Роль налоговой политики в развитии предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение взаимосвязей государства и предпринимательства при налоговом воздействии на предпринимательскую деятельность, определение подходов к реформированию налоговой системы РФ.
Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:
-провести теоретический анализ основ налоговой политики, ее функций;
- исследование предпринимательства как формы организации экономической деятельности РФ;
-изучить особенности налоговых режимов в отношении юридических лиц в российской экономике и тенденции развития предпринимательской деятельности в РФ;
-описать изменения, произошедшие в налоговой политике государства в период финансового кризиса;

Содержание

Введение
1. Экономико-теоретические аспекты налоговой политики государства и предпринимательской деятельности.
1.1. Сущность и цели налоговой политики государства.
1.2. Предпринимательство как форма организации экономической деятельности
1.3. Влияние налоговой политики на развитие предпринимательства
2. Тенденции развития российского предпринимательства в свете налоговой политики
2.1.Особенности специальных налоговых режимов в отношении юридических лиц в российской экономике
2.2. Тенденции развития предпринимательской деятельности в РФ
3. Проблемы налогообложения предпринимательства и пути его совершенствования на современном этапе
3.1. Изменения в налоговой политике государства в период финансового кризиса в РФ
3.2. Совершенствование налоговой политики как инструмента развития предпринимательства в российской экономике.
Заключение
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовик в 2003 автосохр.doc

— 683.50 Кб (Скачать)

Третья модель - политика разумных налогов. Она является определенным компромиссом между двумя вышеупомянутыми формами и характеризуется достаточно сбалансированным уровнем налоговой нагрузки, позволяющей не подавлять развитие экономики и при этом поддерживать значимый объем социальных расходов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются. Использование такой политики характерно в период стабильного экономического роста. Приоритетность целей данной политики рассредоточена между фискальными, экономическими и социальными целями.

Чаще всего данные модели налоговой политики используются не в чистом виде, а в различном их сочетании, когда какая-либо из них является превалирующей.

Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм. Налоговый механизм представляет собой совокупность способов и правил налоговых отношений. [10, 40]. Государство придает налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства. Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его.           
              Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе, которая постоянно изменяется в зависимости от деятельности государства. Роль налогов многогранна, поскольку отражает интересы и цели определенных социальных групп.

 

1.2. Предпринимательство как форма организации экономической деятельности

Предпринимательство, в широком смысле, - самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, т.е. имеющих свое дело, которое приносит доход.

Предпринимательство  является  общедоступным видом деятельности. Согласно российскому закону предпринимателем может быть любой гражданин, не ограниченный в дееспособности, то есть способный действовать. Также  в качестве российских предпринимателей могут выступать  граждане иностранных государств и лица без гражданства. Коллективными предпринимателями, партнерами могут быть объединения граждан, использующие как собственное, так и другое приобретенное на законном основании имущество.              

Определенный интерес вызывает точка зрения российского ученого-экономиста А.В. Бусыгин. По его мнению, предпринимательство есть искусство ведения деловой активности, прежде всего, мыслительный процесс, реализуемый в форме делового проектирования. В профессиональном смысле, он рассматривает предпринимательство, как умение организовать собственный бизнес и достаточно успешно осуществлять функции, связанные с ведением собственного дела [5, 25].

Официальный статус предпринимателя приобретается посредством его государственной регистрации либо как участника индивидуального предпринимательства (без применения наемного труда), либо как предприятия (с допустимым привлечением наемного труда в рамках, определяемых законом). Предприниматель может выступать при этом и как физическое, и как юридическое лицо.

Однако, далеко не все, кто имеет право стать предпринимателями, должны ими становиться. Чтобы стать преуспевающим бизнесменом, нужны способности, знания, умения, энергия, природный дар. Без всего этого можно достичь иногда сиюминутной удачи, которая сменится потерями, провалом, а то и вовсе банкротством. К тому же надлежит знать, что подлинное предпринимательство это не стрижка купонов, а тягостный изнурительный повседневный труд.

Вот как характеризует карьеру и участь предпринимателя наш отечественный экономист, профессор В. Богачев: «Предприниматель — это бедолага и вечный должник; неуемный оптимист, добровольно избравший для себя жизненную карьеру, в которой ему не раз придется сменить объект и, может быть, сферы хозяйствования, вероятно, разориться и вновь пытаться встать на ноги; немилосердный самоэксплуататор без нормированного рабочего дня и отпусков, не позволяющий себе даже при успешном ходе дел тратить на собственное потребление больше, чем квалифицированный наемный рабочий» [ ]. Но сегодня обществу, в особенности российскому,  нужны такие деловые, энергичные люди, способные образовать слой предпринимателей.

