Роль налоговой политики в развитии предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение взаимосвязей государства и предпринимательства при налоговом воздействии на предпринимательскую деятельность, определение подходов к реформированию налоговой системы РФ.
Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:
-провести теоретический анализ основ налоговой политики, ее функций;
- исследование предпринимательства как формы организации экономической деятельности РФ;
-изучить особенности налоговых режимов в отношении юридических лиц в российской экономике и тенденции развития предпринимательской деятельности в РФ;
-описать изменения, произошедшие в налоговой политике государства в период финансового кризиса;

Содержание

Введение
1. Экономико-теоретические аспекты налоговой политики государства и предпринимательской деятельности.
1.1. Сущность и цели налоговой политики государства.
1.2. Предпринимательство как форма организации экономической деятельности
1.3. Влияние налоговой политики на развитие предпринимательства
2. Тенденции развития российского предпринимательства в свете налоговой политики
2.1.Особенности специальных налоговых режимов в отношении юридических лиц в российской экономике
2.2. Тенденции развития предпринимательской деятельности в РФ
3. Проблемы налогообложения предпринимательства и пути его совершенствования на современном этапе
3.1. Изменения в налоговой политике государства в период финансового кризиса в РФ
3.2. Совершенствование налоговой политики как инструмента развития предпринимательства в российской экономике.
Заключение
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовик в 2003 автосохр.doc

— 683.50 Кб (Скачать)

Безусловно, открытие, сделанное Лаффером, носит революционный характер в экономической науке, так как снижение налогового бремени является сильным стимулом для развития предприятий.

В то же время необходимость сокращения налоговой нагрузки на производителя является мерой безальтернативной. Пополнение доходов государственного бюджета может произойти на первых порах за счет легализации части теневого сектора, который может предпочесть платить умеренные налоги, нежели находиться под постоянной угрозой наказания. Снижение доли налоговых платежей в величине доходов предприятий создает предпосылки для начала экономического роста, а увеличение числа платежеспособных экономических агентов позволит выйти из затянувшегося бюджетного кризиса.

Таким образом, одним из важных показателей современной налоговой политики, определяющим состояние расчетов налогоплательщика с государством, является показатель налогового бремени, т.е. доля доходов, уплачиваемых государству в форме налогов и платежей налогового характера.

На макроэкономическом уровне показатель налогового бремени определяется как отношение общей суммы нало­говых отчислений к совокупному национальному продук­ту. Показатель налогового бремени конкретного налогопла­тельщика отражает долю его совокупного дохода (выручки от реализации продукции, услуг и прочей реализации), изымаемую в бюджет:


 

 

Данный показатель дифференцирован по предприятиям различных отраслей производства. Так, на предприятиях по производству винно-водочных изделий и в транспорт­ных организациях этот показатель выше, чем на предпри­ятиях строительной индустрии, и много выше, чем на предприятиях сельского хозяйства.
              Снижение ставок налогов (налогового бремени) дозво­ляет увеличивать инвестиции в производство и повышать заработную плату (усиливать мотивацию труда и повышать покупательную способность населения), что в совокупнос­ти приводит к повышению эффективности производства, увеличению доходов предприятия и росту товарооборота, а, следовательно, к росту налоговой базы.

Повышение ставок налогов при неизменном значении налоговой базы ведет к увеличению суммы налоговых по­ступлений пропорционально росту ставок. Однако повыше­ние ставок приводит к уменьшению налоговой базы на по­следующих этапах налогообложения (кривая А на рис. 2), в силу чего сумма налоговых поступлений сначала растет с замедлением темпов роста, а по достижению неко­торого порогового значения налогового бремени — умень­шается (кривая Б на рис. 2).
Соответственно снижается сумма доходов, остающаяся у налогоплательщика после уплаты налогов (кривая В на рис. 2), вследствие чего неизбежно уменьшаются инвес­тиции в производство и снижается заработная плата про­изводственного персонала.
              На приведенном графике (рис.2) максимальная сум­ма налоговых поступлений в бюджет (Д0) будет получена при ставке налога Т0 (налоговый предел). При дальней­шем увеличении ставки налога, например до величины Т2 > Т0, доход бюджета уменьшится до величины Д1,2. Та­кой же доход можно получить, не увеличивая, а уменьшая ставку налога до величины Т1 < Т0. При этом у предприя­тий возрастет доход после внесения налоговых платежей и, следовательно, расширятся возможности развития про­изводства, что создаст перспективы существенного роста налоговой базы. Кроме того, при ставке налога Т1 имеется возможность, в случае необходимости, быстро пополнить бюджет за счет повышения налоговых ставок до величины Т0. Если же ставка налога превышает величину Тo, то уве­личить доходы бюджета за счет дальнейшего повышения ставок практически невозможно, а за счет снижения нало­говых ставок до величины Тo — возможно лишь в перспек­тиве по мере развития производства [27].

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Влияние налогового бремени (ставки налогов) Т на доход налогоплательщика до уплаты налогов (А), после уплаты налогов (В) и на доход бюджета (Б), а также на уход капитала в теневую экономику (Г).

По расчетам российских ученых, наиболее благоприятное налоговое бремя для России должно составлять 26-27% от ВВП.

Большинство экономистов считают, что существует предел налоговой нагрузки, после которого осуществление предпринимательской деятельности становится невыгодным, экономически нецелесообразным. Определение совокупной величины налоговых сборов таким образом, чтобы она, с одной стороны, максимально соответствовала государственным расходам, а с другой — оказывала минимальное отрицательное воздействие на деловую активность, относится к числу главных задач управления государством.

В РФ предприятиям и организациям дана возможность выбора наиболее оптимального применения систем налогового учета и отчетности при применении систем налогообложения. Выбор системы остается за предпринимателем. На основании этого выбора формируется система налогов, взимаемых с юридического лица. Таким образом, взимание налогов в большей степени зависит от применяемой предпринимателем политики деятельности.

