Транспортный комплекс России, отрасли, магистральные направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть тему транспортный комплекс России, отрасли и основные магистральные направления.
Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
- исследовать транспортный комплекс России;
- раскрыть отраслевую статистику;
- выявить основные магистральные направления.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Транспортный комплекс России 5
Железнодорожный транспорт 5
Автомобильный транспорт 7
Водный транспорт 9
Трубопроводный транспорт 11
Воздушный транспорт 12
Глава 2. Отраслевая статистика 13
Глава 3. Основные магистральные направления 16
Заключение 25
Список используемой литературы 26

Работа содержит 1 файл

транспорт 1400.docx

— 48.39 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Транспортный комплекс России, отрасли, магистральные направления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение             3

Глава 1.Транспортный комплекс России        5

    1. Железнодорожный транспорт        5
    2. Автомобильный транспорт         7
    3. Водный транспорт          9
    4. Трубопроводный транспорт       11
    5. Воздушный транспорт        12

Глава 2. Отраслевая статистика       13

Глава 3. Основные магистральные  направления    16

Заключение          25

Список используемой литературы       26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  исследования. В России с её огромной территорией значение транспорта  огромно, так как он объединяет в единый комплекс буквально все отрасли экономики, обеспечивает не только нормальную жизнедеятельность государства, но и его национальную безопасность и целостность.

Транспортный комплекс в  России всегда занимал особое место. Но история показывает, что всякий раз возрождение России начиналось с нового витка развития транспорта.

В XX веке в стране была создана качественно совершенно новая транспортная система. Расширены и углублены внутренние водные пути, построены новые речные и морские порты, построены сотни тысяч километров магистральных и местных автомобильных дорог, создана самая протяжённая в мире сеть железных дорог. Созданы необходимые для развития страны автомобильный, воздушный, трубопроводный виды транспорта.

На современном этапе  каждое государство идёт своим путём  в области развития транспортной системы. В России различным ведомствам Министерства транспорта и МПС приходится искать новые транспортные коридоры эффективной  работы всего транспорта России.

Однако транспортная отрасль  РФ находится в глубоком кризисе. И для его преодоления Правительству  РФ и заинтересованным лицам необходимо разрабатывать новые программы, искать эффективные решения, собирать научно-практические конференции по выходу транспортной отрасли страны из создавшийся тупиковой ситуации и возрождению транспорта до конкурентно способного состояния на мировом уровне1.

Цель работы: раскрыть тему транспортный комплекс России, отрасли и основные магистральные направления.

Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения  следующих задач:

- исследовать транспортный комплекс России;

- раскрыть отраслевую статистику;

- выявить основные магистральные направления.

Объектом исследования является: транспортный комплекс России.

Теоретическую базу исследования: составили публикации ученых таких как; Аксенов И. Я., Винокуров А.А., Кузьбожев Э. Н., Мироненко Л. А., Морозовой Т. Г., Степанова М.В., Шишов С.С. и т.д.

Работа  состоит: из введения, 3-х глав, заключения, списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Транспортный комплекс России

    1. Железнодорожный транспорт

 

 Железные дороги являются  важнейшей составной частью транспортно-дорожного  комплекса страны. Их протяженность  равна 7 процентов всех железных  дорог мира, но они обеспечивают 35 процентов мирового грузооборота  и 15 процентов пассажирооборота, произведенного железнодорожниками  в мире. Уровень интенсивности  перевозок грузов по железным  дорогам России в 4 раза выше, чем в США, в 10 раз, чем  ФРГ и во Франции. Железнодорожный  транспорт является наиболее  часто используемым, так как имеет  множество преимуществ.

 Он относительно свободно  размещается по всей территории  страны, отличается надежностью,  не зависит от природно-климатических  условий, обеспечивает большие  перевозки грузов и пассажиров  при относительно низких показателях  себестоимости. Сеть железных  дорог обеспечивает основные  грузопотоки не только между  экономическими районами России, но и между Россией и странами  ближнего зарубежья. Основными  грузами железнодорожного транспорта  являются уголь, кокс, нефть и  нефтепродукты, минеральные удобрения,  строительные материалы, руды, сельскохозяйственные  грузы, лес, продукцию машиностроения  и др. В структуре перевозок  первое место занимает уголь  и кокс, второе – минеральные  удобрения и строительные материалы,  на третьем – нефть и нефтепродукты.

  Железнодорожный транспорт имеет существенное значение в пассажирских перевозках. Несмотря на развитие автомобильных и воздушных пассажирских перевозок, направление и мощность пассажирских потоков в значительной мере определяется конфигурацией и пропускной способностью железнодорожных дорог.

 На железнодорожном  транспорте 9 из 10 пассажиров перевозятся  в пригородном сообщении, в  пассажирообороте же ведущую  роль играют дальние перевозки  (более 2/3 из всего пассажирооборота). Распределение пригородных перевозок  зависит главным образом от  их скопления в крупнейших  городах и городских агломерациях.

 Дальние пассажирские  перевозки распределяются по  железным дорогам неравномерно. Преимущественное положение занимают  два направления: меридиальное  от Москвы по Курскому направлению  и восточное, широтное от Москвы  через Поволжье на Урал и  Сибирь2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Автомобильный транспорт

 

 Этот вид транспорта  относится к числу динамично  развивающихся видов транспортной  системы. Он отличается высокой  маневренностью и обеспечивает  внутрирайонные и межрайонные  перевозки грузов, пассажиров на средние и короткие расстояния. Велика его роль и в осуществлении смешанных перевозок, а также в обслуживании, главным образом на короткие расстояния отраслей промышленности, сельского хозяйства, торговли и строительства.

