Роль налоговой политики в развитии предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение взаимосвязей государства и предпринимательства при налоговом воздействии на предпринимательскую деятельность, определение подходов к реформированию налоговой системы РФ.
Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:
-провести теоретический анализ основ налоговой политики, ее функций;
- исследование предпринимательства как формы организации экономической деятельности РФ;
-изучить особенности налоговых режимов в отношении юридических лиц в российской экономике и тенденции развития предпринимательской деятельности в РФ;
-описать изменения, произошедшие в налоговой политике государства в период финансового кризиса;

Содержание

Введение
1. Экономико-теоретические аспекты налоговой политики государства и предпринимательской деятельности.
1.1. Сущность и цели налоговой политики государства.
1.2. Предпринимательство как форма организации экономической деятельности
1.3. Влияние налоговой политики на развитие предпринимательства
2. Тенденции развития российского предпринимательства в свете налоговой политики
2.1.Особенности специальных налоговых режимов в отношении юридических лиц в российской экономике
2.2. Тенденции развития предпринимательской деятельности в РФ
3. Проблемы налогообложения предпринимательства и пути его совершенствования на современном этапе
3.1. Изменения в налоговой политике государства в период финансового кризиса в РФ
3.2. Совершенствование налоговой политики как инструмента развития предпринимательства в российской экономике.
Заключение
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовик в 2003 автосохр.doc

— 683.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Экономико-теоретические аспекты налоговой политики государства и предпринимательской деятельности.

1.1. Сущность и цели налоговой политики государства.

1.2. Предпринимательство как форма организации экономической деятельности

1.3. Влияние налоговой политики на развитие предпринимательства

2.  Тенденции развития российского предпринимательства  в свете налоговой политики

2.1.Особенности специальных налоговых режимов в отношении юридических лиц в российской экономике

2.2. Тенденции развития предпринимательской деятельности в РФ

3. Проблемы налогообложения предпринимательства и пути его совершенствования на современном этапе

3.1. Изменения в  налоговой политике государства в период финансового кризиса в РФ

3.2. Совершенствование налоговой политики как инструмента развития предпринимательства в российской экономике.

Заключение

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоговая система - важный инструмент, позволяющий государству, с одной стороны, пополнять бюджет страны, с другой - содействовать развитию и модернизации экономики.

Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. В структуре всех доходов бюджета Российской Федерации налоги составляют, по разным оценкам, от 75 до 85%.

В экономической литературе собран обширный материал, посвященный теории налогов.

Среди зарубежных экономических деятелей, представителей ведущих экономических школ можно отметить вклад У. Петти, который отразил в труде «Трактат о налогах и сборах» принципы эффективной государственной политики и идею естественного порядка; А. Смита, который первым четко сформулировал принципы налогообложения; А.Вагнера, который одним из первых определил критерии эффективности налоговой системы, которые можно было использовать на практике на основе провозглашенных принципов; Г. Госсена, У. Джевонса, Л. Вальраса, которые, применив метод аналитической геометрии наглядно изобразили стимулирующее влияние налогов на производство; Дж.М. Кейнса и его последователей, которые сформулировали практические рекомендации для правительства по осуществлению налоговой политики в условиях неполного использования факторов производства; А. Лаффера, который проиллюстрировал кривую, изображающую зависимость налоговых поступлений в бюджет от ставки налога.

Среди отечественных исследователей вопросов налогообложения можно отметить заслуги Н. Тургенева, А.И. Буковецкого, П.П. Гензеля, И.М. Кулишера, В.Н. Твердохлебова, А.А. Тривуса. Особенно хочется отметить вклад И.Х. Озерова, который рассматривал влияние государства на различные аспекты общественной жизни.

Среди современных российских исследователей, занимающихся проблемами эффективности налогообложения, можно отметить исследования Е. Балацкого, В. Папаевой, Г.Б. Поляка, А.Н. Романова, С.М. Мовшовича, А.В. Перова, А.В. Толкушкина, С.В. Гусакова, О.В. Качура, Б.Х. Алиева.

Мы считаем, что тема данной работы — «Роль налоговой политики в развитии предпринимательства» — является актуальной для современной экономики, так как от того на сколько сбалансированной является налоговая политика государства, зависит как  прибыль предпринимателей, объем производства, экономическая эффективность деятельности организаций, возможность развития, так и количество  денежных средств, поступаемых в государственный бюджет, что в свою очередь формирует доходы государства. Таким образом, рассмотрение налогообложения как средства регулирования предпринимательской активности необходимо для нахождения баланса интересов государства и предпринимательства.

Вопросы взаимодействия налоговой системы государства и предпринимательства актуальны сегодня еще и потому, что в настоящее время наиболее остро встает проблема уклонения от налогов, распространение различных схем ухода от налогов.

Целью работы является изучение взаимосвязей государства и предпринимательства при налоговом воздействии на предпринимательскую деятельность, определение подходов к реформированию налоговой системы РФ.

Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:

-провести теоретический анализ основ налоговой политики, ее функций;

- исследование предпринимательства как формы организации экономической деятельности РФ;

-изучить особенности налоговых режимов в отношении юридических лиц в российской экономике и тенденции развития предпринимательской деятельности в РФ;

-описать изменения, произошедшие в налоговой политике государства в период финансового кризиса;

-сформулировать предложения по совершенствованию налоговой политики как инструмента развития предпринимательства в российской экономике.

Объектом исследования данной работы является налоговая политика как важнейшее направление экономической политики государства.

Предметом исследования данной работы является налоговая политика государства и ее роль в развитии предпринимательства в российской экономике.

