Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:37, курсовая работа
В конце 30-х годов в нефтеперерабатывающую промышленность начинают интенсивно внедрять каталитические процессы. Из них наибольшее распространение получил каталитический крекинг на алюмосиликатных катализаторах.
Каталитический крекинг на алюмосиликатных катализаторах является одним из наиболее распространенных процессов в нефтеперерабатывающей промышленности и способствует значительному углублению переработки нефти, а также в значительной мере определяет технико-экономические показатели современных и перспективных НПЗ топливного профиля. Доля каталитического крекинга в общем объёме перерабатываемой нефти в некоторых странах весьма значительна.
Выжигание кокса с катализатора в регенераторе происходит за счет подаваемого в регенератор воздуха и поддержания определенных условий в регенераторе. Наряду с регенерированным катализатором получаются газы. За счет применения ряда специальных аппаратов и устройств тепло этих газов используется для получения водяного пара, который в дальнейшем используется на технологические цели в процессе каталитического крекинга.
Установка с циркуляцией шарикового катализатора (установка 43-102 ) состоит из двух основных узлов – нагревательно-фракционирующего и реакторного. В нагревательно-фракционирующей части происходит нагревание, испарение и смешение сырья с рециркулирующим каталитическим газойлем, разделение продуктов крекинга, включая конденсацию бензина и отделение жирного газа от нестабильного бензина. В реакторной части осуществляется каталитический крекинг и регенерация катализатора.
Для
транспортирования
Установки с подвижным слоем шарикового катализатора
Применение в промышленности процесса каталитического крекинга в подвижном слое шарикового катализатора позволило осуществить многотоннажное производство высококачественных бензинов и повысить выход дисстиллятных топлив из газойлей первичного и вторичного происхождения. Простота процесса, небольшие капитальные затраты и эксплуатационные расходы, значительный выход бензина.
На рисунке 1[1], показаны схемы реакторно-регенераторного
блока с двухкратным подъемом катализатора
на установках термофор и 43-102.
а – на установке термофор
с многозональным выжигом
1 – реактор; 2 – напорный трубопровод;
3 - бункер; 4 – подъемник для
I - сырье; II – продукты крекинга; III - воздух;
IV – дымовые газы; V - вода; VI – насыщенный
водяной пар; VII – перегретый водяной пар;
VIII – инертный газ.
Рисунок 1 – Принципиальная схема
реакторно-регенераторного
Сырье в паровой фазе подается в реактор. Продукты реакции из реактора направляются на фракционирование в ректификационную колонну. Регенерированный катализатор подъемником (или ковшевым элеватором) поднимаются в бункер, оттуда по напорному трубопроводу поступает в реактор, где самотеком движется вниз. Пройдя отпарную секцию, катализатор поступает в подъемник, откуда транспортируется в верхнюю часть регенератора. После выжига отложившегося кокса и охлаждения в водяных холодильниках катализатор вновь поступает в подъемник, и цикл движения катализатора повторяется.
Контактирование
паров сырья и воздуха с
катализатором, движущимся через реакционный
аппарат сплошным слоем, происходит
значительно эффективнее, чем с катализатором,
находящимся в стационарном слое. При
этом процесс осуществляется непрерывно.
Следующей ступенью
в развитии технологии каталитического
крекинга в подвижном слое шарикового
катализатора являются отечественные
установки 43-1 и 43-102М и зарубежная установка
гидрифлоу с однократным подъемом катализатора.
Технологические схемы этих трех установок
приведены на рисунке 2[1].
а - установка термофор (43-1) с однократным подъемом катализатора; б - установка 43-102М с соосным расположением реактора и регенератора; в – установка гидрофлоу.
1 – регенератор; 2 – реактор; 3 – бункер-сепаратор; 4 – подъемник регенерированного катализатора; 5 – дозеры; 6 – воздуходувки; 7 – топка под давлением.
I
- сырье; II - продукты крекинга; III - воздух;
IV - дымовые газы; V - вода; VI - водяной
пар.
Рисунок
2 – Схемы установок
Отличительные особенности установки 43-1 – расположение (впервые в мире) реактора над регенератором и применение принципа пневмотранспорта.
При
однократном подъеме
Основное развитие в перспективе получат комбинированные установки каталитического крекинга Г-43-107 и их модификации. В их состав входят, кроме собственно установки каталитического крекинга, блок гидроочистки сырья крекинга производительностью 2 млн. т/год и блок газофракционирования и стабилизации бензина.
