Транспортный комплекс России, отрасли, магистральные направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть тему транспортный комплекс России, отрасли и основные магистральные направления.
Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
- исследовать транспортный комплекс России;
- раскрыть отраслевую статистику;
- выявить основные магистральные направления.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Транспортный комплекс России 5
Железнодорожный транспорт 5
Автомобильный транспорт 7
Водный транспорт 9
Трубопроводный транспорт 11
Воздушный транспорт 12
Глава 2. Отраслевая статистика 13
Глава 3. Основные магистральные направления 16
Заключение 25
Список используемой литературы 26

Работа содержит 1 файл

транспорт 1400.docx

— 48.39 Кб (Скачать)

Основные грузы, перевозимые морским  транспортом - нефть, руды, стройматериалы, каменный уголь, зерно, лес. Крупные  порты - Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Астрахань, Новороссийск, Туапсе, Находка, Владивосток, Ванино и др. В связи  с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока  обеспечена круглогодичная навигация  в Норильск, на Ямал, Новую Землю. Здесь наибольшее значение имеют  порты: Дудинка, Игарка, Тикси, Певек.

В России расположены 216 перегрузочных  комплексов сухогрузов и 26 - наливных судов, но после распада СССР страна осталась без комплексов по перевалке калийных солей, нефтяных грузов и сжиженного газа, без железнодорожных переправ в Германию и Болгарию, остался  только один припортовый элеватор по приемке импортного зерна и один специализированный комплекс по приемке  импортного сахара-сырца. 60% российских портов не в состоянии принимать  крупнотоннажные суда из-за недостаточных  глубин9. Очень нерациональна структура транспортного флота. Проблемы морского транспорта России требуют незамедлительного решения, так как оказывают большое влияние на экономическое положение в стране.

Речной транспорт имеет небольшой удельный вес в грузе и пассажирообороте России. Это связано с тем, что основные потоки массовых грузов осуществляются в широтном направлении, а большинство судоходных рек имеет меридиональное направление. Негативное влияние также оказывает сезонный характер речных перевозок. Ледостав на Волге длится от 100 до 140 дней, на реках Сибири - от 200 до 240 дней. Речной транспорт уступает другим видам и в скорости движения. Но он обладает и преимуществами: более низкой себестоимостью перевозок, требует меньше капитальных затрат на обустройство путей, чем в сухопутных видах транспорта.

Основные виды грузов речного транспорта - минеральные стройматериалы, лес, а также нефть, нефтепродукты, уголь, зерно.

Большая часть оборота речного  транспорта приходится на европейскую  часть страны. Важнейшей транспортной речной магистралью здесь является Волга со своим притоком Камой. На севере европейской части России заметную роль играют Северная Двина, Онежское и Ладожское озера, реки Свирь и Нева. Большое значение для развития речного транспорта в стране имело создание единой глубоководной  системы и строительство Беломоро-Балтийского, Волго-Балтийского, Московско-Волжского  и Волго-Донского каналов. В связи  с освоением природных ресурсов на востоке страны возрастает транспортное значение Оби, Иртыша, Енисея, Лены, Амура. Особенно заметна их роль в обеспечении  районов пионерного освоения, где  практически отсутствуют сухопутные транспортные магистрали. В настоящее  время в связи с экономическим  кризисом идет сокращение объемов перевозок  грузов и пассажиров речным транспортом, протяженности внутренних водных судоходных путей, уменьшается количество причалов.

Автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния. Это связано со сравнительно высокой себестоимостью данного вида транспорта и его малой грузоподъемностью. К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую скорость и возможность доставки грузов от "двери до двери" без дополнительных затрат на перегрузку. Обеспеченность автодорогами с твердым покрытием служит важным показателем развития транспорта в стране. В России 40% сельских населенных пунктов не имеют связи с сетью путей сообщения общего пользования. Качество автодорожной сети невысокое: 11% автодорог - грунтовые, 1/3 дорог имеет твердое покрытие - гравийные, щебеночные, шлаковые и булыжниковые, они не соответствуют техническим нормам. Такие дороги быстро изнашиваются и требуют ремонта, а в условиях экономического кризиса ремонтные работы имеют тенденцию к сокращению. Также необходимо учесть, что в России производится только 10-12% грузовых автомобилей и автобусов от уровня производства в бывшем СССР. Это в ближайшем будущем осложнит развитие автомобильного транспорта.

