Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:30, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучение теоретических и методологических аспектов налогообложения имущества организаций, разработка направлений по совершенствованию администрирования имущественного налогообложения.
Задачи дипломной работы:
систематизация и обобщение литературных источников, законодательной и нормативной базы по налогу на имущество, истории его возникновения;
рассмотрение методологических аспектов налогообложения имущество организаций в соответствии с положениями главы 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации;
Введение
1 Налог на имущество организаций, методологические аспекты его исчисления и уплаты
1.1 История возникновения поимущественных налогов и их объективная необходимость
1.2 Налог на имущество организаций, элементы налогообложения, методика расчета и уплаты
1.3 Особенности налогообложения имущества в зарубежной практике
2 анализ поступлений налога на имущество организаций
2.1 Администрирование налога на имущество организаций в системе «ЭОД инспекций местного уровня»
3 разработка Направлений совершенствования администрирования налога на имущество организаций
Заключение
Перечень сокращений, символов, специальных терминов
Список использованной литературы
• осуществление совместного учета и регистрации специализированным государственным органом (органами), количество которых определяется исходя из специфики типов имущества;
• различие процедур первичной регистрации и перерегистрации. При первичной регистрации объект прав подлежит тщательному техническому анализу, сопоставлению с уже имеющейся информацией об объекте и включению в базу, а права на него – проверке на юридическую чистоту, которые по прошествии определенного срока не оспариваются. В дальнейшем при сделках с этим объектом проводится перерегистрация, при которой проводится лишь проверка правомочности осуществления такой сделки, без исследования юридической чистоты прав на объект и его технических параметров, что существенно упрощает процедуру;
• создание единой информационной базы объектов имущества, которая служит основой для применения не только в области налогового учета или формирования налоговой базы, но и в других областях, как государственными, так и частными структурами.
Таким образом, в единой информационной базе объектов имущества будет фигурировать земельный участок (в разрезе объектов и собственников), а также объекты недвижимого имущества, находящиеся на нем, с параллельным разделением по собственникам отдельных частей таких объектов. Указанный порядок позволит учесть все объекты, независимо от существования прав на этот объект (его часть) и разнообразия этих прав.
Возможность раздельной или нераздельной оценки двух компонентов недвижимости – земли и зданий (сооружений), а также раздельного или единого их налогообложения для оценщика и соответственно для налоговых органов представляет особую значимость, поскольку проблема раздельного или единого налогообложения связана с методическими подходами к оценке этих компонентов. В работе доказано, что раздельная оценка более предпочтительна как при едином, так и при раздельном налогообложении недвижимости. Это обусловлено возможностью разделения в России прав на землю и объект имущества, различием в природе стоимости зданий и земли, подходах к оценке имущества (что предопределяет необходимость различной профессиональной подготовки специалистов), а также множественностью земли как объекта налогообложения и видами использования объектов имущества.
Вторая группа проблем посвящена разработке теоретических положений и практических рекомендаций по уточнению механизмов налогообложения имущества в Российской Федерации, органично взаимосвязанных как между собой, так и с другими налоговыми платежами и всей финансовой системой государства.
Помимо изменений, которые предложено внести в порядок формирования объекта налогообложения, я предлагаю следующие направления реформирования системы дифференциации в налогах на имущество, наиболее распространенными и эффективными элементами которой являются дифференциация ставок и применение системы налоговых льгот. Выявлено, что имеет место неравномерное распределение нагрузки по налогам на имущество между организациями различных видов деятельности, а также различия в подходах и размерах установленных ставок по имуществу организаций , приводящее к применению различных схем налоговой минимизации. Для решения указанных проблем, я предлагаю следующую схему дифференциации ставок налога на имущество организаций (таблица 3.1):
Таблица 3.1 Схема применения дифференцированных ставок налога на имущество организаций
Первоначальная стоимость имущества, руб. | Ставка налога, % | Срок действия льготы |
до 5 000 000 | 0,1 | 1 год |
от 5 000 000 до 10 000 000 | 0,6 | 2 года |
свыше 10 000 000 | 1,1 | 3 года |
Новация предлагаемой схемы заключается в следующем:
во-первых поддержка отраслей специализации региона, во-вторых, создание условий для режима льготного налогообложения имущества субъектов малого и среднего бизнеса на региональном уровне;
одновременно используются два уровня дифференциации: по стоимости имущества и по сроку действия льготы. Для старопромышленных регионов, это является оправданным, так как позволить использовать льготы по налогу на имущество не только крупным инвесторам, но и субъектами малого и среднего бизнеса, иным налогоплательщикам, осуществляющим инвестиционную, инновационную деятельность, а также деятельность, связанную с реализацией национальных проектов
В качестве вариантов групп, по которым предлагается осуществить дифференциацию ставок, выделены:
1) жилой фонд (жилое недвижимое имущество и жилые помещения);
2)здания (кроме жилых), помещения, сооружения, передаточные устройства;
3) машины (кроме транспортных средств), оборудование, приборы и устройства;
4) нематериальные активы;
5) иное имущество (животные, инструменты, инвентарь).
Чрезмерный объем преференций в большинстве налогов на имущество, широкие возможности для уклонения от налогообложения и зачастую экономическая и социальная необоснованность при их установлении требует корректировки не только состава льгот, но и принципов их построения на федеральном и региональном (местном) уровне. В работе обоснована целесообразность сохранения для федерального уровня варианта льготирования по субъектному принципу (например, для социально незащищенных лиц и особо значимых организаций и учреждений). При этом абсолютное большинство действующих льгот по налогам на имущество организаций предлагается заменить установлением «налоговых предохранителей», суть которых заключается в том, что по налогу устанавливается максимальный размер налоговых обязательств, определяемый в виде процента от совокупного (чистого) дохода собственника. Указанный механизм – обычная практика во многих странах мира (например, в США и Франции), однако величина «налогового предохранителя» у социально незащищенной группы населения в России, как показывает структура расходов, должна составлять не 60-80 процентов, как в этих странах, а не более 15-20 процентов от личного годового дохода.
