Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:42, курсовая работа
Автомобиль служит для быстрого перемещения грузов и пассажиров по различным типам дорог и местности. Автомобильный транспорт играет важнейшую роль во всех сторонах жизни страны. Без автомобиля невозможно приставить работу не одного промышленного предприятия, государственного учреждения, строительной организации, воинской части. Автотранспорт - одна из важнейших и быстро растущих отраслей народного хозяйства.
Введение.
Назначение и требования.
Анализ и оценка конструкции коробок передач.
Коробка передач КамАЗ 5320.
Коробка передач модели 14.
Коробка десяти ступенчатая передач модели 15.
Техническое обслуживание.
Ремонт коробки передач.
Возможные неисправности коробки передач и способы их устранения.
Снятие коробки передач с автомобиля и ее установка.
Соблюдения техники безопасности и экологических мероприятий.
Расчет производственной площади объекта проектирования.
Заключение.
Список литературы.
— расширен зубчатый венец шестерни 4 передачи для увеличения несущей способности.
Коробка передач модели 14 состоит из следующих основных узлов: картера, коробки передач, в котором смонтированы ведущий , ведомый и промежуточный валы в сборе с шестернями, синхронизаторами и подшипниками; блока шестерен заднего хода; верхней крышки коробки с механизмом переключения передач в сборе. К переднему торцу картера коробки передач прикреплен картер сцепления. Подшипники валов закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Крышка заднего подшипника ведущего вала внутренней расточкой центрируется по наружной обойме подшипника; поверхность крышки, обработанная по внешнему диаметру, является центрирующей поверхностью для картера сцепления. Во внутреннюю полость крышки вставлены две самоподжиные манжеты. Рабочие кромки манжет имеют правую насечку. Внутренняя полость большего диаметра предназначена для размещения в ней масло нагнетающего устройства; спиральные лопатки на торце крышки препятствуют раскручиванию масла в полости нагнетания масло-нагнетающим кольцом, уменьшая тем самым центробежные силы, а значит, способствуют повышению избыточного давления масла в полости нагнетания. В верхней части крышки имеется отверстие для подвода смазки из масло накопителя коробки передач в полость нагнетания. Крышка заднего подшипника ведомого вала крепится к заднему торцу картера коробки передач и центрируется по наружной обойме заднего подшипника ведомого вала. В задней части крышки установлена манжета с пыльником, на рабочей кромке которой имеется левая насечка. В нижней части крышки в специальной расточке помещен валик, выполненный заодно с шестерней червячной пары привода спидометра.
На выступающем конце валика, имеющем лыску, установлена ведущая шестерня цилиндрической пары сменных шестерен привода спидометра. Ведомая цилиндрическая шестерня установлена на валике привода спидометра, который вращается в расточке фланца датчика привода спидометра. Полость сменных шестерен изолирована от масляной ванны коробки передач, а шестерни смазываются консистентной смазкой ЦИАТИМ-201, закладываемой при сборке. От вытекания смазка удерживается масло-сгонной резьбой, выполненной на валике, и манжетой. Для обеспечения правильности показания спидометра числа зубьев сменных цилиндрических шестерен подбираются в зависимости от передаточного числа главной передачи. В приливах правой стенки картера коробки передач выполнена расточка, в которую запрессована ось блока шестерен заднего хода. Для предотвращения от выпадения ось закреплена стопорной шайбой, привернутой болтом, имеющим сверление, в которое вставлен пластмассовый штифт. Штифт уплотняет резьбовое соединение и препятствует вытеканию смазки. Масло в коробку передач заливается через горловину, расположенную на правой стенке картера. Горловина закрыта пробкой со встроенным масляным щупом. В нижней части картера в бобышки ввернуты сливные пробки, в пробку вмонтирован магнит, улавливающий металлические частицы, которые могут находиться в масле. С двух сторон картера имеются люки для установки коробок отбора мощности, которые закрыты крышками с уплотнительными прокладками 6. Люки выполнены по ГОСТ 12323—66. Допустимый отбор мощности по 22064,97 Вт (30 л. с.) с каждого люка. Отбор мощности при движении автомобиля не допускается. Во внутренней полости картера в передней части левой стенки отлит масло накопитель, куда при вращении шестерен забрасывается масло и по сверлению в передней стенке картера поступает в полость задней крышки ведущего вала и на масло нагнетающее кольцо. В верхней правой части задней стенки выполнен масляный карман, куда масло забрасывается вращением шестерен. Из масляного кармана масло по сверлению в стенке картера поступает в полость задней крышки ведомого вала для смазывания червячной пары привода спидометра. Шестерни коробки передач скомплектованы попарно с сопрягаемыми шестернями по пятну контакта и уровню шума.