Представляет интерес характеристика предпринимательства, приведенная в книге «Рыночное предпринимательство»: «Предпринимательство является деятельностью, которая связана с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой» [17,14].

Такая формулировка предпринимательства представляется нам наиболее удачной. В ней подчеркнуто, что предпринимательство - это непосредственно деятельность, а не только способность заниматься определенной деятельностью. Эта формулировка отличается от той, что дана в Федеральном законе «О предприятиях и предпринимательской деятельности»  от 25 декабря 1990 г.: «Предпринимательская деятельность (предпринимательство)- представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли».

Как видим, здесь отсутствует важный элемент предпринимательства - указание на необходимость сочетания личной выгоды с общественной пользой.

Выделяют следующие функции предпринимательства[25]:

1.   Общеэкономическая функция.

              Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг и доведение их до конкретных потребителей: населения, других предпринимателей, государства. Состояние и уровень развития предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта (ВВП)[4] и национального дохода.
              2.              Ресурсная функция изначально связана с наиболее эффективной комбинацией факторов производства, экономических ресурсов. Что и отличает предпринимателя от обычного хозяйственника - это применение различных новых способов соединения факторов производства. Новаторство, сознательный риск и ответственность за принимаемые решения, и проекты, на которые идет предприниматель ради получения максимальной прибыли, предполагает рациональное использование воспроизводимых и невоспроизводимых ресурсов.
              3.              Организаторская функция проявляется в свободе выбора вида коммерческой деятельности, независимости и самостоятельности хозяйствующих субъектов, в умении сформировать и повести за собой коллектив.
              4.               Социальная функция.

Удовлетворение личных потребностей предпринимателя - получение прибыли - связано с удовлетворением потребностей других людей. На свой страх и риск предприниматель всегда выполняет определенный социальный заказ (на новый товар, услуги, технологии). Получение прибыли для предпринимателя одновременно выступает как цель и как стимул в его деятельности. Чем эффективнее функционируют предпринимательские структуры, тем больше средств поступает в бюджеты разных уровней, обеспечивается рост рабочих мест. Формируется и новый слой людей - людей предприимчивых и самодостаточных, способных добиваться поставленной цели.
              5.  Творческая функция изначально присуща предпринимательству, поскольку связана с реализацией оригинальных взглядов и подходов по принимаемым решениям, технологиям, инновациям. Предпринимательские способности - это особое проявление способностей человеческого капитала, затраты высококвалифицированного труда. Предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желание борьбы, не только материальное, но и моральное удовлетворение.
              6.   Политическая функция.

Отношения по поводу владения, пользования и распоряжения средствами производства и продуктами труда помимо имущественных и правовых аспектов всегда имели социальный, этический и политический оттенки отношений элементов внутренней и внешней предпринимательской среды.

Можно сделать вывод, что сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства.

Содержание предпринимательства, границы его осуществления тесно связаны с формами и видами предпринимательской деятельности (Приложение 2). В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления. Другие виды предпринимательской деятельности, например, инновационная, маркетинговая, включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства.

Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики.

Таким образом, предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения дохода, необходимого для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами. Оно составляет неотъемлемую часть экономической системы государства.

1.3. Влияние налоговой политики на развитие предпринимательства

Эффективным средством государственного регулирования экономики, предпринимательства в рыночных условиях является осуществление налоговой политики в стране.

Практически все современные экономические теории признают огромное значение налогов в экономике. Так, теория предложения, сформулированная в начале 80-х годов американскими учеными М.Бернсом, Г.Стайном и А.Лаффером рассматривает налоги в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования.

А. Лаффер и другие сторонники «концепции предложения» сосредоточили свое внимание на «источнике обложения». Основная идея этой теории состояла в обеспечении роста естественного уровня реального объема производства, т.е. увеличении совокупного предложения. В своих программных положениях сторонники «концепции предложения» рекомендовали уменьшение предельных налоговых ставок, как для отдельных индивидов, так и для предприятий.

Налоговая ставка (норма налогового обложения) — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы [26].

