Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 11:03, курсовая работа
Цель курсового проекта заключается в проектировании привода лебедки, который состоит из: электродвигателя, ременной передачи, червячного редуктора, муфты и приводного вала исполнительного органа. Электродвигатель, редуктор и опоры приводного вала барабана крепятся на общей раме. Учитывая назначение привода и невысокую скорость движения троса лебедки, точность элементов червячной передачи следует принять не выше 9-ой степени. Подобные приводы используются на различных стационарных или передвижных транспортерах.
Техническое задание 2
Введение 5
1 Кинематический расчет привода 6
1.1 Подбор электродвигателя 6
1.2 Определение частот вращения, крутящих моментов, угловых скоростей и мощностей на валах 7
1.3 Анализ результатов кинематического расчета 9
2 Расчет червячной передачи 10
2.1 Выбор материала червяка и червячного колеса 10
2.2 Определение допускаемых контактных напряжений и напряжений изгиба 10
2.3 Проектный расчет 12
2.4 Проверочный расчет 15
3 Расчет ременной передачи 19
3.1 Проектный расчет 19
3.2 Проверочный расчет 23
4 Эскизное проектирование 24
4.1 Проектные расчеты валов 24
4.2 Выбор типа и схемы установки подшипников 26
4.3 Составление компоновочной схемы 27
5 Конструирование валов, колес и шкивов 29
5.1 Конструирование червячного колеса 29
5.2 Установка колеса на вал 30
5.3 Конструирование вала-червяка 30
5.4 Конструирование вала колеса 30
6 Конструирование корпусных деталей и подбор крышек подшипников 31
7 Расчет муфты 32
8 Проверочный расчет подшипников 33
8.1 Подшипниковая пара вала-червяка 33
8.2 Подшипниковая пара вала червячного колеса 34
9 Проверочный расчет шпоночных соединений 35
10 Проверочный расчет валов 37
10.1 Вал-червяк 37
10.2 Вал червячного колеса 40
11 Определение критерия технического уровня редуктора 42
Заключение 43
Литература 44
Приложения 45
Подставим результаты из (3.18), (3.20) и (3.21) в (3.17):
smax=2+6,75+0,02=8,77 Н/мм2.
[s]р=10 Н/мм2 для клинового ремня.
smax<[s]р – условие прочности выполняется.
Определим размеры ступеней вала-червяка d1-x и l1-x – диаметр и длину:
Рис.4.1 Вал-червяк
(4.1)
где [t]к=10…20 Н/мм2 – заниженное допускаемое напряжение кручения.
Примем на этом этапе [t]к=12 Н/мм2.
мм.
Принимаем d1-1=16 мм по стандартному ряду ГОСТ 6636-69.
l1-1=(1,2…1,5)×d1-1.
l1-1=1,2×16=19,2 мм.
Округлив, получаем l1-1=20 мм.
2)
Под уплотнение крышки с
d1-2=d1-1+2×t, (4.
где t – высота буртика (зависит от диаметра предыдущей ступени).
t=2 мм.
d1-2=20+2×2=24 мм.
Принимаем d1-2=25 мм – под обойму подшипника.
l1-2»1,5×d1-2 (4.4)
l1-2»1,5×25=37,5 мм.
l1-2=38 мм.
3) С нарезанной частью:
d1-3=d1-2+3,2×r1, (
где r1 – координата фаски подшипника.
r1=1,6 мм.
d1-3=25+3,2×1,6=30,12 мм.
Принимаем d1-3=40 мм, чтобы приблизить значение к диаметру впадин витков df1 и повысить жесткость ответственной ступени вала.
4) Под подшипник:
d1-4=d1-2=25 мм.
Длина
l1-4 зависит от типа используемого
подшипника. При aw<160 мм применяют
конические роликовые подшипники типа
7000 для обеих ступеней. В этом случае l1-4=T=18,5
мм (по табл.К29, [5], с.415, для средней серии,
d=25 мм).
Определяем размеры ступеней вала с червячным колесом.
Рис.4.2 Вал червячного колеса
1) Под полумуфту:
(4.6)
Для тихоходной ступени рекомендуется повысить [t]к. Примем [t]к=15 Н/мм2.
Получаем:
мм.
Принимаем d2-1=40 мм по ГОСТ 6636-69.
l2-1=(1…1,5)×d2-1. (
l2-1=1,5×40=60 мм.
2) Под уплотнение и подшипник – аналогично формуле (4.3), t=2,5 мм.
d2-2=40+2×2,5=45 мм.
l2-2»1,25×d2-2 , (4.8)
l2-2=1,25×45=56,25 мм.
Округляем до ближайшего по Ra40:
l2-2=56 мм.
3)
Под колесо – аналогично
d2-3=45+3,2×3=54,6 мм.
Округлив, получаем d2-3=56 мм.
l2-3 определим графически.
4) Под подшипник:
d2-4=d2-2=45 мм.
l2-4=T=21 мм (здесь используем легкую серию).