          Курсовая работа состоит из трех глав, введения и заключения. Первая глава посвящена рассмотрению сущности предпринимательской деятельности и налоговой политики РФ, вторая – тенденции развития предпринимательства под влиянием налоговой политики, третья – проблемам налогообложения предпринимательства в современных условиях  и способам его совершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономико-теоретические аспекты налоговой политики государства и предпринимательской деятельности.

1.1. Сущность и цели налоговой политики государства.

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти...» [13, 171].

В современное время налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Налоги, как известно, являются одним из источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. 

В течение XX в. наблюдалось усиление регулирующей роли государства в развитии экономики, сопровождающееся беспрецедентным увеличением государственных расходов и соответственно доли финансов, перераспределяемых посредством налогов. Вместе с тем эффективная реализация новой роли государства в экономике в настоящее время уже немыслима без научно обоснованной и понятной простым налогоплательщикам государственной налоговой политики.

Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества, и тем самым обеспечивать социально- экономический прогресс общества [14,73]. Налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов [21,29].

Налоговая политика разрабатывается и проводится государством с расчетом как на перспективу (налоговая стратегия), так и на текущий момент (налоговая тактика).

Стратегия налоговой политики направлена на реализацию перспективных целей  и решение долгосрочных задач, связанных с построением или реформированием налоговой системы страны в русле выработанной концепции. Такая стратегия, по сути, является воплощением концепции налоговой политики. Данная стратегия налоговой политики в нашей стране определяется Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ.

Тактика налоговой политики направлена  на реализацию текущих целей и решение краткосрочных задач, связанных с управлением налоговой системой, трансформацией отдельных ее элементов в русле выработанной стратегии. Тактика налоговой политики определяется Правительством РФ, в том числе профильными министерствами и федеральными агентствами, представительными органами субъектов РФ и местного самоуправления.

Тактика и стратегия должны быть неразделимы, если государство стремится к согласованию своих интересов, общества и хозяйствующих субъектов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства в области налогообложения[1] на текущий момент, являются экономически не обоснованными. Это не только препятствует реализации выработанной налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства, что может привести к экономическому кризису.

Сущность и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти.

Выделяют следующие цели налоговой политики государства [14,75]:

1.   Фискальные.

Перераспределение в бюджетную систему и внебюджетные фонды части создаваемого национального продукта, достаточной для выполнения соответствующими уровнями правления возлагаемых на них функций.

2.   Экономические.

Обеспечение эффективного участия государства в регулировании экономики, поддержание темпов экономического роста, устранение структурных диспропорций общественного воспроизводства, стимулирование инвестиций в увеличение физического капитала.

3.   Социальные.

Сглаживание неравенства в уровнях доходов различных групп населения, повышение социальной защищенности малоимущих слоев населения, стимулирование инвестиций в развитие человеческого потенциала.

4.   Экологические.

Охрана окружающей среды и обеспечение рационального природопользования, создание компенсационного механизма за пользование природными ресурсами, стимулирование инвестиций в сохранение природного капитала для будущих поколений.

5.   Международные.

Устранение практики двойного налогообложения, ликвидация возможностей ухода от налогообложения, гармонизация таможенного обложения, унификация налоговых систем интегрирующихся стран.

Следует отметить, что фискальные цели всегда были превалирующими - основными. Другие цели, хотя и крайне значимы для государства, имеют все же второстепенный характер.

Объективность дифференциации целей на основную и второстепенные нередко приводит к проявлению двойственного характера налоговой политики. Когда приоритетная реализация каких- либо целей происходит в ущерб другим. Причем основные (фискальные) цели не всегда бывают приоритетными. Так, например, приоритетная реализация экономических целей налоговой политики за счет значительного снижения налогового бремени на экономику приводит  к ущемлению фискальных целей. Ликвидация прогрессивного налогообложения[2] доходов населения способствует реализации экономических и фискальных целей в ущерб социальным. Таких примеров противоречивости целей множество.     

Устранение двойственного характера, т.е. формирование непротиворечивой налоговой политики, - крайне сложная, подчас практически невыполнимая задача. Это тот долгосрочный ориентир, к которому должно стремиться государство, разрабатывая концепцию налоговой политики.

В зависимости от целей налоговой политики, признаваемых на данном этапе социально-экономического развития страны приоритетными, используют ту или иную форму этой политики. В мировой практике сложились три основные модели налоговой политики [14,76].

Первая модель - политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Эта политика используется, как правило, в двух случаях. Во - первых, она популярна в период экономических кризисов или военных действий, когда необходимо существенно повысить мобилизацию финансовых ресурсов в государственный бюджет, увеличить объем госзакупок и инвестиций в определенные сектора экономики назначения, уменьшая социальные расходы. Приоритетом в данном случае  являются фискальные цели, остальные цели второстепенны. Во-вторых, эта политика находит применение и в мирное (некризисное время). Так бывает, например, в развитых Скандинавских странах, когда высокий уровень налоговой нагрузки сопровождается беспрецедентно высокими социальными расходами. В такой политике приоритетными выступают уже фискальные и социальные цели.

Вторая модель – политика экономического развития. Она характеризуется практикой установления минимальной налоговой нагрузки на экономику. Снижение налоговых доходов бюджета сопровождается сокращением государственных инвестиций и значительным уменьшением социальных расходов. Существенно ослабляя налоговый прессинг[3] на производителей, сохраняя определенный объем инвестиционных программ, данная политика ориентирована на стимулирование экономической активности бизнеса и применяется, как правило, в период экономического спада, дабы предотвратить наступление экономического кризиса.

Информация о работе Роль налоговой политики в развитии предпринимательства