Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:59, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Налоговое право".
Возможность налогового планирования обусловлена следующими причинами:
1. естественным
стремлением хозяйствующих
2. расширением
производственной и
3. рыночной конкуренцией
и стремлением предприятий
4. заинтересованностью государства в предоставлении определенных общих и специальных налоговых льгот в целях регулирования социально-экономического развития, стимулирования той или иной сферы производства, группы налогоплательщиков.
При реализации методов налогового планирования налогоплательщиков в первую очередь интересует эффективность мероприятий налогового планирования и связанные с ними риски. Под рисками налоговой оптимизации понимают возможность понести финансовые потери, связанные с этим процессом, выраженные в денежной форме, например, взыскание недоимок и штрафные санкции, расходы на адвокатов и т.п.
Поскольку налоговое планирование рассматривается как особый вид экономической деятельности, то, как любая экономическая деятельность, она предполагает наличие определенных затрат и не может быть бесплатной. Это могут быть затраты на налоговые консультации, разработку налоговых схем и т. п.
Соотношение налоговых
расходов, стоимости налоговой
8.Стратегическое и тактическое налоговое прогноз-е и планир-е
Основная цель
стратегич-го нал планир-я – разработка
на основании прогнозов и тенденций развития
нал системы РФ таких моделей и вар-в ведения
хоз операций субъектами предприн-ва,
которые бы в наибольшей мере отвечали
поставлнным стратегическим целям организ-ии
с учетом возможных изменений во внешней
среде. Процесс формир-я нал стратегии
включ этапы:появление идеи об организации
бизнеса, формир целей и задач, решение
об использовании возможных льгот. Далее
выбор места расположения производства,
выбор организационно-правовой формы.
След этапы нал планир-я:1)опред-е общего
пер.формирования нал стратегии; 2)исследование
факторов внешней среды; 3)формир-е стратег-х
целей; 4)конкретизация целевых показателей;
5)разработка нал политики; 6)разработка
системы организ-эконом-х и экономико-правовых
мероприятий; 7)оценка эффективности нал
стратегии. Задачи тактического нал планир:
формирование налогового поля, образование
системы договорных отношений, подбор
типичных хоз операций, которые предстоит
выполнить, выделение и очерчивание разл
ситуаций, предварительный выбор оптимального
варианта хоз операций в виде проводок,
составление журнала хоз операций, сравнит
анализ ситуаций и принятие решений.
9.Этапы общегосударственного нал прогнозир-я и планир-я
Налоговое планир
на гос уровне предст собой ряд этапов:
1) анализ нал поступлений и оценка эффективности
2)формир-е вариантов нал режима на предстоящий
период с учетом сложившихся тенденций
в экономике за истекший период 3)оценка
вариантов н\о в предстоящем периоде и
их ранжирование 4) обоснование и выбор
оптимального варианта 5)расчет проекта
нал доходов. Эти этапы яв-ся базовыми
для всех уровней гос системы. Для федер-го
ур-ня существует еще один этап: определение
необходимых объемов планирования нал
поступлений по уровням бюджетной системы.
10.Факторы, влияющие на процесс нал прогноз-я и планир-я на гос уровне.
При прогнозе поступлений
налогов указанные органы управления
ориентируются на максимально высокий
их уровень, что связано с постоянно
растущими потребностями
11 Налоговый потенциал, его понятие и значение.
Налоговое планирование на макроуровне включает в себя оценку налогового потенциала и поступление налогов и сборов в бюджетную систему, которая осуществляется на основе прогноза соц. - экономического развития РФ и ее субъектов.
Налоговый потенциал отражает максимально возможную сумму начислений налогов и сборов, в условиях действующего налогового законодательства и представляет собой комплексный показатель, отражающий потенциальную способность н. системы генерировать бюджетные доходы. Потенциал рассчитывается на основе прямой оценки показателей соц. экономического развития и их динамики с точки зрения формирования налоговой базы.
Существуют и другие методы определения налогового потенциала. В ряде регионов вводится такой документ, как налоговый паспорт организаций, который рассматривается как важнейший инструмент налогового планирования на региональном уровне.
В широком смысле понятие налогового потенциала- это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. В более узком практическом смысле оно представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов исчисленных в условиях действующего зак-ва. На величину налогового потенциала территории, оказывают влияние множество объективных и субъективных факторов.