Ставка налога влияет на выбор между трудом и отдыхом, поэтому доход является функцией от нее, а база налогообложения меняется одновременно со ставкой налога. Если предположить, что ставка налога равна нулю, то общие налоговые поступления также равны нулю. Если данная ставка составляла бы 100%, то весь доход должен быть выплачен в качестве налога, поэтому исчезли бы стимулы к труду и доход стал равен нулю, а, следовательно, прекратились бы налоговые поступления.

Рост налоговой ставки вызывает как эффект дохода, так и эффект замещения по отношению к предложению труда.  Поэтому доход может, как расти, так и снижаться в зависимости от роста налоговой ставки.

Налоговые поступления могут  снижаться при росте налоговой ставки не только из-за реального  снижения предложения труда, но также потому, что усиливаются стимулы уклонения от уплаты налогов и выбора видов  деятельности с более низкими налоговыми ставками. Начиная с нулевого уровня, рост налоговой ставки ведет к увеличению налоговых поступлений. Это продолжается до  некоторой точки, после которой последующее увеличение налоговой ставки ведет к снижению доходов бюджета. Указанная  зависимость представлена на рис. 1  [15,438].

 

 

 

 

 

Рис.1 Кривая Лаффера,

где t-средний уровень налоговых ставок в процентах;

G-среднегодовой (долгосрочный) показатель государственных доходов.

Налоговая ставка ta, обеспечивающая максимальное  поступление налогов в бюджет в долгосрочном периоде, является оптимальной. Если налоговая ставка будет выше ta, то поступления в бюджет будут меньше максимально возможных, поскольку усилятся  антистимулы к труду и уплате налогов. Если налоговая ставка будет ниже ta, то бюджет опять-таки недополучит налоги, а, значит,  государство не сможет в полной мере реализовать свои функции в условиях рыночной экономики.

Снижение налоговой ставки до оптимального уровня может послужить причиной временного снижения государственных доходов, но в длительной перспективе вызовет рост сбережений. Это улучшит условия инвестирования, что будет способствовать росту производства и повышению занятости. Увеличение доходов приведет к расширению налоговой базы, а, следовательно, и к улучшению состояния доходной части бюджета. Данная кривая получила название кривой Лаффера.

Таким образом, кривая Лаффера отражает зависимость объема государственных доходов от среднего уровня налоговых ставок в стране.

Данная кривая приобрела популярность при поддержке экономистов, имевших большое влияние в администрации Р. Рейгана[5]. Они отстаивали позицию необходимости снижения действующих в США налоговых ставок, поскольку с их точки зрения данные ставки были выше оптимального уровня. Уменьшение налоговых ставок должно было привести к увеличению общих налоговых поступлений. Данные аргументы послужили основой для значительного уменьшения ставок подоходного налога в США в начале 80-х  годов. Ожидалось, что усиление стимулов к труду, вызванное снижением налоговой ставки, вызовет рост дохода, который с лихвой компенсирует сокращение поступлений вследствие 

уменьшения ставки налога. Правда, такие ожидания не оправдались, поскольку после снижения налоговой ставки налоговые поступления в бюджет уменьшились относительно их общего тренда, а федеральный бюджет изменился с почти сбалансированного в 1979 г. до  дефицитного в 2000 млрд. долл. после 1983 г.   

Вместе с тем данный факт вовсе не опроверг достоверность эффекта Лаффера.  Причиной снижения налоговых поступлений было неверное  предположение о том, что ставка подоходного налога находилась до ее снижения на уровне выше оптимального.

Таким образом, практическое использование кривой Лаффера оказалось весьма проблематичным, так как, во-первых, сложно было определить на левой или правой стороне кривой находится экономика страны в данный период времени; во-вторых, на объем инвестиций в экономике страны оказывает влияние множество факторов помимо налоговых ставок.

Также  для  реализации эффекта  Лаффера необходимо осуществление некоторых условий.  А именно, эффект Лаффера проявляется в условиях развитых  рыночных отношений. Сбережения должны свободно перетекать в  инвестиции, уровень инфляции должен быть низким и стабильным. Кроме того, эмпирические исследования, проведенные на базе  использования информации по странам ОЭСР[6]  за 35 лет, а также расчеты, основанные на специально разработанных эконометрических моделях, показали, что на кратко- и среднесрочных временных интервалах эффект Лаффера не подтверждается. Он реализуется исключительно в долгосрочном  периоде.

Информация о работе Роль налоговой политики в развитии предпринимательства