Функции государства по налогообложению и взиманию налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
2.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 5
2.1.СУЩНОСТЬ НАЛОГА. 5
2.2.СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ. 9
3.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ И ВЗИМАНИЮ НАЛОГОВ. 14
3.1.УСТАНОВЛЕНИЕ, ВВЕДЕНИЕ И ОТМЕНА НАЛОГОВ. 14
3.2.ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. 17
4.СУЩНОСТЬ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ. ЕГО ПРИНЦИПЫ. 20
5.ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. 23
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение среднего профессионального  образования 

МОСКОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине

Налоговое право

на тему: «Функции государства по налогообложению и взиманию налогов». 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнила:

                    студентка 3 курса

                    группы 030503-26

                    Львова  Анастасия

                    Специальность: правоведение 

                    Руководитель:

                    Лисова  Ольга Александровна 
                     
                     
                     
                     
                     

г. Серпухов 2008 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ. 3
2.НАЛОГОВАЯ  СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 5
2.1.СУЩНОСТЬ  НАЛОГА. 5
2.2.СТРУКТУРА  И КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ. 9
3.ОСНОВНЫЕ  ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ  И ВЗИМАНИЮ НАЛОГОВ. 14
3.1.УСТАНОВЛЕНИЕ, ВВЕДЕНИЕ И ОТМЕНА НАЛОГОВ. 14
3.2.ФУНКЦИИ  ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.  17
4.СУЩНОСТЬ  НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ. ЕГО ПРИНЦИПЫ. 20
5.ОПТИМИЗАЦИЯ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. 23
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ  
 

 

1.ВВЕДЕНИЕ.

     Взимание  налогов – древнейшая  функция  и  одно  из  основных  условий

существования государства, развития общества  на  пути  к  экономическому  и

социальному  процветанию.

     Как  известно,  налоги  появились  с  разделением общества  на  классы  и  возникновением  государственности,  как      взносы граждан, необходимые для содержания публичной  власти.  В  истории  развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без  налогов,  поскольку для выполнения своих функций  по  удовлетворению  коллективных  потребностей ему требуется  определенная  сумма  денежных  средств,  которые  могут  быть собраны только посредством  налогов.

     В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач.

     Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы  налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.

     Вводя налоги, государство изымает у  предприятий часть их доходов  в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной с  формированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления.

     Актуальность  выбранной темы характеризуется  тем, что одним из важнейших условий  стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к  рынку  период налоговая система является одним  из  важнейших  экономических  регуляторов, основой  финансово-кредитного   механизма   государственного   регулирования экономики. От того, насколько правильно построена  система  налогообложения, зависит  эффективное  функционирование  всего  народного  хозяйства.  Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным  предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики. 

 

2.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

2.1.СУЩНОСТЬ НАЛОГА.

     Налог - это обязательный платеж, поступающий  в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. Все налоги являются основными источниками доходов государственного бюджета. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.

     Теоретически  экономическая природа налога заключается  в определении источника обложения  и того влияния, которое оказывает  налог в конечном итоге на частные хозяйства и хозяйство как единое целое. Следовательно, экономическую природу налога следует искать в сфере производства и распределения.

     Как известно, реальный процесс налогообложения  осуществляется государством и зависит  от степени развития его демократических форм. П.Прудон верно подметил, что «в сущности вопрос о налоге есть вопрос о государстве»1.

     История свидетельствует, что налоги - более  поздняя форма государственных  доходов. Первоначально налоги назывались «auxilia» (помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине 17 века английский парламент не признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной 2Америки Б.Франклин мог сказать, что «платить налоги и умереть должен каждый». На исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал внимание К.Маркс: «Налог - это материнская грудь, кормящая правительство»2

     Когда же население примирилось с налогами, и они превратились в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими. Наиболее известными являются теория выгоды, обмена эквивалентов, услуги-возмездия.

     Теория  обмена услуг соответствовала условиям средневекового строя. Государственное хозяйство питалось тогда доходами с доменов (государственное имущество: леса, земля), поступлениями налогов «покупалась» защита правительства.

     Теория  выгоды возникла в эпоху просвещения, когда налог стал рассматриваться как плата, вносимая каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности.

     В основе определений налога лежит  представление о договорном происхождении  государства. Особое место в индивидуалистических теориях занимает классическая школа в лице А.Смита, Д.Рикардо и их последователей, заслуга которых состоит в разработке вопроса экономической природы налога. А.Смит первым исследовал экономическую природу налога. Он считал, что государственные расходы носят непроизводительный характер, но с другой стороны, можно заключить, что теория непроизводительности государственных услуг не мешает А.Смиту признавать налог справедливой ценой за оплату услуг государству.

     Учение  о правовом государстве приводит финансовую науку к идее принудительного характера налога и к появлению новых теорий: теории жертвы и теории общественных потребностей. Эти теории трактовали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность.

     Теория  жертвы - одна из первых теорий, которая  содержит идею принудительного характера налога. С.Ю.Витте в лекциях, прочитанных Великому князю Михаилу Александровичу, определял налог как «принудительные сборы с дохода и имущества, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей»3

     Для российской науки актуальность и  сложность проблем налогов и  налогообложения состояла в том, что советское общество законодательно провозгласило построение первого в мире государства без налогов. Это значит, что в советский период не было никаких научных разработок в области налогов. Осуществление экономической реформы в России означало необходимость проведения налоговой реформы, связанных с ней теоретических исследований и принятия налогового законодательства. Одной из первых проблем, которую надо было решить, это уточнить содержание категории «налог».

     С правовых, юридических позиций налоги это установленные законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения.

     С экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения  доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого  финансовыми органами в целях  обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и  сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.

     Налоговое регулирование доходов ставит своей  основной задачей сосредоточение в  руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для  решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом.

     Таким образом, развитие рыночной экономики  регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления хозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

     Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

 

2.2.СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ.

     По  механизму формирования налоги подразделяются два вида - на прямые и косвенные. Прямые налоги - это налоги на доходы и имущество. К ним относятся: подоходный налог и налог на прибыль, поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

     Косвенные налоги - налоги на товары и услуги. Это налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

     Прямые  налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

     Косвенные налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли.

     Как известно, раньше в финансовой науке  при делении налогов на прямые и косвенные применялись три  критерия: по платежеспособности, способу  обложения и взимания и по признаку переложения. Сегодня, в современных  условиях эти критерии для принятия эффективных управленческих решений в области налогообложения недостаточны. Более расширенная система классификации налогов подробно изложена в приложении 1.,1.1.

Информация о работе Функции государства по налогообложению и взиманию налогов