Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:08, курсовая работа
Он состоит из электродвигателя 1, муфты 2, цилиндрического одноступенчатого редуктора 3, открытой зубчатой конической передачи 4, приводного вала 5 с барабаном 6.
Исходные данные для расчета приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Исходные данные для расчета.
Мощность на приводном валу
Р=3500 Вт
Частота вращения барабана
n=92 об/мин
Диаметр барабана
D=630 мм
Введение................................................................................................................. 2
1. Энергетический и кинематический расчеты привода................................. 3
1.1.1 Определение расчетной мощности привода............................................ 3
1.1.2 Выбор электродвигателя............................................................................ 4
1.1.3 Определение общего передаточного числа привода и выбор
стандартного редуктора............................................................................................ 4
1.1.4 Определение силовых и кинематических параметров привода.............. 5
2. Расчет открытой передачи привода............................................................. 7
3. Предварительный расчет приводного вала................................................... 14
4. Конструктивные размеры деталей открытой передачи............................ 16
5. Эскизная компоновка привода......................................................................... 18
6. Проверка долговечности подшипников приводного вала по
динамической грузоподъемности .............................................................................. 19
7. Проверка прочности шпоночных соединений................................................ 23
8. Уточненный расчет приводного вала............................................................ 24
9. Сборка привода................................................................................................. 28
Литература.......................................................................................................... 29
3 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РАСЧЁТ ПРИВОДНОГО ВАЛА
Определяем размеры ступеней вала:
1-ая ступень – под колесо конической открытой зубчатой передачи [1, стр. 108]:
, (40)
где Mk – вращающий момент на валу, Mk=T4=363,3 H·м;
[τ]k – допускаемое напряжение на кручение, [τ]k=20 H/мм2 [1, стр. 107];
мм.
Полученное значения округляем до стандартного из ряда Ra40 [1, стр. 109] d1=45 мм.
Определяем длину ступени под колесо [1, стр. 108]:
l1=1,5·d1=1,5·45=67,5 мм. (41)
Принимаем по Ra40 l1=67 мм.
2-ая ступень – под подшипник:
d2=d1+4·f , (42)
где f – величина фаски, f=2мм [5, стр. 399];
d2=45+4·2=53мм.
Округляем до стандартной величины внутреннего диаметра подшипника d2=55 мм. Выбираем подшипник шариковый радиальный двухрядный средней серии диаметров, исполнения 1000 и диаметром внутреннего кольца 55 мм (1311 по ГОСТ 28428-90).
Длина второй ступени равна [5, стр. 155]:
l2=В+H , (43)
где B – ширина подшипника, B=29 мм (ГОСТ 28428-90);
Н – ширина распорной втулки, Н=60 мм;
l2=29+60=89 мм.
3-ья ступень – упорный буртик для подшипника [5, стр. 417]:
Принимаем d3=65 мм, l3=200 мм.
4-ая ступень – диаметр вала под ступицу барабана:
Принимаем d4=80 мм.
Длина участка под ступицу [5, стр. 303]:
l4=1,5·d4=1,5·80=120 мм. (44)
5-ая ступень – промежуточная:
Принимаем конструктивно d5=70 мм, l5=430 мм.
Рассчитаем длину вала:
l=l1+l2+2·l3+2·l4+l5+B; (45)
l=67+89+2·200+2·120+430+29=
Рассчитаем длины участков между приложенными силами и реакциями опор:
a=l1-28+60+(B/2)=67-28+60+14,
b=(B/2)+l3+(l4/2)=14,5+200+60=
c=l4+l5=120+430=550 мм;
d=(l4/2)+l3+(B/2)=60+200+14,5=
Рисунок 2 – Приводной вал.
4 КОНСТРУКТИВНЫЕ РАЗМЕРЫ ДЕТАЛЕЙ ОТКРЫТОЙ ПЕРЕДАЧИ
Шестерню открытой передачи изготавливаем из круглого проката, как показано на рисунке 3 [1, табл. 10.3].
Рисунок 3 – Шестерня открытой конической зубчатой передачи.
Параметры d и t берем из присоединительных размеров редуктора:
d=36 мм (конусность отверстия 1:10);
t=28,95 мм.
Так как диаметр вершин колеса больше 300 мм, то колесо открытой зубчатой передачи выполняем литым, как показано на рисунке 4.
Рисунок 4 – Колесо открытой конической зубчатой передачи.
Внутренний диаметр ступицы:
d=d1=45 мм.
Длина ступицы:
Lст=l1=67 мм.
Внешний диаметр ступицы [1, табл. 10.3]:
dст=1,55·d=1,55·45=69,75 мм, (46)
принимаем dст=70 мм.
Толщина диска [1, табл. 10.3]:
С=0,25·b=0,25·45=11,25 мм, (47)
принимаем С=12 мм.
Толщина обода [1, табл. 10.3]:
S=2,5·me=2,5·2,5=6,25 мм, (48)
принимаем S=7 мм.
