Роль налоговой политики в развитии предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение взаимосвязей государства и предпринимательства при налоговом воздействии на предпринимательскую деятельность, определение подходов к реформированию налоговой системы РФ.
Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:
-провести теоретический анализ основ налоговой политики, ее функций;
- исследование предпринимательства как формы организации экономической деятельности РФ;
-изучить особенности налоговых режимов в отношении юридических лиц в российской экономике и тенденции развития предпринимательской деятельности в РФ;
-описать изменения, произошедшие в налоговой политике государства в период финансового кризиса;

Содержание

Введение
1. Экономико-теоретические аспекты налоговой политики государства и предпринимательской деятельности.
1.1. Сущность и цели налоговой политики государства.
1.2. Предпринимательство как форма организации экономической деятельности
1.3. Влияние налоговой политики на развитие предпринимательства
2. Тенденции развития российского предпринимательства в свете налоговой политики
2.1.Особенности специальных налоговых режимов в отношении юридических лиц в российской экономике
2.2. Тенденции развития предпринимательской деятельности в РФ
3. Проблемы налогообложения предпринимательства и пути его совершенствования на современном этапе
3.1. Изменения в налоговой политике государства в период финансового кризиса в РФ
3.2. Совершенствование налоговой политики как инструмента развития предпринимательства в российской экономике.
Заключение
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовик в 2003 автосохр.doc

— 683.50 Кб (Скачать)

Вариантов использования «фирм-однодневок»- великое множество, начиная от приобретения у них несуществующих услуг или вполне реальных товаров и заканчивая заключением договоров. Во всех случаях работа с такими контрагентами позволяет «оптимизируемому» налогоплательщику уплачивать налоги в минимальных размерах или не уплачивать их вовсе (хотя, конечно же, своеобразная «налоговая» нагрузка существует и здесь в виде оплаты стоимости «Фирмы - однодневки»).

Именно благодаря тем, кто использует различные схемы уклонения от уплаты налогов или их «оптимизации», по данным ФНС России, налоговые поступления в бюджет в 2009 году по наиболее значимым бюджетным налогам упали на 30-50 %.

Однако, не только предприниматели «уходят от закона», но и налоговики.

В разгар финансового кризиса в стране и снижения предпринимательской активности фискальные органы пытаются пополнять бюджет всеми возможными способами. В частности, большие надежды налоговики возлагают на рост от налога на добавленную стоимость (НДС).

Налоговики считают НДС для себя принципиальным, поскольку он весьма удобен для них. Во - первых, это не прямой налог, взимаемый по итогам ыполнения условий конкретных сделок. Но главное - при взимании НДС открывается простор для двойного налогообложения, чем и пользуются представители фискального ведомства.

До недавних пор предпринимателя могли обязать выплатить НДС в случае, если в счет-фактуре на поставку того или иного товара имелась хотя бы малейшая ошибка. Затем благодаря усилиям предпринимательского сообщества в Налоговый кодекс была внесена поправка, согласно которой несущественные ошибки в счет фактурах не могут более служить основанием для требования уплаты НДС. Однако полностью снять проблему не удалось. Года полтора назад налоговые инспектора придумали схему, позволяющую требовать НДС в обход этой поправки.

Метод прост. Собираются все счет-фактуры, которые поступали от поставщиков проверяемой организации, а затем начинается проверка подлинности подписей директоров этих компаний.

В ходе таких проверок налоговые инспекторы изучают все счета-фактуры и нередко имеют возможность доказать, используя свои каналы, что подпись директора на счет - фактуре не соответствует учредительным данным поставщика. Например, вместо руководителя мог расписаться бухгалтер.

Другой повод для придирок - «прописка» фирмы – поставщика по так называемому адресу массовой регистрации или на утерянный паспорт. На основании результатов таких расследований сделки признаются притворными, а проверяемой компании начисляется дополнительный НДС, который на самом деле уже был включен в цену.

