Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 11:03, курсовая работа
Цель курсового проекта заключается в проектировании привода лебедки, который состоит из: электродвигателя, ременной передачи, червячного редуктора, муфты и приводного вала исполнительного органа. Электродвигатель, редуктор и опоры приводного вала барабана крепятся на общей раме. Учитывая назначение привода и невысокую скорость движения троса лебедки, точность элементов червячной передачи следует принять не выше 9-ой степени. Подобные приводы используются на различных стационарных или передвижных транспортерах.
Техническое задание 2
Введение 5
1 Кинематический расчет привода 6
1.1 Подбор электродвигателя 6
1.2 Определение частот вращения, крутящих моментов, угловых скоростей и мощностей на валах 7
1.3 Анализ результатов кинематического расчета 9
2 Расчет червячной передачи 10
2.1 Выбор материала червяка и червячного колеса 10
2.2 Определение допускаемых контактных напряжений и напряжений изгиба 10
2.3 Проектный расчет 12
2.4 Проверочный расчет 15
3 Расчет ременной передачи 19
3.1 Проектный расчет 19
3.2 Проверочный расчет 23
4 Эскизное проектирование 24
4.1 Проектные расчеты валов 24
4.2 Выбор типа и схемы установки подшипников 26
4.3 Составление компоновочной схемы 27
5 Конструирование валов, колес и шкивов 29
5.1 Конструирование червячного колеса 29
5.2 Установка колеса на вал 30
5.3 Конструирование вала-червяка 30
5.4 Конструирование вала колеса 30
6 Конструирование корпусных деталей и подбор крышек подшипников 31
7 Расчет муфты 32
8 Проверочный расчет подшипников 33
8.1 Подшипниковая пара вала-червяка 33
8.2 Подшипниковая пара вала червячного колеса 34
9 Проверочный расчет шпоночных соединений 35
10 Проверочный расчет валов 37
10.1 Вал-червяк 37
10.2 Вал червячного колеса 40
11 Определение критерия технического уровня редуктора 42
Заключение 43
Литература 44
Приложения 45
В результате кинематического расчета выбран электродвигатель и определены кинематические параметры привода. Согласно полученным данным, выбранный двигатель обеспечивает достаточную скорость и момент с учетом возможной перегрузки, которая может составить 8% при постоянной нагрузке, [4], с.7.
Ввиду малой мощности червячной передачи (менее 1 кВт), сравнительно непродолжительной работы (6 лет), а также из соображений технологичности и экономии выбираем предварительно архимедов червяк (ZA) из стали 40Х. Термообработку назначаем – улучшение и закалка ТВЧ до твердости на поверхности 45-50 HRCЭ, [s]T=750 МПа.
Для выбора материала зубчатого венца колеса необходимо знать ожидаемое значение скорости скольжения:
. (2.1)
м/с.
Т.к. vск<2 м/с, применяем материал группы III – мягкий серый чугун марки СЧ15, литье в песок, [s]В=150 МПа, [s]ВИ=320 МПа, [s]ВС=650 МПа ([1], с.202).
Рассчитаем допускаемые контактные напряжения для зубьев червячного колеса:
[s]H=175-35×vск , (2.2)
[s]H=175-35×0,97=141 МПа.
Допускаемые напряжения изгиба определим по формуле:
[s]F=KFL×[s]F0 , (2.3)
где KFL –
коэффициент долговечности;
[s]F0
– исходное допускаемое напряжение изгиба
для материала колеса.
[s]F0=0,22×[s]ВИ=70,4 МПа.
Коэффициент KFL можно найти следующим образом:
, (2.4)
где NFE –
эквивалентное число циклов нагружения
зубьев червячного колеса за весь срок
службы передачи.
Число циклов найдем по формуле:
, (2.5)
где KFE –
коэффициент эквивалентности;
NK – суммарное число циклов перемены
напряжений.
Коэффициент эквивалентности зависит от режима нагружения. Т.к. циклограмма нагружения не задана, принимаем в качестве расчетного типовой средний равновероятностный режим (см. рис.2.1), характерный для транспортирующих машин.
Рис.2.1 Типовые режимы нагружения
I - тяжелый; II - средний
равно вероятностный; III - средний нормальный;
IV - легкий; V - особо легкий.
Для выбранного режима KFE=0,1 согласно [4], с.32.