В процессе налогового планирования учитывается большой перечень различных факторов, определяющих нал-ый потенциал. Основу составляют прогнозы соц-эк-ого развития гос-ва, которые разрабатываются исходя из комплексного анализа накопленного нац-ого богатства, соц-ой структуры, внешнего положения РФ, состояния природных ресурсов, демографической ситуации НТП, и перспектив изменения указанных факторов. При этом прогнозы сц-эк-ого развития разрабатываются:
-по времени (краткосрочную, долгосрочную, среднесрочную перспективу)
- по территории (в целом по России, по регионам, народно-хозяйственным комплексам).
12 Критерии и показатели оценки плановых проектировок налоговых доходов федерального бюджета.
С целью оценки обоснованности налоговых доходов фед. и консолидированного бюджета РФ используются различные показатели сгруппированные по их качечтвенным хар-кам.
Критерии и показатели оценки проектов планов н. поступлений в бюджетную ситему:
Ф-ая оптимальность бюджета ( сравнение проектов доходных и расходных частей бюджетов, уровень дефицита или профицита, доля нал-ых поступлений в доходы бюджетов).
Эф-ть нал. проектировок при составлении бюджета( уровень налоговой нагрузки по отношению к различным макроэкономическим показателям. Эластичность нал. поступлений к темпам роста макроэкономических показателей, налоговая составляющая в цене отдельных ценнейших продуктов).
Соц-ая направленность проектировок нал. поступлений ( уровень нал-ой нагрузки на доходы физ-ких лиц, доля налогов в цене товаров).
Совершенствование налог-го администрирования ( планируемый уровень собираемости налогов, прогноз выведения из тени доходов различных категорий налогоплательщиков. Размер зарезервированных фин-ых ресурсов, для предоставления инвестиционного кредита, отсрочки или рассрочки). Основным показателем яв-ся уровень нал-ой нагрузки по отношению к ВВП, его величина позволяет оценить динамику налогового давления на эк-ку. После расчета показателей проводится их оценка на соответствие положениям соц-эк-ой политики и нал-ой политики страны. Значительный уровень профицита более 10% бюджета в процессе планирования нал-ых поступлений, может повлиять на временное ослабление налогового бремени. По кретерию соц-ая направленность проектировок нал-ых поступлений делают вывод о влиянии нал-ых поступлений на уровень жизни населения.
13. Концептуальные положения организации налогового процесса
Налоговый процесс — это регулируемая нормами права, часть бюджетного процесса, представляющая собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по направлениям:
формирования, структуры
бюджетов; корректировке действующей
системы налогов и сборов; содержания
объектов налогообложения; состава налоговой
базы и размеров налоговых ставок; формированию налогового законо
Определение отражает
состав и последовательность мероприятий
(работ) охватывает все элементы налоговой
системы, ее планирования и регулирования
исходя из конкретной экономической
ситуации, ориентировано на достижение
локальной цели государственных
финансов — обеспечение достаточных
и необходимых для решения
задач текущего (планового) периода
бюджетных ресурсов в части налоговых
поступлений. Необходимость анализа проблем,
связанных с налогообложением, а также
методологических подходов и методических
инструментов их решения в виде целостного
процесса диктуется тем, что и настоящее
время, как на федеральном, так и на региональном
уровне эти задачи решаются разнообразных,
недостаточно связанных друг с другом
структурно-организационных элементах
системы государственной и муниципальной
власти. Результатом такого разнообразия
в решении задач налогообложения являются
очевидные противоречия между отдельными
нормативно-правовыми актами, прямо регулирующими
и опосредованно связанными с налогообложением,
между экономическими, социальными и политическими
целями государства и возможностями финансового
обеспечения их достижения. Необходимо
четкое представление о том, какие действия
и какой последовательности следует предпринимать
для того, чтобы налогообложение наилучшим
образом выполняло свои оперативные, тактические
и стратегические задачи и использовалось
как действенный инструмент реализации
основных задач государства — фискальной,
экономической и социальной. Обратимся
к содержательной структуре налогового
процесса, которая отражает связи между
отдельными элементами процесса и последовательность
реализации отдельных его задач. При решении
основных задач налогового процесса можно
выделить три этапа: прогнозирование,
планирование с обязательным законодательным
утверждением планов, исполнение и контроль
за их выполнением. Этап прогнозирования налоговог
14 Иерархия прогнозирования и планирования в налогообложении на гос. уровне.
Гос налоговое планирование представляет собой иерархическую систему включающую составление консолидированного бюджета, федерального бюджета, бюджеты регионального уровня. Взаимосвязь этих уровней обусловлена структурой гос устройства и структурой н. системы РФ. На каждом уровне при обосновании н. доходов необходимо тесное взаимодействие исполнительной и законодательной власти. Для всех уровней общими составляющими налогового планирования является: оценка н. потенциала, планирование налоговых поступлений по отдельным налогам.
