Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:50, дипломная работа
Целью дипломного проекта явилось проведение финансово¬го анализа деятельности предприятия городского пассажирского транспорта на примере Пушкинского автобусного парка и разработка рекомендации по улуч¬шению его финансового состояния. На основании полученных результатов анализа сделан вывод о необходи¬мости изменения системы финансирования Пушкинского автобусного парка.
Введение . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Глава 1. Значение и сущность финансового анализа работы предприятия . . .. . . . . . . . . . . . . . . . …………………...12
1.1 Сущность, назначение и необходимость финансового анализа. . …………………………………………………...12
1.2 Организационно-экономические основы процедуры банкротства. . . . . . . . . …………………………………….26
1.3 Методика финансового анализа . . . . . . . ……………….31
Глава 2. Анализ финансового состояния Пушкинского автобусного парка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …... .. 64
2.1 Характеристика и основные технико-экономические показатели работы Пушкинского автобусного парка .…64
2.2 Анализ финансового состояния Пушкинского автобусного парка. . .. . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . …..81
Глава 3. Разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния Пушкинского автобусного парка…….117
3.1 Направления улучшения финансового состояния Пушкинского автобусного парка. . . . . . . . . . . . . . . . . …116
3.2 Рекомендации по улучшения финансового состояния Пушкинского автобусного парка. . . . . . . . . . . . . . . .. . 122
Глава 4. Безопасность жизнедеятельности. . . . . . . . . . . .. . . .132
4.1 Безопасность при перевозках пассажиров. . . …………132
4.2 Безопасность при техническом обслуживании и ремонте…….. 137
4.3 Требования к квалификационной подготовке водителей автобусов. . . . . . . . . . . . 137
4.4 Планирование выпуска подвижного состава на линию……. 139
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .143
Список литературы . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
Анализ показывает, что для достижения задачи минимум, поставленной нами, необходимо сократить задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами и кредиторами, это позволит без изменения величины оборотных активов предприятия довести коэффициент текущей ликвидности до 1,02, что улучшит балльную оценку с 2 до 4 баллов.
Для достижения задачи максимум необходимо сокращать задолженность перед поставщиками и подрядчиками и кредиторскую задолженность перед персоналом.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами (КЗ) показывает обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами для финансовой устойчивости. Данный коэффициент для Пушкинского автобусного парка имеет крайне негативную оценку (КЗ = -3,72). Нормативное значение этого коэффициента установлено К3=0,1, для предприятий 1 категории неплатежеспособности он должен находиться в пределах 0,1 < КЗ < 0. Анализ составляющих данного коэффициента показывает, что в основе его неблагополучия лежит наличие большого убытка у предприятия. Соответственно, в качестве пути оздоровления данного показателя необходимо сократить убыток. Для достижения
задачи минимум необходимо сократить величину убытка предприятия на размер убытка прошлых лет. Это позволит вывести показатель на уровень К3=0,17, что даст предприятию 8 баллов вместо 2. Дальнейший путь улучшения этого показателя лежит в сокращении убытков предприятия, так при отсутствии убытков он достигнет уровня 0,5, который характеризует предприятие как платежеспособное.
Показатель оборачиваемости дебиторской задолженности (Кб) характеризует соответствие сроков задолженности условиям платежа и скорость обращения дебиторской задолженности в денежные средства. Для Пушкинского автобусного парка этот показатель (Кб = 2,59) можно охарактеризовать как благополучный, что вызвано невысокими значениями дебиторской задолженности и отсутствием долгосрочной дебиторской задолженности. Достаточно высокая оборачиваемость дебиторской задолженности дает предприятию 6 баллов, что достаточно для достижения поставленной задачи минимум. Для перехода предприятия в число платежеспособных необходимо довести оборачиваемость до уровня менее 1 месяца.
Показатель оборачиваемости кредиторской задолженности (К7) для Пушкинского автобусного парка (К7=7,01) является в достаточной степени благополучным. Однако в отчетном году он значительно увеличился и для его сокращения необходимо уменьшать размер кредиторской задолженности. Сокращение кредиторской задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, прочими кредиторами позволит довести этот показатель до К7=3,0 и даст предприятию 4 балла вместо 3.
Дальнейшее сокращение кредиторской задолженности является путем уменьшения показателя К7 до уровня менее 1 месяца, что позволит отнести предприятие к числу платежеспособных.
