Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 17:27, курсовая работа
В технологическом разделе определено:
скорректированная периодичность ТО-1 и ТО-2 автомобилей марки ЛиАЗ 5256 составила 3600 и 14400 км соответственно;
годовой объем работ по ЕО, ТО-1, ТО-2 и ТР составил 17000, 4960,6350 чел·ч и 25739 чел·ч на 1000 км соответственно;
необходимое количество постов ЕО, ТО-1, ТО-2 и ТР составило 1, 4, 5 и 4 соответственно;
необходимые производственные площади для зон ЕО, ТО-1, ТО-2 и ТР составили 720, 840, 960 и 960 м2 соответственно.
2 В конструкторском разделе был описан принцип работы и устройство разработанной конструкции приспособления для выпрессовки внутреннего кольца подшипника. Проведенные расчеты показали, что спроектированное приспособление работоспособно.
3 В разделе охраны труда и окружающей среды были рассмотрены опасные и вредные производственные факторы и методы их устранения, действующие на рабочих в зонах ЕО, ТО, малярных работ и ТР, шиномонтажном и вулканизационном, сварочном, электротехническом и топливном участках.
Введение
1 Расчет производственной программы и объема работ……………………….7
Выбор исходных данных………………………………………………7
Расчет производственной программы по ТО…………………………8
Расчет годового объема работ и численности рабочих…………….17
2 Технологический расчет производственных зон, участков и складов……..24
2.1 Расчет постов и поточных линий…………………………………….24
2.2 Определение потребности в технологическом оборудовании...…..30
2.3 Расчет площадей помещений…...…………………………………....31
3 Технологическая планировка производственных зон и участков ………....35
3.1 Зоны ТО и ТР …………………………………………………………35
3.2 Производственные участки ………………………………………….39
3.3 Зоны хранения (стоянки) автомобилей ……………………………..42
4 Конструкторский раздел ………...…………………………………………...46
4.1 Назначение, устройство, принцип действия приспособления …….46
4.2 Достоинства и недостатки приспособления, сравнительный анализ с конструкциями аналогов ………………………………………………..48
4.3 Расчет геометрических параметров элементов съемного приспособления …………………………………………………………………………… 48
5 Охрана труда и окружающей среды ……………………………………...….53
Заключение ………………………………………………….…………….61
Список использованных источников…………………………………….62
Приложение
Прямоточная расстановка имеет преимущества перед косоугольной не только в отношении экономичности, но и в отношении универсальности заезда (как передним, так и задним ходом).
В рамках выполняемого курсового проекта, спроектирована одноэтажная, крытая зона хранения автобусов, с прямоточной схемой их расстановки.
Площадь стоянки, выбирается в зависимости от габаритных размеров, числа автобусов и коэффициента плотности расстановки автомобиле-мест хранения, корректируется в зависимости от стандартной сетки колонн. В данном курсовом проекте, выбрана сетка колонн 12´24, с учетом этого, площадь зоны хранения отличается от рассчитанной ранее (формула 49) и составляет:
Fcт = 72 × 120 = 9720 м2.
Корпус стоянки представлен
на листе КП.206804.190601.65-17.
4 Конструкторский раздел
Разборочные работы составляют значительную часть общего объема работ по ремонту автомобилей, поэтому механизация разборки для обеспечения сохранности деталей, повышения чистоты и общей культуры производства на разборочных участках является весьма важной задачей.
Большой трудоемкостью отличаются операции разборки соединений с натягом, которые составляют немалую часть трудовых затрат на разборку.
Механизация и правильное
выполнение этих операций
Задний роликовый конический подшипник ведущей шестерни является наиболее нагруженным – на него приходится основная нагрузка от зацепления. Кроме того, в зацеплении меняется направление сил, действующих вдоль оси ведущей шестерни. Происходит это не только при смене направления движения, но и при переключении передач.
Внутреннее кольцо заднего подшипника в сборе с роликами и сепаратором напрессовано на ведущую шестерню с натягом 0,008 – 0,035 мм. В соединении может быть натяг до 0,06 мм или зазор до 0,023 мм, предельный зазор установлен до 0,025 мм.
Необходимость замены подшипника возникает в случае, если: сепаратор не удерживает ролики на внутреннем кольце; внутреннее кольцо спадает с хвостовика; на дорожке качения появился питтинг или началось аварийное разрушение поверхности; началось разрушение рабочей поверхности хотя бы одного ролика.
