Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 13:10, курсовая работа
Тепловой расчет является первым этапом проектирования, на основе которого определяются мощностные и экономические показатели двигателя, а также намечаются пути их дальнейшего улучшения. Тепловой расчет дает исходные данные для кинематического, динамического расчетов, а также расчетов теплонапряженного состояния основных деталей двигателя.
Основой теплового расчета является условный цикл, промежуточный между идеальным термодинамическим и действительным, осуществляемым в реальном ДВС. При этом учитываются различные потери в рабочем цилиндре, свойства реального рабочего тела и другие отклонения от идеального термодинамического цикла.
ВВЕДЕНИЕ……….…………………………………………………………….4
ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ………………………………………………………6
Тепловой расчет…………………………………………………………….6
Процесс впуска …………..………………………………………………..11
Процесс сжатия…………………………………………………………….15
Процесс сгорания…………………………………………………………..19
Процессы расширения и впуска…………………………………………..25
Индикаторные параметры рабочего цикла………………………………26
Эффективные показатели двигателя……………………………………...28
Построение индикаторной диаграммы…………………………………...30
ТЕПЛОВОЙ БАЛАНС………………………………………………………35
СКОРОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ…………………...40
РАСЧЕТ КИНЕМАТИКИ И ДИНАМИКИ ДВИГАТЕЛЯ……………...46
Кинематика…………………………………………………………………46
Динамика……………………………………………………………………47
Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизма………….48
РАСЧЕТ НА ПРОЧНОСТЬ…………………………………………………53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….56
ПРИЛОЖЕНИЕ А Индикаторная диаграмма…………………………….57
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Внешняя скоростная характеристика двигателя…….58
ПРИЛОЖЕНИЕ В Графики динамического расчета……………………..59
При n = 1000 об/мин
При n = 1280 об/мин
При n = 1920 об/мин
При n = 2560 об/мин
При n=3200 об/мин
При n=3520 об/мин
Часовой расход топлива:
п |
1000 |
1280 |
1920 |
2560 |
3200 |
3520 |
об/мин |
2,33 |
7,21 |
14,99 |
24,5 |
33 |
33,68 |
кг/ч |
Для определения коэффициента наполнения необходимо задаться законом изменения α по частоте вращения.
При выбранном законе изменения αх коэффициент наполнения:
При n = 1000 об/мин
При n = 1280 об/мин
При n = 1920 об/мин
При n = 2560 об/мин
При n=3200 об/мин
При n=3520 об/мин
По скоростной характеристике определяют коэффициент приспособляемости К, представляющий собой отношение максимального крутящего момента Me max к крутящему моменту MeN, при номинальной мощности:
Частота вращения коленчатого вала, мин-1 |
Параметры внешней скоростной характеристики | |||||
Ne, кВт |
ge, г/(кВтч) |
Me, Нм |
GT, кг/ч |
ηV |
α | |
1000 |
8,35 |
277 |
80 |
2,33 |
0,32 |
0,86 |
1280 |
27,3 |
264 |
204 |
7,21 |
0,85 |
0,96 |
1920 |
59,52 |
252 |
296 |
14,99 |
1,17 |
0,96 |
2560 |
92,8 |
264 |
346 |
24,5 |
1,44 |
0,96 |
3200 |
110 |
300 |
328 |
33 |
1,55 |
0,96 |
3520 |
103 |
327 |
297 |
33,68 |
1,47 |
0,98 |
4.1 Кинематика
Выбор λ и длины Lш шатуна. В целях уменьшения высоты двигателя без значительного увеличения инерционных и нормальных сил величина отношения радиуса кривошипа к длине шатуна предварительно была принята в тепловом расчете λ = 0,285. При этих условиях
Перемещение поршня:
(4.2)
Расчет SX производится аналитически через каждые 30 угла поворота коленчатого вала. Для сокращения объема значения в таблице 4 даны
через 30 .