Коэффициент рентабельности собственного капитала (К 12) характеризует Пушкинский автобусный парк как неблагополучный с точки зрения финансовой устойчивости (К12 = -3,51). Это вызвано тем, что у предприятия имеется большой убыток. Для улучшения этого коэффициента необходимо его повысить, как минимум, до нулевого уровня. В этом случае предприятие получит 2 балла. Таким образом, обобщая предложения по улучшению финансового состояния Пушкинского автобусного парка, можно сделать вывод, что задача минимум - перевод предприятия из группы предприятий 2 категории неплатежеспособности в группу предприятий 1 категории неплатежеспособности будет выполнена при условии достижения следующих значений коэффициентов:
• К2 = 1,02 (оценка--4 балла)
• КЗ = 0,17 (оценка — 8 баллов)
• Кб = 2,59 (оценка — 6 баллов)
• К7 =3,6 (оценка — 4 балла)
• К12 = 0,01 (оценка-- 2 балла)
Интегральная оценка 26 баллов позволит отнести Пушкинский автобусный парк к числу предприятий 1-ой категории неплатежеспособности (от 19 до 31 балла). Такие предприятия характеризует удовлетворительный уровень рентабельности, но недостаточная устойчивость к колебаниям рыночных факторов. Однако, учитывая стабильный спрос на услуги городского пассажирского транспорта, данное состояние можно считать значительным финансовым улучшением. У предприятия появляются возможности для дальнейшего улучшения финансового состояния и перспективы при дальнейшем выполнении рекомендаций перейти в следующую группу — платежеспособные предприятия.
Изложенные выше пути определяют основные направления улучшения финансового состояния предприятия. Далее рассмотрим возможные пути их достижения.
3.2. Рекомендации по улучшения финансового состояния Пушкинского автобусного парка
Как показал анализ направлений улучшения финансового состояния Пушкинского автобусного парка, они сводятся к двум основным путям:
1. Уменьшение кредиторской задолженности (коэффициенты К2 и К7)
2. Уменьшение непокрытого убытка предприятия (коэффициенты КЗ и К12)
Более детальный анализ баланса предприятия показывает, что, на самом деле, оба эти пути имеют непосредственную связь: на конец 2002 года непокрытый убыток составил 21,6 млн. руб., а кредиторская задолженность составила 22 млн. руб. Сопоставление этих величин позволяет сделать вывод о том, что увеличение кредиторской задолженности вызвано наличием непокрытого убытка предприятия, или что непокрытый убыток финансируется за счет увеличения кредиторской задолженности.
Таким образом, можно сделать вывод, что основной причиной крайне неблагоприятного состояния Пушкинского автобусного парка является наличие и увеличение непокрытого убытка, которое, в свою очередь, проявляется и в других показателях финансовой устойчивости предприятия, в которых непосредственно не участвует финансовый результат. Данный вывод является важным результатом анализа финансового состояния предприятия, так как позволяет найти основную причину его неблагополучия и направить усилия на ее устранение.
Сокращение убытков предприятия возможно двумя основными путями или их комбинацией:
1. Сокращение расходов предприятия.
2. Увеличение доходов предприятия.
Для сокращения убытков Пушкинского автобусного парка необходимо проанализировать возможности использования этих путей. В связи с этим необходимо более детально проанализировать расходы предприятия и его доходы.
3.2.1. Расходы Пушкинского автобусного парка
Расходы предприятия могут быть сокращены двумя основными путями:
1. Интенсивным - сокращением расходов на единицу услуг без изменения объемов услуг
2. Экстенсивным - сокращением объемов оказанных услуг без изменения расходов на единицу услуг.
Рассмотрим возможности сокращения расходов указанными путями (см. таблицу 21, приложение 3).
Структура расходов Пушкинского автобусного парка
Таблица 21
Элемент | 2000 | 2001 | 2002 | |||
тыс. руб. | % | тыс.руб. | % | тыс.руб. | % | |
Социальные перевозки | ||||||
Зарплата с начислениями | 18893,4 | 52,3 | 25 836,2 | 48 | 31 457,8 | 43,2 |
Материальные затраты | 12970 | 35,9 | 20 103,8 | 37,3 | 31 564,2 | 43,3 |
Амортизация | 2 046,6 | 5,7 | 2072 | 3,8 | 3479 | 4,8 |
Налоги | 432 | 1,2 | 1033 | 1,9 | 932 | 1,3 |
Прочие расходы | 943 | 2,6 | 2413 | 4,5 | 1 707 | 2,3 |
Итого социальные перевозки | 35285 | 97,7 | 51458 | 95,5 | 69140 | 94,9 |
Коммерческие перевозки | ||||||
Итого коммерческие перевозки | 838 | 2,3 | 2412 | 4,5 | 3730 | 5,1 |
Итого: | 36123 | 100,0 | 53870 | 100,0 | 72870 | 100,0 |
Интенсивный. Как видно из структуры расходов Пушкинского автобусного парка, основную долю занимают две статьи - материальные затраты (43,2%) и заработная плата (43,3%).