 Общая протяженность  автомобильных дорог страны составляет 945 тыс. км, в том числе с твердым  покрытием – 748 тыс. км. Однако, более 1/3 автомобильных дорог  приходится на гравийное, щебеночное, шлаковое, или булыжное покрытие, которое отличается низким качеством,  не соответствующим техническим  параметрам, а как следствие требует  их частого ремонта. 34 процента  населенных пунктов не имеет  связи с дорогами общего пользования,  что негативно отражается на  развитии сельского хозяйства  при вывозе сельскохозяйственной  продукции.

  Дороги играют роль «кровеносных артерий» в автомобильном транспорте.

 От их состояния  зависит состояние этого вида  транспорта.

 Велика роль автомобильного  транспорта в перевозках грузов  и пассажиров.

 Несмотря на снижение  перевозимых грузов транспортом  общего пользования на 46,2 процента, а автомобильного транспорта  на 42,3 процента, доля автомобильного  транспорта по-прежнему остается  высокой. В настоящее время  он составляет большую конкуренцию  железнодорожному транспорту.

 Автомобильный транспорт  используется как для внутрирайонных  перевозок, так и для доставки  грузов между различными видами  населенных пунктов. В структуре перевозимых грузов преобладают строительные материалы, хлебные, лесные грузы и товары народного потребления.

 В последнее время  автомобильный транспорт наращивает  объемы перевозимых грузов. Так,  например, российская почта предприняла  попытку перехода перевозок с  железнодорожного транспорта на  автомобильный, так как автомобильный  транспорт является в этом  случае более дешевым, удобным,  маневренным, чем другие виды  транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Водный транспорт

 

  Водный транспорт является составной частью единого транспортного комплекса.

 Он подразделяется  на морской и речной флоты.  Морской транспорт, в свою очередь  подразделяется на торговый флот  и траулерный, или промысловый.

 Морской транспорт  имеет большое значение в транспортной  системе России: он стоит на  четвертом месте по грузообороту  после железнодорожного, автомобильного  и трубопроводного. В отличие  от других видов транспорта  этим видом транспортом главным  образом перевозят экспортно-импортные  грузы.

  Внешние (заграничные) перевозки грузов преобладают. Внутренние (каботажные) перевозки большого значения не имеют, за исключением побережий Тихого и Северного Ледовитого океанов. Среди каботажных перевозок главную роль играет малый каботаж, или плавание вдоль своих берегов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов. Большой каботаж – плавание судов между портами России, лежащими в разных морских бассейнах, разделенных береговыми территориями других государств, имеет меньшее значение.

 При использовании  морского транспорта нужно учитывать  природный фактор.

Структура перевозимых грузов морским видом транспорта такова: здесь преобладают, прежде всего, нефтепродукты, значительна также роль руды, строительных материалов, лесных и хлебных грузов.

Внутренний водный транспорт  в последнее время не выдерживает  острой конкуренции и используется все реже. Конкуренцию ему составляет железнодорожный транспорт, так  как сфера их применения практически  идентична.

В структуре перевозимых  грузов лидирующее положение занимают минерально- строительные материалы (песок, гравий, щебень и др.). Следующими по важности грузами являются лесные. На них приходится более 1/10 от общего объема перевозок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Трубопроводный транспорт

 

 За последние 15-20 Россия  стала крупнейшим государством, добывающим нефть и газа. Большинство  добытого сырья транспортируется  за рубеж. Бюджет России на  прямую привязан к мировым  ценам на нефть и газ и  поэтому этому виду транспорта  в нашей стране уделяется большое  значение, так как это самый  выгодный способ транспортировки.  Этот вид транспорта отличается  наименьшей себестоимостью и  используется для перекачки нефти  и нефтепродуктов, газа.

  По назначению магистральные трубопроводы разделяют на нефте -, продукто-, газопроводы. В последнее время получают развитие и другие виды трубопроводов (пульпопроводы, пневмопроводы и др.)

 Преимуществом этого  вида транспорта также являются  возможность функционирования в  течение всего года, высокая производительность  труда, минимальные потери при  транспортировке, возможность прокладки  трубопроводов по кратчайшему  расстоянию практически вне зависимости  от рельефа территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Воздушный транспорт

 

 В транспортной системе  России воздушный транспорт является  одним из основных видов пассажирского  транспорта. В его общей работе  перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты – 1/5. Использование авиационного транспорта дает большой временной выигрыш (за счет большой скорости самолета и от спрямления трассы полета) по сравнению с другими видами транспорта на средних и особенно больших расстояниях.

  Считается, что на расстоянии свыше 1000 км в пассажирских перевозках преобладает именно этот вид транспорта.

  Важную роль играет воздушный вид транспорт для обеспечения связи с слабо освоенными районами Сибири и Дальнего Востока, где он является чуть ли не единственным средством сообщения.

В общем же о работе транспорта можно судить по его грузообороту, который измеряется в тонно-километрах. Грузооборот – это количество перевозимого груза за определенный период на определенное расстояние3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Отраслевая статистика

 

Современный транспортный комплекс России имеет сложную отраслевую структуру, за последние годы мощность перегрузочных комплексов увеличена на 3,5 млн. тонн. Это сделано без привлечения бюджетных средств и с использованием самых передовых технологий и оборудования. В 2010 г. в портах переработано на 20 млн. тонн грузов больше, чем в 2009 г. Более 75% этого прироста обеспечено за счёт взаимодействия с ж/д и успешной конкуренции с иностранными портами. Сейчас большинству портов приходится в сжатые сроки решать задачи по координальному изменению номенклатуры перерабатываемых грузов. При этом такие порты, как Новороссийск 54 млн. тонн и Санкт-Петербург, превысили рекордные объёмы работы, достигнутые ими в дореформенный период4.

Информация о работе Транспортный комплекс России, отрасли, магистральные направления