Финансово-экономический анализ деятельности автобусного парка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:50, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта явилось проведение финансово¬го анализа деятельности предприятия городского пассажирского транспорта на примере Пушкинского автобусного парка и разработка рекомендации по улуч¬шению его финансового состояния. На основании полученных результатов анализа сделан вывод о необходи¬мости изменения системы финансирования Пушкинского автобусного парка.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Глава 1. Значение и сущность финансового анализа работы предприятия . . .. . . . . . . . . . . . . . . . …………………...12
1.1 Сущность, назначение и необходимость финансового анализа. . …………………………………………………...12
1.2 Организационно-экономические основы процедуры банкротства. . . . . . . . . …………………………………….26
1.3 Методика финансового анализа . . . . . . . ……………….31
Глава 2. Анализ финансового состояния Пушкинского автобусного парка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …... .. 64
2.1 Характеристика и основные технико-экономические показатели работы Пушкинского автобусного парка .…64
2.2 Анализ финансового состояния Пушкинского автобусного парка. . .. . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . …..81
Глава 3. Разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния Пушкинского автобусного парка…….117
3.1 Направления улучшения финансового состояния Пушкинского автобусного парка. . . . . . . . . . . . . . . . . …116
3.2 Рекомендации по улучшения финансового состояния Пушкинского автобусного парка. . . . . . . . . . . . . . . .. . 122
Глава 4. Безопасность жизнедеятельности. . . . . . . . . . . .. . . .132
4.1 Безопасность при перевозках пассажиров. . . …………132
4.2 Безопасность при техническом обслуживании и ремонте…….. 137
4.3 Требования к квалификационной подготовке водителей автобусов. . . . . . . . . . . . 137
4.4 Планирование выпуска подвижного состава на линию……. 139
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .143
Список литературы . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150

Работа содержит 1 файл

Преддипломная практика материалы.doc

— 789.00 Кб (Скачать)

 

Как видно из таблицы 22, доля доходов от социальных перевозок (с учетом бюджетных дотаций) составляет 92,1% от общих доходов предприятия. Доля доходов от коммерческих перевозок составляет 7,9% (см. приложение 4). Проведем анализ возможностей увеличения доходов предприятия по социальным и коммерческим перевозкам.

Социальные перевозки. Доходы на социальных перевозках формируются из: выручки от разовых билетов, выручки от проездных билетов длительного пользования, выручки на пригородных маршрутах и бюджетных дотаций.

Рассмотрим возможность влияния предприятия на увеличение этих дохо­дов. Тарифы на социальные перевозки (разовые билеты и проездные билеты длительного пользования, проезд на пригородных маршрутах) устанавливаются распоряжениями Администрации Санкт-Петербурга, бюджетные дотации - за­коном Санкт-Петербурга «О бюджете» и носят политический и социальный ха­рактер. Соответственно, предприятие не влияет на изменение тарифов и влия­ние на доходы ограничено только повышением эффективности сбора проездной платы. Более того, непосредственно предприятием осуществляется только сбор проездной платы от разовых билетов и выручки на пригородных маршрутах, а также выручка от реализации проездных билетов длительного пользования пар­ком, которая в сумме составляет только 27,6% от всех доходов предприятия. Таким образом, само предприятие может влиять на увеличение только этого сектора.

Практически, инструментом влияния на этот сектор является борьба с без­билетными пассажирами. Однако, по данным обследований пассажиропотоков, доля безбилетных пассажиров составляет менее 1-2% от общего количества пассажиров (в зависимости от маршрутов), что свидетельствует об ограничен­ности возможностей по повышению выручки от разовых билетов.

Объем выручки от единых и комбинированных проездных билетов дли­тельного пользования и бюджетных средств, получаемых предприятием, зави­сит от их распределения ГУП «Пассажиравтотранс» между парками. Влияние парка на процесс распределения также является незначительным.

