- это не только
стандарт на систему менеджмента, но и
техническая спецификация, которая применяется
при производстве автомобильной продукции
или на станциях технического обслуживания.
Производство рассматривается как процесс
создания материалов и частей, сборка,
термообработка, покраска и обшивка.
- Процесс разработки
и внедрения ISO/TS 16949 хотя и базируется
на стандарте ISO
9001:2000, но
значительно превосходит его по жесткости
требований.
- В целом схема
внедрения СМК по ИС0 16949
представляет собой следующие этапы:
- 1. Организация
диагностического аудита предприятия
на соответствие ИСО 16949. В процессе аудита
будут выявлены основные недостатки, сбои
в работе и дефекты в системе управления
качеством.
- 2. Формирование
группы специалистов, на которых будут
возложены функции представителей службы
качества в компании.
- 3. Обучение
менеджеров службы качества требованиям
ИС0 16949.
- 4. В сотрудничестве
с представителями службы качества на
предприятии составление плана подготовительных
мероприятий для внедрения ИСО 16949
- 5. Формирование
пакета документов, разработка и апробация
методов, схем работы, процедур, должностных
инструкций, внутренних стандартов и форм
отчетности для каждого конкретного подразделений
компании.
- 6. Согласование
комплекта регламентирующих и организационных
документов, а также плана проведения
внутренних аудитов в компании.
- 7. Создание
презентационных материалов для проведения
инструктажа персонала предприятия. В
рамках инструктажа сотрудники компании
получат информацию об основных принципах
работы ИС0 16949, кадровой политике в рамках
ИС0 16949, а также о планируемых изменениях
в работе компании в связи с внедрением
ИС0 16949.
- 8. Организация
внутренних аудитов СМК, обнаружение несоответствий
и составление итоговых отчетов о состоянии
СМК в компании.
- 9. Изменение
СМК по итогам проведенных аудитов и исследований
в рамках мониторинга текущей деятельности.
- 10. Организация
спектра подготовительных мероприятий
для предстоящего внешнего аудита сертифицирующим
органом.
- 11. Разработка
плана улучшения и развития СМК.
- 12. Проведение
сертификационного аудита на соответствие
СМК компании требованиям ИСО 16949. Подготовка
итоговых отчетов по результатам внешнего
аудита.
- 13. Реализация
корректирующих мер.
- На основе
многолетнего опыта работы со стандартами
семейства ИСО, рекомендуется предварительно
организовать внедрение именно ИС0 9001:2008.
- Данный стандарт
является более обобщенным и предъявляет
более мягкие требования к работе СМК
в компании.
- ИС0 16949 является
стандартом с ярко выраженной профильностью
и его внедрение, реализация требований
и сертификация является крайне сложным
процессом. Особенно для тех компаний,
у которых нет опыта реализации требований
ИСО 9001:2008.
Если потребителем не установлено иначе,
системы менеджмента
- качества
организаций-поставщиков должны быть
сертифицированы на соответствие
- СТ РК ИСО
9001-2005, аккредитованным органом по сертификации
(третьей стороной)
- Сертификация
по ИС0 16949 позволит:
- Повышать
качество поставки серийной продукции
и процессов на предприятии.
- Применять
общепринятые требования международных
систем качества к автомобильной индустрии.
- Участвовать
в тендерах на производство комплектующих
как для отечественных, так и для иностранных
автопроизводителей и фирменных автосервисов.
- Удерживать
свою долю рынка, расширяя ее за счет не
прошедших сертификацию поставщиков.
- Оценивать
поставщиков.
- Проводить
аудиты "третьей стороны", с гарантированной
идентичностью требований.
- Проводить
аудиты в интересах клиента.
- Получить
сертификат по международному, т.е. признанному
во всём мире, стандарту ISO/TS 16949:2002, вместо
множества сертификатов по каждому из
национальных стандартов.
Практическая
работа 13
Концепция
перехода к модели
устойчивого развития.