Подобная практика встречается очень часто. Например, с такой проблемой столкнулся завод в городе Юрьев-Польский, производящий телекоммуникационные устройства. После проверки предприятию был доначислен НДС в размере 12 млн.рублей, которые компания намеревалась пустить на развитие бизнеса и инновации. Владельцам предприятия пришлось заплатить все деньги в казну и отказаться от планов модернизации производства только потому, что среди его поставщиков оказалось несколько фирм - однодневок. Таким образом, страдают зачастую именно добросовестный покупатель: реальная сделка признается притворной, что автоматически влечет за собой дополнительные налоговые платежи. В результате реализации подобной репрессивной политики российские компании теряют десятки миллионов рублей. А главное не могут прогнозировать свою прибыль и думать о дальнейшем развитии. При этом судиться с налоговыми органами по таким делам практически бесполезно.

Главное, что защититься от этой схемы невозможно. Предприниматель попросту не может заниматься оперативно - розыскной деятельностью и определять, у «однодневки» он покупает товар или нет. Предприниматель фактически не может лично знать всех поставщиков, проверять у них документы, изучать историю контрагентов.

В «Бизнес-Солидарности»[19] уже борются за внесение в Налоговый кодекс поправок, запрещающих налоговикам проверять подписи контрагентов компании, в которой проводится проверка. Обсуждение этих поправок с депутатами Государственной Думы уже началось. 

Таким образом, можно сделать вывод, что финансовый кризис отразился на  деятельности предпринимателей как положительно, так и отрицательно. Положительным фактом стало снижение величины некоторых налогов, что послужило стимулом для продолжения предпринимательской деятельности даже несмотря на период неблагоприятных экономических событий в нашей стране, а для некоторых и толчком для организации собственного дела. Отрицательным фактом стало увеличение незаконных действий, как со стороны предпринимателей, так и со стороны налоговиков.

 

 

3.2. Совершенствование налоговой политики как инструмента развития предпринимательства в российской экономике.

К существующей налоговой системе в настоящее время предъявляется масса претензий. По мнению большинства специалистов, она недопустимо жестка по числу и «качеству» налогов и слишком сложна для налогоплательщика. Несмотря на свою жесткость для товаропроизводителей, она допускает и сверхдоходы, и сильную имущественную дифференциацию.

Кроме того, система налогового администрирования является также одним из слабых мест современной налоговой системы России. Большое количество налогов, сложные методики их исчисления, необходимость предоставления ежеквартальных налоговых деклараций делают налоговую систему неэкономичной и малоэффективной как для предприятий и граждан, так и для государства.

Приведем результаты исследования «Уплата налогов» 2009 года, ежегодно проводимого PricewaterhouseCoopers[20], IFC[21] и Всемирным банком. Исследование является частью крупной программы «Удобство ведения бизнеса», которая посвящена оценке комфортности ведения предпринимательской деятельности в 178 странах мира.

              Россия в рейтинге стран по уровню простоты налоговой системы занимает на 2010 год лишь 103 место [8].

Для того, чтобы уплатить все налоги в нашей стране, заполнив при этом все необходимые декларации, налогоплательщикам в среднем потребуется 320 часов в год. При этом полная налоговая ставка в нашей стране по итогам данного года достаточно высока и составляет 48,3% (таблица 5).

                Таблица 5

Рейтинг стран по уровню простоты налоговой системы

Страна

Количество уплачиваемых налогов (платежей в год)

Время, затрачиваемое на уплату налогов (часов в год)

Величина полной налоговой ставки (% от коммерческой прибыли)

1

Мальдивы

1

0

9.1

2

Катар

1

36

11.3

3

Гонконг, Китай

4

80

24.2

4

ОАЭ

14

12

14.1

5

Сингапур

5

84

27.8

6

Ирландия

9

76

26.5

7

Саудовская Аравия

14

79

14.5

8

Оман

14

62

21.6

9

Новая Зеландия

8

70

32.8

10

Кирибати

7

120

31.8

 

………

 

 

 

103

Россия

11

320

48.3

 

Конечно, за последние годы в налоговой сфере России сделаны серьезные преобразования, в результате чего выросла собираемость налогов, снизились масштабы уклонения от их уплаты. В целом уменьшилось налоговое бремя на экономику.

По сравнению с 2008 годом (130-е место, налоговая ставка - 51,4%), Россия улучшила свои позиции в общемировом рейтинге режима налогообложения и по некоторым показателям даже опережает другие страны БРИК[22].

Несмотря на то, что общая налоговая нагрузка на предпринимательскую деятельность снизилась, она все же по-прежнему остается неоправданно велика. В результате снижаются возможности для модернизации и развития производства, создания новых рабочих мест.