Проанализируем возможности их сокращения. Материальные затраты Пушкинского автобусного парка - это в первую очередь расходы на горючесмазочные материалы, запчасти, резину. Данные статьи расходов на практике не могут быть сокращены, так как их стоимость является рыночной.
Средняя заработная плата персонала в Пушкинском автобусном парке составляет 2 508 руб., что позволяет сделать вывод об отсутствии резервов ее сокращения. Также отсутствуют резервы сокращения численности работников, о чем свидетельствует и наличие вакансий как обслуживающего персонала, так и водителей и кондукторов в парке. Не могут быть сокращены расходы на амортизацию (4,8%), так как размер этих отчислений установлен нормативными документами.
Размер налоговых отчислений (1,3%) устанавливается на законодательном уровне и соответственно также не может быть сокращен. Единственным элементом затрат, на величину которого парк может оказывать влияние, являются прочие расходы, но их удельный вес составляет всего 2,3% и сократился по сравнению с предыдущими годами, что позволяет сделать вывод об исчерпанности резервов его сокращения.
Таким образом, анализ интенсивного пути сокращения расходов Пушкинского автобусного парка показывает, что он не имеет существенных резервов и составляет менее 2%.
Экстенсивный. Для проведения анализа возможности сокращения расходов экстенсивным путем расходы предприятия подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные.
К условно-переменным расходам отнесем материальные расходы (43,3%), заработную плату с начислениями (43,2%). Общая доля условно-переменных расходов составляет 86,5%.
К условно-постоянным расходам отнесем амортизационные отчисления (4,8%), налоги (1,3%), прочие расходы (2,3%). Общая доля условно-постоянных расходов составляет ,4%.
Существенное преобладание доли условно-переменных расходов над условно-постоянными позволяет сделать вывод о том, что наибольший резерв снижения расходов имеется в сокращении условно-переменных расходов, которое возможно только при сокращении объема оказанных услуг.
Таким образом, можно сделать вывод, что сокращение расходов Пушкинского автобусного парка возможно в основном путем сокращения объема оказанных услуг. Ограничением сокращения объема оказанных услуг выступает их социальная значимость, в связи с чем сокращение объема оказанных услуг может происходить только в пределах достижения границы безубыточности.
3.2.2. Доходы Пушкинского автобусного парка
Анализ доходов предприятия показывает, что оно получает доходы от двух видов перевозок:
• социальные перевозки по регулируемому тарифу;
• коммерческие перевозки.
Структура доходов Пушкинского автобусного парка
Таблица 22
| 2000 | 2001 | 2002 | |||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
Социальные перевозки | ||||||
разовые билеты | 6639 | 21,5 | 6 562,2 | 13,7 | 6 928,6 | 10,9 |
карточки (парк) | 2238 | 7,2 | 3 675,8 | 7,7 | 4 569,4 | 7,2 |
единые | 3715 | 12,0 | 6048 | 12,6 | 8352 | 13,1 |
пригород | 2987 | 9,7 | 4303 | 9,0 | 6049 | 9,5 |
бюджетные дотации | 13847 | 44,8 | 24499 | 51,0 | 32656 | 51,4 |
Итого социальные перевозки | 29426 | 95,2 | 45088 | 93,9 | 58555 | 92,1 |
Коммерческие перевозки | ||||||
экспрессы | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
такси | 650 | 2,1 | 1 948 | 4,1 | 3808 | 6,0 |
заказные | 307 | 1,0 | 574 | 1,2 | 835 | 1,3 |
прочие | 515 | 1,7 | 422 | 0,9 | 393 | 0,6 |
Итого коммерческие перевозки | 1474 | 4,8 | 2944 | 6,1 | 5036 | 7,9 |
Всего: | 30900 | 100,0 | 48032 | 100,0 | 63591 | 100,0 |
Информация о работе Финансово-экономический анализ деятельности автобусного парка