Стандарты
на системы менеджмента
ISO 50001 – НОВЫЙ БАЗОВЫЙ
СТАНДАРТ
УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГИЕЙ
- ISO 50001 -«Системы
энергоменеджмента — Требования с
руководством
по использованию» (EN 16001:2009 )
- 1. Устанавливает
требования для системы энергоменеджмента,
позволяющей организации предпринять
системный подход к непрерывному улучшению
- - энегоэффективности
(energy efficiency)
- -энергопараметров
(energy performance) .
- 2. Пригоден
для сертификации
- ISO
ведёт разработку стандарта
энергоменеджмента ISO 50001 (Системы
энергоменеджмента
– Требования и руководство
по применению),
который станет основой
национальных, корпоративных
и муниципальных стандартов
энергоменеджмента
для многих стран мира.
- Стандарт
энергоменеджмента ISO 50001
станет базовым, наряду
с стандартами качества
и экологии - ISO 9001 и
ISO 14001. Стандарт энергоменеджмента ISO 50001
станет новым практическим
инструментом, который
позволяет одновременно,
планомерно и непрерывно
снижать потребление
энергии, сокращать
нагрузку на окружающую
среду и получать
финансовые преимущества.
- В
ряде европейских стран (Дании,
Ирландии, Швеции, Испании),
а также в США и Южной
Корее уже успешно
применяются национальные
стандарты энергоменеджмента,
ставшие основой для
ISO 50001.
-
Подготовленный экспертами
рабочей группы ИСО/ТК 242
рабочий проект ISO 50001
воспроизводит американский
подход, хотя учитывает,
как южнокорейский стандарт KS A 4000,
так и проект обсуждаемого
общеевропейского стандарта
EN 16001.
-
Будущий стандарт будет
применим ко всем типам
организаций и предприятий,
независимо от их отраслевой
принадлежности, размеров
и вида собственности,
подобно стандартам
ISO 9001 и ISO 14001.
Модель
процесса непрерывного
совершенства – цикл
- Внедрение
и функционирование
системы
- Квалификация,
обучение и компетентность.
Оба проекта (и EN 16001,
и ISO 50001) требуют от организации,
чтобы она гарантировала,
что любое лицо, выполняющее
задачи для или от ее
имени, которые связаны
с использованием энергии,
было компетентно на
основе соответствующего
образования, подготовки
или опыта.
- Каждый
уровень управленческого
персонала должен быть
соответствующим образом
информирован и обучен
в области энергоменеджмента,
чтобы быть способным
выполнять свои функции.
- Стадия
проектирования.
В отличие от EN 16001
вопросы энергосбережения
на этой стадии включены
в проект ISO 50001 отдельным
пунктом. Так, организация
должна оценивать и
вести записи факторов
существенного использования
энергии при разработке
спецификации, проектировании,
модификации или реконструкции
систем энергопотребления,
оборудования и/или
зданий. Оценка возможностей
улучшения энергоэффективности
должна быть включена
в проектировочные действия
на всех стадиях любого
проекта.
Контроллинг.
В этой части оба стандарта
требуют от организации
верифицировать и планировать
операции, которые связаны
с факторами существенного
использования энергии (в EN 16001 - "существенными
энергоаспектами")
и могут гарантировать
реализацию энергополитики,
достижение энергоцелей
и показателей.
- Управление
документами.
Общий элемент всех
систем менеджмента
и потому неизменный
раздел всех стандартов
на такие системы, в
т.ч. ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001.
Будет он включен и в EN 16001,
и в ISO 50001. Обычно в разделе
излагается то, из чего
должна состоять документация
системы в бумажной
или электронной форме,
от каких факторов зависит
степень документирования
процессов и требований,
устанавливается необходимость
периодичес кого обновления
документации по мере
необходимости и т.п.
- Разделение
обязанностей. Все
должностные лица, работающие
для и от имени организации,
должны получить
обязанности в секторе
энергоменеджмента.
Это общая аксиома обеих
стандартов: и EN 16001,
и ISO 50001. Для выполнения
этой цели путём распределения
обязанностей должны
быть установлены новые
внутренние связи.
- Закупки.