Главное при снятии подшипников – не повредить посадочные места.
На автобусах марки ЛиАЗ 5256, для выпрессовки
заднего подшипника ведущей шестерни
редуктора заднего моста применяют специализированное
съемное приспособление, винтового типа
с механическим приводом. Сборочный чертеж
приспособления представлен на листе
КП.2068046.190601.65-17.ДО.12.
Устройство данного приспособления представлено на рисунке 5.
1 – тяга (2 шт.); 2 – вкладыш (2 шт.); 3 – обойма; 4 – торцевой винт (2 шт.); 5 – траверса; 6 – винт.
Рисунок 5 – Приспособление для выпрессовки внутреннего кольца подшипника ведущей шестерни заднего моста ЛиАЗ 5256
Принцип действия съемника и порядок его сборки проще проследить, обратившись к рисунку 5. В щель между шестерней и внутренним кольцом подшипника, образованную регулировочным кольцом, устанавливаются вкладыши 2. Со стороны зубчатого венца на вкладыши надевается обойма 3. В обойму вставляются тяги 1, которые соединяются между собой траверсой 5 и торцевыми винтами 4. Выпрессовка производится при вращении винта 6 (по часовой стрелке).
4.2 Достоинства и недостатки приспособления, сравнительный анализ с конструкциями аналогов
Среди аналогичных съемников, встречаются конструкции, отличные от рассматриваемой, только типом привода (гидравлический и пневматический приводы). В отличии от механического привода, они являются более производительными, развивают большие усилия, являются более технологичными. Хотя и есть ряд отрицательных качеств, к которым можно отнести:
4.3 Расчет геометрических параметров элементов съемного приспособления
Расчет усилия запрессовки и выпрессовки подшипника
Усилие запрессовки подшипника зависит от целого ряда условий: материала, из которого сделаны детали, наличие смазки на поверхностях запрессованных деталей, частоты обработки сопрягаемых деталей и т.д.
Что бы иметь представление о величине наибольшего усилия запрессовки можно воспользоваться формулой:
,
где fз – коэффициент трения при запрессовке, значение которого изменяется в широких приделах в зависимости от материала деталей, чистоты поверхности сопрягаемых деталей, смазки и т.д. Для ориентировочных подсчетов при запрессовки стальных деталей его можно считать равным 0,1,
d – номинальный диаметр охватываемой детали, м,
L – длина запрессовки, м,
p – удельное давление на поверхности контакта, Н.
Удельное давление р можно рассчитать по формуле:
,
где δ – расчетный натяг (для данной посадки δ = 50 мкм),
d – номинальный диаметр охватываемой детали (d = 0,6 м),
E1, E2 – модули упругости материала охватываемой и охватывающей детали, равные для стали 2,1 ×1011 Н/м2,
С1, С2 – коэффициенты.
Значение коэффициентов С1, С2 рассчитываются по формулам:
,
,
где d1 – диаметр внутреннего отверстия вала (в данном случае d1 = 0),
d – внутренний диаметр подшипника, мм,
D – наружний диаметр подшипника, мм,
μ1, μ2 – коэффициенты Пуассона, равные для стали – 0,3.
,
,
,
.
Усилие распрессовки. Во время работы машин в их неподвижных соединениях происходят процессы (окисление метала, старение масла и т.д.), которые в значительной степени затрудняют последующее их разъединение.
Работами, проведенными в НИИАТ (Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта) под руководством З.С. Колясинского, установлено, что усилие, необходимое для выпрессовки деталей, больше усилия запрессовки на 10 – 15% .
Усилие выпрессовки найдем из соотношения:
,Н
Н.
Разработка съемника заднего подшипника 7312А
ведущей шестерни главной передачи автобуса ЛиАЗ 5256
Силовой и прочностной расчет элементов съемника
Исходные данные, согласно руководству по эксплуатации:
Рисунок 6 – Схема демонтажа подшипника
Диаметр винта d ориентировочно определяют из расчета на сжатие по пониженному на 30% допускаемому напряжению:
,
[ сж]= [ ] /n,
где n = 2,5…3 – коэффициент запаса прочности,
[ ] = 180…200 Н/м .
.
Принимаем диаметр резьбы с запасом .
Расчет высоты гайки производится по формуле:
,
.
Исходя из конструктивных соображений эта величина получается равной 32 мм
Длину винта подбираем при компоновке съемника при условии свободного выхода подшипника с вала.
