Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:37, курсовая работа
Целью данной работы является анализ региональных проблем развития автодорожной сети страны в целом, в сопоставлении с аналогичными проблемами по Уральскому федеральному округу и Свердловской области в связи с развитием автомобилизации, и рассмотрение различных эффективных предложений по совершенствованию автодорожной сети Свердловской области и региона в целом.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Проблематика регионального развития автомобилизации и
автодорожной инфраструктуры на современном этапе…………………………...5
1.1 Понятие автомобилизации и последствия ее развития………………………..5
1.2 Понятие дорожной сети и ее развитие в связи
с ростом автомобилизации………………………………………………………….9
2 Анализ состояния автомобилизации и дорожной сети Урала………………...13
2.1 Анализ развития автомобилизации Урала и региональная
дифференциация автомобилизации населения…………………………………...13
2.2 Анализ состояния и проблемы развития дорожной сети Урала…………….21
2.3 Анализ экономических потерь от ДТП на дорогах…………………………..27
3 Основные направления развития автодорожной инфраструктуры Урала……29
3.1 Важнейшие мероприятия, направленные на улучшение
автодорожной сети Урала………………………………………………………….29
3.2 Создание международных и региональных транспортных коридоров……..36
3.3 Создание системы платных автомобильных дорог…………………………..45
Заключение………………………………………………………………………….49
Список использованных источников……………………………………………...52
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра региональной и муниципальной экономики
Анализ финансового состояния и пути повышения
эффективности автобусных пассажирских перевозок
в городе Екатеринбурге
Факультет __сокращенной подготовки Исполнитель: Черемных С. В.
Специальность Национальная экономика
Специализация Муниципальная экономика Группа МЭК-04
Кафедра Региональной и муниципальной Руководитель: к.э.н., доцент
экономики
Дата защиты____________________
Предварительная оценка__________
Екатеринбург
2006
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Проблематика регионального развития автомобилизации и
автодорожной инфраструктуры на современном этапе…………………………...5
1.1 Понятие автомобилизации и последствия ее развития………………………..5
1.2 Понятие дорожной сети и ее развитие в связи
с ростом автомобилизации………………………………………
2 Анализ состояния автомобилизации и дорожной сети Урала………………...13
2.1 Анализ развития автомобилизации Урала и региональная
дифференциация автомобилизации населения…………………………………...13
2.2 Анализ состояния и проблемы развития дорожной сети Урала…………….21
2.3 Анализ экономических потерь от ДТП на дорогах…………………………..27
3 Основные направления развития автодорожной инфраструктуры Урала……29
3.1 Важнейшие мероприятия, направленные на улучшение
автодорожной сети Урала………………………………………………………….29
3.2 Создание международных и региональных транспортных коридоров……..36
3.3 Создание системы платных автомобильных дорог…………………………..45
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………...
Приложение А Автомобилизация населения регионов России
в 1970-2003 гг……………………………………………………………………….
Приложение Б Транспортно-логистические коридоры РФ.
Схема формирования………………………………………………
Приложение В Модель транспортно-логистического комплекса города………57
Протяженность территории России требует наличия огромной, надежной и. разветвленной сети автодорог, способной обеспечить связь между регионами и населенными пунктами страны.
Отставание в развитии автомобильных дорог всегда было традиционной проблемой для России. С началом рыночных реформ, зарождением основ рыночной экономики эта проблема еще больше усугубилась. Слаборазвитая дорожная сеть страны стала оказывать негативное влияние на экономику страны, сдерживая развитие целого ряда богатых природными ресурсами регионов, в которых не обеспечено круглогодичное транспортное сообщение, и резко усугубила социальные проблемы населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих круглогодичной постоянной связи с внешним миром по дорогам с твердым покрытием.
Из-за бездорожья Россия ежегодно несет огромные потери. Они складываются из дополнительных расходов на осуществление транспортного процесса и потерь в нетранспортных отраслях экономики, возникающих из-за пользования неблагоустроенной дорожной сетью.
Бурный рост автомобилизации наряду с традиционной российской проблемой бездорожьем добавил еще одну немаловажную проблему - пробки и заторы на автодорогах, особенно в крупных городах и на подходах к ним.
Несоответствие темпов развития автомобильных дорог темпам автомобилизации страны и социально-экономическим потребностям населения и государства приводит к спаду экономики России, сдерживанию социально-экономического развития целых регионов. Поэтому в наше время большое значение приобретает совершенствование и дальнейшее развитие автодорожной сети. Это объясняет актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является анализ региональных проблем развития автодорожной сети страны в целом, в сопоставлении с аналогичными проблемами по Уральскому федеральному округу и Свердловской области в связи с развитием автомобилизации, и рассмотрение различных эффективных предложений по совершенствованию автодорожной сети Свердловской области и региона в целом.
Указанная цель реализуется путем решения следующих задач:
Анализ основных понятий («автомобилизация» и «автодорожная инфраструктура», «дорожная сеть») и проблематики региональных различий в процессе автомобилизации населения.
Анализ состояния автомобилизации и автодорожной сети Урала, республик и областей.
Анализ перспектив развития автодорожной сети Урала.
Объектом изучения курсовой работы является регион.
В роли предмета изучения выступают такие процессы, как оценка уровня автомобилизация населения и состояния дорожной сети Урала.
Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, 3 главы, которые последовательно раскрывают поставленные задачи, заключение, список использованных источников и приложения.
Методологической основой написания работы послужили различные учебные пособия, статистические сборники Госкомстата, энциклопедии, ресурсы Интернет.
2
1.1 Понятие автомобилизации и последствия ее развития
Россия на современном этапе столкнулась с проблемой развития автодорожной инфраструктуры в связи с высоким ростом автомобилизации. Становление и развитие рыночных отношений в Российской Федерации сопровождается повышением уровня автомобилизации. Интенсивный рост парка легковых транспортных средств, находящихся в пользовании граждан, начался в 1990-е годы и стабильно продолжается.