Проектом ISO 50001 предъявляются
требования к приобретению
только энергоэффективного
оборудования. Организация
должна определить
и обеспечивать процедуры,
позволяющие оценивать
энергопотребление
закупаемого оборудования
и класс его энергетической
эффективности.
- Вопросы
покупки энергии, в т.ч.
качества энергоресурсов.
Организация должна
определить и документировать
технические требования
и спецификации закупаемых
энергоресурсов.
- Проверка
эффективности системы
- Мониторинг
и измерения. Как
и в EN 16001, проект ISO 50001
требует от организации
идентификации и
описания требований,
предъявляемые к измерениям
и мониторингу..
- Аудит
системы энергоменеджмента.
Подобно EN 16001 в проекте
ISO 50001 предусмотрено,
что в запланированные
интервалы организация
должна выполнять аудиты ,
чтобы гарантировать,
что система соответствует
требованиям стандарта,
эффективна, внедрена
и поддерживается в
рабочем состоянии.
- График
аудитов должен
быть спланирован, учитывая
статус и важность аудируемых
процессов и областей,
а также результаты
предыдущих аудитов.
Выбор аудиторов и проведения
аудитов должен гарантировать
объективность и беспристрастность
процесса аудита.
- Анализ
системы со стороны
высшего руководства.
Должен быть утверждён
план анализа эффективности
высшим руководством
дееспособности
системы энергоменеджмента.
- Исходя
из проекта ISO 50001 организация
должна:
- - установить,
документировать, внедрить и поддерживать
в рабочем состоянии систему энергоменеджмента
- -определить
и документировать область и
границы системы энергоменеджмента;
- -определить
энергополитику;
- -установить
цели в области энергоэффективности и
гарантировать
- их достижение
;
-
-определить необходимые критерии и методы
для определения
- энергоэффективности
-
-выделить необходимые ресурсы;
-
-проводить анализов системы со стороны
руководства
Практическая
работа 14
Экологическая
безопасность и рациональное
природопользование.
Стандарты
– это средство управления качеством
окружающей среды. Мировое сообщество
проводит громадную работу по защите
окружающей среды. Например, в ЕС принято
более 90 директив в области экологии.
Они касаются генеральной политики
ЕС по охране окружающей среды, качества
воды, качества воздуха, промышленных
рисков и биотехнологии, отходов, шумов.
Директивы
по генеральной политике ЕС направлены
на методы оценки стоимости контроля за
загрязнением в промышленности; оценку
степени влияния некоторых государственных
и частных проектов на окружающую среду;
создание Европейского агентства по охране
окружающей среды, сети контроля и обеспечение
информацией и др. Директивы
в отношении воды
охватывают проблемы защиты рек, морей
и других водоемов; вопросы качества питьевой
воды; сброса в водоемы отходов некоторых
опасных веществ; качества пресной воды,
нуждающихся в охране в целях поддержания
жизни рыб и разведения ракообразных,
и др. Директивы
по защите воздуха и
промышленным рискам
устанавливают ограничения применения
некоторых опасных веществ и препаратов;
перечень веществ, подпадающих под директиву
«Классификации, упаковке и маркировке
опасных веществ»; обязательные требования
к экспорту и импорту опасных химикатов;
нормы по содержанию в воздухе некоторых
конкретных веществ (асбеста, двуокиси
азота, свинца, двуокиси серы и др.). Директивы,
относящиеся к проблемам
отходов, определяют требования по очистке
сточных вод в городских условиях; по защите
воздушной среды от загрязнений, выделяемых
установками для сжигания мусора; по надзору
и контролю за перевозкой опасных отходов;
по удалению отработанного масла и другие
нормы по конкретным объектам. В то же
время создана и общая Стратегия ЕС по
ликвидации отходов. Директивы
по ограничению шумов нормируют
уровень шума, создаваемого различным
оборудованием, промышленными установками,
бытовыми приборами, а также самолетами,
автомобилями и т.д.
В ЕС введена
экомаркировка специальным знаком рис.
