Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:24, курсовая работа
Целью работы является изучение взаимосвязей государства и предпринимательства при налоговом воздействии на предпринимательскую деятельность, определение подходов к реформированию налоговой системы РФ.
Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:
-провести теоретический анализ основ налоговой политики, ее функций;
- исследование предпринимательства как формы организации экономической деятельности РФ;
-изучить особенности налоговых режимов в отношении юридических лиц в российской экономике и тенденции развития предпринимательской деятельности в РФ;
-описать изменения, произошедшие в налоговой политике государства в период финансового кризиса;
Введение
1. Экономико-теоретические аспекты налоговой политики государства и предпринимательской деятельности.
1.1. Сущность и цели налоговой политики государства.
1.2. Предпринимательство как форма организации экономической деятельности
1.3. Влияние налоговой политики на развитие предпринимательства
2. Тенденции развития российского предпринимательства в свете налоговой политики
2.1.Особенности специальных налоговых режимов в отношении юридических лиц в российской экономике
2.2. Тенденции развития предпринимательской деятельности в РФ
3. Проблемы налогообложения предпринимательства и пути его совершенствования на современном этапе
3.1. Изменения в налоговой политике государства в период финансового кризиса в РФ
3.2. Совершенствование налоговой политики как инструмента развития предпринимательства в российской экономике.
Заключение
Приложения
Россия стремится стать экономически сильным государством. Происходящие в экономике изменения позволяют российским производственным и торговым компаниям с одной стороны, более уверенно и на плановой основе осуществлять свою деятельность, а с другой стороны усиливают конкурентную борьбу с иностранными торговыми и производственными компаниями, успешно осваивающими российский рынок.
По мере совершенствования законодательства, укрепления экономики и стабилизации ситуации в стране на российский рынок хлынули сначала торговые, а затем и производственные иностранные компании. Имея отработанную и опробованную на практике в других странах стратегию развития бизнеса и обладая большими финансовыми возможностями, они начали проникать в разные отрасли российской экономики и создавать свою инфраструктуру (сети магазинов, складов, различные производства).
Крупные иностранные компании действуют по четким планам развития, которые просчитываются обычно на 10-15 лет. Они используют в работе самые современные технологии, созданные в специализированных научных институтах и лабораториях.
Для российских компаний (как торговых, так и производственных) ситуация на рынке потребовала адекватного подхода и перестройки, в первую очередь системы планирования, управления бизнес-процессами и их оптимизации. Новые условия внешней среды требуют от руководителей отечественных компаний разработки тщательно продуманной и рассчитанной стратегии развития.
Предприниматели, или бизнесмены — общее понятие, объединяющее всех россиян, в той или иной степени занятых в бизнесе, начиная с классических предпринимателей и кончая наемными работниками, в свободное время тоже пытающиеся «делать деньги». Этот слой охватывает всю совокупность субъектов производительной, коммерческой и финансовой деятельности, осуществляемой на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли.
Этот слой далеко не однороден по составу. В нем можно выделить несколько основных бизнес-групп [5, 68]:
-предприниматели, частные собственники преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющие ими и не совмещающие эту деятельность с работой по найму (11%);
-самозанятые — лица, занятые мельчайшим предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства (23%);
-бизнесмены-менеджеры — наемные директора мелких и средних предприятий, главным образом акционированного и частного секторов экономики, совмещающие управленческую работу по найму с ведением собственного бизнеса (2%);
-наемные работники, в основном акционированного и частного секторов экономики, не выполняющие управленческих функций и совмещающие основную работу с теми или иными видами предпринимательства (46%);
-менеджеры-совладельцы — хозяйственные руководители мелких и средних акционированных предприятий, работающие по найму, но вместе с тем располагающие пакетами акций управляемых предприятий (13%);
-хозяйственные руководители, управляющие государственными или частными предприятиями на основе найма (5%) (рис. 2).
Рассмотрим некоторые показатели, характеризующие развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Таблица 2
Количество предприятий малого предпринимательства за 2000-2009 гг.[15]
Из представленных данных видно, что количество предприятий малого и среднего бизнеса за период с 2001 по 2009 годы постоянно увеличивалось.
