Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:30, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучение теоретических и методологических аспектов налогообложения имущества организаций, разработка направлений по совершенствованию администрирования имущественного налогообложения.
Задачи дипломной работы:
систематизация и обобщение литературных источников, законодательной и нормативной базы по налогу на имущество, истории его возникновения;
рассмотрение методологических аспектов налогообложения имущество организаций в соответствии с положениями главы 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации;
Введение
1 Налог на имущество организаций, методологические аспекты его исчисления и уплаты
1.1 История возникновения поимущественных налогов и их объективная необходимость
1.2 Налог на имущество организаций, элементы налогообложения, методика расчета и уплаты
1.3 Особенности налогообложения имущества в зарубежной практике
2 анализ поступлений налога на имущество организаций
2.1 Администрирование налога на имущество организаций в системе «ЭОД инспекций местного уровня»
3 разработка Направлений совершенствования администрирования налога на имущество организаций
Заключение
Перечень сокращений, символов, специальных терминов
Список использованной литературы
Во всем мире поимущественные налоги составляют важнейшее звено налоговой системы, чего, к сожалению, нельзя сказать о России. Действующий в нашей стране порядок налогообложения имущества не использует в полной мере специфику этого вида платежей, неоправданно усложняет процедуры его расчета и порядка уплаты, подвергаясь серьезной критике как со стороны ученых-экономистов, так и налогоплательщиков. Практика взимания налогов на имущество характеризуется крайне низкой эффективностью использования их регулирующих и контрольных функций. Об этом, в частности, свидетельствует отсутствие системы классификации налоговых ставок и единых подходов к льготированию по элементам различных налогов на имущество.
Недостатки и недоработки двух важнейших составляющих имущественного налогообложения – учета и оценки – усиливают актуальность решения комплекса проблем этого вида налогообложения. В настоящее время российская оценочная практика выработала ряд методов оценки объектов имущества, однако их применение в налоговой практике ограничено, а действующая методика формирования налоговой базы по налогу на имущество организаций требует кардинальных изменений. Реформирование налоговой системы и применение налогового учета, по сути, привели к ведению двух параллельных обязательных видов учета – бухгалтерского (финансового) и налогового. В результате возникли расхождения методик и результатов этих видов учета по отдельным объектам имущества, а также трудности при выполнении стратегической задачи сближения российской системы учета с международными стандартами бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Необходимость обработки и анализа огромного массива данных, образующихся на всех этапах жизненного цикла имущества, требует создания и применения адекватных информационных и технических средств, позволяющих наиболее полно и достоверно отражать сведения о данном объекте, имеющие многоцелевой характер использования. Существующие в настоящее время информационные базы об объектах имущества созданы на разнородных платформах, имеют различное целевое назначение, степень детализации и обновления. Кроме того, информационные базы по объектам имущества охватывают лишь определенные сегменты имущества, отдельная информация в этих базах дублируется или слабо актуализируется.
В связи с вышеизложенным необходимо осуществить формирование информационного пространства, которое обеспечивало бы обобщенное представление всей имеющейся в государственных и негосударственных органах информации об объектах имущества и их владельцах, а также приведения данных из различных информационных ресурсов к единой терминологии, обеспечения их одинаковой интерпретации, четкого сопоставления и своевременного обновления.
Целью Форсайт - проекта является решение научной проблемы развития теории и методологии налогообложения имущества и разработка методического аппарата и практических рекомендаций по реформированию системы имущественного налогообложения в Российской Федерации.
В рамках сформулированной цели выделены три системные задачи, каждая из которых потребовала решения соподчиненных задач(рисунок 3.1).
1. Систематизация теоретико-методологических подходов в имущественном налогообложении и их адаптация к функционирующей налоговой системе Российской Федерации обусловили необходимость:
• раскрыть с позиции системного и эволюционного подходов действующую систему имущественного налогообложения в Российской Федерации, выявить ее недостатки и предложить направления совершенствования регулирующей и фискальной функций этого вида налогообложения;
• уточнить подходы к учету и оценке объектов имущества, как важнейшим составляющим механизма налогообложения имущества, и разработать предложения по корректировке этих составляющих.