Ведущий вал коробки передач выполнен заодно с шестерней; его передней опорой является шариковый подшипник, расположенный в расточке коленчатого вала. Полость подшипника заполнена смазкой 158 и уплотнена манжетой. На задний конец вала с упором в торец шестерни посажены шарикоподшипник и масло нагнетающее кольцо , которое от проворачивания на валу застопорено шариком. Детали стянуты кольцевой гайкой , которая застопорена раскерниванием пояска в пазы вала. Масло нагнетающее кольцо на наружной поверхности имеет правую, трехзаходную винтовую нарезку, которая закачивает масло в полость нагнетания. Осевой ход ведущего вала регулируется набором стальных прокладок толщиной 0,2 и 0,3 мм, устанавливаемых между торцом крышки ведущего вала и наружной обоймой подшипника.
Промежуточный вал выполнен заодно с венцами шестерен первой, второй передач и передачи заднего хода. На переднем конце вала напрессованы и закреплены сегментными шпонками шестерни третьей и четвертой передач и шестерня привода промежуточного вала.
Ведомый вал в сборе с шестернями и синхронизаторами установлен соосно с ведущим валом. На переднем конце вала посажен подшипник с приставным внутренним кольцом, все шестерни вала установлены на роликовых подшипниках, из которых подшипник шестерни четвертой передачи насыпной, без сепаратора. Шестерни четвертой и третьей передач в осевом направлении закреплены упорным кольцом с внутренними шлицами, которое установлено в выточке вала таким образом, что его шлицы расположены против шлицев вала, и застопорено от проворачивания подпружиненной замковой шпонкой. По оси вала просверлен канал для подвода смазки по радиальным отверстиям к подшипникам шестерен. Масло в канал подается масло нагнетающим устройством, расположенным на ведущем валу. Для безударного переключения второй, третьей, четвертой и пятой передач имеется два пальчиковых синхронизатора инерционного типа.
Механизм переключения передач смонтирован в верхней крышке коробки передач и состоит из трех штоков, трех вилок переключения, двух головок штоков, трех фиксаторов, предохранителя включения первой передачи и заднего хода, а также замка штоков. Замок штоков состоит из двух пар шариков и штифта. Шарики расположены между штоками во втулках, штифт находится в отверстии среднего штока между шариками. Диаметры шариков и расстояния между штоками выбраны таким образом, что при перемещении любого штока из среднего положения шарики выходят из лунок перемещаемого штока, и входят в лунки неподвижных штоков, блокируя их с корпусом. Сверху на крышку механизма переключения установлена опора рычага со штоком, перемещающимся в сферической опоре. С правой стороны опоры ввернут установочный винт, который фиксирует рычаг в нейтральном положении. В рабочем положении винт должен быть вывернут
Коробка десяти ступенчатая передач модели состоит из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора делителя передач. Основная пятиступенчатая коробка передач модели максимально унифицирована с коробкой передач модели, кроме небольшого числа деталей, изменение конструкции которых вызвано применением делителя передач. Конструктивные изменения в основной коробке передач перечислены ниже:
— изменена конструкция ведущего вала и крышки заднего подшипника; между крышкой и картером коробки передач отсутствует уплотнительная прокладка;
— передней опорой ведущего вала является роликовый подшипник, расположенный в расточке ведущего вала делителя;
— вместо масло нагнетающего кольца на валу на шлицах закреплена гайкой муфта синхронизатора;
— отсутствует передняя крышка промежуточного вала, вместо нее осевое смещение переднего подшипника промежуточного вала ограничивает распорная втулка, которая одновременно является и масло отражательной шайбой;
— масляные
ванны коробки передач и
Осевой ход ведущего вала регулируется стальными прокладками толщиной 0,2 и 0,3 мм.
Осевой ход ведущего вала регулируется набором металлических прокладок толщиной 0,2 и 0,3 мм, устанавливаемых между задней крышкой и наружной обоймой шарикоподшипника. На переднем конце вала эвольвентные шлицы двумя проточками разделены на три венца. Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца для создания «замка», предотвращающего самовыключение передач в делителе. На шлицах подвижно посажен пальчиковый синхронизатор инерционного типа. Ведущая шестерня вращается на двух роликовых подшипниках. Масло нагнетающее кольцо подает масло по наклонным сверлениям ведущего вала в его внутреннюю полость, откуда оно попадает в каналы ведущего и ведомого валов основной коробки передач. Промежуточный вал делителя с напрессованной шестерней привода промежуточного вала вращается на двух подшипниках: переднем и заднем. Механизм переключения делителя передач закреплен на картере делителя слева.
