использования анимацион
4. - рассмотреть экскурсионную
программу маршрута с точки
зрения анимированного
Респондентами данного исследования являются дети и подростки города Тамбова, средний возраст которых составил 15 лет.
Количество опрашиваемых составило 50 человек.
На вопрос хотели бы Вы на экскурсии не только получать информацию, но и попутно играть и развлекаться? 65% бесспорно ответили, что они хотели бы играть и развлекать, а не только получать информацию, а 35% опрашиваемых высказали мнение, что главное для них - не ощущать скучность экскурсии.
На вопрос в туристическом
отдыхе Вы только посещаете экскурсии
или же еще различные культурно-
На вопрос необходим ли аниматор на экскурсии 20% респондентов ответили что, да, необходим, а 80% опрашиваемых показали, что аниматор не так уж и обходим, но экскурсовод обязательно должен владеть анимационными технологиями.
А вот на вопрос необходим ли профессиональный аниматор на культурно-досуговых мероприятиях, все 100% опрашиваемых категорично заявили, что без аниматора невозможно обойтись на культурно-досуговых мероприятиях.
На вопрос как Вы проводите свой досуг (свободное время)? 35% ответили, что предпочитают сидя дома смотреть телевизор, 30% увлекаются компьютерными играми, 4% предпочитают читать книги, 10% посещают кинотеатры, 20% отдают предпочтение дискотекам и клубам, и всего лишь 1% все же находит возможность посещать музеи, театры и выставки.