Коммерческие перевозки. Коммерческие перевозки являются прибыль­ными, о чем свидетельствует превышение доходов на коммерческих перевозках над расходами. В отличии от социальных перевозок, тарифы на коммерческие перевозки устанавливает само предприятие, а не администрация Санкт-Петербурга. На данных видах перевозок не существует льгот для пассажиров, установленных на социальных маршрутах. Цена проезда по тому же маршруту в несколько раз больше, чем на социальных маршрутах. Естественно, что при такой схеме доходы больше. Но и здесь существуют проблемы. Водители на таких маршрутах не редко скрывают выручку, выполняя только план установленный парком. Поэтому в прошлом году на коммерческих маршрутах были введены в обращение кассовые аппараты, сначала на экспресс автобусах, а потом и авто-такси. Конечно это не решило проблему до конца, но сокрытие выручки происходит уже не в таких количествах как раньше. Большой вред в этом виде перевозок, наносят конкуренты, к которым можно отнести такого монстра маршрутных перевозок как ОАО “Третий парк” и другие АО, занимающиеся маршрутными перевозками. Как видно из таблицы, наибольший доход в коммерческих перевозках от авто-такси – 6 %. Также парк выполняет заказные перевозки. Любое юридическое или физическое лицо может взять в аренду от одного до нескольких автобусов с водителем, но не менее чем на 4 часа. Данный вид перевозок, также не является убыточным, и приносит доход предприятию, но из-за проблем с подвижным составом и кадрами, предприятию не удается получить максимум прибыли из данного вида перевозок. Необходимо увеличивать долю коммерческих перевозок, т. к. на лицо прибыльность данного вида услуг. Но основным ограничителем здесь выступает, не возможность сокращение объема социальных перевозок в пользу коммерческих. Как говорилось выше, социальные перевозки контролирует администрация города, и само предприятие в данной сфере услуг мало, что может изменить. Поэтому эту проблему необходимо решать на уровне города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4.Безопасность жизнедеятельности

 

4.1.Безопасность при перевозках пассажиров

 

В принятых в последние годы федеральных законах «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации» и «О безопасности дорожного движе­ния» установлены следующие механизмы государственного контроля и надзора, направленные на обеспечение безопасности АТС:

•          принятые системы стандартов, правил и нормативов, содержащих обяза­тельные требования безопасности, которые должны быть соблюдены при изготовлении, поставке потребителям и эксплуатации АТС;

•          сертификация АТС;

•          сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту АТС;

•          проведение периодического государственного технического осмотра автомототранспортных средств с применением средств технического диаг­ностирования;

•          лицензирование пассажирских и грузовых перевозок.

Функции государственного контроля и надзора в указанных механизмах возложены на Минтранс России (сертификация услуг по техническому обслу­живанию и ремонту, лицензирование пассажирских и грузовых перевозок), Гос­стандарт России (принятие стандартов, сертификация АТС) и МВД России (го­сударственный технический осмотр с применением средств технического диаг­ностирования).

Все эти виды государственного контроля на автомобильном транспорте проводятся с целью обеспечения безопасности продукции и услуг. Общим ре­зультатом деятельности всех контролирующих органов должно быть надлежа­щее техническое состояние транспортных средств, находящихся у потребителя, т.е. в эксплуатации.

Кроме контроля за безопасностью АТС существует контроль за безопасно­стью перевозки пассажиров. Основные требования к безопасности перевозки отражаются в «Положении об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Феде­рации от 8 января 1997 г. N 2.

Требования настоящего Положения обязательны для:

•          юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляю­щих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами или их  обеспечивающих (к последним относятся автовокзалы, пассажирские автостан­ции);

•          юридических лиц (дорожных, коммунальных и иных организаций), осу­ществляющих содержание, реконструкцию, ремонт автомобильных дорог, улиц, а также расположенных на маршрутах автобусных перевозок искусственных со­оружений,   железнодорожных  переездов, паромных переправ, технических средств организации дорожного движения; установку и эксплуатацию в непо­средственной близости от автомобильных дорог, рекламных и иных сооруже­ний, способных повлиять на безопасность перевозок пассажиров автобусами.

Положение регламентирует следующие аспекты безопасности перевозок пассажиров:

•          выполнение установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к уровню квалификации, состоянию здоровья, поведению при участии в дорожном движении, режимам
труда и отдыха водителей автобусов (обеспечение профессиональной надежно­сти водителей автобусов);

•          содержание автобусов в технически исправном состоянии, предупреж­дение отказов и неисправностей при эксплуатации их на линии;

•          обеспечение безопасных дорожных условий на маршрутах автобусных перевозок;

•          организация перевозочного процесса по технологии, обеспечивающей безопасные условия перевозок пассажиров.

