Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:42, курсовая работа
Автомобиль служит для быстрого перемещения грузов и пассажиров по различным типам дорог и местности. Автомобильный транспорт играет важнейшую роль во всех сторонах жизни страны. Без автомобиля невозможно приставить работу не одного промышленного предприятия, государственного учреждения, строительной организации, воинской части. Автотранспорт - одна из важнейших и быстро растущих отраслей народного хозяйства.
Введение.
Назначение и требования.
Анализ и оценка конструкции коробок передач.
Коробка передач КамАЗ 5320.
Коробка передач модели 14.
Коробка десяти ступенчатая передач модели 15.
Техническое обслуживание.
Ремонт коробки передач.
Возможные неисправности коробки передач и способы их устранения.
Снятие коробки передач с автомобиля и ее установка.
Соблюдения техники безопасности и экологических мероприятий.
Расчет производственной площади объекта проектирования.
Заключение.
Список литературы.
Для разборки верхней крышки коробки передач:
отверните гайки и снимите опоры рычага переключения передач, выньте стаканы, пружины и шарики фиксаторов; расшплинтуйте и выверните, установочные, винты крепления вилок и головок штоков, выбейте три заглушки, выньте штоки переключения передач, выбейте заглушки замка штоков, выньте шарики из крышки и штифт замкового устройства из среднего штока; отверните стакан пружины и выньте пружину, предохранитель и втулку предохранителя.
Сборку производите в последовательности, обратной разборке, учитывая следующие особенности:
— при установке шестерен в коробку передач без их замены не разукомплектовывайте приработанные друг к другу шестерни;
— при установке шестерен из числа запасных частей необходимо сопрягаемые шестерни скомплектовать по пятну контакта и уровню шума на зубообкатных станках. Желательно расположение пятна контакта в зоне делительной окружности.
При проверке пар шестерен на зубообкатных станках с торможением и без торможения ведомой шестерни шум должен быть ровным, низкого тона, без постукивания и скрежета. Шум высокого тона не допускается:
— для установки заднего подшипника промежуточного вала со стаканом на вал, установленный в коробку передач и поджатый передней крышкой, используйте съемник И801.31.000. Для этого установите на наконечник шайбу, пропустите болты через отверстия в стакане, вверните их в резьбовые отверстия на картере коробки передач до упора. Упираясь шайбой в подшипник, вворачивайте винт в плиту до полной установки стакана с подшипником;
— при сборке ведомого вала обратите внимание на правильность установки втулок, подшипников. Отверстия на втулках должны быть совмещены с радиальными отверстиями на соответствующих шейках ведомого вала; при сборке насыпного подшипника шестерни четвертой передачи должно быть заложено 88 роликов в два ряда с установкой между рядами промежуточной втулки; при установке переднего подшипника ведущего вала приставное кольцо должно быть установлено внутрь к торцу вала;
— при на прессовке шестерни привода промежуточного вала коробки передач и шестерни промежуточного вала делителя их необходимо нагреть до температуры 90 °С;
— обратите внимание на исправность синхронизаторов коробки передач и делителя. Статическое усилие вывода кареток из нейтрального положения должно быть для обоих синхронизаторов основной коробки 275...373 Н (28...38 кгс), для синхронизатора делителя 589...687 Н (60...70 кгс). Блокирующие фаски картера и пальцев не должны иметь следов значительного износа. После сборки ведомого вала коробки передач торцовые зазоры по ступицам шестерен первой, второй, третьей передач и передачи заднего хода должны быть в пределах 0,27...0,4 мм; по ступице шестерни четвертой передачи — 0,265 ... 0,515 мм. Торцовый зазор по ступице ведущей шестерни ведущего вала делителя коробки передач должен быть в пределах 0,375...0,715 мм;
— перед стыковкой делителя с коробкой передач отрегулируйте зазор между сухарем вилки переключения передач делителя и кареткой синхронизатора;
— при установке крышек подшипников ведущих валов коробки передач и делителя, а также крышки ведомого вала обеспечьте минимальные люфты валов подбором регулировочных прокладок, для этого: замерьте с точностью 0,05 мм абсолютный размер а от торца наружного кольца подшипника до плоскости картера при запрессованном до упора подшипнике.