Качественная и правомерная работа, как руководителя предприятия, так и главного бухгалтера, оказывает огромное влияние на сумму взимаемых с предприятия налогов и других платежей в бюджет.

Таким образом, очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны рациональные преобразования экономики России.

2.  Тенденции развития российского предпринимательства  в свете налоговой политики

2.1.Особенности специальных налоговых режимов в отношении юридических лиц в российской экономике

Низкий уровень развития предпринимательства в России, по сравнению с ведущими зарубежными странами, а также ослабление государственной поддержки развития предпринимательства в переходный период формирования рыночных отношений предопределили необходимость разработки проведения налоговой реформы особых мер по поддержке данного сектора экономики.

На сегодняшний день, организации и индивидуальные предприниматели облагаются либо в рамках общего режима налогообложения, либо специального налогового режима.

Общий режим налогообложения предусматривает  уплату налога на прибыль (доход), НДС[7], налога на имущество и др.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым Кодексом РФ.

В настоящее время действуют следующие специальные налоговые режимы:

             при исполнении соглашений о разделе продукции;

             система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

             упрощенная система налогообложения;

             система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

Рассмотрим эти налоговые режимы подробнее.

1.        Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог)[16, 616].

Правила применения единого сельскохозяйственного налога, предусмотренные гл. 26.1 НК РФ[8], распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства. Переход на эту систему налогообложения является добровольным и осуществляется по желанию налогоплательщика. Если последний решил перейти на эту систему налогообложения, то он освобождается от уплаты следующих налогов :

1.             налог на прибыль организаций (для индивидуальных предпринимателей – налог на доходы физических лиц, полученных от предпринимательской деятельности);

2.             единый социальный налог;

3.             налог на имущество организаций (для индивидуальных предпринимателей – налог на имущество физических лиц, используемое для осуществления предпринимательской деятельности);

4.             налог на добавленную стоимость (НДС), за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на территории страны.

Налогоплательщик не освобождается от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также иных предусмотренных налоговым законодательством налогов и сборов[9]. Также налогоплательщики не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, например по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ).

Однако переход на эту систему налогообложения возможен только при соблюдении определенных условий. В соответствии с п. 1 ст. 346.2, налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.

К последним относятся:

– организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку, реализующие эту продукцию;

– кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации».

К сельскохозяйственным товаропроизводителям приравниваются также градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых, с учетом совместно проживающих с ними членов семей, составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, эксплуатирующие только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда и зарегистрированные в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом сельскохозяйственный товаропроизводитель должен иметь в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) долю дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляющую не менее 70% .

Виды сельскохозяйственной продукции, производители которой имеют право на применение этого специального налогового режима, установлены Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства» в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.

Следующие категории налогоплательщиков не могут переходить на этот налоговый режим:

1)              организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

2)              организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

3) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4)   бюджетные учреждения.

Если в отношении определенных видов деятельности налогоплательщик переведен на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, это не лишает его права применять в отношении остальных видов предпринимательской деятельности систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога можно либо с момента создания организации-налогоплательщика либо с любого иного момента.

Однако если налогоплательщик перестает отвечать требованиям, необходимым для уплаты единого сельскохозяйственного налога, то он признается утратившим на него право и должен перерассчитать свои налоговые обязательства, появившиеся или изменившиеся в связи с такой утратой. Вновь перейти на уплату единого налога можно не ранее как через один год с момента утраты права на его уплату.

Объектом налогообложения, то есть основой для исчисления сумм налогов, признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. При его определении учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, которые исчисляются по тем же правилам, что и доходы по налогу на прибыль организаций (соответственно ст. 249, 250 НК РФ). Список расходов, которые можно вычесть из доходов по единому сельскохозяйственному налогу, содержится в п. 2 ст. 346.5 НК РФ, среди них такие расходы, как: расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, расходы на оплату труда, расходы на обязательное и добровольное страхование и др.

Ставка единого сельскохозяйственного налога – 6 % от денежного выражения доходов, уменьшенных на величину расходов.

2.        Упрощенная система налогообложения.

Упрощенная система налогообложения (УСН) применяется на основании гл. 26.2 части второй НК РФ, введенной с 1 января 2003 г. УСН организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах.

Многие организации стремятся перейти на данный налоговый режим. Ведь при его применении не нужно уплачивать налог на прибыль и НДС, а также налог на имущество организаций, что позволяет существенно сэкономить средства организации и направить их на развитие бизнеса.

Цель создания УСН – предоставление возможности малым организациям и индивидуальным предпринимателям, не обладающим специальными знаниями в области бухгалтерского учета и налогообложения, применять более простой (упрощенный) по сравнению с общим режимом налогообложения способ ведения налогового учета.

Основные преимущества упрощенной системы налогообложения заключаются в следующем:

                  Применение УСН позволяет сэкономить на налоговых платежах. Ведь налогоплательщики, применяющие данный спецрежим, освобождаются от обязанности по уплате ряда налогов (организация не является плательщиком налога на прибыль (ставка 20%), налога на имущество организаций (ставка до 2.2%), а индивидуальный предприниматель - налога на доходы физических лиц (ставка 3 %) и налога на имущество физических лиц (ставка от 0.1 до 2%). Эти налоги заменяются уплатой одного налога, исчисляемого с суммы доходов налогоплательщика (по ставке 6%), либо с суммы доходов за вычетом расходов (по ставке 15 %). Кроме того налогоплательщики перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС (кроме налога, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную границу РФ, осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества).

Информация о работе Роль налоговой политики в развитии предпринимательства