Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 05:54, курсовая работа
При сгорании сернистых дизельных топлив образуются окислы серы SO и SO2, которые в зоне пониженных температур вместе с конденсирующимися парами воды образуют сернистую и серную кислоты и оказывают сильное корродирующее действие на металл двигателя. Борьбу с сернистой коррозией ведут способами: во-первых, применением устойчивых против коррозии металлов для гильз цилиндров и поршневых колец; во-вторых, применением присадок к топливам и маслам, нейтрализующих агрессивное действие продуктов сгорания серы; в-третьих, очисткой топлив от сернистых соединений.
Введение……………………………………………………
1.Назначение гидроочистки………………………………..
2.Теоретические основы процесса…………………………
3.Сырье и продукция………………………………………….
4.Выбор установки гидроочистки…………...
5.Описание технологической схемы…………………………
6.Выбор катализатора………………………………………….
7.Расчет основного оборудования установки:……………….
1. Расчет реакторного блока………………………………
2. Расход колонны водорода на гидроочистку…………...
3. Потери водорода с отдувом…………………………….
4. Материальный балланс установки………………………
5. Материальный балланс реактора……………………….
5.2. Тепловой баланс………………………………………
5.3. Расчет объема катализатора………………………….
5.4. Размер реактора……………………………………….
8. Экономическая часть………………………………………
9. Охрана труда
10. Автоматизация и КИП………………………………...
11. Гражданская оборона………………………………………
Повышение температуры выше допустимой ускоряет реакции закоксовывания катализатора, не увеличивая сколько-нибудь существенно глубины очистки. Срок службы катализатора при этом существенно сокращается.
С ростом общего давления в процессе, при прочих равных условиях, растет парциальное давление водорода, что ускоряет реакцию гидрирования и способствует уменьшению возможности отложения кокса на катализаторе. Суммарное парциальное давление водорода слагается из раздельных влияний общего давления, концентрации водорода в циркуляционном газе и отношения водород-углеводородное сырье. Хотя все положительные результаты достигаются за счет увеличенного расхода водорода, целесообразно поддерживать и общее давление и содержание водорода в циркуляционном газе на максимально высоком уровне, насколько это допускается ресурсами свежего водородсодержащего газа и экономическими соображениями.
Заметное влияние парциального давления водорода на глубину гидроочистки в интервале значений от 1,0 до 5,0 МПа. Выше 5,0 МПа влияние давления на качество гидроочистки незначительно.
Глубина очистки сырья зависит от объёмной скорости подачи сырья. Объёмной скоростью называется отношение объёма жидкого сырья, подаваемого в реактор за 1 час, к общему объёму катализатора:
Размерность объёмной скорости
С уменьшением объёмной скорости увеличивается глубина очистки сырья.
Объёмная скорость, а, следовательно, количество загружаемого катализатора, выбирается в зависимости от содержания серы в сырье, необходимого содержания серы в гидрогенизате и активности гидрирующего катализатора.
При гидроочистке прямогонных дистиллятов из сернистых нефтей (содержание серы не выше 1,0 % масс.) объёмная скорость подачи сырья составляет 2,3 – 6,0 час-1. Увеличение объёмной скорости жидкого сырья или уменьшение продолжительности контакта при скорости жидкого сырья ведет к снижению интенсивности всех каталитических и термических реакций. Однако при этом уменьшается расход водорода и образование кокса на катализаторе.
Объемная оптимальная скорость для каждого конкретного вида сырья определяется опытным путем, при этом необходимо учитывать и другие факторы: тип и состояние катализатора, температуру, парциальное давление водорода, которые также влияют на степень обессеривания.
Для достижения требуемого качества топлива при высоких объёмных скоростях требуется ужесточение режима, т.е. применение более высоких температур и парциальных давлений. Ужесточение режима в значительно большей мере отражается на ухудшении экономических показателей, чем некоторое увеличение реакционного объёма.
При неизменных температуре, объёмной скорости и общем давлении отношение водород-углеродное сырье влияет на долю испаряющихся углеводородов, парциальное давление водорода и продолжительность контакта с катализатором. Каждый из этих факторов в свою очередь влияет на степень гидроочистки.
Приемлемая степень обессеривания (выше 94%) обеспечивается при изменении мольного отношения водород-углеводородное сырье в довольно широких пределах: от 5:1 до 15:1.
В промышленной практике объёмное отношение водород- углеводородное сырье или кратность циркуляции выражается отношением объёма водорода при нормальных условиях к объёму сырья. С точки зрения экономичности процесса заданное отношение целесообразно поддерживать циркуляцией водородсодержащего газа. В этом случае большое значение приобретает концентрация водорода в циркуляционном газе:
Концентрация водорода, % об. 100 90 80 70 60
Отношение водород:
углеводородное сырье 200 220 250 286 300
Таким образом, чем ниже концентрация водорода в циркуляционном газе, тем больше его нужно подавать на 1 м3 сырья для обеспечения заданного отношения водород-углеводородное сырье.
Увеличение отношения циркуляционный газ – сырье в значительной степени определяет энергетические затраты. Кроме того, нужно иметь в виду, что с понижением концентрации водорода в циркуляционном газе несколько уменьшается безрегенерационный цикл работы катализатора. Если по условиям эксплуатации отсутствует возможность повысить концентрацию водорода в циркуляционном газе на входе в реактор до оптимального значения, то следует идти по пути повышения общего давления в системе (и, как следствие, повышение парциального давления водорода).
Увеличение отношения водород: сырье и, соответственно, повышение кратности циркуляции водородсодержащего газа влияет на фазовое состояние газо-сырьевой смеси на входе в реактор. При одних и тех же температуре и давлении снижение кратности циркуляции способствует сдвигу равновесия в сторону образования жидкой фазы, и наоборот, повышение кратности циркуляции способствует образованию паровой углеводородной фазы. Аналогичный эффект можно получить, изменяя давление в системе при постоянных кратности и температуре.
Снижение давления сдвигает равновесие в сторону образования паров, повышение – жидкости.
Активность катализатора
Высокая
активность катализатора позволяет
проводить процесс с более
высокой объёмной скоростью и
увеличивает глубину
Свежий катализатор ГКД-202 должен иметь индекс активности не менее 85%.
Свежий катализатор АКМ должен иметь относительную активность по обессериванию дизельного топлива не менее 96%.
В
первоначальный момент активность свежего
или отрегенерированного
В процессе эксплуатации активность катализатора снижается за счет кокса на поверхности катализатора. Если коксообразование произошло при резких падениях давления в системе, повышении температуры на входе в реактор выше допустимой, прекращении циркуляции водородсодержащего газа, то для восстановления активности катализатора проводят его паро-воздушную регенерацию.
Постепенно
катализатор «стареет» за счет рекристаллизации
и изменения структуры
3.
СЫРЬЕ И ПРОДУКЦИЯ
Характеристика исходного сырья, материалов, реагентов катализаторов, полуфабрикатов, изготовляемой продукции [10] приведена в таблице 3.1.
Таблица 3.1. – Характеристика исходного сырья, материалов, реагентов, катализаторов, полуфабрикатов, изготовляемой продукции.
Наименование сырья, материалов, реагентов, катализаторов, полуфабрикатов, изготовляемой продукции | Номер государственного или отраслевого стандарта, технических условий стандарта предприятия | Показатели качества, обязательные для проверки | Норма (по ГОСТу, ОСТу, ТУ, СТП) |
Фракция дизельного топлива прямогонная | СТП 0152307.02.60-89 |
для приготовления топлива марки «Л» для приготовления диз. топлива утяжеленного фракционного состава до 3600С перегоняется, %, не менее: для приготовления топлива марки «Л»; для приготовления диз. топлива утяжеленного фракционного состава; 2.Вязкость кинематическая при 200С, мм2/с, в пределах: для приготовления топлива марки «Л»; для приготовления диз. топлива утяжеленного фракционного состава 3. Температура
вспышки, определяемая в |
280 290 96 90 3,0-6,0 3,0-6,5 40 |
Фракция дизельного топлива каталитического крекинга | СТП 0152307.02.87-87 |
компонент дизтоплива (фракция 200-3500С)
компонент дизтоплива утяжеленного фракционного состава 2. Температура
вспышки, определяемая в |
280 290 360 90 40 |
Водородсодержащий газ | СТП 0152307.02.101-87 |
|
70-90
0,003 |
Катализатор ГКД-202 | ТУ 38.101806-82 |
|
1,0-2,1
0,55-0,75 3,0 |
Катализатор АКМ | ТУ 38.101194-91 |
|