Радиусы закруглений принимаем R=10 мм [1, табл. 10.3].
Уклон γ=7º [1, табл. 10.3].
Для облегчения конструкции колеса делаем в диске 4 отверстия d0=30 мм по диаметру 150 мм.
На торцах зубьев шестерни и колеса выполняем фаску [1, табл. 10.3]:
f=0,5·me=0,5·2,5=1,25 мм, (49)
принимаем из стандартного ряда [1, табл. 10.1] f=1,2 мм. Фаски снимаются параллельно оси вращения.
5 ЭСКИЗНАЯ КОМПАНОВКА ПРИВОДА
После определения геометрических размеров открытой передачи и предварительного расчета приводного вала выполним эскизную компоновку привода.
Для этого определим расположение деталей передачи, расстояния между ними и предварительно назначим подшипники.
Взаимное расположение деталей передачи выполнено в соответствии с заданной схемой и представлено на первом листе графической части курсового проекта.
В соответствии с посадочным диаметром приводного вала предварительно назначаем шарикоподшипник радиальный сферический двухрядный средней серии 1311 тип 1000 по ГОСТ 28428-90.
Все элементы привода устанавливаются на сварной раме, состоящей из двух частей (для расположения электродвигателя и редуктора и отдельно для опор приводного вала).
Габаритные размеры всех элементов берем из справочной литературы:
- электродвигатель 4АМ132S6У3 исполнения IM1081 [1, табл. К9]: габаритные размеры 480x302x350 мм, длина выходного конца вата l = 80 мм, расстояния между болтами крепления к раме 140x216 мм, высота от поверхности до оси двигателя h=132 мм;
- редуктор 1ЦУ-160-3,15-21У0 ГОСТ 20373-80 [2. стр. 7]: межосевое расстояние aw =160 мм, габаритные размеры 475x185x335 мм, расстояния между болтами крепления к раме 355x125 мм;
- муфту упругую втулочно-пальцевую МУВП 250-38-1-45-3 ГОСТ 21424-93: диаметр муфты D = 140 мм. Длины полумуфт 80 мм и 85 мм.
Для установки
элементов привода
Сварная рама состоит из базовой конструкции и надстройки.
Базовая конструкция рамы состоит из двух продольно расположенных швеллеров и приваренных к ним 2 поперечно расположенных швеллеров.
Надстройка предназначена для установки второй сборочной единицы привода, опорная поверхность которой оказывается поднятой (в нашем случае это электродвигатель).
6 ПРОВЕРКА ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПОДШИПНИКОВ ПО ДИНАМИЧЕСКОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ
Для определения
долговечности подшипников
Определим расчетное усилие [5, стр. 311]:
S=Sнаб+Sсб , (50)
где Sнаб – натяжение набегающей ветви конвейера;
Sсб – натяжение сбегающей ветви конвейера.
Составим систему уравнений [5, стр. 311]:
;
где с – вспомогательный коэффициент, зависящий от типа конвейера, с=3 [5, стр. 313].
.
Решая систему уравнений получим:
Sсб=576,67 H,
Sнаб=1730 H.
S=1730+576,67=2306,67 H.
Изобразим схему нагружения приводного вала:
Рисунок 5 – Схема нагружения приводного вала.
Определим окружную силу со стороны открытой конической зубчатой передачи [1, стр. 97]:
Н. (51)
Определим радиальную силу на колесе [1, стр. 97]:
Fr4=0,36·Ft4·sinδ3; (52)
Fr4=0,36·2735·sin16,62°=281,62 H.
Определим осевую силу на колесе [1, стр. 97]:
Fa4=0,36·Ft4·cosδ3; (53)
Fa4=0,36·2735·cos16,62°=943,47 H.
Определим горизонтальные реакции в опорах вала. Для этого составим систему уравнений равновесия моментов сил, действующих на вал в горизонтальной плоскости:
∑МА=0: Fr4·a-0,5·Fa4·d4-0,5·S(2·b+c)+
∑MB=0: Fr4(a+b+c+d)-0,5·Fa4·d4-XA(b+
отсюда:
;
Н;
;
Н.
Выполним проверку из условия равновесия сил в горизонтальной плоскости:
∑Fx=0: -Fr4+XA-S+XB=-282+1350-2306+
условие выполняется.
Определим вертикальные реакции в опорах вала. Для этого составим систему уравнений равновесия моментов сил, действующих на вал в вертикальной плоскости:
∑MA=0: Ft4·a-YB(b+c+d)=0;
∑MB=0: Ft4(a+b+c+d)-YA(b+c+d)=0,
отсюда:
Н;
Н.
Выполним проверку из условия равновесия сил в вертикальной плоскости:
∑Fy=0: -Ft4+YA-YB=-2735+3017,46-282,
условие выполняется.
Определим суммарные реакции в опорах:
Н;
Н.
