Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:02, реферат
На сегодняшний день нефтяной комплекс является одним из основных кормильцев Российской федерации. Россия - крупнейший мировой экспортер нефти за пределами стран ОПЕК. Нефтяной комплекс сегодня обеспечивает значительный вклад в формирование положительного торгового баланса и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Этот вклад существенно выше доли комплекса в промышленном производстве. На его долю приходится более 16% произведённого ВВП России, четвёртая часть налоговых и таможенных поступлений в бюджеты всех уровней, а также более трети поступающей в Россию валютной выручки.
Введение 3
Организация отрасли 4
Стратегия крупных игроков 5
Барьеры входа в отрасль 6
Возможность появления субститутов 7
Предложение и спрос на российском рынке 7
Цены на нефтепродукты на внутреннем рынке 8
Розничные рынки 9
Государственное регулирование нефтяной отрасли. 10
Акцизы на дизельное топливо и бензин 12
Взаимодействие со смежными отраслями 13
Рекомендации для развития нефтяной отрасли 17
Заключение 18
Список литературы 19
Правительство
Российской Федерации
Федеральное
государственное
автономное образовательное
учреждение высшего
профессионального
образования
"Национальный
исследовательский
университет
"Высшая школа экономики"
Кафедра
экономического анализа организаций и
рынков
Реферат
На тему:
«Нефтяная отрасль России»
Выполнили
студенты группы № 321
Бушмакин Кирилл
Ковалева Екатерина
Москва, 2011 г.
На сегодняшний день нефтяной комплекс является одним из основных кормильцев Российской федерации. Россия - крупнейший мировой экспортер нефти за пределами стран ОПЕК. Нефтяной комплекс сегодня обеспечивает значительный вклад в формирование положительного торгового баланса и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Этот вклад существенно выше доли комплекса в промышленном производстве. На его долю приходится более 16% произведённого ВВП России, четвёртая часть налоговых и таможенных поступлений в бюджеты всех уровней, а также более трети поступающей в Россию валютной выручки.
Это
объясняется тем, что страна обладает
одним из самых больших в мире
запасов топливно-
Ежегодное производство первичных энергоресурсов в России составляет более 12% от общего мирового производства. Сегодня топливно-энергетический комплекс является одним из важнейших, устойчиво работающих и динамично развивающихся производственных комплексов российской экономики. На его долю приходится около четверти производства валового внутреннего продукта, трети объема промышленного производства, около половины доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений страны.
Нефтяная отрасль в России делится на три составляющих: добыча нефти, переработка и продажа нефтепродуктов. Добычу нефти в стране осуществляют более 240 нефтегазодобывающих организаций. Переработка нефти осуществляется на 27 крупных НПЗ, суммарной мощностью первичной переработки 252,7 млн т нефти в год.
Сегодня отрасль сталкивается с такими проблемами, как
Основной целью данной работы является наиболее полная характеристика данной отрасли. Для проведения общего анализа отрасли были использованы материалы 2008-2009гг.
В
целом, нефтяная отрасль характеризуется
тем, что в течение последних лет она все
более консолидируется, малые игроки поглощаются
ВИНК (вертикально интегрированными нефтяными
компаниями). Так, 19 из 27 нефтеперерабатывающих
заводов принадлежат ВИНК, или 79 % переработки
всей нефти в России. Аналогично дела обстоят
с независимыми нефтедобывающими компаниями,
доля которых за последние 10 лет снизилась
с 10 до 5% и независимыми АЗС, доля которых
сейчас около 50%, а еще недавно была 65%
1. ВИНК поглощают более мелкие нефтедобывающие
и нефтеперерабатывающие компании, чтобы
выработать большую добавленную стоимость
за счет вертикальной интеграции. (Рис.1)
ВИНК принадлежат НПЗ в различных регионах
и, соответственно они покупают местные
сети АЗС недалеко от своего же завода,
чтобы загружать больше свои мощности
и обеспечивать большую рентабельность,
при этом они экономят на логистике. В
итоге на данный момент порядка 78% мощностей
по переработке нефти принадлежит вертикально-интегрированным
нефтяным компаниям. Пять крупных игроков
на рынке (Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз,
Газпром-нефть) и Славнефть (находится
в совместном владении Газпром-нефть и
ТНК-ВР) владеют 68% мощностей. Данная цифра
достигала лишь 37% в 1999 г. и значительно
выросла за последние годы в связи с консолидацией
отрасли. Независимые нефтеперерабатывающие
заводы владеют только 19% мощностей по
переработке, Газпром – оставшимися 3%.