Площадь поперечного сечения рычага из стали 45 с термообработкой при твердости НВ 192…240 и механическими свойствами σсж = 80 МПа, при количестве рычагов – 2 штуки, мм2.
, (58)
.
Принимаем для рассчитываемого механизма лист толщиной b = 13 мм, тогда h = 513/13 = 40 мм.
Геометрический параметры элементов съемного приспособления по условиям силового и прочностного расчета обеспечивают выпрессовку подшипника 7312А ведущей шестерни главной передачи автобуса ЛиАЗ 5256.
5 Охрана труда и окружающей среды
Таблица 8 – Опасные и вредные производственные факторы
№ п/п |
Зона/ участок |
ОВПФ |
Меры устранения |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
ЕО |
Наезды транспортных средств на работников |
Перед въездом в помещение механизированной мойки должна быть оборудована световая сигнализация, сообщающая, что разрешается въезд автомобилей на пост; При работе механизированной мойки запрещается находиться на пути движения автомобилей. |
Шум |
Применение звукоизолирующих и звукопоглощающих материалов при обработке стен помещений, проектирование отдельных изолированных зон расположения оборудования. | ||
Наличие в воздухе рабочей зоны вредных веществ. |
Применение СИЗ органов дыхания, слизистой оболочки, глаз. Использование активной вытяжной вентиляции | ||
Повышенная относительная влажность воздуха |
Рабочее место машиниста
моечных машин при | ||
Поражение электрическим током
|
Пост открытой шланговой (ручной) мойки должен размещаться в зоне, изолированной от открытых токоведущих | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
проводников и оборудования,
которые находятся под напряжен | |||
Брызги и испарение |
Применение влагоотталкивающих материалов в отделке помещений, Разделение зон навесными водопроницаемыми шторами. Применение защитных влагостойких комбинезонов | ||
2 |
ТО и ТР |
Падение вывешенных частей транспортных средств, при обслуживании и ремонте подвески, колес, мостов и т.д. Падение деталей, узлов, агрегатов, инструмента |
При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, пневматическом, электромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью "Подъемник не включать - работают люди!" Плунжер гидравлического, пневматического подъемника в рабочем (поднятом) положении должен надежно фиксироваться упором (штангой), гарантирующей невозможность самопроизвольного опускания подъемника. |
Падение работающих на поверхности, с высоты (буфера, лестницы, эстакады, площадок), в осмотровую канаву |
Соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ на высоте | ||
Наезды автомобилей: вследствие самопро- |
Въезд (выезд) в помещения и постановка автомобилей осуществлять с разрешени- | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
извольного движения, при запуске двигателя, въезде (выезде) в зону ремонта, движении на осмотровой канаве и конвейере |
ем и под руководством ответственного лица - мастера (начальника участка). Перемещение транспортных средств с поста на пост осуществлять после подачи сигнала (звукового, светового). После постановки автомобиля обязательно остановить двигатель, установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом, а под колесо с обеих сторон подложить упорные колодки. На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью "Двигатель не запускать - работают люди!" | ||
Термические факторы (пожары при сливе ГСМ с автомобилей, мойке ими деталей, узлов, агрегатов, хранении и оставлении их на рабочих местах) |
Соблюдение правил пожарной безопасности при выполнении тех или иных видов работ с горюче-смазочными материалами | ||
Наличие в воздухе рабочей зоны вредных веществ (акролеина, углерода оксида, углеводородов |
Отведение отработавших газов из зон выполнения работ посредствам вытяжной вентиляции, использование каналов отведения отработавших газов от выхлопной трубы на улицу | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
алифатических предельных и т.п.); |
|||
Пониженная температура воздуха в холодный период года; |
Применение тепловых пушек на въездах (выездах), Использование тепловых завесов, организация отопления с осмотровых канавах | ||
Недостаточная освещенность |
Применение устройств дополнительного освещения, окраска стен белой светоотражающей краской, улучшение общих условий искусственного освещения | ||
3 |
Аккумуляторный участок |
Термические факторы (взрывы при зарядке батарей; ожоги кислотой, электролитом, расплавленным свинцом) |
Соблюдение правил техники безопасности по хранению, переносу, переливанию кислот. Использование СИЗ: перчатки, фартук. Соблюдение правил пожарной безопасности (не допускать в зону зарядки очагов открытого пламени и сильнонагретых предметов) |
Наличие в воздухе рабочей зоны вредных веществ (паров кислот, аэрозоля свинца) |
Приточно-вытяжная вентиляция зарядной должна включаться перед началом зарядки батарей и отключаться после полного удаления газов, но не раньше чем через 1,5 часа после окончания зарядки. Вентиляция зарядного отделения блокируется с зарядным устройством; зарядный ток не подается к аккумуляторным батареям при неработающей вентиляции.
