Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:40, курсовая работа
Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его с точки зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным, с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.
Функции
государства
Цели, задачи, функции государства
Введение
С
давних пор, вопросы о государстве,
его понятии, сущности и роли в
обществе относятся к числу
Как мы знаем, в истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, да и сейчас их немало. Поэтому всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства – задача чрезвычайно трудная. Решить её можно лишь при изучении государства в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества. Немалую роль в этом изучении, играет изучение функций государства, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой формы организации политической власти, но и общества в целом.
Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его с точки зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным, с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.
Учитывая всё выше перечисленное, я считаю, что данная тема актуальна в наши дни и требует конкретного рассмотрения. В настоящее время, вопрос о функциях государства затрагивается в большинстве правовой литературы. В частности в пособиях и учебниках для ВУЗов. Нельзя также забывать и о различных нормативно-правовых актах, которые устанавливают и регулируют государственные функции. К коим относятся: Конституция РФ (ст. 8, ст. 71 пункты: ж, з, к, л, м, н и др. ), Налоговое, Уголовное и другие законодательства.
В своей работе я постарался раскрыть данную тему, базируясь на различной правовой литературе, переложив некоторые аспекты этого вопроса на российскую действительность.
Понятие функций государства
Термин
“функция” имеет в
Применительно к государству, термин, а вместе с ним и понятие “функция” приобретает несколько иной смысл и значение. Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением.
В отечественных и зарубежных академических источниках существуют различные трактовки функций государства. Например, ещё в 60-е годы в рамках отечественной юридической науки получило довольно широкое распространение представление о функциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятельности. Не всеми авторами такое представление о функциях тогда разделялось, но, тем не менее, в модернизированном виде оно в значительной мере сохранилось и по сей день. В подтверждение этого, можно сослаться на определение понятия “функция государства”, в соответствии с которым им охватывается предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства её обеспечения.
Ещё
раньше названного варианта трактовки
функций государства в
Государство, пишет в связи с этим Г. Кельзен в своей широко известной работе “Общая теория права и государства”, если рассматривать его как “чисто правовой феномен, как юридич6екое лицо”, есть не что иное, как корпорация. Его черты и особенности в полной мере охватываются общим понятием корпорация. “Вопрос, однако, заключается в том, как государство-корпорация отличается от других корпораций”.
Отвечая на него, автор приходит к выводу о том, что основное различие между ним и другими корпорациями заключается в “нормативном порядке”, который сам устанавливается государственной корпорацией. С юридической точки зрения “проблема государства-корпорации по своему существу есть проблема национального правового порядка”.
Помимо
названных вариантов понимания
и трактовки функций
Наличие различных точек зрения и подходов к рассмотрению и определению функций государства является вполне естественным и понятным, имея в виду сложность и многогранность рассматриваемого понятия. В настоящее время, весьма популярно следующее определение.
Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
В различных источниках, данное определение может встречаться в несколько другом виде, но от этого суть его не меняется. С его помощью, можно выделить следующие, наиболее существенные признаки функций государства.
Функция
государства не любое, а именно основное,
главное направление его
В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве – его сущность. Поэтому, через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.
Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.
Функции
государства – понятие
Функции реализуются в определённых формах и особыми, характерными для государственной власти методами.
Некоторые учёные-правоведы, выделяют ряд других признаков. Например, профессор М. Н. Марченко, перечисляя признаки функций государства, пишет: “Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних, хотя и имеют в большинстве своём немалую значимость для жизни общества и государства, но тем не менее они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на часть его, охватывают собой деятельность лишь отдельных его частей”. На мой взгляд, данная формулировка очень сходна с другой: “функция государства не любое, а именно главное направление его деятельности”. Поэтому, я считаю, что вышеперечисленных признаков вполне достаточно для определения понятия “функция государства”.
Классификация функций государства
Классификация функций государства имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности государства не вообще, а дифференцированно, то есть применительно к их отдельным видам, группам или даже — к отдельно взятым функциям.
В юридической теории, а, отчасти, и в практике существует множество оснований (критериев) классификации функций государства. Нельзя выделить какой-то один, наиболее правильный критерий, так как они используются с разными целями и не могут друг друга заменять. Например, такой критерий, как “время действия”, не может заменить критерий “сфера деятельности”, ибо между собой они вообще мало связаны. Отсюда следует и то, что одна и та же функция может присутствовать в различных классификациях. Итак, функции классифицируют:
Во-первых, по времени их действия (постоянные функции и временные). Во-вторых, по их социальной значимости (функции, выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев и групп и те, которые выражают интересы всего общества). В-третьих, по сфере их “приложения” и осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические). В-четвёртых, по форме их реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные).
Классификация
функций государства проводится
также на основании территориального
масштаба, в пределах которого они
реализуются. В федеративном государстве
- эта функция федерации в целом и субъектов
федерации. В унитарном государстве - это
функции, осуществляемые на территории
единого, лишь в административно-
В последние годы предпринимаются попытки классификации функций государства, базирующиеся на принципе разделения властей. В соответствии с данным критерием функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные. Авторы, проводящие такую классификацию, поясняют, что особенность данной классификации заключается, прежде всего, в том, что “она отражает механизм реализации государственной власти” и что каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенной ветви власти — законодательной, исполнительной и судебной.
Относительно новым критерием для классификации функций государства является их подразделение в зависимости не только от принадлежности к тому или иному типу государств, но и в зависимости от обусловленности “природой всякого общества”. В соответствии с данным критерием функции подразделяются на функции государств эксплуататорских типов, функции государства демократического типа и функции, вытекающие из природы всякого общества.