Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 10:03, курсовая работа
Тема «Транспорт» является одной из важнейших тем в условиях становления в России рыночной экономики. Актуальность ее заключается в том, что транспорт является связующим звеном меду предприятием производителем и потребителем. Кроме того, транспорт усиливает внешнеэкономические связи между государствами, способствует международному разделению труда. Сам процесс производства заканчивается именно в тот момент, когда товар доставлен потребителю. Транспортный фактор является одним из важнейших факторов при размещении производства. Для рационального размещения производства этот фактор нужно обязательно учитывать.
Основной целью курсового проекта является исследование состояния транспортной сети с выявлением проблем и перспектив развития, а так же разработка ряда рекомендаций по совершенствованию транспортного комплекса Республики Башкортостан.
Введение………………………………………………………………….……….2
Глава 1. Структура и роль транспорта в современной экономике…….……..4
1.1 Структура транспортного комплекса России……………………………....4
1.2 Роль внешнего транспорта в экономике страны…………………………...7
1.3 Роль автомобильного транспорта в экономике страны……………….…...9
Глава 2. Характеристика транспортного комплекса Республики Башкортостан……………………………………………………………………12
2.1 Система внешнего транспорта……………………………..………………14
2.2 Система автомобильного транспорта………………...……………………19
Глава 3. Перспективы развития транспортного комплекса Республики Башкортостан…………………………………………………..….…………….24
3.1 Проблемы и пути решения автомобильного транспорта……...…………24
3.2 Пути улучшения безопасности дорожного движения……………..…….32
Заключение…………………………………………………………….………..
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Структура и роль транспорта в современной экономике…….……..4
1.1 Структура транспортного комплекса России……………………………....4
1.2 Роль внешнего транспорта в экономике страны…………………………...7
1.3 Роль автомобильного транспорта в экономике страны……………….…...9
Глава 2. Характеристика транспортного комплекса Республики Башкортостан………………………………………………
2.1 Система внешнего транспорта……………………………..………………
2.2 Система автомобильного транспорта………………...……………………19
Глава 3. Перспективы развития транспортного комплекса Республики Башкортостан………………………………………………
3.1 Проблемы и пути решения автомобильного транспорта……...…………24
3.2 Пути улучшения безопасности дорожного движения……………..…….32
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..37
Введение
Тема «Транспорт» является одной из важнейших тем в условиях становления в России рыночной экономики. Актуальность ее заключается в том, что транспорт является связующим звеном меду предприятием производителем и потребителем. Кроме того, транспорт усиливает внешнеэкономические связи между государствами, способствует международному разделению труда. Сам процесс производства заканчивается именно в тот момент, когда товар доставлен потребителю. Транспортный фактор является одним из важнейших факторов при размещении производства. Для рационального размещения производства этот фактор нужно обязательно учитывать.
Основной целью курсового проекта является исследование состояния транспортной сети с выявлением проблем и перспектив развития, а так же разработка ряда рекомендаций по совершенствованию транспортного комплекса Республики Башкортостан.
Для достижения поставленной цели требуется решить определенные задачи:
1. Исследовать теоретические разработки в области организации и функционирования транспортного комплекса;
2. выделить основные центры размещения транспорта, а также его проблемы;
3. изучить различные формы и методы решения проблем по развитию транспортного комплекса Башкирии;
4. раскрыть всю необходимость решения этих проблем.
5. Предложить и обосновать мероприятия по решению выявленных проблем.
Объектом исследования в курсовой работе является транспортный комплекс Республики Башкортостан. Предметом исследования является организационно-экономические аспекты функционирования элементов транспортного комплекса в современных условиях.
Глава 1. Структура и роль транспорта в современной экономике.
1.1 Структура транспортного комплекса России.
Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования.
Транспорт общего пользования — транспорт, удовлетворяющий потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественном транспорте) или грузов.
Транспорт необщего пользования (ведомственный), как правило, перевозит грузы и пассажиров своего предприятия, объединения (ассоциации, концерна и т.п.).
Учёт и анализ деятельности транспорта опираются на систему показателей, с помощью которых измеряют объём и качество его работы. Наряду со специфическими применяют группу показателей, общих для всех видов транспорта.
Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный и воздушный транспорт. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России.
Каждый из данных видов транспорта выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития.
В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный транспорт, а в перевозке пассажиров — железнодорожный и автомобильный. Однако необходимо иметь в виду, что эффективность использования того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в каждом конкретном случае с учетом многих факторов, таких, как вид груза, его массовость, расстояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, технико-эксплуатационные условия необходимого участка пути и т.п.
В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении.
Автомобильный транспорт не может составить конкуренции железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.
Сфера применения автомобильного транспорта в России — внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, а также перевозки на средние и дальние расстояния ценных малотоннажных и скоропортящихся грузов.
Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.
Трубопроводный транспорт, в отличие от вышеописанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры.
По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеет большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся и срочных грузов.
Значение того или иного вида транспорта в транспортной системе определяется прежде всего его долей в общем грузообороте и пассажирообороте, правда, пассажирские перевозки составляют лишь 1/10 часть от общей нагрузки на транспортную систему в целом.
Таблица 1. Протяжённость транспортных путей, грузо- и пассажирооборот различных видов транспорта общего пользования в 2008 г.