Для крышек ведущих валов коробки передач модели и делителя для крышки ведомого вала коробки передач положите на привалочную поверхность крышки уплотнительную прокладку, замерьте с точностью 0,05 мм размер b, определите необходимую суммарную толщину с регулировочных прокладок, которая должна быть меньше разности (b-с) на 0,2...0,4 мм. Подобрав нужное количество регулировочных прокладок, установите крышку. Крышку ведущего вала основной коробки передач модели устанавливайте без уплотнительных прокладок, при этом размер d от привалочной поверхности крышки до регулировочных прокладок обеспечьте d=(а...а+0,1) подбором количества регулировочных прокладок;
— перед установкой крепежных деталей и крышек нанесите равномерным слоем уплотняющую композицию Анатерем-4 и два-три витка сквозных резьбовых отверстий: картеров, а также нанесите ее непрерывной полосой шириной 2...3 мм по контуру на обе стороны прокладок, передних крышек промежуточного вала делителя коробки передач модели и промежуточного вала коробки передач модели, задней крышки промежуточного вала основной коробки передач, крышек люка отбора мощности и на прокладку картера делителя передач;
— смажьте рабочие кромки уплотнительных манжет ведущего и ведомого валов, поверхности трения золотников крана переключения и воздухораспределителя, клапана включения делителя, а также манжеты механизма переключения передач делителя смазкой 158.
После сборки при вращении ведущего вала от руки валы и шестерни коробки передач должны свободно (без заеданий) вращаться как при нейтральном положении рычага переключения передач, так и при любой включенной передаче (независимо от включенной передачи в делителе коробки передач).
Фиксаторы штоков всех передач должны четко фиксировать штоки в нейтральном положении и в положении включенной передачи. Передача заднего хода и первая передача должны включаться только при отжатом предохранителе заднего хода, установленном в верхней крышке.
Одновременное включение двух передач и течь масла из коробки передач не допускаются.
При вращении вала вилки выключения сцепления от руки муфта выключения сцепления должна свободно (без заеданий) перемещаться по всей длине направляющей крышки ведущего вала.
Проверьте на герметичность соединения воздухопроводов пневмосистемы управления делителем, установленной на коробке передач модели, сжатым воздухом под давлением 588 кПa (6 кгс/см2), подведенным к редукционному клапану; при этом используйте технологический кран управления делителем; в обоих положениях крана управления делителем и выжатом до упора (ход 6 мм) клапане включения делителя допускается падение давления в воздушном баллоне не более 147 кПa (1,5 кгс/см2) в течение 40 с.
Отрегулируйте зацепление зубчатых муфт синхронизатора делителя.
Все отремонтированные и собранные коробки передач должны пройти испытания на специальном стенде.*
* При отсутствии
стенда проведите испытание
Испытательный стенд должен иметь следующее оборудование:
— устройство, обеспечивающее два режима скорости вращения первичного вала: 1300 мин-1 и 2600 мин-1;
— муфту сцепления, соединенную с ведущим валом коробки передач и выключаемую при переключении передач. Момент инерции ведомых деталей сцепления не должен превышать 12,7 Н.м/cм2 (1,3кгс.м/см2);
— тормозное устройство, соединенное с ведомым валом и обеспечивающее тормозной момент 49,1 Н.м (5 кгс.м) для первой передачи и передачи заднего хода и 98,1...147 Н.м (10...15 кгс.м) для остальных передач;
— устройство, обеспечивающее замер момента на ведомом валу;
— пневматическую систему для переключения делителя (коробка передач модели 15). Давление воздуха в пневмосистеме должно быть 588...686 кПa (6...7 кгс/см2);
— приборы для замера уровня шума.
Для смазывания коробки передач при испытаниях используйте моторное масло, подогретое до температуры 85°С.
