Транспортный комплекс России, отрасли, магистральные направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть тему транспортный комплекс России, отрасли и основные магистральные направления.
Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
- исследовать транспортный комплекс России;
- раскрыть отраслевую статистику;
- выявить основные магистральные направления.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Транспортный комплекс России 5
Железнодорожный транспорт 5
Автомобильный транспорт 7
Водный транспорт 9
Трубопроводный транспорт 11
Воздушный транспорт 12
Глава 2. Отраслевая статистика 13
Глава 3. Основные магистральные направления 16
Заключение 25
Список используемой литературы 26

Работа содержит 1 файл

транспорт 1400.docx

— 48.39 Кб (Скачать)

Морской флот России в период экономических реформ интегрировался в мировое судоходное сообщество и живёт во многом по его правилам.

Десять крупных пароходств и 260 независимых судовладельцев контролируют сегодня более 1100 судов суммарным дедвейтом 13 млн. т;

Сегодня российская система внутренних водных путей – одна из наиболее развитых в мире. Её протяжённость превышает 100 тыс. километров. Уникальная глубоководная система Европейской части России связывает Балтику, Каспий и Чёрное море.

Одна из задач государственного значения, которая решается на внутреннем водном транспорте, - это обеспечение  устойчивой работы судоходных гидросооружений. Эти сооружения, которые можно  с уверенностью называть национальным достоянием, решают далеко не только транспортные задачи;

 Автомобильный транспорт на сегодняшний день является наиболее массовым в нашей стране. В настоящее время в автомобильном транспорте занято более 200 тыс. мелких и средних предприятий. В России эксплуатируется свыше 3 млн. грузовых автомобилей и эта цифра постоянно растёт. Одновременно становится всё больше личных легковых автомобилей – их уже 130 на 1000 жителей.

Дальнейшая  автомобилизация России, со всеми  её плюсами и минусами, неизбежна. Она не только меняет транспортный баланс страны. Она вызывает структурные  сдвиги во многих отраслях экономики, заставляет подстраивать «под автомобиль»  городскую среду, в известном смысле менять образ жизни5.

Сегодня железнодорожный транспорт осуществляют около 85% грузоперевозок и около 38% пассажиро - перевозок и входят в число крупнейших транспортных средств, занимая 1-е место в мире по протяжённости электрифицированных магистралей, 3-е место – по объёмам грузовых и пассажирских перевозок.

Железнодорожники почувствуют результаты оживления в экономике России, что нашло своё проявление в росте грузооборота на 17% к уровню 2008 г. и росте пассажирооборота на 8,8%.

Железнодорожный транспорт – по-прежнему основной вид транспорта в России. По протяжённости железнодорожной  сети страна уступает лишь США. Общая  длина ж/д линий общего пользования  – около 90 тыс. км, треть из них  – электрифицирована. По железным дорогам  перевозится в год более 1,2 млрд. тонн грузов (около 50% грузооборота всей транспортной сети).

Для основных ж/д магистралей  европейской России характерно радиальное расположение железных дорог, строящихся к Москве. От этого крупнейшего  в стране транспортного узла расходятся в разных направлениях магистрали, которые связывают столицу со всеми экономическими районами и другими государствами мира.

Изменившееся (после распада СССР) геополитическое положение России отрицательно сказалось на осуществлении  ж/д связей с зарубежными странами. Теперь Россия связана ж/д с государствами  Восточной и Западной Европы только через страны ближнего зарубежья (Украину  и Белоруссию). Прямой выход имеет  только железная дорога из Калининграда на запад, но сама Калинградская область  – отдельный анклав на побережье  Балтийского моря. Отрезана нынче  Россия и от морской ж/д переправы  Ильичёвск – Варна (оставшейся за Украиной).

Для такой страны, как Россия, важное значение имеет высокоскоростной транспорт, в первую очередь авиационный. Рост пассажиропотока будет увеличивать спрос на авиаперевозки.