Как видно из табл. 1., ведущее место по грузообороту среди универсальных видов транспорта принадлежит железнодорожному — 32,4%, а на долю автомобильного, морского и речного приходится менее 8% от общего грузооборота. Доля железнодорожного и речного транспорта в общем грузообороте последние десятилетия падает. В то же время доля узкоспециализированного трубопроводного транспорта постоянно увеличивается и в настоящее время составляет 60%. Доля воздушного транспорта в грузообороте крайне незначительна.
1.2 Роль внешнего транспорта в экономике страны.
Железнодорожный транспорт.
Железнодорожный транспорт — основной вид магистрального транспорта, обеспечивающий межрайонные перевозки массовых видов грузов. Его ведущее значение обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности основных транспортно-экономических межрайонных и межгосударственных связей России.
Железнодорожный транспорт отличают универсальность, высокая провозная и пропускная способность, сравнительно невысокая себестоимость перевозок, относительно свободное размещение, то есть независимость от природных условий, сравнительно высокая скорость движения, надежность.
Для железнодорожного транспорта характерна концентрация грузовых перевозок на главных направлениях транспортно-экономических связей. При этом основная нагрузка приходится на относительно небольшую протяженность железнодорожной сети. Половина всего грузооборота выполняется 1/6 частью железных дорог. При средней грузонапряженности железнодорожной сети России 27 млн. т-км на 1 км эксплуатационной длины они имеют грузонапряженность в 2 раза большую.
Железнодорожный транспорт играет существенное значение и в пассажирских перевозках. Несмотря на развитие автомобильных и воздушных перевозок пассажиров, направление и мощность пассажирских потоков в значительной мере определяются конфигурацией и пропускной способностью железных дорог.
Дальние пассажирские перевозки распределяются по железнодорожным линиям неравномерно. Преобладающее значение имеют два направления: южное, меридиональное — от Москвы по Курскому направлению и восточное, широтное — от Москвы через Поволжье на Урал и Сибирь. При этом восточный пассажиропоток складывается в основном из поездок пассажиров на средние расстояния, так как на расстояниях свыше 1000 км начинают доминировать перевозки пассажиров воздушным транспортом.
Морской транспорт.
Морской транспорт имеет важное значение в транспортной системе России: он стоит на третьем месте по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта.
Морской транспорт по многим технико-экономическим показателям превосходит другие виды транспорта: морские перевозки на большие расстояния более дешевые; морские суда, особенно танкеры, отличаются самой большой единичной грузоподъемностью, а морские пути — практически неограниченной пропускной способностью; удельная энергоемкость перевозок невелика.
Россия имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Длина причалов составляет 60,5 тыс. км. Крупные порты — Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Астрахань, Новороссийск, Туапсе, Находка, Владивосток, Ванино и др. В связи с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока обеспечена круглогодичная навигация в Норильск, на Ямал, Новую Землю.
Сейчас в России расположены 216 перегрузочных комплексов сухогрузов и 26 — наливных судов.
По тоннажу российский торговый флот занимает седьмое место в мире (16,5 млн. т. дедвейта), но большая часть судов настолько физически изношена, что не позволяет многим из них заходить в иностранные порты. Из 5,6 тыс. судов 46% относятся к рыболовным и рыботранспортным, 1,1 тыс. судов предназначена для перевозки генеральных грузов, 245 судов — нефтетанкеры.
Очень нерациональна структура транспортного флота. Проблемы морского транспорта России требуют незамедлительного решения, так как оказывают большое влияние на экономическое положение в стране.
Воздушный транспорт.
В транспортной системе России воздушный транспорт является одним из основных видов пассажирского транспорта и занимает третье место по объему пассажирских перевозок. В его общей работе перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты — 1/5.
Использование авиационного транспорта дает большой временной выигрыш по сравнению с другими видами транспорта на средних и особенно больших расстояниях. Считается, что на расстояниях свыше 1000 км в пассажирских перевозках начинает преобладать воздушный транспорт.
Особую роль играет воздушный транспорт для слабоосвоенных районов Сибири и Дальнего Востока, где он вместе с сезонным речным транспортом часто является единственным средством сообщения.
Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны. В последние годы замедлились темпы развития воздушного транспорта. Спрос в транспортной работе превышал предложение.
Основу парка гражданской авиации страны составляют самолеты, разработанные в 60—70-х годах и устаревшие морально и физически (26% воздушных судов находятся в эксплуатации от 15 до 30 лет). В настоящее время техническая укомплектованность наземной базы составляет 60%, а по аэровокзальным комплексам — не более 50%. Износ основных фондов оценивается в 70%. Поэтому остро стоит вопрос технического перевооружения воздушного транспорта, перехода на новые типы отечественных самолетов, имеющие лучшие летные и эксплуатационные характеристики.
1.3 Роль автомобильного транспорта в экономике страны.
Автомобильный транспорт относится к динамично развивающимся видам транспорта.
В условиях России, в отличие от европейских стран и США, автомобильный транспорт используется в основном для перевозки небольших потоков грузов на короткие и средние расстояния. Средняя дальность перевозки 1 т груза составляет всего 24 км. Это связано со сравнительно высокой себестоимостью данного вида транспорта и его малой грузоподъемностью.
К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую скорость и высокую маневренность автотранспортных средств, позволяющую осуществлять перевозку грузов и пассажиров без промежуточных погрузочно-разгрузочных операций и пересадки пассажиров, а значит и без дополнительных затрат на эти операции.
Наряду с этим у автотранспорта есть и большой недостаток — сравнительно высокие себестоимость и удельная энергоемкость грузовых перевозок, которые значительно выше по сравнению с железнодорожным и водным транспортом.