5) 5-ю ступень тихоходного вала заменим распорной втулкой. Наружный диаметр втулки:
d2-5=d2-3+3×f, (4.
где f=2 мм – фаска ступицы колеса.
d2-5=56+3×2=62 мм.
По Ra40 d2-5=63 мм.
Длину втулки l2-5 найдем графически.
Ввиду невысокой стоимости и рекомендации [5], с.111, применяем в редукторе роликовые конические подшипники типа 7000 средней (на червяк) и легкой (на червячное колесо) серий. Обе пары ставим враспор.
Рис.4.3
Роликовый конический подшипник
На вал-червяк ставим подшипники 7305, d=25 мм, D=62 мм, T=18,5 мм, c=15 мм, Cr=29,6 кН, C0r=20,9 кН.
На вал колеса – подшипники 7209, d=45 мм, D=85 мм, T=21 мм, c=16 мм, Cr=42,7 кН, C0r=33,4 кН.
При вычерчивании червячной передачи учитываем зазор между парой червяк-колесо и стенками корпуса:
(4.10)
где L – расстояние между внешними поверхностями деталей передач.
Определим L графически:
L=259 мм.
мм.
Примем x=10 мм.
В процессе построения необходимо найти точку приложения реакций в опорах. Для роликоподшипников координата находится по формуле:
(4.11)
где e – коэффициент влияния осевого нагружения.
Для 7305 e=0,36;
для 7209 e=0,41.
Получаем точки приложения реакций для подшипников быстроходной (Б) и тихоходной (Т) ступеней:
мм.
мм.
Также на данном этапе определим направление вращения валов привода.
Исходя из направления вращения барабана и приняв правостороннее направление витков вала-червяка, получаем, что вал двигателя вращается по часовой стрелке, если смотреть со стороны вала.
Т. к. материалом зубчатого венца червячного колеса выбран серый чугун, все колесо проще изготовить цельнолитым.
Найдем условную толщину обода S для дальнейших расчетов:
S=0,05×d2 , (5.1)
S=0,05×168=8,4 мм.
Округлив, получаем S=8 мм.
S0»1,2×S=1,2×8»10 мм.
Наружный диаметр ступицы найдем по формуле:
dст=1,6×d, (5.2)
где d – внутренний диаметр (d2-3 вала).
dст=1,6×56=89,6 мм.
Принимаем dст=90 мм.
Длина ступицы определяется из условия:
lст=(1…1,5)×d. (5.
lст=60 мм.
Толщину диска находим по формуле:
C=0,5×(S+dст)³0,25×b2,
где dст – толщина ступицы.
Толщину определим по формуле:
(5.5)
мм.
C=0,5×(8+17)=12,5 мм.
Примем C=12 мм.
В диске – 4 отверстия, dотв=30 мм.
Фаски на торцах зубьев:
f=0,5×m. (5.6)
f=0,5×4=2 мм.
Фаска 2х45°.
Для колеса выберем посадку на вал с натягом и шпоночное соединение. Шпонку применяем призматической формы из стали с sв³600 Н/мм2. Длина по ряду Ra40 l=50 мм. Сечение bxh=16x10 мм (ГОСТ23360-78), фаска 0,5х45°.
Осевое фиксирование обеспечим установкой 2-х распорных втулок на 3-й ступени вала между торцами ступицы колеса и торцами внутренних колец подшипников.
На переходах ступеней 2-3 и 4-3 выполняем канавку со скруглением для выхода шлифовального круга шириной b=3 мм, глубиной h=0,25 мм, скруглением радиусом r=1 мм. На 3-й ступени плавный переход витков на цилиндрическую часть с обеих сторон обеспечивается фаской 6х24х75°. Посадочный диаметр под ведомый шкив ременной передачи выполним с утонением до 14 мм для выхода режущего инструмента, длина канавки 1,5 мм. Шкив соединим также через шпонку длиной l=12 мм, сечением bxh=5x5 мм, фаска 0,3х45° (ГОСТ23360-78). С обоих концов вала – фаски 2х45°.
Как и для вала-червяка, выполним канавки для выхода инструмента с обеих сторон от посадочной ступени колеса. Также, b=3 мм, h=0,25 мм, r=1 мм. Такую же канавку выполняем на ступени под муфту. Выходной конец вала – цилиндрический. На кромках 3-й ступени – фаски 1х45° для посадки колеса на вал. С обоих концов вала – фаски 2х45°. Соединение с муфтой – шпоночное, длина шпонки l=50 мм, сечение bxh=12x8 мм, фаска 0,5х45°.
Корпус проектируемого редуктора выбираем стандартный, разъемный, состоящий из крышки и основания. Форма корпуса – прямоугольная, с небольшими перепадами снаружи около посадочных мест подшипников. Подшипниковые бобышки и ребра находятся внутри, стяжные болты – только по продольной стороне корпуса. Крышки подшипниковых узлов ввиду небольших габаритов выполним накладными, фундаментные лапы не выступают за стенки корпуса.