Даже мини-НПЗ в большинстве своём принадлежат
и строятся ВИНК.
Рис.1 Формирование розничных и оптовых цен на АИ-92 в 2008г.
Как уже было сказано выше, основную конкуренцию в отрасли составляют друг другу ВИНК: Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР, Газпромнефть, Сургутнефтегаз. Они являются основными ВИНК России, обладая практически всей добычей 81%, порядка 79% мощностей по переработке и 50 % заправочных станций в России. Индустрия практически не растет, тем не менее, рост в потреблении был в среднем 1,3 % в России и СНГ с 2004 по 2009 годы.2
Руководства всех компаний, а в особенности, Газпромнефти и Лукойла – амбициозны, компании выкупают сети АЗС, а если не покупают, то строят новые. Роль играет и политический фактор, мотивирующий перерабатывать в России, так как ставка НДПИ снижается, а западным странам нужна была сырая нефть и чтобы обезопасить себя от экспорта, ВИНК увеличивают долю реализации конечному потребителю внутри страны. И преимущества имеют те, кто был первопроходцем в данном шаге, осознав выгоду данного шага – Лукойл, Роснефть, ТНК-ВР, Татнефть. Рассмотрим отличительные черты каждой ВИНК.
Роснефть – лидер российской нефтяной отрасли и одна из крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира. Роснефть обладает правами на освоение большинства новых месторождений, находящихся в Восточной Сибири. Программа инвестиций из года в год растет и составила 7 млрд долларов в 2008 году, 5 млрд долларов из которых пошли на освоение месторождений и строительства инфраструктуры, а 2 млрд долларов на модернизацию.3 В планах строительство НПЗ на Дальнем Востоке для экспорта.
Лукойл - компания с самой большой сбытовой сетью в России, также имеет свой сбыт в 25 странах. Располагает рядом проектов по разработке заграницей и заграничные НПЗ, что выгодно отличает ее от российских компаний. Активно развивает добычу газа, диверсифицируя себя от рисков мировой конъюнктуры.
ТНК-ВР, образовавшаяся в результате слияния нефтяных активов Аксесс/Ренова, Альфа и нефтяных и газовых активов компании ВР в России. Своей целью ставит расширение ресурсной базы. Широкая сбытовая сеть лидирует на рынке Украины и является одним из ключевых поставщиков в Центральном федеральном округе.
Газпромнефть, принадлежащая на 95% Газпрому, является одним из самых быстрорастущих игроков.4 Ресурсную базу компания увеличивает за счет покупок и поглощений; переработку ведет, в частности, и на единственном в Сибири – Омском НПЗ. Активно развивает сбытовую сеть в России и в Центральной Азии. Основная цель компании - достичь такого же положения, как и Лукойл, то есть продавать в России около 40% своей продукции и иметь сопоставимые масштабы.
Для входа на рынок требуется достаточно большое количество капитала. Так, стоимость строительства заправочной станции примерно составляет 1 - 1,5 млн. долларов, а цена современного НПЗ, отвечающего нормам евро - 5, мощностью 1 млн. т. составит 450 - 500 млн. долларов. И окупаются они после строительства НПЗ и/или АЗС только через пару лет, т.е. инвестиции являются долгосрочными. Но это еще не все, ведь всегда будет существовать проблема: у кого покупать нефть на переработку? Если же потенциальный претендент захочет добывать нефть, то он столкнется с ограниченностью ресурсов и их трудностью освоения ценой в несколько миллиардов долларов. Концессии на разработку месторождений можно получить относительно легко только в Восточной Сибири, где инфраструктуру придется развивать за счет компании и где себестоимость одного барреля выше из-за большей глубины месторождений. Главное препятствие – это получение лицензии: государство не заинтересованно еще в одном ВИНК на рынке, несмотря на проблему высоких цен на нефтепродукты внутри нашей стране и их малой связанностью с ценами на мировом рынке. Даже при получении лицензии в России возникают сложности при освоении месторождений, которые объясняются политическим влиянием - косвенным или прямым.