2,0±0,5
0,67-0,85 2,5 |
Моноэтаноламин технический | ТУ 6-02-915-84 |
1 сорт 2 сорт 3 сорт
высший сорт 1 сорт 2 сорт 3 сорт
Высший сорт 1 сорт 2 сорт 3 сорт |
98,5 98,0 95,0 78,0 1,015-1,018 1,015-1,018 1,015-1,025 1,015-1,050 0,8 1,0 3,0 разность между 100% и суммарным содержанием моно и диэтанол-аминов |
Газ инертный | СТП 01.02.65-86 |
|
0,5
0,1 0,5 |
Газ углеводородный | СТП 0152307.02.85-87 |
сумма углеводородов С5, не более 2. Массовая доля сероводорода, %, не более |
10,0 1,0 не нормир., определен. обязательно |
Фракция дизельного топлива гидроочищенная | СТП 0152307.02.61-87 | 1. Фракционный
состав:
50% перегоняется при температуре, 0С, не выше: для приготовления диз. топлива фракции (180-360) 0С для приготовления диз. топлива утяжеленного фракционного состава 96% перегоняется при температуре, 0С, не выше для приготовления диз. топлива фракции 180-3600С до 3600С перегоняется, %, не менее для приготовления диз. топлива утяжеленного состава
для приготовления диз. топлива фракции 200-3500С для приготовления диз. топлива утяжеленного фракционного состава
Для приготовления диз. топлива фракции 200-3500С Для приготовления диз. топлива утяжеленного фракционного состава |
280 290 360 90 0,15 0,25 3,0-6,0 3,0-6,5 |
4. ОБОСНОВАНИЕ
ВЫБОРА УСТАНОВКИ ГИДРООЧИСТКИ
Технологические схемы установок гидроочистки, как правило, включают блоки: реакторный, стабилизации, очистки газов от сероводорода, компрессорную. Блоки установок, перерабатывающих различное сырье, имеют свои особенности. Схемы установок различаются вариантом подачи ВСГ (с циркуляцией или "на проток"), схемой узла стабилизации (с обычной отпаркой при низком давлении с помощью печи или рибойлера; с поддувом водяного пара или нагретого ВСГ при повышенном давлении; с дополнительной разгонкой под вакуумом), вариантом регенерации раствора МЭА (непосредственно на установке гидроочистки или централизовано в общезаводском узле), способом регенерации катализатора (газовоздушный или паровоздушный).
На установке гидроочистки керосина, дизельного топлива, вакуумного дистиллята применяется только циркуляционная схема подачи ВСГ. На блоках предварительной гидроочистки бензина – сырья риформинга применяются схемы как с циркуляционной подачей ВСГ, так и "на проток". Каждая схема имеет свои преимущества.
В схеме с циркуляцией в реакторе легко поддерживается постоянное соотношение водород: сырье, для увеличения межрегенерационного периода работы катализатора можно повышать это соотношение в рекомендуемых пределах. Наличие на установке циркуляционного компрессора дает возможность проводить газовоздушную регенерацию.
Схема
"на проток" предусматривает жесткую
связь каталитического
Выбор
схемы обуславливается
Различия в применяемых схемах диктуется видом гидроочищаемого сырья, ресурсами ВСГ и пара на НПЗ.
В
данном дипломном проекте применена
циркуляционная схема подачи ВСГ, узел
стабилизации с обычной отпаркой при низком
давлении с помощью печи, регенерацией
раствора МЭА непосредственно на установке
и регенерацией катализатора газовоздушным
способом.
5 ОПИСАНИЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ
5.1.
На установке гидроочистки
5.2. Установка включает следующие блоки:
5.3
Реакторный блок
Сырье из промежуточных резервуарных парков при постоянном давлении до 0,6 МПа (6,0 кгс/см2) через фильтры поступает на прием сырьевого насоса 1 и подается в тройник смешения с водородсодержащим газом, поступающим от центробежного компрессора 16.
Загрузка
реакторного блока
при очистке фракции дизельного топлива: 4,5
Водородсодержащий газ на прием компрессора 16 поступает из заводского коллектора через газосепаратор.
Газо-сырьевая
смесь после тройника смешения проходит
межтрубное пространство сырьевых теплообменников
2,4,6, где нагревается потоком
Топливный газ к форсункам печи 3 подается из заводской сети после отделения газового конденсата в каплеуловителе и нагрева газа в подогревателе до температуры 60-800 С.
Давление топливного газа пред форсунками печей должно быть в пределах 0,10-0,25 МПа (1,0-2,5 кгс/см2).
Для обеспечения продувки линий топливного газа коллекторы топливного газа печей соединены с линией сброса газов на свечу в атмосферу.