Таблица 5
SX, мм |
Vп, м/с |
j, м/с2 | ||||
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1,29 |
1569,3 |
30 |
0,1703 |
18,5 |
0,6256 |
2,27 |
1,011 |
1229,9 |
60 |
0,6088 |
65,99 |
0,9916 |
3,6 |
0,355 |
431,86 |
90 |
0,786 |
85,2 |
1 |
3,6314 |
-0,29 |
-352,79 |
120 |
1,6088 |
174,4 |
0,7404 |
2,69 |
-0,645 |
-784,65 |
150 |
1,9023 |
206,2 |
0,3744 |
1,36 |
-0,721 |
-877,11 |
180 |
2 |
216,8 |
0 |
0 |
-0,71 |
-863,73 |
210 |
1,9023 |
206,2 |
-0,3744 |
-1,36 |
-0,721 |
-877,11 |
240 |
1,6088 |
174,4 |
-0,7404 |
-2,69 |
-0,645 |
-784,65 |
270 |
0,786 |
85,2 |
-1 |
-3,6314 |
-0,29 |
-352,79051 |
300 |
0,6088 |
65,99 |
-0,9916 |
-3,6 |
0,355 |
431,86 |
330 |
0,1703 |
18,5 |
-0,6256 |
-2,27 |
1,011 |
1229,9 |
360 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1,29 |
1569,3 |
Угловая скорость вращения коленчатого вала:
(4.3)
Скорость поршня:
(4.4)
Ускорение поршня:
(4.5)
4.2 Динамика
Силы давления газов. Индикаторную диаграмму, полученную в тепловом расчете, развертывают по углу поворота кривошипа по методу Брикса.
Поправка Брикса: d
, (4.6)
где – масштаб хода поршня на индикаторной диаграмме.
Масштабы развернутой диаграммы: давлений и удельных сил ; полных сил , угла поворота кривошипа , или
, (4.7)
где OB – длина развернутой индикаторной диаграммы, мм
∆pг, МПа |
j, м/с2 |
pj, МПа |
p, МПа |
tgβ |
pN, МПа |
pS, МПа |
pK, МПа |
pT, МПа |
T, кН |
Mкр.ц, Нм | ||||
0 |
0,085 |
1569 |
-221,5 |
-2,7 |
0,000 |
1,000 |
-2,73 |
+1 |
-2,74 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-2,7 |
30 |
0,1 |
1230 |
-173,6 |
-2,185 |
-0,3 |
1,010 |
-2,14 |
+0,794 |
-1,68 |
+0,625 |
-1,33 |
-8,46 |
-380,7 |
-2,185 |
60 |
0,1 |
431,8 |
-60,96 |
-0,765 |
-0,17 |
1,031 |
-0,71 |
+0,281 |
-0,19 |
+0,993 |
-0,685 |
-4,36 |
-196,2 |
-0,765 |
90 |
0,1 |
-353 |
49,79 |
0,607 |
+0,2 |
1,043 |
+0,76 |
-0,295 |
-0,22 |
+1 |
+0,73 |
+4,64 |
+208,8 |
+0,607 |
120 |
0,1 |
-785 |
110,77 |
1,387 |
+0,38 |
1,031 |
+1,55 |
-0,719 |
-1,08 |
+0,740 |
+1,11 |
+7,06 |
+317,7 |
+1,387 |
150 |
0,1 |
-877 |
123,84 |
1,564 |
+0,24 |
1,010 |
+1,72 |
-0,938 |
-1,6 |
+0,376 |
+0,64 |
+4,07 |
+183,15 |
+1,564 |
180 |
0,1 |
-864 |
121,94 |
1,545 |
0,000 |
1,000 |
+1,67 |
-1 |
-1,67 |
0 |
0 |
0 |
0 |
+1,545 |
210 |
0,1 |
-877 |
123,99 |
1,564 |
-0,24 |
1,010 |
+1,72 |
-0,938 |
-1,6 |
-0,376 |
-0,64 |
-4,07 |
-183,53 |
+1,564 |