Итак, общий анализ ситуации в стране показывает, что в последние годы грузооборот транспорта уменьшился, заметно изменилась его структура. Так, несколько повысилась в общем  грузообороте доля морского (13,0%) и трубопроводного (29,0%), снизилась роль ж/д (52,7%) и речного (3,7%). Пассажирооборот сократился меньше, но его структура претерпела более  существенные сдвиги. Несмотря на спад грузовых и пассажирских перевозок, доля транспорта в ВВП возросла из-за роста тарифов на перевозки. В  результате перевозки многих видов  сырья и продукции стали невыгодными.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные магистральные  направления

 

В сложившейся современной  транспортной системе, представленной широтными направлениями можно  выделить три основных магистральных  направления:

1) широтное магистральное  сибирское направление «восток-запад», включающее в себя железнодорожные,  трубопроводные и водные пути с использованием рек Кама и Волга;

  2) меридиальное магистральное центрально-европейское направление «север-юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованного в основном железнодорожными путями;

3) меридиальное волго-кавказское  магистральное направление «север-юг»  по реке Волга, образованное  железнодорожными и трубопроводными, связывающими Поволжье и Кавказ с центром, севером европейской части страны и Уралом6.

Большая часть пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Важное место в грузообороте занимает также  трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте - автомобильный и авиационный. Такая структура грузо- и пассажирооборота связана с технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими условиями России. Немаловажное значение имеет и себестоимость перевозок различными видами транспорта.

В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный  и внутренний водный транспорт, а  в перевозке пассажиров - железнодорожный  и автомобильный. Однако необходимо иметь в виду, что эффективность  использования того или иного  вида транспорта необходимо рассматривать  в каждом конкретном случае с учетом многих факторов, таких, как вид груза, его массовость, расстояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, технико-эксплуатационные условия необходимого участка пути и т.п.7.

Уровень развития транспортной системы  экономических районов неодинаков. Обеспеченность путями сообщения как  по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км2) отличается в десять и более раз. Наиболее развитой транспортной системой выделяются Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы; наименее развитой - Дальневосточный, Восточно-сибирский, Западно-сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где в межрайонном масштабе разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге. Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т. е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья, топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно - пассивный, т.е. ввоз превышает вывоз.

Мощности транспортных потоков  также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т.д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:

1. Широтное магистральное сибирское  направление "восток-запад"  и обратно, оно включает железнодорожные,  трубопроводные пути и водные  с использованием рек Камы  и Волги.

2. Меридиональное магистральное центрально европейское направление "север-юг" с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями.

3. Меридиональное волго-кавказское  магистральное направление "север-юг" по реке Волга, железнодорожным  и трубопроводным путям, связывающее  Поволжье и Кавказ с Центром,  Севером европейской части страны  и с Уралом.

По этим главным магистральным  направлениям идут основные грузопотоки  страны, по этим направлениям особенно тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный  виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с  сухопутными.

Помимо основных магистральных  направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значений. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему  России. По мере развития производительных сил страны в целом и отдельных  ее районов транспортная система  нуждается в постоянном совершенствовании, как в отношении рационализации размещения, так и в повышении ее качественного уровня: обновлении материально-технической базы, улучшении организационно-управленческой системы, использовании новейших достижении научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской Федерации направлено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и населения страны транспортными услугами.

Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в грузообороте всех видов транспорта (35%) и в пассажирообороте (35%). Он имеет целый ряд достоинств, которые и определили его преимущественное развитие в стране. Железнодорожный транспорт характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, универсальностью вне зависимости от времени года, суток, условий погоды. Он дает возможность производить массовые перевозки грузов и пассажиров и значительно снижает себестоимость перевозок. Кроме того, он позволяет экономить жидкое углеводородное топливо за счет широкой электрификации тяги. Железнодорожный транспорт особенно эффективен в перевозках на дальние расстояния, и принимая во внимание огромную территорию России, можно ожидать, он и в перспективе останется ведущим видом транспорта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и в пассажирских перевозках на средние расстояния и пригородные сообщения8.