| ||
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Шиномонтажный, вулканизационный участки |
Разрыв покрышки при накачивании шины |
Накачку шин производить не превышая давления, установленного инструкцией. |
Вылет замочного кольца при накачивании или подкачивании шины; |
Накачка и подкачка снятых шин в условиях предприятия должны выполняться предохранительных клетях | ||
Термические факторы (пожары, взрывы вулканизационных аппаратов, ожоги рук); |
При работе на вулканизационном аппарате необходимо постоянно наблюдать за уровнем воды в котле, давлением пара по манометру и действием предохранительного клапана. | ||
Наличие в воздухе рабочей зоны вредных веществ (пыли резины, паров бензина). |
Работы производить на специальных столах оборудованных вытяжной вентиляцией, запрещается использовать этилированный бензин для приготовления резинового клея. | ||
5 |
Сварочный участок |
Термические факторы (пожары, взрывы топливных баков, ацетиленовых генераторов, барабанов с карбидом кальция); |
Временные места сварки необходимо ограждать огнестойкими ширмами, щитами и обеспечивать средствами пожаротушения. Сварка или резка в помещениях хранения легковоспламеняющиеся материалы запрещена |
наличие в воздухе рабочей зоны вредных веществ (аэрозолей марганца и его |
Сварочные работы на стационарных постах выполнять при работающей вентиляции, а при сварке на транспортных средств при передвижные или переносные воздухоотсосы | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
соединений, аэрозолей других металлов и т.п.); |
|||
6 |
Медницко-жестяницкий участок |
Термические факторы (взрывы топливных баков, емкостей из-под легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, паяльных ламп; ожоги кислотой, припоем, пламенем); |
Пайку осушествлять на специальных подставках (стендах), оборудованных поддонами для отекания припоя.
|
Наличие в воздухе рабочей зоны вредных веществ (аэрозоля свинца, паров кислот, углерода оксида). |
Работы производить при работающей вентиляции.
| ||
7 |
Кузнечно-рессорный участок |
Отлетающие осколки металла и обрубленные части металла; |
Работы проводить только на специальной установке. Применение стационарных и переносных защитных щитов |
Термические факторы (ожоги рук и ног); |
Применение СИЗ: рук, ног, тела. Работу производить охлажденным инструментом | ||
Повышенные уровни шума, вибрации |
Снижение вибраций в источнике возникновения., использование вибродемпферования и виброизоляции. | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
Использование малошумного механического оборудования, применение средств индивидуальной и коллективной защиты от источников производственного шума | |||
Повышенная температура воздуха |
Применение теплоизолирующих экранов, систем вентиляции и подачи свежего холодного воздуха | ||
8 |
Электротехнический и топливный участки |
Поражение электрическим током |
Соблюдение правил техники безопасности при испытательных работах и работах с электрооборудованием |
Недостаточная освещенность |
Использование точечных светильников и дополнительных устройств подсветки | ||
Вращающиеся части технологического оборудования |
Использование защитных устройств (кожухов) | ||
Пожароопасность |
Соблюдение правил пожарной безопасности при работе с горючими материалами. | ||
Вредные, летучие вещества |
Применение приточно-вытяжной вентиляции | ||
9 |
Краскоприготовительный и малярный участок |
Недостаточная освещенность |
Использование точечных источников света, особые требования к общему уровню искусственного освещения |
Токсические отравления (красочный аэрозоль, пары растворителей, фталотов и т.д) |
Применение приточно-вытяжной вентиляции, средств индивидуальной защиты (окрасочные костюмы, респираторы, маски фильтрующие, очки)
| ||
1 |
2 |
3 |
4 |
Пожароопасность |
Соблюдение правил пожарной безопасности при работе с ЛКМ | ||
Запыленность на участке подготовки к покраске (взвешенные частицы шпаклевки, старой краски) |
Применение приточно-вытяжной вентиляции, средств индивидуальной защиты органов дыхания и глаз. Применение оборудования, оснашенного пылезборными устройствами |
Информация о работе Проектирование АТП на 100 автомобилей марки ЛиАЗ 5256