Функции государства по налогообложению и взиманию налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
2.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 5
2.1.СУЩНОСТЬ НАЛОГА. 5
2.2.СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ. 9
3.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ И ВЗИМАНИЮ НАЛОГОВ. 14
3.1.УСТАНОВЛЕНИЕ, ВВЕДЕНИЕ И ОТМЕНА НАЛОГОВ. 14
3.2.ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. 17
4.СУЩНОСТЬ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ. ЕГО ПРИНЦИПЫ. 20
5.ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. 23
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

     а) отмены действия того или иного налогового закона;

     б) отмены взимания того или иного налог;

     в) истечения срока действия нормативного акта, которым был введен тот или иной налог;

     г) проведения налоговой реформы. 

 

3.2.ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

     Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

     Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всей экономики государства.

     Рыночная  экономика в развитых странах - это  регyлирyемая экономика. Представить  себе эффективно фyнкционирyющyю рыночную экономику в современном мире, не регyлирyемyю государством, невозможно.

Таким образом, одной из главных функций государства при рассмотрении вопросов налогообложения является регулирующая функция.

   По  мнению выдающегося английского  экономиста Джона Кейнса (1883—1946 гг.), налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений4.

   Регулирующая  функция направлена в первую очередь  на достижение посредством налоговых  механизмов тех или иных задач  налоговой политики государства.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

- регулирование  рыночных, товарно-денежных отношений.  Оно состоит в разработке законов,  нормативных актов, определяющих  взаимоотношения действующих на  рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих.

- регулирование  развития народного хозяйства,  общественного производства в  условиях, когда основным объективным  экономическим законом, действующим  в обществе, является закон стоимости.  Здесь речь идет главным образом  о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

   Другая  немаловажная функция – фискальная. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ.

   Следующая функция государства по взиманию налогов и налогообложению – распределительная (социальная) функция. Посредством налогов в госyдарственном бюджете концентрирyются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крyпных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др.

   На  ряду с вышеперечисленными функциями  существует контрольная функция. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. По словам А. Дадашева, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную полигику5.

Наконец, последняя функция  - поощрительная. Данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов для реализации социальной политики государства.

   Как отмечает Е. Покачалова, порядок налогообложения  может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, Героям России и др.)6 

 

4.СУЩНОСТЬ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ. ЕГО ПРИНЦИПЫ.

      Налогообложение – это система перераспределения доходов между юридическими и физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в  бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей.

   Принципы (от лат. principium — основа, первоначало) — это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала чего-либо. Применительно к налогообложению принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере.

   Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить  основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:

1.Принцип равнонапряженности. Уровень  налоговой  ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика,  т.  е. уровня доходов.

2.Принцип однократности уплаты налога. Необходимо прилагать все усилия,  чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого  принципа служит замена налога с оборота,  где обложение оборота происходило  по  нарастающей кривой,  на НДС,  где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3.Принцип обязательности. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять  сомнений  у  налогоплательщика в неизбежности платежа.

4.Принцип подвижности. Система  и  процедура  выплаты  налогов должны быть простыми, понятными и  удобными  для  налогоплательщиков  и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5.Принцип эффективности. Налоговая система должна быть гибкой и легко  адаптируемой к меняющимся   общественно-политическим  потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого  ВВП и быть  эффективным инструментом государственной экономической  политики.

   Общеюридические принципы налогообложения изложены в приложении 3. 

   Мировой опыт налогообложения показывает, что  изъятие у налогоплательщика  до 30-40% от дохода является пределом, после  которого начинается процесс сокращения сбережений, а тем самым и инвестиций в экономику. Если же число налогов предусматривает изъятие у налогоплательщика более 40-50% его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства.

   В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов к объему полученного валового внутреннего продукта.

   В Российской экономике по различным  оценкам от 25 до 40% ВВП создается в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате законопослушные налогоплательщики, а это, в основном, легальные товаропроизводители (их около 17%), производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющих более половины произведенного ВВП. Немногие предприятия могут выдержать такую нагрузку.

   Другая  проблема сводится к тому, что доля изъятия через налоги около 33% ВВП  рассчитана, исходя из фактически уплаченных или же запланированных к поступлению  в бюджет налогов. Однако из-за хронических  недоплатежей в бюджет долги превышают  предполагаемые поступления налоговых отчислений.

   Налоги  должны распределяться в равной степени  между федеральным центром и  регионами. Однако самые собираемые налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль) уходят в Москву, а оставшиеся на местах должным образом не собираются. Некоторые местные налоги вообще не окупают затраты на их сбор.

   Еще одна проблема заключается в том, что наряду с законами действуют  многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения  и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб.

     Наиболее спорным на сегодняшний  день является вопрос о тяжести  налогового бремени. Налоговая  система России строилась по  образу и подобию налоговых  систем западных стран. В некоторых  случаях налоговые ставки вообще  не отличаются от западных аналогов.

   Также весьма проблематичен вопрос неравномерности распределения налогов между категориями плательщиков. Практически не предусмотрена градация и соответствие уровня налоговых отчислений налогоплательщиков в зависимости от уровня их доходов. К тому же весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить (т.е. мелких и средних предпринимателей), тогда как основная часть уходит от оплаты налогов как на законном, так и на незаконном основании.

   Несмотря на очевидную необходимость реформирования налоговой системы, ее кардинальные изменения привели бы к негативным последствиям. Очевидно, что налоговые реформы будут проводиться исходя из того, что существующая система совокупности налогов, механизмов их исчисления и методов контроля не должна принципиально измениться. Уже сейчас наблюдается тенденция к снижению налоговых ставок и снижению налогового бремени. 

 

5.ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.

     Сегодня под налоговой реформой имеется  в виду, прежде всего, укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Для этого нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов.

Основные  направления налоговой реформы  в России в должны быть направлены на:

1. ослабление  налогового бремени и упрощение  налоговой системы путем отмены  низкоэффективных налогов и отчислений  во внебюджетные фонды;

2. расширение  налоговой базы благодаря отмене  ряда налоговых льгот, расширению  круга плательщиков налогов и  облагаемых доходов в соответствии  с принципом «налоговой справедливости»; 

3. постепенное  перемещение налогового бремени  с предприятий на физических лиц;

4. решение  комплекса проблем, связанных  со сбором налогов и контролем  за соблюдением налогового законодательства.

На сегодняшний  день наиболее целесообразным шагом  в области реформирования налоговой  системы можно предложить:

  • расширение прав местных органов при установлении ставок налогов на имущество юридических лиц (но исключить налогообложение оборотных средств) и граждан;
  • унифицирование прямого налогообложения всех юридических лиц, перейдя от налога на доход банков и страховых компаний к налогообложению их прибыли;
  • расширение мер по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;
  • усиление социальной направленности налогов. Для этого нужно постоянно

    увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум  доходов граждан, а с другой - ставку подоходного налога лиц с очень высокими доходами, а

    также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки

    акцизов на них. 

     В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно  ставить вопрос о формировании сбалансированной системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную, но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции.

     Реформирование  действующей налоговой системы  должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых  условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам.  

Информация о работе Функции государства по налогообложению и взиманию налогов