              Налоговая система должна обеспечивать финансирование бюджетных

потребностей, быть необременительной для бизнеса и не препятствовать повышению его конкурентоспособности и росту деловой активности.

Таким образом, налоговая система нашей страны нуждается в дальнейшем реформировании.

Выделим основные направления совершенствования налоговой системы РФ.

1. По мере снижения обязательств государства в сфере оптимизации расходов на нужды государства и общества нужно добиваться снижения уровня налоговых изъятий за счет уменьшения числа налогов и снижения налоговых ставок – сокращение числа налогов и налоговых ставок вполне может привести к тому, что многие налогоплательщики «выйдут из тени», перестанут скрывать свои налоги. Сокращение налогов благоприятно скажется и на финансовом состоянии предприятий, и на их инвестиционной деятельности — часть денежных средств, которые будут оставаться в результате уменьшения налоговых ставок, будет направляться на развитие хозяйствующих субъектов.

2. Налоговая система должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для субъектов налога. Это будет способствовать созданию рациональной (оптимальной), эффективной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы.

3. Необходимо обеспечить стабильность налоговой системы и налогового законодательства. Действительно, в настоящее время, в течение календарного года принимается множество поправок в налоговом законодательстве. За ними должны следить как работники налоговых служб, так и работники бухгалтерий хозяйствующих субъектов. Это приводит к значительному увеличению трудоемкости ведения налогового учета на предприятиях, к налоговым ошибкам и так далее. Нестабильность налогового законодательства приводит и к тому, что в силу непредсказуемости отечественной налоговой системы, к нам боятся ехать зарубежные инвесторы. В связи с этим представляется целесообразным принимать законодательные акты, касающиеся налогообложения на длительный срок.

4. Нужно упростить методики исчисления налогов. Методики исчисления ряда налогов в нашей стране сильно отличаются от тех, которые применяются в других развитых странах. Например, в состав расходов при исчислении налога на прибыль традиционно включаются все расходы, связанные с бизнесом. У нас же предприятия имеют возможность включать далеко не все расходы — например, командировочные, представительские и другие расходы включаются только в пределах норм. Это сильно усложняет ведение как налогового учета хозяйствующим субъектом, так и проверку налоговых расчетов налоговым инспектором и делает систему налогового администрирования громоздкой и неэкономичной.

5. Необходимо также пересмотреть нормы амортизационных отчислений. В настоящее время за счет амортизации покрывается только часть расходов на восстановление основных средств, что приводит к их чрезмерному физическому износу. Целесообразно внедрение прогрессивных норм амортизации, позволяющих полностью амортизировать основные средства уже в первые годы их эксплуатации.

6. В настоящее время налоговое законодательство при исчислении конкретных налогов практически не принимает во внимание фактор инфляции — и с учетом этого фактора также необходимо совершенствовать методики расчета налогов.

7. Одним из важных направлений совершенствования налоговой системы является совершенствование налогового документооборота — необходимо интенсивное и расширенное внедрение электронных процессов с целью упрощения процедур регулирования, с целью сокращения документооборота, а также сокращения срока рассмотрения решений. Определенные шаги в этом направлении делаются, в частности, у налогоплательщиков появилась возможность сдавать налоговую отчетность по электронной почте.

8. Введение инвестиционных льгот по налогу на прибыль. С принятием главы 25 НК РФ была отменена льгота, которая исключала из налогообложения доходы, направляемые на инвестиции хозяйствующих субъектов. 25 глава НК РФ требует, чтобы все средства, которые пошли на развитие, модернизацию, закупку оборудования и социальные вопросы, включались в сумму, подлежащую налогообложению. Во всех же цивилизованных странах мира эти расходы, наоборот, исключаются из обложения налогом.

Как показывает практика, после введения 25 Главы НК РФ собственные инвестиций предприятий снизились примерно на 26%, что, естественно, неблагоприятно сказывается на развитии хозяйствующих субъектов, поскольку именно инвестиции традиционно являются главным источником развития предприятий. По нашему мнению, налоговое законодательство должно строиться таким образом, чтобы стимулировать развитие народного хозяйства, предоставлять хозяйствующим субъектам через экономию на налогах дополнительные средства на инвестиции, на развитие. Это одна из основных функций государственного регулирования.

Информация о работе Роль налоговой политики в развитии предпринимательства