240 |
0,1 |
-785 |
110,7 |
1,387 |
-0,36 |
1,031 |
+1,55 |
-0,719 |
-1,08 |
-0,740 |
-1,19 |
-7,57 |
-340,65 |
+1,387 |
270 |
0,2 |
-353 |
49,798 |
1,542 |
-0,21 |
1,043 |
+0,87 |
-0,295 |
-0,24 |
-1 |
-0,83 |
-5,28 |
-237,6 |
+1,542 |
300 |
0,35 |
431,8 |
-60,9 |
1,22 |
-0,11 |
1,031 |
-0,45 |
+0,281 |
-0,12 |
-0,993 |
0,437 |
2,78 |
+125,1 |
+1,22 |
330 |
0,8 |
1230 |
-173,6 |
-1,22 |
-0,18 |
1,010 |
-1,23 |
+0,794 |
-0,97 |
-0,625 |
0,76 |
4,38 |
+217,4 |
-1,22 |
360 |
1,5 |
1569 |
-221,5 |
-1,33 |
0,000 |
1,000 |
-1,33 |
+1 |
-1,33 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-1,33 |
370 |
4,75 |
1460 |
-206,1 |
2 |
+0,1 |
1,001 |
+2,002 |
+0,976 |
+1,95 |
+0,222 |
+0,44 |
+2,8 |
+126 |
2 |
390 |
3,8 |
1230 |
-173,6 |
1,58 |
+0,23 |
1,010 |
+1,6 |
+0,794 |
+1,25 |
+0,625 |
+0,99 |
+6,3 |
+283,5 |
1,58 |
420 |
1,75 |
431,8 |
-60,96 |
1,38 |
+0,35 |
1,031 |
+1,42 |
+0,281 |
+0,39 |
+0,993 |
+1,37 |
+8,7 |
+391,4 |
1,38 |
450 |
1,05 |
-353 |
49,798 |
1,68 |
+0,5 |
1,043 |
+1,75 |
-0,295 |
-0,5 |
+1 |
+1,68 |
10,7 |
+481,5 |
1,68 |
480 |
0,75 |
-785 |
110,77 |
2,15 |
+0,54 |
1,031 |
+2,22 |
-0,719 |
-1,55 |
+0,740 |
+1,59 |
10,1 |
+457,5 |
2,15 |
510 |
0,5 |
-877 |
123,83 |
2,1 |
0,3 |
1,010 |
+2,12 |
-0,938 |
-1,97 |
+0,376 |
+0,79 |
5,02 |
+226 |
2,1 |
540 |
0,2 |
-864 |
121,94 |
1,77 |
0,000 |
1,000 |
+1,77 |
-1 |
-1,77 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1,77 |
570 |
0,1 |
-877 |
123,83 |
1,7 |
-0,24 |
1,010 |
+1,72 |
-0,938 |
-1,6 |
-0,376 |
-0,64 |
-4,07 |
-183,2 |
+1,7 |
600 |
0,1 |
-785 |
110,77 |
1,5 |
-0,38 |
1,031 |
+1,55 |
-0,719 |
-1,08 |
-0,740 |
-1,11 |
-7,06 |
-317,7 |
+1,5 |
630 |
0,1 |
-353 |
49,798 |
0,73 |
-0,22 |
1,043 |
+0,76 |
-0,295 |
-0,22 |
-1 |
-0,73 |
-4,64 |
-208,8 |
+0,73 |
660 |
0,1 |
431,8 |
-60,96 |
-0,69 |
+0,17 |
1,031 |
-0,71 |
+0,281 |
-0,19 |
-0,993 |
-0,685 |
+4,36 |
+196,3 |
-0,69 |
690 |
0,1 |
1230 |
-173,6 |
-2,12 |
+0,3 |
1,010 |
-2,14 |
+0,794 |
-1,68 |
-0,625 |
-1,33 |
+8,46 |
+380,7 |
-2,12 |
720 |
0,1 |
1569 |
-221,5 |
-2,73 |
0,000 |
1,000 |
-2,73 |
+1 |
-2,73 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-2,73 |
По развернутой диаграмме через каждые 30 угла поворота кривошипа
определяют значения ∆pг и заносят в гр. 2 свободной таблицы 6
Таблица 6
4.3 Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизма.
С учетом диаметра цилиндра, отношения S/D, рядного расположения цилиндров и достаточно высокого pz значения устанавливаются:
Масса поршневой группы (для поршня из алюминиевого сплава принято):
(4.8)
Масса шатуна (для стального ковального шатуна принято):
(4.9)
Масса неуравновешенных частей одного колена вала без противовесов (для литого чугунного вала принято):
(4.10)
Масса шатуна, сосредоточенная на оси поршневого пальца:
(4.11)
Масса шатуна, сосредоточенная на оси кривошипа:
(4.12)
Массы, совершающие
возвратно-поступательно
(4.13)
Массы, совершающие
возвратно-поступательно
(4.14)
Удельные и полные силы инерции. Из таблицы 4 переносят значения j в гр. 3 таблицы 5 и определяют значения удельной силы инерции возвратно-поступательно движущихся масс (гр. 4):
(4.15)
Центробежная сила инерции вращающихся масс:
(4.16)
Центробежная сила инерции вращающихся масс шатуна:
(4.17)
Центробежная сила инерции вращающихся масс кривошипа:
(4.18)
Удельные суммарные силы. Удельная сила (МПа), сосредоточенная на оси поршневого пальца (гр. 5):
Удельная нормальная сила (МПа) . Значения определяются для λ = 0,285 и заносят в гр. 6, а значения pN в гр. 7.
Удельная сила (МПа), действующая вдоль шатуна (гр. 9):
.
Удельная сила (МПа), действующая по радиусу кривошипа (гр. 11):
Удельная (гр. 13) и полная (гр. 14) тангенциальные силы (МПа и кН):
и
По данным таблицы 5 строят графики изменения удельных сил pj, p, pS, pN, pK и pT в зависимости от изменения угла поворота коленчатого вала φ.
Среднее значение тангенциальной силы за цикл:
По данным теплового расчета:
(4.24)
Крутящие моменты. Крутящий момент одного цилиндра (гр. 15):
(4.25)
Период изменения
крутящего момента
Суммирование значений крутящих моментов всех восьми цилиндров двигателя осуществляется табличным методом (таблица 6) через каждые 30 угла поворота коленчатого вала и по полученным данным строится кривая Мкр в масштабе ММ= 10 Нм в мм.
Таблица 7
φ |
Цилиндры |
Мкр, Нм | |||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 | ||||||||||||||
φ |
Мкр.ц, Нм |
φ |
Мкр.ц, Нм |
φ |
Мкр.ц, Нм |
φ |
Мкр.ц, Нм | ||||||||||
0 |
0 |
0 |
180 |
0 |
360 |
0 |
540 |
0 |
0 | ||||||||
30 |
30 |
-380,7 |
210 |
-183,5 |
390 |
283,8 |
570 |
-183,2 |
-464 | ||||||||
60 |
60 |
-196,2 |
240 |
-340,65 |
420 |
391,5 |
600 |
-317,7 |
-459,5 | ||||||||
90 |
90 |
208,8 |
270 |
-237,6 |
450 |
481,5 |
630 |
-208,8 |
243,9 | ||||||||
120 |
120 |
317,7 |
300 |
125,1 |
480 |
454,5 |
660 |
196,2 |
+1093,5 | ||||||||
150 |
150 |
183,15 |
330 |
217,35 |
510 |
226 |
690 |
196,2 |
957 | ||||||||
180 |
180 |
0 |
360 |
0 |
540 |
0 |
720 |
0 |
0 | ||||||||
Цилиндры |
Мкр, Нм | ||||||||||||||||
5 |
6 |
7 |
8 | ||||||||||||||
φ |
Мкр.ц, Нм |
φ |
Мкр.ц, Нм |
φ |
Мкр.ц, Нм |
φ |
Мкр.ц, Нм | ||||||||||
0 |
0 |
180 |
0 |
360 |
0 |
540 |
0 |
0 | |||||||||
30 |
-380,7 |
210 |
-183,5 |
390 |
283,8 |
570 |
-183,2 |
-464 | |||||||||
60 |
-196,2 |
240 |
-340,65 |
420 |
391,5 |
600 |
-317,7 |
-459,5 | |||||||||
90 |
208,8 |
270 |
-237,6 |
450 |
481,5 |
630 |
-208,8 |
243,9 | |||||||||
120 |
317,7 |
300 |
125,1 |
480 |
454,5 |
660 |
196,2 |
+1093,5 | |||||||||
150 |
183,15 |
330 |
217,35 |
510 |
226 |
690 |
196,2 |
957 | |||||||||
180 |
0 |
360 |
0 |
540 |
0 |
720 |
0 |
0 |
Информация о работе Расчет автомобильного двигателя (ЗИЛ-130 V8)