Испытания коробок передач проводите в двух режимах; без нагрузки и под нагрузкой. При испытаниях без нагрузки проверяйте включение передач, а для коробки передач модели 15 — работу делителя. Режимы испытаний коробок передач приведены в таблицах 22... 25.
При испытаниях коробок передач проверьте:
— легкость переключения передач. При переключении второй, третьей, четвертой и пятой передач скрежет не допускается. Передачу заднего хода и первую передачу включайте только при остановленных валах;
— момент на ведомом валу. При частоте вращения ведущего вала 2600 мин-1 момент на ведомом валу не должен превышать 9,81 Н.м (1 кгс.м);
— самовыключение передач (не допускается);
— наличие резких неравномерных стуков, свидетельствующих о неисправностях узлов и деталей (не допускается);
— уровень шума на расстоянии 0,25 мм от коробки передач в зоне блока шестерен заднего хода или в зоне делителя. При включенной высшей передаче в делителе и частоте вращения ведущего вала 2600 мин-1 шум не должен превышать 105 dB.
После испытаний слейте масло из коробок передач, когда оно еще горячее. Очищайте при этом магниты сливных пробок от металлических отложений.
При установке коробки передач на двигатель:
— проверьте состояние ведущего вала с помощью контрольной шлицевой оправки высотой не менее 30 мм, которая должна свободно (без заеданий) перемещаться по шлицам вала, после чего смажьте шлицевой конец тонким слоем смазки 158;
— не допускайте резких ударов, а ведомые диски сцепления не нагружайте весом коробки передач или усилием грузоподъемного механизма во избежание поломки сцепления и переднего подшипника ведущего вала, расположенного в коленчатом вале;
— после
установки коробки передач
— перед установкой дистанционного механизма смажьте рабочие поверхности головок и опоры тяг смазкой 158. Установите головки механизма и затяните стяжными болтами. Качание головок на тягах не допускается. Уплотнительные чехлы головок тяг дистанционного механизма должны плотно охватывать посадочные поверхности. При переключении передач с помощью дистанционного механизма заедание тяг в опорах не допускается. Фиксаторы механизма переключения передач должны четко ощущаться как на нейтрали, так и на любой включенной передаче в коробке передач;
— в коробку передач залейте масло ТСп-15К в количестве 12 л для коробки модели 15 и 8,5 л для коробки модели 14 и проведите трехкратную проверку на пуск двигателя стартером. При этом сцепление должно быть выключено;
— проверьте правильность монтажа сцепления и коробки передач на работающем двигателе при частоте вращения коленчатого вала 1800...2000 мин-1, проконтролировав:
1. Отсутствие заеданий деталей механизма выключения сцепления.
2. Чистоту выключения сцепления. Для этого полностью выключите сцепление, обеспечив ход муфты выключения сцепления не более 12 мм. Это соответствует перемещению рычага на 16 мм, замеренному на радиусе 90 мм. В этом положении первая передача и передача заднего хода должны включаться без скрежета, а при включенной прямой передаче ведомый вал не должен вращаться. Проверку повторите не менее трех раз.
3. Шумность работы коробки передач (резкий неравномерный шум и стук) не допускается.
4. Переключаемость передач в основной коробке. Переключение передач должно производиться при выключенном сцеплении без больших усилий и без заеданий, включение синхронизированных передач со скрежетом не допускается. В коробке передач переключение передач производите на низшей и высшей передачах делителя.
5. Переключаемость передач делителя. Для этого подведите к редукционному клапану сжатый воздух под давлением 490...588 кПa (5...6 кгс/см2) и произведите два-три переключения передач делителя, последовательно переводя переключатель крана управления в верхнее и нижнее положения и перемещая на 6 мм шток клапана включения делителя, предварительно выключив сцепление. Переключение передач делителя должно быть четкое, без задержки. Переключение передач делителя без выключения сцепления не допускается. При обоих положениях переключателя крана управления делителем проверьте герметичность соединений и крана.
6. Отсутствие
течи масла. Течь масла не допускается.
