Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 10:21, курс лекций
Наша планета Земля поделена на территории окруженные границами. На каждой из этих территорий существует уникальная система общественных взаимо-отношений, называемая государством. Государство необходимо для обеспечения целостности его территории и безопасности членов общества. Источники опасности могут находиться как внутри территории, так и вне её. Историческое развитие государства как фактора обеспечения безопасности общества привело к необходимости управления экономическими и общественными отношениями.
Функциями государства называются основные направления его деятельности и они разделяются на внешние и внутренние.
Внешние функции современного государства состоят в следующем.
Обеспечение безопасности, защита территориальной целостности и суверенитета государства;
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
конспект лекций
Положенцев В.И.
Наша планета Земля поделена на территории окруженные границами. На каждой из этих территорий существует уникальная система общественных взаимо-отношений, называемая государством. Государство необходимо для обеспечения целостности его территории и безопасности членов общества. Источники опасности могут находиться как внутри территории, так и вне её. Историческое развитие государства как фактора обеспечения безопасности общества привело к необходимости управления экономическими и общественными отношениями.
Функциями государства называются основные направления его деятельности и они разделяются на внешние и внутренние.
Внешние функции современного государства состоят в следующем.
Обеспечение безопасности, защита территориальной целостности и суверенитета государства;
Поддержание мирового порядка путём участия в развитии системы международных отношений;
Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами.
Внутренние функции государства.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ
Социально-экономическая сущность и функции налогов определяются тем, что для обеспечения функций государства и существования государственного аппарата, реализующего эти функции, необходимы материальные средства. Эти средства образуются путём изъятия части собственности граждан и организаций и называются налогами.
Главным доходом государства остаются налоги. Бюджеты развитых стран, в том числе и России, состоят из налоговых поступлений на 80 – 90%.
Налоговой нагрузкой называется отношение общей суммы налогов налогоплательщика за определённый период к сумме его доходов за тот же период. Чем меньше налоговая нагрузка на бизнес, тем успешнее он развивается при условии обеспечения прав, свобод и соответствующей инфраструктуры.
Собираемость налогов определяет соотношение суммы действительных налоговых поступлений к тому, что налогоплательщики должны были заплатить. Есть государства, где собираемость налогов составляет 90 – 92% расчётной суммы. В некоторых европейских и латиноамериканских странах этот показатель намного ниже.
ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
Фискальная функция (фиск - государственная казна) состоит в бюджетном финансировании:
Регулирующая функция заключается в стимулировании развития или принудительном сдерживании отдельных отраслей экономики и регионов государства. Путём изменения налогового законодательства государство влияет на экономическую активность налогоплательщиков.
Регулирующая функция проявляется через:
Регулирующая функция влияет на:
Социальная функция состоит в перераспределении общественных доходов между обеспеченными и малообеспеченными слоями населения, для поддержания гарантий социальной стабильности общества.
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Налоговая политика обеспечивает выполнение налоговых функций.
Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогов и является составной частью финансовой политики.
Задачи налоговой политики:
Типы налоговой политики.
Существует предельный уровень налогообложения (по некоторым оценкам не более 40% от дохода), превышение которого фактически подрывает производственно-хозяйственную деятельность предприятий, сужает налогооблагаемую базу.
Российская
федерация (РФ) относится к категории
стран с развивающейся налогово
В РФ налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти.
Органом, ответственным за проведение единой налоговой политики на территории РФ, является Минфин РФ, а за её выработку и осуществление – Министерство по налогам и сборам РФ (далее МНС РФ).
Основные направления развития налоговой политики в РФ:
Налоговая политика в РФ будет изменяться вслед за изменением государственных приоритетов стимулирования отдельных видов деятельности, производства, экспорта и импорта продукции. Функции налогов можно успешно реализовать только при соответствующем построении налоговой системы.
Налоговый Кодекс (НК) устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
2) основания возникновения
(изменения, прекращения) и
3) принципы установления,
введения в действие и
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
ПОНЯТИЯ НАЛОГ И СБОР
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств.
Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Изменения в налоговом законодательстве могут иметь обратную силу (вступать в действие с начала налогового периода, в котором опубликованы) если они улучшают положение налогоплательщика.
Участниками налоговых отношений, регулируемых налоговым законодательством, являются:
1) организации и физические лица – плательщики сборов;
2) организации и физические лица
3) налоговые органы;
4) таможенные органы.
В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Федеральными налоги и сборы установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональные налоги установлены НК и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.
Местные налоги установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) страховые сборы;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
9) государственная пошлина.
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
К местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены элементы налогообложения, а именно:
налогоплательщик;
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
Могут также предусматриваться налоговые льготы.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.