Суммарное число циклов определим по формуле:
NK=60×nв×Lh (2.6)
NK=60×19,1×12192=
Подставив значения в (2.5), затем – в (2.4) и в (2.3), получим:
NFE=0,1×13972032=
[s]F=0,96×70,4=67,6 МПа.
Предельные
допускаемые напряжения (контактные
и изгибные) для проверки на максимальную
статическую и единичную
[s]Hmax=1,65×[s]ВИ=1,65×
[s]Fmax=0,75×[s]ВИ=0,75×
Межосевое расстояние червячного редуктора определяется из условия:
, (2.7)
где Ka=610
– для архимедовых червяков;
KHb - коэффициент концентрации
нагрузки.
Для переменного режима нагружения коэффициент концентрации нагрузки определяют по формуле:
, (2.8)
где - начальное значение коэффициента.
Для нахождения существует диаграмма, рис.2.2.
Рис.2.2
График начального коэффициента концентрации
нагрузки.
В нашем случае uчр=20,94, для него число витков червяка z1=2.
Получаем =1,1.
Находим коэффициент концентрации нагрузки:
Подставим найденные значения в неравенство (2.7), получим:
мм.
Округлив до ближайшего большего стандартного, получаем aw=125 мм.
Число зубьев колеса найдем по формуле:
z2=z1×uчр . (2.9)
z2=2×20,94»42.
Предварительное значение модуля передачи определим по формуле:
, (2.10)
Приняв коэффициент в формуле (2.10) равным 1,5, получим:
Округлив до ближайшего стандартного, получаем m=4.
Далее найдем коэффициент диаметра червяка:
, (2.11)
Также округлим до стандартного: q=20.
Из
условия жесткости червяка
По полученным данным определяем коэффициент смещения:
(2.12)
.
Т.к. |x|<1, то aw, m, zчк и q выбраны верно, вносить изменения не требуется.
Находим угол подъема линии витка червяка на делительном цилиндре:
(2.13)
.
Угол подъема на начальном цилиндре найдем по формуле:
(2.14)
.
Определим фактическое передаточное число по формуле:
(2.15)
Разница между uчр и uф не превышает 5%. Следовательно, основные параметры передачи выбраны верно.
Определим делительный диаметр червяка:
d1=q×m (2.16)
d1=20×4=80 мм.
Диаметр вершин витков определим по формуле:
da1=d1+2×m (2.17)
da1=80+2×4=88 мм.
Диаметр впадин найдем по формуле:
df1=d1-2,4×m (2.18)
df1=80-2,4×4=70,4 мм.
Т.к. имеем x>0, то длина нарезанной части червяка определяется по формуле:
(2.19)
Округлив до ближайшего стандартного по ГОСТ 6636-69, получим:
b1=45 мм.
Т. к. предполагается фрезеровка и шлифовка червяка, рекомендовано ([4], с.34) увеличить b1 на 25 мм.
Окончательно b1=70 мм.
Находим делительный диаметр колеса:
d2=z2×m (2.20)
d2=42×4=168 мм.
Диаметр вершин зубьев найдем по формуле:
da2=d2+2×m×(1+x) (2.
da2=168+2×4×(1+0,25)=178 мм.
Диаметр впадин определим по формуле:
df2=d2-2×m×(1,2-x)
df2=168-2×4×(1,2-0,25)=
df2=160
мм.
Определим наибольший диаметр колеса из следующего условия:
, (2.23)
где k=4 – коэффициент, зависящий от типа червяка.
.
мм.
Округлив до стандартного по ГОСТ 6636-69, принимаем daM2=180 мм.
Находим ширину зубчатого венца по формуле:
b2=ψa×aw , (2.24)
где ψa=0,355 при z1=2.
b2=0,355×125=44,38.
Округляем до ближайшего стандартного, получаем:
b2=45 мм.
Определим скорость скольжения в зацеплении:
, (2.25)
где gw – начальный
угол подъема витка;
vw1 – окружная скорость на начальном
диаметре червяка.
Составляющая скорости vw1 будет равна:
. (2.26)
м/с.
м/с.
Уточним допускаемое напряжение [s]H по формуле (2.2):
[s]H=175-35×0,43=159,95 МПа.
Найдем расчетное по формуле условия прочности:
, (2.27)
где Zs=5350 – для архимедова
червяка;
k – коэффициент нагрузки.