Трубопроводный транспорт отличается наименьшей себестоимостью и используется для перекачки нефти, нефтепродуктов, газа. Преимуществами этого вида транспорта также являются: возможность функционирования в течение всего года, высокая производительность труда, минимальные потери при транспортировке, возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию практически вне зависимости от рельефа территории. Развитие сети магистральных нефте- и газопроводов связано с географией добычи нефти и газа и районов их потребления. Их размещение рассматривается в соответствующем разделе учебного пособия.

Воздушный транспорт занимает третье место по объему пассажирских перевозок. Также он используется в народном хозяйстве для перевозки срочных грузов, выполняет работы при строительстве трубопроводов, мостов, ЛЭП, участвует в проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла. Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны. В последние годы замедлились темпы развития воздушного транспорта. Спрос в транспортной работе превышал предложение. В настоящее время техническая укомплектованность наземной базы составляет 60%, а по аэровокзальным комплексам - не более 50%. Износ основных фондов оценивается в 70%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Транспорт является важным связующим  звеном в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли  хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация положения в экономике, ее подъем невозможны без решения  основных проблем транспортною комплекса. В настоящее время разрабатывается  комплексная программа "Транспорт  России", которая предусматривает  увеличение инвестиций в эту отрасль, привлечение иностранного капитала, налаживание работы поставщиков  транспортного комплекса - транспортного  машиностроения, электротехнической и  электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и с отраслями народного хозяйства.

Переход к рыночным отношениям транспортного  комплекса России сложен из-за сформировавшейся сильно централизованной структуры  управления и созданных сверхкрупных транспортных монополий. Разгосударствление отдельных частей транспортного  комплекса, создание условий для  конкуренции ведут к необходимости  создания сети малого и среднего бизнеса. Активно идет процесс приватизации автотранспортных предприятий, создания мелких акционированных авиакомпаний, предприятий водного транспорта.

Развитие рыночных отношений в  транспортном комплексе выдвигает  задачу более полного и качественного  удовлетворения потребностей в транспортных услугах народного хозяйства  и населения страны.

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Аксенов И. Я. Единая транспортная система: Учебник для вузов. – М.: Инфра, 2010. - 383с.
  2. Винокуров А.А., Введение в экономическую географию и региональную экономику России: учеб. Пособие: - М. - Ч.1. - 2003. - 430с.
  3. Кузьбожев Э. Н. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие для вузов. –, 2009. с. 127-130.
  4. Мироненко Л. А.. Экономика промышленного транспорта: Учебник для вузов. – М.: Инфра, 2008.-336с.
  5. Региональная экономика: Учеб. Пособие для вузов./ Под ред. Т. Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, Юнити, 2003. С.140-148.
  6. Степанова М.В., Экономическая география России: учебник для вузов / - изд-ве. перераб. и доп. - М. - ИНФРА-М. - 2005. - 568 с.
  7. Терешина Н. Л. Конкурентоспособность железных дорог: региональные аспекты// Железнодорожный транспорт, 2006. №9 с. 51-54.
  8. Шишов С.С. Экономическая география России: Учеб. пособие для вузов / и др.; под ред.Т.Г. Морозовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. - ЮНИТИ. - 2004. - 471 с.
  9. Экономическая и социальная география России: Основы теории и практики: Учебное пособие/ Под ред. Гребцовой. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. с.316-367.
  10. Экономическая география России: Учебное пособие. – М.: Юнити, 1999. с.230-249.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Аксенов И. Я. Единая транспортная система: Учебник для вузов. – М.: Инфра, 2010. - 383с.

2 Шишов С.С. Экономическая география России: Учеб. пособие для вузов / и др.; под ред.Т.Г. Морозовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. - ЮНИТИ. - 2004. - 471 с.

3 Мироненко Л. А. Экономика промышленного транспорта: Учебник для вузов. – М.: Инфра, 2008.-336с.

4 Региональная экономика: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Морозовой Т. Г. – М.: Банки и биржи, Юнити, 2003. С.140-148.

5 Винокуров А.А., Введение в экономическую географию и региональную экономику России: учеб. пособие:  - М. - Ч.1. - 2003. - 430с.

6 Кузьбожев Э. Н. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие для вузов. –, 2009. с. 127-130.

7 Степанова М.В., Экономическая география России: учебник для вузов / - изд-е. перераб. и доп. - М. - ИНФРА-М. - 2005. - 568 с.

8 Терешина Н. Л. Конкурентоспособность железных дорог: региональные аспекты// Железнодорожный транспорт, 2006. №9 с. 51-54.

9 Экономическая и социальная география России: Основы теории и практики: Учебное пособие/ Под ред. Гребцовой. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. с.316-367.

 


Информация о работе Транспортный комплекс России, отрасли, магистральные направления