Дистанционный привод управления основной коробкой передач состоит из качающегося рычага переключения передач, опоры рычага переключения передач, укрепленной на переднем торце блока цилиндров двигателя, передней и промежуточной тяг управления, которые перемещаются в сферических втулках из металлокерамики, втулки уплотнены резиновыми кольцами и поджаты пружиной к сухарю. Сферические опоры передней тяги размещены в расточке кронштейна опоры и в картере маховика. Опора промежуточной тяги установлена на картере сцепления. На задний конец промежуточной тяги навернут на резьбе и закреплен двумя стяжными болтами регулировочный фланец.
Опора рычага переключения передач состоит из кронштейна, гофрированного уплотнителя люка, пружины уплотнителя, укороченного рычага переключения передач, который сферической частью опирается на полиуретановую втулку, гасящую вибрацию рычага. Сверху сфера поджата через опорную шайбу пружиной. Установочный винт фиксирует рычаг переключения в нейтральном положении при регулировке привода. В рабочем положении болт должен быть вывернут и застопорен контргайкой.
Дистанционный привод управления основной коробкой передач модели отличается от привода коробки передач модели удлиненной промежуточной тягой и рукояткой переключения передач, в которой смонтирован переключатель крана управления делителем.
Пневматическая система переключения передач делителя состоит из следующих основных сборочных единиц: редукционного клапана, крана управления, механизма переключения передач делителя с воздухораспределителем, клапана включения делителя передач, упора клапана и воздуховодов. Воздух из ресивера IV контура привода вспомогательной тормозной системы под давлением 608...736 кПa (6,2...7,5 кгс/см2) подается на вход редукционного клапана, на выходе из клапана поддерживается постоянное давление, равное 387...436 кПa (3,95...4,45кгс/см2), величина которого регулируется прокладками, установленными на корпус пружины. Кран управления делителем в зависимости от положения золотника направляет воздух, поступающий из редукционного клапана, в одну из полостей под поршни воздухораспределителя и перемещает золотник воздухораспределителя в одно из двух крайних положений, подготавливая, таким образом, подачу воздуха в полость А или С силового цилиндра. Предварительный выбор передачи в делителе производится перемещением рычага переключателя крана в положение В или Н, который через трос, заключенный в оплетку, перемещает золотник крана. Подача воздуха из редукционного клапана под поршень силового цилиндра производится клапаном включения делителя передач, открывание которого осуществляется упором, закрепленным на толкателе поршня пневмогидроусилителя выключения сцепления. Клапан открывается в конце хода толкателя, то есть при полностью выключенном сцеплении.
При сервисе ТО1:
— проверьте исправность троса крана управления делителем, устраните обнаруженные неисправности;
— проверьте внешним осмотром отсутствие подтекания масла через манжету ведомого вала и уплотнительные прокладки;
— отрегулируйте зазор между упором и ограничителем штока клапана включения делителя передач;
— смажьте опоры передней и промежуточной тяг дистанционного привода управления коробкой передач через технологическую пресс-масленку до выдавливания свежей смазки;
— очистите от грязи сапуны;
— проверьте уровень масла в картере коробки передач.
Для регулирования зазора между упором и штоком клапана включения делителя необходимо:
— проверить регулировку привода выключения сцепления и при необходимости отрегулировать (как указано в соответствующем разделе);
— растопырить и отвернуть гайки упора;
— установить упор, обеспечив зазор между упором и штоком 20,5+0,5 мм (не нажимая на педаль сцепления);
— законтрить гайки замковыми шайбами.
Для проверки
уровня масла в картере коробки передач
выверните пробку из масло заливной горловины,
вытрите насухо указатель и вставьте его
в заливное отверстие до упора пробки
в резьбу, не заворачивая.
При сервисе ТО2:
— закрепите рычаги тяг дистанционного привода управления коробкой передач;
— закрепите фланец ведомого вала коробки передач;
— смените
масло в картере коробки
— смажьте трос крана управления делителем.
Для смены масла в коробке передач слейте масло в горячем состоянии через два (для коробки передач модели 14) или три (для коробки передач модели 15) сливных отверстия, вывернув пробки, расположенные в нижней части картера коробки передач и в нижней части картера делителя передач. Очистите магниты сливных пробок от грязи и металлических частиц. Промойте картеры коробки и делителя моторным маслом. Для этого: залейте масло в коробку передач (8,5 л для коробки передач модели 14 и 12 л для коробки передач модели 15), прокрутите ее двигателем при нейтральном положении рычага переключения передач в течение 10 мин, слейте моторное масло из коробки передач и делителя, вверните сливные пробки и залейте основную смазку ТСп-15К до верхней метки указателя уровня. Прокрутите коробку передач двигателем при нейтральном положении рычага переключения передач в течение 3...5 мин. Замерьте уровень масла и при необходимости долейте.
Информация о работе Технология ремонта коробки передач КамАЗ 5320