Основными грузами железнодорожного транспорта являются: уголь, кокс, нефть  и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руды, сельскохозяйственные грузы, лес, металлы, химические и минеральные  удобрения, продукция машиностроения и др.

Значительно грузопотоки угля формируются  в Кузнецком бассейне. Уголь доставляется на Урал, в Центральные районы, в  Поволжье. Грузопотоки нефтяных грузов идут из Запрадной Сибири, Урало-Поволжья, Северного Кавказа. Основная масса  лесных грузов идет с Европейского Севера и из Сибири. Грузопотоки  черных металлов формируются Центральной  и Сибирской металлургическими  базами для потребителей Центрального района, Северного Кавказа, Северо-Запада. Хлебные грузы формируются в  лесостепной и степной зонах  и идут в густонаселенные потребляющие районы.

Размещается железнодорожный транспорт  неравномерно. Густой и разветвленной  железнодорожной сетью обладает европейская часть страны. Конфигурация сети - радиально-кольцевая с центром  в Москве. От московского железнодорожного узла отходят основные магистрали в  направлении Донбасса, Одессы, Чопа, Баку, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Ташкента, Минска, Риги, Санкт-Петербурга, Архангельска и других городов. В восточной части страны железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направление с малой разветвленностью. Важнейшей магистралью, связывающей Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, является Трансконтинентальная железная дорога: Москва - Рязань - Рузаевка - Сызрань - Самара - Уфа - Челябинск - Иркутск - Чита - Хабаровск - Владивосток длиной 9332 км. Построена Байкало-Амурская магистраль Усть-Кут - Комсомольск-на-Амуре. Важное значение для России имеют Южно-Сибирская и Средне-Сибирская железнодорожные магистрали, проходящие через территорию Казахстана. В меридиональном направлении действует участок Тюмень - Сургут - Уренгой. Плотность железнодорожной сети в Российской Федераций мала - 5 км на 1000 км2, поэтому очень высока грузонапряженность железных дорог. Железными дорогами в 1992 году перевезено 1630 млн т грузов и 2,4 млрд пассажиров, получено более 50 млн руб. прибыли. Общий объем перевозок упал на 20% по сравнению с предыдущим годом. Пассажирские перевозки убыточны. Идет деградация транспортного хозяйства, замедлилось развитие железнодорожной сети. Резко снижаются поставки рельс, шпал, транспортных средств. Не хватает средств для расчетов с поставщиками. Распад СССР и разрыв транспортно-экономических связей имели тяжелые последствия. Например, даже участок Транссиба проходит через территорию сопредельного государства Казахстан, не говоря уже о Среднесибирской и Южносибирской магистралях. А это самые грузонапряженные магистрали, обслуживающие связи "восток-запад" России. Участок дороги через Тюмень, минуя Казахстан, по технико-экономическим данным не в состоянии пропустить грузы Транссиба, а тем более взять хотя бы часть грузов Среднесибирской и Южносибирской железных дорог. Нерациональные перевозки на железнодорожном транспорте сохраняются, так как они связаны с недостатками в размещении и развитии производства во многих отраслях хозяйства страны.

Основные направления развития железнодорожного транспорта разрабатываются  в рамках комплексной программы "Транспорт России".

Во внешнеэкономических связях страны важную роль играет морской транспорт и служит одним из основных источников получения валютных средств. Россия имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Длина причалов составляет 60,5 тыс. км. Производственные мощности портов позволяют обеспечивать только 54% потребности переработки грузов, остальные экспортно-импортные грузы перерабатываются в Прибалтике, Украине, Грузии, Азербайджане.

Информация о работе Транспортный комплекс России, отрасли, магистральные направления