Показатели
процесса каталитического крекинга
газойлевых фракций на шариковом
цеолитном алюмосиликатном
2 Выбор и обоснование технологической
схемы
В данном курсовом проэкте
рассмотрен процесс
Так как в качестве сырья используется вакуумный газойль, то выбран вариант установки с многозональным выжигом кокса и двумя пневмоподъемниками (типа 43-102).
По сравнению с установкой типа 43-102 установки каталитического крекинга с неподвижным слоем катализатора обладают рядом недостатков
1 Необходимость сооружения
На установке с неподвижным катализатором в реакционных (контактных) камерах попеременно осуществляется то крекинг сырья, то регенерация катализатора. Реакционные камеры здесь являются основными и наиболее сложными аппаратами. Конструкция такого аппарата должна обеспечивать равномерное распределение паров в слое катализатора при реакции и надежный отвод тепла при регенерации катализатора.
По окончании крекинга из
Чтобы вся установка работала непрерывно, предусматривают несколько реакционных камер – обычно три.
2 Высокие требования
Важной особенностью работы
3 Высокие требования к стабильности катализатора.
Что касается катализатора, его
стабильность, по сравнению с
катализаторами для других систем крекинга,
должна быть значительно выше. Вначале
Гудри запатентовал в качестве катализатора
гидрированные силикаты, содержащие 70-80
% окиси кремния, 10-20 % окиси алюминия, 3
% окиси железа и не более 10 % других окислов.
В дальнейшем требования к катализатору
стали выше и в промышленности нашел применение
катализатор, обеспечивающий работу установки
в течение 1,5 лет. Постепенное падение
активности катализатора частично компенсируется
повышением температуры реакции.
3 Описание принципиальной технологической
схемы установки каталитического крекинга
(Приложение)
Сырье из резервуаров центробежным насосом Н-1 прокачивается по межтрубному пространству теплообменника Т-2, где нагревается теплом легкого газойля и по межтрубному пространству теплообменника Т-3, где нагревается за счет тепла нижнего циркуляционного орошения колонны К-1 и балансового количества тяжелого газойля до температуры не ниже 110 0С и поступает двумя потоками в нагревательную печь П-2. На выходе из печи потоки объединяются в один общий поток.
Из печи П-2 сырьевой поток направляется в реактор Р-1. Пройдя узел ввода, пары сырья подвергаются крекингу путем контакта с регенерированным катализатором. Продукты реакции в парообразном состоянии через газосборники отводятся из зоны реакции и по двум шлемовым линиям направляются на ректификацию в ректификационную колонну К-1 под нижнюю контактную тарелку.
Ректификационная
колонна К-1 имеет 24 тарелки желобчатого
типа. Вверх колонны заполнен кольцами
«Паля». Сверху колонны К-1 смесь
паров бензина, газа и водяного пара
отводится в воздушный
С 8-й и 12 или 16-й тарелок колонны К-1 легкий газойль направляется в отпарную колонну К-2, в котором имеется 6 тарелок желобчатого типа.
В колонне К-2 происходит отпарка легкого нефтепродукта острым водяным паром, подаваемым под первую тарелку. Пары из К-2 направляются под 9-ю или 17-ю тарелки колонны К-1.
С низа стриппинг (отпарной) - колонны К-2 легкий газойль центробежными насосами Н-3 прокачивается через трубное пространство теплообменника Т-2, и направляется в товарно-сырьевой цех как компонент дизельного топлива или на установки гидроочистки цеха №9.
Тяжелый каталитический газойль с низа колонны К-1 насосом Н-2 прокачивается по межтрубному пространству теплообменника Т-3, и подается на четвертую тарелку колонны К-1 как нижнее циркуляционное орошение. Избыток тяжелого газойля откачивается в ТСЦ.
На реакторном блоке установки осуществляется контактирование паров сырья с движущимся шариковым катализатором в реакторе Р-1 и регенерация отработанного катализатора в регенераторе Р-2.
Нефтяные пары из печи П-2 по трансферной линии поступает в реактор Р-1 – в узел ввода сырья реакционной зоны и параллельно с движущимися к низу катализатором опускаются к сепарационной зоне реактора.
Давление в реакторе должно быть не выше 0,69 кгс/см2, превышение этого давления может вызвать зависание катализатора в напорном стояке и прекращение его циркуляции через реактор.