Налоговое планирование является составной частью бюджетно н. процесса и представляет собой деятельность органов гос. власти и участников налоговых отношений по: определению концепции формирования структуры и объема гос. доходов; корректировки действующих системы налогов и сборов, обоснованию содержания объекта налогообложения, состава налоговой базы и размеров налоговых ставок; совершенствование налогового законодательства; разработки исполнение планов мобилизации н. поступлений в бюджет; контроль за их исполнением и соблюдением налогового законодательства. В процесс общегосударственного налогового планирования участвуют федеральные органы исполнительной власти и их региональные структуры: Мин Фин. РФ, мин эконом развития, на основе прогноза макроэкономических показателей, анализа обобщенных сведений о фактическом поступлении н. платежей, осуществляются плановые проектировки налоговых доходов, с учетом вносимых изменений в законодательства о налогах и сборах.
15. Общее и специфическое в методологии и процессе налогового прогнозирования и планирования на разных уровнях государственного управления: федеральном, региональном и местном.
По признаку содержания их объединяют в три группы:
1. Правовые; (Принцип презумпции невиновности налогоплательщика, принцип законности, принцип комплексного использования законодательства при налоговом планировании).
2. Экономические (принцип экономической обоснованности, принцип комплексного расчета налоговой экономии и издержек).
3. Организационные (принцип сочетания оперативности и перспективности, принцип профессионализма, принцип конфиденциальности).
Установив динамику переменных, связанных с налогообложением, прогнозирует динамику налоговых платежей. Независимыми переменными в планировании налогов являются как экономические показатели величина балансовой прибыли по предприятиям региона, остаточная стоимость о/с), так и элементы налога. Рассмотрим практику применения методов прогнозирования. При составлении плана налоговых поступлений на основе алгоритма расчета НДФЛ. Порядок определения предполагаемых сумм поступлений НДФЛ соответствует методике исчисления налогов согласно главе 23 НКРФ: -налоговая база уменьшается на установленные законодательством налоговые вычеты и применяются соответствующие ставки налога. В расчете сумм поступления НДФЛ используется показатель численности работников, который исчисляется органами гос. статистики за период предшествующий прогнозированию с учетом возможных изменений. Для расчета величины стандартных налоговых вычетов органами гос. статистики предоставляются данные по численности детей дошкольного возраста и учащихся. Суммы выпадающих доходов бюджета за счет предоставления социальных, имущественных, и профессиональных вычетов, рассчитывается налоговыми органами исходя из суммы вычетов заявленных налогоплательщиками в предыдущем отчетном периоде, с учетом предполагаемых изменений. Далее к расчетной величине доходов физ. лиц облагаемой налогом применяется ставка налога установленная на соответствующий плановый период. Расчетную сумму поступлений НДФЛ необходимо скорректировать на коэффициент собираемости, отражающий долю налога, поступившего в бюджет в отчетном периоде в общем объеме налога начисленного налогоплательщиками. Доля налога, зачисляемая в бюджет субъектов РФ устанавливается бюджетным законодательством. Таким образом, алгоритм расчета основан на анализе динамики как макроэкономических показателей, так и отдельных элементов налога, что позволяет с большей степенью достоверности учесть влияние изменений налогового законодательства и эк-ой конъюнктуры на объем налоговых поступлений в бюджет. По мере составления прогноза итоговых налоговых доходов бюджета, осуществляется распределение общей суммы каждого платежа по срокам мобилизации . Такое распределение имеет большое значение, т. к. для каждого налога законом установлен свой порядок внесения средств и следовательно динамика платежей, осуществленных в течение месяца будет различаться. В основе распределения налоговых обязательств по срокам платежей лежат анализ временных рядов и практическая оценка специалистов. В силу объективной неопределенности прогнозов поступлений налогов, различия между проектировками и фактическими объем мобилизации неизбежны. Обычно расхождения являются следствием неточности в используемой для анализа экономической отчетности, непредвиденных изменений в законодательстве, изменения в системе налогового администрирования и степени соблюдения налогоплательщиками законодательства, других причин экономического, организационного характера. Однако выполнение плановых цифр зависит не только от усилий уполномоченных органов и состояния экономики регионов, но и от того на сколько реальны и выполнимы позиции плана, на сколько точны были прогнозы, положенные в основы при его разработки.