Появления
новых вертикально
В России, как в крупной стране - экспортере нефтепродуктов и сырой нефти, угроза появления некой альтернативы ниже, чем в других странах. Государство не выделяет грантов и денег на развитие альтернативного топлива. Уже существуют субституты и, например, в Бразилии большинство машин уже ездит на биоэтаноле. Но без помощи государства никакая компания не станет развивать альтернативу нефтепродуктам: слишком большие инвестиции, отдача далека и призрачна, сотрудничество с автопроизводителями затруднено, более высокая себестоимость и сильная зависимость от цены на сырье. Ведь именно возросший спрос на биоэтанол поднял цены и на пшеницу, и на сахарный тростник, и на кукурузу. В Бразилии, при помощи правительства доля машин на этаноле выросла с 2003 по 2007 годы с 4 до 85,6 %. Если мы будем говорить о других субститутах, то электродвигатели, пока еще не являются заменой сегодняшнего дня, также как и водород, водоросли и другие виды топлива.
В настоящее время в России производится больше нефтепродуктов, чем необходимо российскому рынку. Нефтеперерабатывающая отрасль России направлена на экспорт, и ее развитие целиком зависит от сложившейся ситуации на мировом топливном рынке.
По данным ИнфоТЭК в 2008 году экспорт нефтепродуктов из России составил 115,4 млн. т. За исключением 2007 года, когда произошёл спад в экспорте на 6%, была заметна устойчивая тенденция к росту экспорта нефтепродуктов. Данная тенденция во многом отражает наличие налоговых стимулов к переработке нефти и экспорту получаемых продуктов. В долгосрочной перспективе подобная ситуация должна перестать быть настолько выгодной. То, как быстро экспорт нефтепродуктов перестанет быть выгодным, зависит от следующих факторов: введение новых нефтеперерабатывающих мощностей, внутренний спрос на нефть и налогообложение.
Рост внутреннего спроса уже стал значимой силой, меняющей положение дел на российском рынке. Потребление нефтепродуктов в 2008 г. составило 130 млн. тонн, что на 3,3% больше показателя 2007 г. При этом рост потребления нефтепродуктов медленнее роста ВВП (5,6% в 2008 г.), что говорит о повышении энергоэффективности российской экономики. В то же время, в рамках общего спроса происходит повышение требований к степени переработки нефтяного сырья, так как рост благосостояния населения и увеличение количества автомобилей, приводят к повышению потребности в светлых нефтепродуктах.
Повышение глубины нефтепереработки в свою очередь может освободить дополнительное количество нефти для экспорта, так как, например, для выработки одного и то же количества бензина будет требоваться меньшее количество исходных компонентов. Кроме того, снизится количество производимого мазута, спрос на который зачастую гораздо ниже предложения.
Внутренний рынок нефтепродуктов в условиях свободного экспорта отличается высокой доходностью, и, что немало важно, отражает динамику мирового рынка сырья и рынка потребительских товаров. Так, наивысшие цены по бензину и дизельному топливу были достигнуты летом 2008 года, после чего был значительный спад января 2009 года. Сейчас снова наметилась тенденция повышения цен на топливо. Таким образом, несмотря на большое количество мазута на мировом рынке, что оказывает понижающее влияние на стоимость, а также на каналы сбыта, имеющие значительную налоговую нагрузку и высокие издержки транспортировки, в сравнении с внутренним рынком, цены на нефтепродукты на внутреннем и мировом рынках прямо пропорциональны.