Доказано, что на местном (региональном) уровне наиболее эффективно льготирование по объектному - субъектному принципу, при этом обязательным условием установления льгот является экономическая обоснованность при введении преференций (с учетом социальных последствий), а также ее фактическое применение не менее чем двумя налогоплательщиками (для поддержки конкуренции и исключения лоббирования).
Существенному изменению подвергнут и порядок исчисления и уплаты налога. Обосновано, что возложение на собственника (пользователя) обязанности инициировать расчет налоговой базы (для организаций) позволит ускорить процедуру исчисления и уплаты налога, повысит ее надежность и существенно сократит объемы неуплаты по налогу на имущество. Налоговые органы в этой схеме становится либо получателями информации о произведенном запросе (для налогового контроля за организациями).
Третья группа проблем связана с формированием целостной информационной среды объектов имущества, предназначенной для решения задач информационного обеспечения в сфере имущественного налогообложения.
Существенные недостатки в методологии и организации учета, регистрации и оценки объектов имущества усугубляются отсутствием единой информационной системы, способной достоверно и своевременно отражать сведения об этих объектах, которые необходимы для различного рода целей, в том числе и для налогообложения. Информация, необходимая налоговым органам для учета, налогообложения и контроля за объектами имущества, фрагментирована и рассредоточена по различным информационным ресурсам и формируется в различных регистрирующих, учетных и иных органах и учреждениях. Учитывая, что данная информация является вспомогательной при контроле за уплатой других налогов, значимость информационного обеспечения процесса учета и налогообложения объектов имущества существенно возрастает. Из-за отсутствия целостной картины, затрагивающей все сферы владения и пользования имуществом, а также противоречивости некоторых данных налоговые органы не только не могут эффективно использовать имеющуюся информацию для анализа, планирования и контроля, но зачастую не в состоянии правильно и своевременно выписать уведомление по налогу.
Обосновано, что стратегической целью развития имущественного налогообложения и совершенствования эффективности контроля за объектами имущества и операций с ними является создание единой государственной территориально-распределенной информационной системы имущественного налогообложения, которая позволит обобщенно представить всю имеющуюся информацию о таких объектах. В целях реализации Форсайт – проекта, в своей работе, я хочу предложить концепцию функционирования единой информационной среды объектов имущества и сформировать алгоритм ее реализации путем создания на региональном уровне информационной платформы (региональной информационной территориально-распределенной системы), включающей как новые информационные ресурсы, так и специальный программно-технологический модуль. Этот модуль призван обеспечить приведение данных из уже созданных информационных ресурсов к единой терминологии, их одинаковую интерпретацию и точное сопоставление, перенос отдельных информационных ресурсов (ИР), созданных на различных платформах и в различных программных средах, в единую зависимую базу данных об объектах имущества для налоговых органов. На федеральном уровне формируется информационная платформа (метасистема), позволяющая объединять и анализировать сведения региональных информационных систем.
Создание на федеральном уровне метасистемы позволит по одному запросу получать консолидированные данные из нескольких источников, а также выполнять их комплексный анализ. В то же время наличие такой метасистемы не означает формирование централизованной базы по всем объектам имущества, расположенным в России.
Принципиальное отличие модели заключается в том, что в ней описываются только информационные ресурсы с хранящейся в них информацией и способы доступа к ним с правилами интеграции. Сведения могут быть фрагментированы и рассредоточены по различным ИР, однако в метасистеме должно быть указано, из каких источников они поступают и в каком виде должна быть представлены. Это позволяет осуществить не только систематизацию необходимой информации для принятия решений на уровне государства (при бюджетном планировании) и обеспечения взаимодействия с другими глобальными информационными ресурсами, но и получить сведения об объектах имущества в разрезе собственников. Данная информация необходима при построении прогрессивного налогообложения имущества, учитывающего количество или стоимость объектов. Для обеспечения взаимодействия информационной системы с внешними пользователями предусматривается создание единой системы обслуживания запросов, порядок работы которой сформулирован в работе.
Такой подход, не меняя устоявшихся правил работы с распределенными ресурсами в регистрирующих, учетных, оценочных и иных органах, позволит создать целостную информационную среду с четко распределенными полномочиями по вводу, изменению и уничтожению информации в пределах полномочий соответствующих структур. В работе показано, что предлагаемая система обеспечит оперативную актуализацию и большую достоверность данных, снижение затрат и усиление взаимодействия различных государственных структур (рисунок 3.2).
Рисунок 3.2 - Схема информационной территориально-распределенной системы имущественного налогообложения
Для эффективного функционирования столь сложной системы информационного обеспечения представляется целесообразным создание специализированной Службы поддержки и администрирования информационной среды (далее – Служба), которая будет выполнять роль администратора системы, а также центрального органа исполнительной власти, уполномоченного определять налоговую базу. Служба должна быть сформирована в каждом субъекте федерации по иерархическому принципу в рамках существующей Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Это позволит установить стандартные параметры при формировании базы данных об имуществе, унифицировать критерии учета, обеспечить возможность изменения методик формирования налоговой базы в различных субъектах федерации и использовать сведения на всей территории России (рис. 3.3).