Функции государства по налогообложению и взиманию налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
2.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 5
2.1.СУЩНОСТЬ НАЛОГА. 5
2.2.СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ. 9
3.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ И ВЗИМАНИЮ НАЛОГОВ. 14
3.1.УСТАНОВЛЕНИЕ, ВВЕДЕНИЕ И ОТМЕНА НАЛОГОВ. 14
3.2.ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. 17
4.СУЩНОСТЬ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ. ЕГО ПРИНЦИПЫ. 20
5.ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. 23
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

     Вся совокупность налогов, пошлин и других платежей сгруппирована по 11 признакам. Различия в налогах зависят также от характера облагаемых доходов и расходов. Природа этих доходов и расходов, следовательно, тоже может стать признаком классификации налогов. Особое значение имеет дифференциация (классификация) налогов по источнику обложения: издержки производства (себестоимость); прибыль; валовая прибыль; совокупный доход; чистый доход, капитал и т.д.

     Различаются налоги и в зависимости от того, кто их взимает и в какой  бюджет они поступают, какое целевое  назначение имеют. В силу этих причин налоги, соответственно, подразделяются на государственные и местные, общие и специальные. При всей важности указанных критериев и признаков при классификации налогов в финансово-аналитической практике до сих пор применяется деление всей совокупности налогов на две группы: прямые и косвенные.

     Налоги  могут взиматься следующими способами:

1) кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером  такого налога может служить налог  на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2) на основе декларации. Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3) у источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

     Например  подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

     Виды  налогов различаются также в  зависимости от характера налоговых ставок. Налоговой ставкой называется процент или доля подлежащих к уплате средств, а еще точнее - размер налога в расчете на единицу объекта налогообложения (на рубль дохода, на автомобиль, на рубль имущества и т.д.). В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

     Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта.

     При прогрессивном налоге налоговая ставка налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения.

     Ставка  регрессивного налога, наоборот, понижается по мере увеличения объекта налогообложения. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества.

     Ставка  налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит.

     Фиксированный размер ставок и их относительная  стабильность способствует развитию предпринимательской  деятельности, так как облегчают  прогнозирование ее результатов.

     Законом «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» введена  трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

     Первый  уровень это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

     Второй  уровень налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов или региональные налоги. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

     Третий  уровень местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие «район» с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.

     Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в  федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, таможенные пошлины. Эти налоги создают основу финансовой базы государства.

     Наибольшие  доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц.

     Среди местных налогов крупные поступления  обеспечивают: подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, земельный налог, и большая группа прочих местных налогов.

     Бюджетное устройство Российской Федерации, как  и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании это отчисления от федеральных налогов.

     Закрепленные  и регулирующие налоги полностью  или в твердо фиксированном проценте на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты. Такие налоги, как гербовый сбор, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, имея федеральный статус, обычно полностью зачисляются в местные бюджеты.

     Налог на прибыль предприятий и организаций делится между федеральным,  региональным и местным бюджетами.

     Акцизы, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц  распределяются между бюджетами, причем в зависимости от обстоятельств, включая финансовое положение отдельных территорий, проценты отчислений могут меняться. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании федерального бюджета.

     Маневрируя  налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Удачным примером является способствование развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его.

Таким образом, можно сделать вывод, что с экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами. Исследуя преимущества и недостатки каждой формы налогообложения, финансовая наука приходит к выводу, что только посредством сочетания прямого и косвенного обложения можно выстроить налоговую систему, отвечающую фискальным интересам государства и экономическим интересам налогоплательщиков.

     Основная  задача налогового регулирования - сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом.

     Налоговая система Российской Федерации помимо структуры (классификации) налогов включает в себя ряд других важных элементов, которые отражены в приложении 2.

 

3.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ И ВЗИМАНИЮ НАЛОГОВ.

     3.1.УСТАНОВЛЕНИЕ, ВВЕДЕНИЕ И ОТМЕНА НАЛОГОВ.

     Налог — одно из основных проявлений государственного суверенитета страны. Именно возможность обложения налогом является выражением суверенитета и независимости государства наряду с установлением и защитой границ, чеканкой монеты, отправлением правосудия и т. д. Из всего этого следует, что налог устанавливается государством в одностороннем порядке без согласования с каждым налогоплательщиком по отдельности.

     Фактическому  взиманию с налогоплательщика любого налогового платежа обязательно  предшествуют две последовательные и взаимосвязанные законодательные процедуры, посредством которых обуславливается сама юридическая возможность обложения лица налогом. К сожалению, данный аспект не нашел своего отражения и исследования практически ни в одном учебнике о налогах. Однако роль и значение процедур установления налога и введения налога нельзя недооценивать.

     Установление  налога — первичное нормотворческое действие, принятие нормативного акта, посредством которого конкретный налоговый платеж определяется как таковой и находит свое место в действующей налоговой системе государства. Это своего рода законодательное провозглашение, юридическое «создание» налога как обязательного платежа. Установление налога непосредственно предусматривает возможность введения налога на соответствующей территории в рамках всей страны или только региона.

     Введение  налога — вторичное нормотворческое действие, принятие соответствующего нормативного акта, подробно регламентирующего условия, порядок и процедуру фактического взимания того или иного налога в бюджет. При введении налога должны быть определены существенные элементы налоговых обязательств.

     Иными словами, для того чтобы конкретный налоговый платеж мог быть фактически внесен налогоплательщиком или взыскан с него, сначала его нужно установить (т. е. предусмотреть возможность его взимания), а уже затем ввести, т. е. определить, как он будет взиматься, и определить существенные элементы налогового обязательства.

     О наличии двух этих этапов, предшествующих реальному взиманию налога, свидетельствует положение ч. 2 ст. 2 Закона об основах налоговой системы, согласно которому взимание налогов, образующих налоговую систему, осуществляется в установленном порядке. Кроме того, согласно п. 1 ст. И этого закона, в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют необходимые элементы налога.

     Принятие  налогового закона происходит в следующем порядке:

  1. Законопроект об установлении или введении того или иного налога, а также о внесении изменений и дополнений в нормативный акт по налогообложению вносится на рассмотрение в Государственную Думу. В соответствии с п. 3 ст. 104 Конституции данный проект может быть внесен в Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
  2. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало большинство депутатов Государственной Думы.
  3. В течение пяти дней принятый закон передается в Совет Федерации для одобрения. Если закон не будет одобрен Советом Федерации, может быть образована согласительная комиссия для устранения возникших разногласий. Несогласие Совета Федерации также может быть преодолено путем повторного голосования (двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы).
  4. После одобрения федерального закона членами Совета Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту для подписания и опубликования. Президент в течение четырнадцати дней должен одобрить закон или отказать в его одобрении (наложить вето) и вернуть закон на повторное рассмотрение. Президентское вето может быть преодолено Федеральным Собранием, если за принятие закона проголосует две трети депутатов обеих палат парламента.
  5. Принятый и утвержденный закон должен быть опубликован в течение семи дней со дня принятия в официальном издании российского парламента — «Российской газете» или 
    «Собрании законодательства Российской Федерации» и вступает в силу, по общему правилу, по истечении десяти дней после официального опубликования.

     Особо следует отметить, что Конституция не устанавливает принципа «разных налогов», поскольку этот вопрос отнесен Конституцией к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов и должен разрешаться на основе федерального закона.

      Отмена  налога происходит в результате:

Информация о работе Функции государства по налогообложению и взиманию налогов