Обеспечение безопасности дорожного движения регламентируется «Поло­жением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов» утвержденным Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 9 мар­та 1995 г. N 27. В данном приложении оговаривается:

•          закрепление обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований безопасности движения, предусмотренных настоящим Положением, за конкретными должностными лицами и работниками организации;

•          регулярный контроль выполнения должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения со стороны руководителя организации или специально назначенных должностных лиц (служб) организации;

•          назначение на должности исполнительных руководителей и специали­стов организации лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами; прохождение лицами, занимающими должно­сти, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, периодиче­ской аттестации на право занятия этих должностей;

•          проведение   служебного   расследования,   учета   и   анализа   дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства ор­ганизации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению;

•          ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований настоящего документа, а также на устранение причин и условий до­рожно-транспортных   происшествий,   в   которых  участвовали  транспортные
средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности;

•          оснащение необходимым оборудованием, приборами, помещением для осуществления деятельности по предупреждению дорожно-транспортных про­исшествий и снижению тяжести их последствий;

•          обеспечение необходимыми нормативно-правовыми документами, мето­дическими и информационными материалами, наглядной агитацией для прове­дения мероприятий по безопасности движения.

Требования настоящего Положения обязательны для всех расположенных на территории Российской Федерации организаций независимо от организаци­онно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пас­сажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, а также для водителей этих организаций и водителей - предпринимателей.

 

 

 

4.2.Безопасность при техническом обслуживании и ремонте

 

Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденное Министерством автомобильного транспорта РСФСР от 20сентября 1984 г. Используется на предприятии до сих пор и не пересматривались до этого времени. Однако, по отношению к уровню надежности подвижного состава это положение достаточно полное и на его ос­нове создаются нормативы технического обслуживания и ремонта, которые корректируются и дополняются по мере необходимости. Кроме того, техниче­ским отделом предприятия разрабатываются и внедряются новаторские разра­ботки технологии технического обслуживания и ремонта, одной из основных целей которых является повышение уровня безопасности в процессе ремонта подвижного состава.

 

4.3. Требования к квалификационной подготовке водителей автобусов.

 

К управлению автобусами могут допускаться водители при условии:

                   наличия в удостоверении разрешительной отметки ГИБДД на право управления автотранспортными средствами, относящимися к категории "D", или если автобус является сочлененным — "D" и "Е";

                   прошедшие медицинское освидетельствование и имеющие медицинскую справку установленного образца о годности к управлению транспортными средствами соответствующих категорий;

                   наличия стажа и опыта работы, необходимых при осуществлении отдельных видов перевозок (в междугородном или международном сообщении, туристско-экскурсионные, перевозки организованных групп детей и пр.);

                   прохождения предварительной стажировки.

Наличие стажа, опыта работы и прохождения стажировки подтверждается соответствующим квалификационным талоном водителя.

Допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки и соответствующего квалификационного талона ЗАПРЕЩЁН.

 

 

 

 

 

4.4. Планирование выпуска подвижного состава на линию

 

      Основными документами для планирования, учета, контроля и выпуска автобусов на линию являются: график движения (расписание) маршрутов, распределение подвижного состава, графики работы водителей и кондукторов, реестр суточного выпуска, путевой и билетно-учётный листы, наряд на производство работ, пропуск на выезд из предприятия.

      Основанием для подготовки графика работ водителей и кондукторов колонн являются: графики движения (расписание) маршрутов и распределение подвижного состава, утверждаемые заместителем директора по перевозкам, как правило, за 5 дней до начала планируемого месяца.

      График работы водителей и кондукторов составляется начальником колонны для всех водителей и кондукторов ежемесячно. Для водителей и кондукторов городских и пригородных маршрутов применяется суммированный учет рабочего времени, запланированное количество часов не должно быть меньше баланса рабочего времени, определенное для данного месяца. Основными формами организации труда (графиками работы), применяемыми в автобусном парке для работ на городских и пригородных маршрутах являются:

— строенная (СТР);

— однодневная (ОДН).

      В том случае, если продолжительность наряда на маршруте не обеспечивает отработку водителем месячного баланса рабочего времени, начальник колонны в один из дней предполагаемого межсменного отдыха водителя или кондуктора обязан запланировать водителю рабочий день при условии соблюдения продолжительности минимального межсменного отдыха.

       В графике работы должна быть отражена следующая информация:

—табельный номер и фамилия водителя или кондуктора;

— гаражный номер автобуса;

— номер автобусного маршрута;

— номер наряда (выхода);

Информация о работе Финансово-экономический анализ деятельности автобусного парка