Т.к. опора А наиболее нагружена, то будем проверять подшипник, расположенный в этой опоре и нагруженный радиальной силой R=RA=3305,69 Н.
Подшипник проверяем по условию Сr >Сrр
Для выбранного подшипника серии 1311, динамическая грузоподъемность Cr=51000 Н, статическая грузоподъемность C0r=24000 H [5, табл. 2П.12].
Вычислим отношение:
i·Ra/C0r ,
где i – число рядов тел качения, i=2;
Ra – осевая нагрузка на подшипник, Ra=Fa4=943 Н;
2·943/24000=0,078.
Определяем коэффициент осевой нагрузки Y и коэффициент влияния осевого нагружения [1, по табл. 9.3]:
Y=1,54;
e=0,4.
Вычислим отношение:
Ra/(V·R),
где V – коэффициент вращения, V=1 [1, табл. 9.1];
943/(1·3305,69)=0,285.
Т.к. Ra/(V·R)<е, то определяем эквивалентную нагрузку по формуле [1, табл. 9.1]:
RE=V·R·Кб·Кт , (54)
где Кб – коэффициент безопасности, Кб=1,2 [1, табл. 9.4];
Кт – температурный коэффициент, Кт=1 [1, табл. 9.5];
RE=1·3305,69·1,2·1=3966,83 H.
Определим расчетную динамическую грузоподъемность [1, стр. 128]:
, (55)
где m – показатель степени, m=3 [1, стр. 128];
Н,
условие выполняется.
7 ПРОВЕРКА ПРОЧНОСТИ ШПОНОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Требуемые шпонки выбирают в соответствии с диаметром вала и проверяются на смятие по условию σсм<[σ], [σ]=110 МПа [5, стр. 236].
Для посадки конического колеса принимаем шпонку 3 – 14x9x63 ГОСТ 23360-78.
Найдем напряжения смятия:
; (56)
где h1 – высота шпонки, h1=9 мм;
t1 – глубина шпоночного паза на валу, t1=5,5 мм;
l1 – длина шпонки, l1=63 мм;
b1 – ширина шпонки, b1=14 мм;
МПа,
условие выполняется.
Для посадки ступицы барабана принимаем шпонку 1 – 14x9x100 ГОСТ 23360-78.
Найдем напряжения смятия:
; (57)
где h2 – высота шпонки, h2=14 мм;
t2 – глубина шпоночного паза на валу, t2=9 мм;
l2 – длина шпонки, l2=100 мм;
b2 – ширина шпонки, b2=22 мм;
МПа,
условие выполняется.
8 УТОЧНЕННЫЙ РАСЧЕТ ПРИВОДНОГО ВАЛА
Строим эпюры изгибающих моментов в горизонтальной плоскости:
M1Г=0,5·Fa4·d4=0,5·943·0,266=
M2Г=0,5·Fa4·d4-Fr4·a=125,42-
M4Г=XB·d=1238·0,2745=339,83 H·м;
M3Г=XB·(c+d)-(s/2)·c=1238·(0,
М5Г=0.
Строим эпюры изгибающих моментов в вертикальной плоскости:
М1В=0 H·м;
М2В=-Ft4·a=-2735·0,1135=-310,
М3В=-YB·(d+c)=-282,46·(0,2745+
М4В=-YB·d=-282,46·0,2745=-77,
М5В=0 H·м.
Суммарные изгибающие моменты:
H·м;
H·м;
H·м;
H·м;
H·м.
Крутящий момент:
MК=Т4=363,3 H·м.
Строим эпюры моментов.
Рисунок 6 – Эпюры моментов
Будем рассматривать опасное сечение под ступицей барабана.
Вал проверяем по условию запаса прочности S ≥ [S]. В качестве материала вала выбираем сталь 40Х улучшенную до σв=950 МПа, σт=750 МПа.
Определяем амплитудные напряжения циклов [1,стр. 255]:
; (58)
, (59)
где Wнетто – осевой момент сопротивления [1, табл. 11.1]:
; (60)
мм3;
Wpнетто – полярный момент инерции [1, табл. 11.1]:
; (61)
мм3;
МПа;
МПа.
Определяем коэффициенты концентрации нормальных и касательных напряжений [1, стр. 259]:
; (62)
, (63)
где Kσ и Kτ – эффективные коэффициенты концентрации напряжений, Kσ=1,95; Kτ=1,75 [1, табл. 11.2];
Kd – коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения, Kd=0,67 [1, табл. 11.3];
KF – коэффициент влияния шероховатости, KF=1 [1, табл. 11.4];
;
.
Определим пределы выносливости [1, стр. 259]:
; (64)
, (65)
где σ-1 и τ-1 – пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения, σ-1=410, τ-1=238 [1, табл. 3.2];
МПа;
МПа.
Определяем коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям [1, стр. 259]:
; (66)
. (67)
Определяем общий коэффициент запаса в опасном сечении [1, стр. 259]: