Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 13:10, курсовая работа
Тепловой расчет является первым этапом проектирования, на основе которого определяются мощностные и экономические показатели двигателя, а также намечаются пути их дальнейшего улучшения. Тепловой расчет дает исходные данные для кинематического, динамического расчетов, а также расчетов теплонапряженного состояния основных деталей двигателя.
Основой теплового расчета является условный цикл, промежуточный между идеальным термодинамическим и действительным, осуществляемым в реальном ДВС. При этом учитываются различные потери в рабочем цилиндре, свойства реального рабочего тела и другие отклонения от идеального термодинамического цикла.
ВВЕДЕНИЕ……….…………………………………………………………….4
ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ………………………………………………………6
Тепловой расчет…………………………………………………………….6
Процесс впуска …………..………………………………………………..11
Процесс сжатия…………………………………………………………….15
Процесс сгорания…………………………………………………………..19
Процессы расширения и впуска…………………………………………..25
Индикаторные параметры рабочего цикла………………………………26
Эффективные показатели двигателя……………………………………...28
Построение индикаторной диаграммы…………………………………...30
ТЕПЛОВОЙ БАЛАНС………………………………………………………35
СКОРОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ…………………...40
РАСЧЕТ КИНЕМАТИКИ И ДИНАМИКИ ДВИГАТЕЛЯ……………...46
Кинематика…………………………………………………………………46
Динамика……………………………………………………………………47
Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизма………….48
РАСЧЕТ НА ПРОЧНОСТЬ…………………………………………………53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….56
ПРИЛОЖЕНИЕ А Индикаторная диаграмма…………………………….57
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Внешняя скоростная характеристика двигателя…….58
ПРИЛОЖЕНИЕ В Графики динамического расчета……………………..59
Литровая мощность двигателя:
(1.54)
1.8 Построение индикаторной диаграммы.
Индикаторную диаграмму строят для номинального режима работы двигателя, т.е. при n = 3200 об/мин и кВт
Масштабы диаграммы: масштаб хода поршня Ms = 1 мм в мм; масштаб давлений Mp = 0,05 МПа в мм.
Приведенные величины, соответствующие рабочему объему цилиндра и объему камеры сгорания:
AB = S/Ms = 95/1 = 95 мм
OA = AB/(ε-1) = 95/(8,1-1) = 13,4 мм
Максимальная высота диаграммы (точка z):
(1.55)
Ординаты характерных точек:
(1.56)
(1.57)
(1.58)
(1.60)
Построение политроп сжатия и расширения аналитическим методом:
а) политропа сжатия . Отсюда:
, (1.61)
где ;
б) политропа расширения . Отсюда:
(1.62)
Результаты расчета точек политроп приведены в табл. 1. Расчетные точки политроп показаны на рисунке (см. приложение) только для наглядности. При выполнении практических расчетов на диаграмме их не показывают.
Теоретическое среднее индикаторное давление:
Таблица 1
№ точек |
OX, мм |
OB/OX |
Политропа сжатия |
Политропа расширения | ||||
Px/Mp, мм |
Px, МПа |
Px/Mp, мм |
Px, МПа | |||||
1 |
13,4 |
8,1 |
17,9 |
30,4 |
1,52 (точка c) |
13,7 |
133 |
6,7 (точка z) |
2 |
24 |
4,5 |
7,9 |
13,5 |
0,68 |
6,6 |
64,2 |
3,2 |
3 |
34,6 |
3,1 |
4,8 |
8,1 |
0,40 |
4,1 |
40,3 |
2,02 |
4 |
45,2 |
2,4 |
3,3 |
5,7 |
0,28 |
3 |
29,3 |
1,46 |
5 |
55,8 |
1,9 |
2,4 |
4,1 |
0,21 |
2,2 |
21,9 |
1,09 |
6 |
66,4 |
1,6 |
1,9 |
3,3 |
0,16 |
1,8 |
17,6 |
0,88 |
7 |
77 |
1,4 |
1,6 |
2,7 |
0,14 |
1,5 |
14,9 |
0,75 |
8 |
87,6 |
1,2 |
1,3 |
2,2 |
0,11 |
1,3 |
12,3 |
0,62 |
9 |
98,2 |
1,1 |
1,1 |
1,9 |
0,1 |
1,1 |
11 |
0,55 |
10 |
108,4 |
1 |
1 |
1,7 |
0,09 (точка а) |
1 |
9,8 |
0,49 (точка b) |
Скругление индикаторной диаграммы осуществляется на основании следующих соображений и расчетов. Так как рассчитываемый двигатель достаточно быстроходный, то фазы газораспределения необходимо устанавливать с учетом получения хорошей очистки цилиндра от отработавших газов и обеспечения дозарядки в пределах, принятых в расчете. В связи с этим начало открытия впускного клапана (точка r’) устанавливается
за 18 до прихода поршня в ВМТ, а закрытие (точка a’’) – через 60 после прохода поршнем НМТ; начало открытия выпускного клапана (точка b’) принимается за 55 до прихода поршня в НМТ, а закрытие (точка a’) – через 25 после прохода поршнем ВМТ. Учитывая быстроходность двигателя, угол опережения зажигания θ принимается равным 35 , а продолжительность периода задержки воспламенения ∆φ1 = 5 .
В соответствии с принятыми фазами газораспределения и углом опережения зажигания определяют положение точек r’, a’, a’’, с’, f и b’ по формуле :
где λ – отношение радиуса кривошипа к длине шатуна.
Выбор величины λ производится при проведении динамического расчета, а при построении индикаторной диаграммы предварительно принимается λ = 0,285.
Расчеты ординат точек r’, a’, a’’, с’, f и b’ сведены в таблицу 2.
Таблица 2
Обозначение точек |
Положение точек |
φ |
|
Расстояние точек от ВМТ (AX), мм |
r’ |
25 |
25 |
0,0113 |
0,54 |
a’ |
30 |
30 |
0,9849 |
46,78 |
a’’ |
70 |
110 |
1,9993 |
94,97 |
с’ |
40 |
40 |
1,7461 |
82,94 |
f |
33 |
33 |
1,1558 |
54,9 |
b’ |
60 |
120 |
0,2339 |
11,11 |
Положение точки c’’ определяется из выражения:
(1.64)
(1.65)
Действительное давление сгорания:
(1.66)
(1.67)
Соединяя плавными кривыми точки r c a’, с’ c c’’ и далее с zд и кривой
расширения, b’ с b’’ (точка b’’ располагается обычно между точками b и a) и линией выпуска b’’r’r, получим скругленную действительную индикаторную диаграмму ra’ac’fc’’zдb’b’’r.
2. Тепловой баланс двигателя
Общее количество теплоты, введенной в двигатель с топливом:
; (2.1)
п |
1000 |
1280 |
1920 |
2560 |
3200 |
3520 |
об/мин |
9,4 |
12,1 |
17,2 |
24,5 |
25 |
25,8 |
кг/ч | |
114706,32 |
147653,88 |
209888,16 |
298968,6 |
342070 |
384832,2 |
Дж/с |
Теплота, эквивалентная эффективной работе за 1 с:
, (2.2)
n |
1000 |
1280 |
1920 |
2560 |
3200 |
3520 |
об/мин |
44000 |
56320 |
126720 |
168960 |
201600 |
249760 |
Дж/с |
Теплота, передаваемая охлаждающей среде:
, (2.3)
где с = 0,45 ÷ 0,53 – коэффициент пропорциональности для четырехтактных двигателей. В расчете принято с = 0,45; i – число цилиндров; D – диаметр цилиндра, см; m = 0,51 ÷ 0,61 – показатель степени для четырехтактных двигателей.
п |
1000 |
1280 |
1920 |
2560 |
3200 |
3520 |
об/мин |
7596,76 |
9073,312 |
11157,641 |
12920,8516 |
14478,223 |
15333,5 |
Дж/с |
Теплота, унесенная с отработавшими газами:
(2.4)
При n = 1000 об/мин
При n = 1280 об/мин
При n = 1920 об/мин
При n = 2560 об/мин
При n=3200 об/мин
При n=3520 об/мин
Теплота, потерянная из-за химической неполноты сгорания топлива:
При n = 1000 об/мин
При n = 1280, 1920, 2560, 3200 ∆Hи=2475 → об/мин
При n = 1280 об/мин = 8318,8
При n =1920 об/мин = 11825
При n = 2560 об/мин = 16843,8
При n = 3200 об/мин = 17187,5
При n = 3520 об/мин
Неучтенные потери теплоты:
(2.6)
При n = 1000 об/мин
При n = 1280 об/мин
При n = 1920 об/мин
При n = 2560 об/мин
При n=3200 об/мин
При n=3520 об/мин
Составляющие теплового
Таблица 3
Составляющие теплового баланса |
Частота вращения двигателя об/мин | |||||||||||
1000 |
1280 |
1920 |
2560 |
3200 |
3520 | |||||||
Q, Дж/с |
q, % |
Q, Дж/с |
q, % |
Q, Дж/с |
q, % |
Q, Дж/с |
q, % |
Q, Дж/с |
q, % |
Q, Дж/с |
q, % | |
Теплота, эквивалентная эффективной работе |
7596,76 |
6,622791142 |
9073,312 |
6,14498718 |
11157,641 |
5,31599353 |
12920,8516 |
4,32180891 |
14478,223 |
4,23253223 |
15333,5 |
3,98446388 |
Теплота, передаваемая охлаждающей среде |
44000 |
38,35882801 |
56320 |
38,1432577 |
126720 |
60,3750111 |
168960 |
56,5142962 |
201600 |
58,9353056 |
249760 |
64,901014 |
Теплота, унесенная с отработавшими газами |
26567,9 |
23,1616706 |
38712 |
26,2180716 |
59061,557 |
28,1395373 |
85995,4 |
28,764024 |
88831,98 |
25,9689479 |
94312,99 |
24,507562 |
Теплота, потерянная из-за химической неполноты сгорания топлива |
22625,3 |
19,72454526 |
8318,8 |
5,63398673 |
11825 |
5,63395286 |
16843,75 |
5,63395286 |
17187,5 |
5,02455638 |
8872,333 |
2,30550692 |
Неучтенные потери теплоты |
13916,34 |
12,13214756 |
35230,15 |
23,8599555 |
1123,96233 |
0,53550535 |
14248,5944 |
4,76591669 |
19972,2992 |
5,83865852 |
16553,409 |
4,30146153 |
Общее количество теплоты, введенной в двигатель с топливом |
114706,32 |
100 |
147653,88 |
100 |
209888,16 |
100 |
298968,6 |
100 |
342070 |
100 |
384832,2 |
100 |
3 СКОРОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ
При построении внешних с коростных характеристик вновь проектируемых двигателей иногда используют результаты теплового расчета, проведенного для нескольких режимов работы двигателя с полной нагрузкой. Однако этот метод расчета дает надежные результаты только при наличии достаточно полных экспериментальных данных по целому ряду параметров работы двигателей на частичных скоростных режимах.
Построение кривых скоростных характеристик ведется в интервале от nmin до nmax.
Расчетные точки кривой эффективной мощности определяются по следующей эмпирической зависимости:
При n = 1000 об/мин
При n = 1280 об/мин
При n = 1920 об/мин
При n = 2560 об/мин
При n=3200 об/мин
При n=3520 об/мин
По рассчитанным точкам в масштабе MN строят кривую эффективной мощности.
Точки кривой эффективного крутящего момента (Нм) определяют по формуле:
п |
1000 |
1280 |
1920 |
2560 |
3200 |
3520 |
об/мин |
80 |
204 |
296 |
346 |
328 |
297 |
Кривая крутящего момента, построенная в масштабе MM, выражает также изменение среднего эффективного давления, но в масштабе Mp:
(3.3)
Величину среднего эффективного давления pex для рассчитываемых точек можно определить по кривой или из выражения:
При n = 1000 об/мин
При n = 1280 об/мин
При n = 1920 об/мин
При n = 2560 об/мин
При n=3200 об/мин
При n=3520 об/мин
Кривая среднего индикаторного давления, построенная в масштабе Mp, выражает также изменение индикаторного крутящего момента, но в масштабе MM (Н•м/мм):
(3.5)
Удельный эффективный расход топлива в искомой точке скоростной характеристики:
,
где - удельный эффективный расход топлива при номинальной мощности.
Информация о работе Расчет автомобильного двигателя (ЗИЛ-130 V8)