Последствия развития автомобилизации сказались, прежде всего, в крупных городах, в силу концентрации значительных автопарков на сравнительно небольшой территории. Главным следствием этой концентрации явилось несоответствие протяженности и структуры улично-дорожной сети городов и, прежде всего, магистральной сети требованиям возросшей интенсивности движения.
В международной практике принято следующее деление стран по уровню автомобилизации[1]:
- низкий уровень – менее 50 автомобилей/1000 жителей;
- средний уровень – 50-300 автомобилей/1000;
- высокий уровень – свыше 300 автомобилей/1000.
Переход от одного уровня автомобилизации к другому подразумевает не только количественные, но и качественные изменения в сообществе. Показатель насыщенности легковым транспортом в России, особенно в крупных городах, стремительно приближается к показателю развитых стран.
Города России в недалеком прошлом рассчитывались на уровень автомобилизации в 150-180 автомобилей на 1000 жителей. Их планировка, плотность, территория под стоянки, гаражи, улицы и проезды - все регламентировалось этой нормой. Автомобилизация привела к конфликту на городских и прилегающих к ним территориях с потребной площадью под движение автомобилей, стоянки и хранения. Прирост количества легковых автомобилей на улицах города оказывает негативное влияние на работу общественного пассажирского транспорта. Пробки на дорогах ведут к падению эксплуатационных скоростей уличного ОПТ. Складывается критическая ситуация и с обеспечением безопасности дорожного движения.
Для синхронизации расселения и дорожного строительства с автомобилизацией в странах Запада потребовалось до 50 лет. У нас такого времени нет, ибо этот процесс в России запаздывает на 5-7 лет в смысле синхронизации дорожного и улично-дорожного строительства и автомобилизации.
В противном случае, дорожно-транспортная ситуация будет ухудшаться с каждым годом, что неминуемо приведет к замедлению темпов социально-экономического развития, потере инвестиционной привлекательности городов и ухудшению условий проживания.
На начало 2004 г. ситуация практически не изменилась: плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием в России составляет 31 км на 1 тыс. кв. км. В 2004 году протяженность автомобильных дорог в России составляла 904,7 тыс. км, из них 759,3 тыс. км с твердым покрытием. Более 1/3 дорог в России имеют гравийное, щебеночное, шлаковое или булыжное покрытие, 10% - грунтовое. Протяженность федеральных автомобильных дорог общего пользования составляет 46,6 тыс. км, в том числе с твердым покрытием 46,3 тыс. км, а территориальных автомобильных дорог общего пользования - 542,1 тыс. км, в том числе с твердым покрытием - 491 тыс. км. Таким образом, федеральные автомобильные дороги составляют 5,2% от общей протяженности автодорог страны, но при этом на них приходится почти половина всей транспортной работы (по грузообороту и перевозке пассажиров), выполняемой автомобильным транспортом, а также практически 100 % транспортной работы, связанной с обслуживанием внешнеторгового оборота.[2]
Реализуемые в последние годы мероприятия по улучшению дорожно-транспортной ситуации ведутся по двум направлениям:
- реконструкция существующих и строительство новых дорог;
- повышение пропускной способности существующей улично-дорожной сети за счет таких мероприятий по организации движения, как изменение схем и режимов светофорного регулирования, организация одностороннего движения, расширение подходов к перекресткам, и пр.
Реализация связей между процессами и явлениями осуществляется с помощью комплекса транспортных и информационных систем. Одной из подсистем комплекса транспортных систем, базирующейся на использовании в качестве транспортных средств автомобилей является автомобилизация.
Автомобилизация представляет собой сложную социально-технико-
Основными подсистемами автомобилизации являются «производство и распределение автомобилей» и «строительство и эксплуатация дорог», которые в свою очередь замыкаются на подсистеме «дорожное движение», представляющей, по сути, основную форму функционирования автомобилизации.
Таким образом, автомобилизация представляет собой подсистему комплекса транспортных систем, предназначенную удовлетворять технологические потребности общества в перевозках грузов и пассажиров, а также обеспечивать информативное содержание жизни общества и использующую для этих целей в качестве транспортного средства - автомобиль.
Процесс автомобилизации охватывает постепенно все страны и оказывает серьезное влияние на жизнь общества: структуру экономики, быт, культуру, нравы, здоровье людей и т.п. К негативным последствиям автомобилизации относятся: загрязнение воздуха и земли вдоль автомагистралей и автострад, шумовое загрязнение городской и пригородной среды, увеличивающееся число аварий и жертв ДТП, усиливающаяся гиподинамия водителей и всех пассажиров автотранспорта, а также усиление зависимости их жизни от негативных последствий автомобилизации, хотя степень свободы выбора при передвижении в собственном автомобиле значительно выше, чем в общественном пассажирском транспорте.
Последствия развития автомобилизации сказались, прежде всего, в крупных городах, в силу концентрации значительных автопарков на сравнительно небольшой территории. Главным следствием этой концентрации явилось несоответствие протяженности и структуры улично-дорожной сети городов и, прежде всего, магистральной сети требованиям возросшей интенсивности движения. Автомобилизация ставит перед обществом сложные социальные проблемы самого различного характера. Быстрый рост автомобильного парка, и как следствие, интенсивности движения создает серьезные транспортные проблемы, особенно в городах и на подъездах к ним: заторы движения, загазованность окружающей среды, дорожно-транспортные происшествия. Понимание сущности, причин и последствий автомобилизации в значительной мере неоднозначно, так как они во многом связаны с социальной природой общества, со всем укладом его экономической и духовной жизни.