в целях
достоверного информирования потребителей
об экологичности приобретаемого продукта
и стимулирования изготовителей к соблюдению
норм и требований по охране окружающей
среды. Экознак не распространяется на
пищевые продукты, напитки и лекарственные
препараты. Им маркируют товары, которые
содержат вещества и препараты, отнесенные
директивами к опасным, но в допустимых
пределах. Цвет
знака может быть зеленым, голубым, черным
на белом фоне, белым на черном фоне.
Для получения
права использовать экознак изготовить
должен представить продукт для оценки
его экологичности, чем обычно занимаются
по сертификации, с которыми соискатель
может заключить контракт по каждому виду
продукции отдельно. Экознак активно используется
в рекламе и способствует продвижению
товара на рынок, положительно влияя на
конкурентные позиции продавца (изготовителя).
Один
из важнейших аспектов экологической
стандартизации – утилизация
отходов производства
и потребления.
Специалисты
подсчитали, что человечество за всю
историю своего существования сумело
довести использование по назначению
исходного сырья в лучшем случае
до 5%. Около 20% уходит на промышленные выбросы
(сбросы) и более 70% -другие отходы.
В Казахстане
проблема утилизации отходов производства
и потребления отражена в следующих
законах:
-Об
охране окружающей среды;
-Об
экологической экспертизе;
-О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения;
-О недрах;
-О предприятиях
и предпринимательской деятельности;
-О защите
прав потребителя;
-О сертификации
продукции и услуг;
-Об
обороне.
В таблице
приведены законы, действующие в
зарубежных странах.
Таблица.
Национальные законы в области охраны
окружающей среды зарубежных государств.
Страна |
Год
принятия |
Наименование
закона |
1 |
2 |
3 |
США |
1970 |
О национальной
политике в области охраны окружающей
среды. |
США |
1972, с дополнениями
1980 и 1984 гг. |
Об охране, использовании
морской среды и о морских
заповедниках (закон о сбросах
в океан) |
США |
1980, с дополнениями
1986г. |
О принятии всеобъемлющих
мер по охране окружающей среды, выплате
компенсаций и ответственности (закон
о суперфонде) |
США |
1976, с дополнениями
1980 и 1984 гг. |
О переработке
и сохранении сырьевых ресурсов |
США |
1972, с поправками
и дополнениями 1975 и 1978 гг. |
Об инсектицидах,
фунгицидах и родентицидах |
США |
1976г. |
О контроле за токсичными
веществами |
Великобритания |
1974г. |
О контроле за загрязнениями |
Франция |
1976г. |
Об охране природы |
Япония |
1967г. |
Основной закон
о борьбе с загрязнением окружающей среды |
Швеция |
1969, пересмотрен
в 1981г |
Об охране окружающей
среды |
Япония |
1971, с поправками
1976г. |
Об удалении
отходов |
Великобритания |
1972г. |
О хранении ядовитых
отходов |
ФРГ |
1972г. |
Об уничтожении
отходов |
Япония |
1973г. |
Об испытании
и регулировании производства химических
веществ |
Швеция |
1973г. |
О продуктах, опасных
для здоровья человека и окружающей
среды |
Канада |
1975г. |
О веществах, загрязняющих
окружающую среду |
Франция |
1977г. |
О контроле за химическими
продуктами |
ФРГ |
1980г. |
Об охране от
опасных химических веществ |
Греция |
1952г. |
О контроле за использованием
пестицидов |
Греция |
1977г. |
О контроле за сельскохозяйственными
химикатами |
Нидерланды |
1962, с поправками
1975г. |
О пестицидах |
Люксембург |
1968г. |
Об использовании
пестицидов |
Бельгия |
1969г. |
О пестицидах |
Финляндия |
1969г. |
О пестицидах |
Великобретания |
1985г. |
Об охране пищевых
продуктов и окружающей среды |
Япония |
1948, с дополнениями
1949, 1951, 1962 и 1971гг. |
О регулировании
использования сельскохозяйственных
химикатов |
ФРГ |
1986 |
Об обезвреживания
отходов |
ФРГ |
1986 |
О водном хозяйстве |