Наглядно динамика численности предприятий малого и среднего бизнеса приведена на рис. 3.
Рис. 3. Количество предприятий малого и среднего бизнеса в РФ
за 2000-2009 гг.
Сравнив показатели 2001 и 2009 годов, получили, что количество предприятий малого бизнеса возросло на 71%(т.е. почти в 2 раза), а количество предприятий среднего бизнеса - на 181% (т.е. практически в 3 раза), что говорит о том, что число предприятий среднего бизнеса в нашей стране преобладает.
Распределение предприятий по видам экономической деятельности приведено в табл.3.
Таблица 3
Число малых предприятий (без микропредприятий) и их распределение по видам экономической деятельности в январе-июне 2010 года.[16]
Основными видами деятельности, которыми занимаются предприятия малого бизнеса, являются обрабатывающие производства (26,5%), оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств (23,7%), На долю всех остальных видов деятельности приходится менее 20%. Это объясняется в первую очередь тем, что в данных отраслях достаточно низкий финансовый барьер для входа на рынок, т.е. затраты для открытия предприятия относительно невелики, а также высокой нормой дохода, когда вложенные средства достаточно быстро окупаются.
Приведем основные итоги экономической деятельности предпринимательства в России (таблица 4).
Таблица 4
Основные экономические показатели деятельности малых предприятий РФ
в 2001-2009 гг.[17]
По данным показателям виден уверенный рост на протяжении всего периода. Так, объем произведенной продукции всеми объектами малого предпринимательства в 2001 году составил 852,7 млрд. руб., а в 2009 году — уже 16148,2 млрд. руб. В 2008 и 2009 годах наблюдается снижение темпов роста этого показателя, в связи с кризисными явлениями в экономике. Аналогичная тенденция прослеживается и по другим показателям, таким как, численность работников и инвестиции в основной капитал. Хотя при этом численность работников росла более низкими темпами, чем численность самих предприятий. Так, в 2001 году численность работников составляла 6483,5 тыс. чел., а в 2009 году — 9562,3 тыс. чел., т.е. увеличилось всего в 1,5 раза, тогда как численность предприятий увеличилась почти в 2 раза, а объем инвестиций — практически в 10 раз.
Таким образом, существование и развитие российского предпринимательства зависит, как от способности их руководителей применить в своей работе новейшие достижения в области стратегического планирования, управления и использования современных информационных систем и технологий, так и от государственной поддержки этой сферы.
Предпринимательство в рыночной экономике составляет ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях - этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.
Предпринимательство занимает свое особое место в экономических отношениях, внедряя в них, прежде всего нестандартные и инновационные подходы и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства и властных структур. Несомненно, воздействие предпринимательской деятельности на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.
Таким образом, предпринимательская деятельность тесно связана со всеми сферами жизнедеятельности общества. Знание состояния и тенденций развития предпринимательства, выявление его связей и зависимостей с другими структурными элементами общества, позволяет более четко и конкретно видеть основные проблемы и пути становления гражданского общества в России.
Так как большая часть денежных потоков в малом бизнесе связана именно с налоговой деятельностью, то без оптимизации и совершенствования налоговой системы, без разработки стратегии развития налоговой политики успешное развитие в сфере предпринимательства не будет возможным.
Как известно, кризис начал проявляться в России приблизительно с середины 2008 года. "Я боюсь, что это надолго, и никто не знает насколько, большая часть бизнеса еще не поняла, что происходит"- описывал положение в стране Михаил Делягин директор Института проблем глобализации [29].
В это время государству необходимо было выработать новые концептуальные подходы к системе налогообложения предпринимательства РФ.
12 ноября 2008 года первый вице-премьер Игорь Шувалов провел заседание Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства.
«Глобальный финансовый кризис готовит немало трудностей этой отрасли экономики. Мы должны делать все возможное, чтобы люди могли пробовать свои силы в малом и среднем предпринимательстве, - сказал Шувалов после окончания заседания. - Это особенно важно сейчас, когда людям становится все труднее искать работу» [10].
Для того чтобы защитить малый бизнес, правительство планировало сразу несколько шагов. Во-первых, значительно увеличить объем кредитования предприятий. Кроме того, значительно снизить налоговую нагрузку для малого предпринимательства. "Все понимают необходимость налогового послабления для предприятий, - сказал первый вице-премьер, - вскоре мы определим, как этот механизм будет действовать на практике" [10].
26 ноября 2008 г. Президент смягчил налоговое бремя для преодоления кризиса. Он подписал Федеральный закон "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Документ предусматривает большое число изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, часть из которых направлена на поддержку российских налогоплательщиков в условиях сложной экономической ситуации.
В первую очередь, следует выделить положения, касающиеся снижения до 20 процентов ставки налога на прибыль организаций, а также дальнейшей либерализации порядка амортизации, освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость авансовых платежей, установления особого порядка предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов, предоставления субъектам Российской Федерации права снижать до 5 процентов ставку налога, уплачиваемого при применении упрощённой системы налогообложения.
Также на основе этого документа предусматривается расчёт подлежащих уплате сумм налога на прибыль организаций на основе фактической прибыли. Это позволит избежать ситуаций, когда авансовые платежи по налогу на прибыль организаций существенно превышают размер окончательного налогового обязательства, что приводит к изъятию денежных средств из оборота налогоплательщика с последующим их возмещением из бюджетной системы.
Депутаты также участвовали в разработке налоговых мер, которые могли бы помочь предпринимателям пережить кризис. Заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров предложил разрешить уплачивать налог на прибыль в рассрочку. Он считает, что «ожидаемые суммы налога к уплате велики, и компаниям в условиях кризиса, возможно, будет сложно заплатить сразу всю сумму налога за предыдущий квартал»[11].
Но в отношении НДС подобное решение уже было принято ранее. 5 января 2005 г. вступил в действие Федеральный закон N 172-ФЗ, согласно которому НДС можно платить в рассрочку. Так, до 20 октября нужно было заплатить лишь одну треть НДС за третий квартал. Оставшиеся две трети предстоит вносить равными частями до 20 ноября и 20 декабря.
До 1 декабря 2008 года правительство планировало принять дополнительные меры налоговой поддержки бизнеса. «До данного срока в правительство будут внесены предложения, компенсирующие потери бизнеса из-за повышения страховых взносов по ЕСН, - сообщил помощник президента Аркадий Дворкович в одном из интервью,- тогда же, возможно, появятся и расчеты возможного снижения налога на добавленную стоимость»[11].
Минэкономразвития и отраслевые министерства поддержали данное предложение снизить НДС, но Минфин выступил против.
В целом руководитель департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Москвы Михаил Вышегородцев доволен тем, как малые и средние предприятия города переживают кризис: "На начало 2008 года в Москве насчитывалось 214 тысяч малых предприятий, на начало 2009 г. их стало уже 222 тысячи и занято там было более двух миллионов человек, - подчеркнул он. - Не изменилась эта цифра и сейчас, что уже хорошо"[9].
Таким образом, из вышесказанного следует, что программы государственного поддержания предпринимательства значительно активировались во время кризиса. Они охватывают вопросы и снижения налога, уплачиваемого по упрощенной системе, и самозанятости для безработных, и обеспечения стартовым капиталом желающих начать свое дело.
В итоге в 2009 году по сравнению с 2008 налоговые доходы сократились на 20 %: в целом по России акцизы, НДФЛ и ЕСН остались примерно на уровне предыдущего года, но заметно сократились НДПИ[18] и налог на прибыль организаций.
Безусловно, явная отрицательная сторона снижения налогов – усиление дефицита государственного бюджета, особенно в условиях экономического кризиса. Так по итогам 1 полугодия 2009 г. Дефицит бюджета уже составил 577 млрд. руб.
Несмотря на проводимые государством мероприятия по поддержке предпринимательства в столь сложный период для страны, многие бизнесмены сами предпринимают дополнительные меры по снижению налоговой нагрузки. Меры не столь выгодные, как нам кажется, сколько рискованные и опасные. А именно, в условиях финансовой нестабильности многие предприниматели с целью «оптимизации» налоговых платежей создают «фирмы-однодневки».
Информация о работе Роль налоговой политики в развитии предпринимательства