2 Разработка теоретических положений и практических рекомендаций по формированию целостной системы имущественного налогообложения в России, позволяющей обеспечить взаимосвязь налогов на имущество с другими налогами и финансовой системой в целом. Для ее решения предусматривалось:
• выявить недостатки в методическом аппарате и практике функционирования налогов на имущество в РФ, разработать предложения по их совершенствованию;
• рассмотреть альтернативные варианты развития имущественных налогов и определить возможности модификации отдельных элементов действующих налогов на имущество;
• сформировать модель имущественного налогообложения, отражающую взаимосвязи внутренних компонентов механизма налогообложения и взаимозависимости имущественных налогов с другими видами налоговых платежей.
3. Создание целостной информационной среды объектов имущества, способной обеспечить решение задачи информационного обеспечения имущественного налогообложения потребовало:
• разработать концепцию построения единой информационной среды объектов имущества;
• сформировать организационно-функциональную модель системы имущественного налогообложения и уточнить механизмы информационного обмена участников налоговых отношений;
• определить возможности и направления использования компонентов информационной среды при корректировке действующих механизмов налогообложения имущества, системы администрирования и контроля в области имущественного налогообложения, а также в неналоговых целях.
Рисунок 3.1 – Цели Форсайт - проекта
В соответствии с поставленными целями и задачами, попробуем проанализировать и решить три группы проблем.
Итак, первая группа проблем ориентирована на систематизацию теоретико-методологических подходов в имущественном налогообложении и их адаптацию для функционирования налоговой системы Российской Федерации.
Как было ранее указано, существенным недостатком системы имущественного налогообложения в России является отсутствие комплексного подхода к исследованию трех важнейших ее компонентов: учета, оценки и непосредственно налогообложения. Своевременность и точность учета имущества и определение его стоимости – важнейшие составляющие, без которых невозможен процесс налогообложения, а все эти компоненты являются, по существу, элементами единого механизма, определяющими эффективность функционирования хозяйствующих субъектов и государственных органов на всех уровнях, а также оказывающими большое влияние на размер поступлений налогов в бюджет и на размер налоговых обязательств населения и хозяйствующих субъектов.
Анализ действующих в ведущих западных и ряде развивающихся стран мира моделей и практики налогообложения имущества позволил выделить два основных подхода в этой области: обложение объекта и обложение собственника. От выбора подхода в значительной степени зависит вся система исчисления и сбора обязательного платежа. В ряде стран при построении системы имущественного налогообложения приоритет отдается именно особенностям объекта налогообложения, а не плательщика, и при этом широко распространена практика обложения имущества на основе не только права собственности, но и смежных прав (право пожизненного владения, право пожизненного наследуемого владения), которые также прописываются в нормативно-правовых документах.
В России приоритетным является обложение собственника, что при высокой доле государственной собственности на земельные участки и отдельные типы имущества и с учетом специфики в регистрации прав собственности приводит к существенному занижению фискальной и регулирующей функций этого вида налогообложения. Аргументирована необходимость корректировки российского подхода к налогообложению имущества, в целях увеличения значимости объекта в процессе налогообложения и включения в налоговые отношения не только собственников объектов имущества, но и субъектов, имеющих право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на объекты налогообложения, не имеющих оформленных прав на такие объекты, а также пользователей государственным имуществом, переданным на длительный срок (более 10-15 лет).
Предложенные изменения позволят, с одной стороны, учитывать особенности объекта налогообложения, а не его собственника (при этом в большей степени будет учтен принцип равенства и усилена ответственность как собственника, так и пользователя имущества), а с другой – обеспечить возможность уплаты налогов с объектов, ранее не включаемых в расчет (незавершенное строительство, неоформленные земельные участки). Предлагаемая реформа одновременно позволит усилить регулирующую роль имущественного налогообложения, внеся в глобальную систему налогообложения имущества (когда налогообложению подвергается вся стоимость имущества, вне зависимости от его целевого или иного деления) элементы шедулярной системы (различные объекты имущества облагаются по разным схемам или ставкам).