Допускается образование масляных пятен
без капле образования в местах сальниковых
уплотнений и установки сапунов.
Возможные неисправности коробки передач и способы их устранения.
Причина неисправности | Метод устранения |
Затрудненное включение всех передач, включение передачи заднего хода и первой передачи со скрежетом | |
Неполное
выключение
сцепления (сцепление «ведет») |
Отрегулируйте свободный ход муфты выключения сцепления |
Большое усилие на рычаге переключения передач | |
Загрязнение
опор тяг дистанционного управления.
Отсутствие или загустевание смазки |
Промойте опоры
и за-
полните их свежей смаз- кой 158 |
Включение
второй, третьей, четвертой, пятой передач
| |
Износ конусных
колец
синхронизатора, блокирующих фасок пальцев и каретки. Заниженное усилие вы- вода кареток из нейтрального положения |
Замените синхронизатор |
Включение передач в делителе с ударом и скрежетом | |
Повышенное
давление в
пневмосистеме управления делителем Разрыв мембраны редукционного клапана Износ конусных колец синхронизатора, блокирующих фасок пальцев и каретки |
Отрегулируйте редукционный
клапан Замените мембрану Замените синхронизатор |
Износ сухарей вилки переключения передач делителя | |
Отсутствие
сброса воздуха
в атмосферу при переключении передач в делителе в связи с загрязнением воздушных каналов и сапуна клапана включения делителя передач Нет зазора между кареткой синхронизатора и сухарем вилки переключения передач |
Разберите клапан и
промойте все его детали, включая
и сапун. При сборке
клапана все
трущиеся поверхности смажьте смазкой
158 Отрегулируйте зазор |
Самопроизвольное
переключение передач во время движения автомобиля | |
Неполное
включение пе-
редачи из-за неисправно- сти фиксаторов механиз- ма переключения, износа лапок или сухарей вилок, ослабления крепления ви- лок и рычагов, разрегули- ровки дистанционного уп- равления Не работает замок шлиц ведомого вала |
Подтяните крепление,
замените изношенные де- тали, отрегулируйте при- вод управления Замените вал и соответ- ствующий синхронизатор |
Передачи не включаются | |
Износ
деталей и разрегу-
лировка дистанционного привода управления ко- робкой Разрушение подшипни- ков шестерен ведомого вала |
Отрегулируйте привод
и
замените изношенные де- тали, подтяните крепле- ния Замените неисправные детали |
Передачи в делителе не включаются | |
аедание поршеньков
воздухораспределителя Разрегулировано по- ложение упора клапана включения делителя Поломка упора клапана Засорение пневмосисте- мы управления делителем Обрыв троса крана уп- равления делителем |
Разберите, промойте
и
смажьте смазкой 158 де- тали воздухораспределителя Отрегулируйте положе- ние упора клапана Упор замените Промойте и продуйте дроссель, воздухопроводы и клапаны Трос замените |
Повышенный шум при работе коробки передач | |
Повышенный
износ или
поломка зубьев шестерен. Разрушение подшипни- ков шестерен Разрушение подшипни- ков валов |
Замените неисправные
детали Замените
неисправные детали |
Течь масла из коробки передач | |
Износ или
потеря элас-
тичности сальников Повышенное давление в картере коробки Нарушение герметично- сти по уплотняющим по- верхностям |
Замените сальники
Промойте сапун Подтяните крепежные детали или
замените про- кладки |
Износ
латунных колец синхронизаторов
основной коробки передач | |
Неполное
выключение
сцепления при переклю- чении передач |
Замените синхронизато-
ры. Проверьте исправ- ность работы сцепления и привода |
Износ
латунных колец синхронизаторов
делителя передач | |
Не отрегулировано
поло-
жение упора клапана вклю- чения делителя передач Неполное выключение сцепления |
Замените синхронизатор.
Отрегулируйте положение упора клапана включения делителя передач Проверьте исправность работы сцепления и при- вода |
Информация о работе Технология ремонта коробки передач КамАЗ 5320