Применение смешанного субъектно-объектного подхода к налогообложению объектов имущества вносит существенные изменения в принципы регулирования имущественных отношений, дополняя налоговое регулирование через плательщиков, а также через тип (вид) объекта имущества, еще одним срезом, оценивающим и учитывающим территориальный (районный, региональный, межрегиональный) аспект в регулировании. Применение такого подхода к регулированию будет не только способствовать более эффективному, приносящему максимальный доход использованию отдельного объекта, но и координировать механизм налогообложения с общей системой городской застройки, территориальной спецификой, а также учитывать особенности отрасли экономики – экономики недвижимости.
Проведенный в дипломной работе анализ структуры и динамики налоговых поступлений показал, что доля налогов на имущество организаций в доходах консолидированного бюджета государства существенно меньше, чем в промышленно развитых странах, и продолжает снижаться. Можно выделить три ключевые причины этой ситуации.
Прежде всего следует учитывать исторические условия, которые сложились в момент формирования налоговой системы государства: при фактическом отсутствии на протяжении 70 лет частной собственности на объекты имущества и адекватной системы оценки таких объектов собственники не сформировали понимание имущества с позиции комплекса прав и обязанностей, которые вытекают из его владения и пользования. Переход недвижимого имущества в частную собственность и оценочная деятельность начали развиваться одновременно с формированием системы налогообложения, а по отдельным видам объектов эти процессы не завершены до сих пор (земельные участки, нематериальные активы), что негативно сказывается на результатах налогообложения.
В настоящее время осуществляется переход к следующему этапу, предполагающему применение рыночных механизмов при установлении ставок налога и расчете налоговой базы. В перспективе возможно изменение подхода к налогообложению имущества и переходу от налоговых отношений к системе сборов и пошлин за услуги, оказываемые собственникам объектов имущества, при одновременном переносе акцента на налогообложение операций и доходов от таких объектов.
Одновременно, кроме налогообложения факта владения (пользования) имуществом, правительства большинства государств мира, используя налоговые инструменты, подвергают дополнительному налогообложению совершение с этими объектами различных операций: продажу, передачу, обмен, дарение.
Комплексный подход к организации учета, оценки и налогообложения обозначил необходимость внесения изменений в систему учета и регистрации объектов имущества, а также в порядок формирования налоговой базы. Выявлено, что российская методология учета и оценки объектов имущества существенно отличается от общемировой практики не только тем, что она проводит различия в учете и оценке объектов имущества для целей налогообложения между физическими лицами и организациями, но и подвергает учету имущество последних в соответствии как с бухгалтерским, так и налоговым учетом. Значительные расхождения этих видов учета в порядке формирования первоначальной стоимости и начисления амортизации усложняют механизм налогообложения и увеличивают объем работ как при расчете сумм налогов на имущество , так и при их администрировании.
Обобщение результатов анализа механизмов учета и регистрации прав на объекты имущества подтвердило наличие существенных недостатков в этой системе. В частности, в России отсутствуют различия в первичной и вторичной регистрации имущества, характерные для классического варианта титульной системы регистрации; существование нескольких независимых систем учета и регистрации отдельных объектов имущества приводит к дублированию и расхождению сведений о них.
В работе обоснована необходимость изменения подхода к учету объектов имущества (в первую очередь недвижимого имущества и земли) и регистрации прав на них. В его основу предложено положить принципы двойного учета, первая часть которого основывается на характеристике объекта имущества (в том числе и земли), а вторая – на характеристике собственника (прав на объект). Базисом становится земельный участок, определенный методом сплошного первичного учета по территориальному принципу в разрезе единиц объектов. Информация об объектах недвижимого имущества, формируемая не на основе заявительной процедуры, когда учет объекта имущества базируется на его регистрации, а также на методе сплошного первичного учета, фиксируется в соответствии с земельным участком, на котором они расположены. При этом за единицу учета принимается самостоятельный имущественный объект (исходя из физических, а не стоимостных характеристик), а не его часть (доля), принадлежащая отдельному собственнику.
В контексте исследования можно выдвинуть основные положения по организации системы учета и регистрации объектов имущества, с учетом следующих моментов: