Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:30, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучение теоретических и методологических аспектов налогообложения имущества организаций, разработка направлений по совершенствованию администрирования имущественного налогообложения.
Задачи дипломной работы:
систематизация и обобщение литературных источников, законодательной и нормативной базы по налогу на имущество, истории его возникновения;
рассмотрение методологических аспектов налогообложения имущество организаций в соответствии с положениями главы 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации;
Введение
1 Налог на имущество организаций, методологические аспекты его исчисления и уплаты
1.1 История возникновения поимущественных налогов и их объективная необходимость
1.2 Налог на имущество организаций, элементы налогообложения, методика расчета и уплаты
1.3 Особенности налогообложения имущества в зарубежной практике
2 анализ поступлений налога на имущество организаций
2.1 Администрирование налога на имущество организаций в системе «ЭОД инспекций местного уровня»
3 разработка Направлений совершенствования администрирования налога на имущество организаций
Заключение
Перечень сокращений, символов, специальных терминов
Список использованной литературы
Рисунок 1.4 – Причины низкого удельного веса налога на имущество
организаций
Не способствует увеличению поступлений применяемая в настоящее время методика определения базы этого налога, которая исчисляется по инвентаризационной стоимости строений (восстановительной стоимости объекта с учетом износа), определяемой нормативными актами Госстроя России. Действующая методика не учитывает действительные потребительские свойства объекта, в связи с чем инвентаризационная стоимость существенно отличается от реальной стоимости объектов обложения налогом на имущество на вторичном рынке недвижимости [19].
Практика применения действующей системы имущественного налогообложения организаций выявила ряд серьезных проблем, к которым, в первую очередь, относятся, несоответствие правового регулирования законодательства об имущественных налогах требованиям части первой НК РФ и неэффективность системы налогообложения [20].
Налогообложение имущества организации осуществлялось, начиная с 1 января 1992 года в соответствии с Законом РФ от 13.12.1991 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» [21].
Вносившиеся в этот закон на протяжении ряда последних лет изменения и дополнения были вызваны в основном введением новых федеральных налоговых льгот, что приводило к сокращению налогооблагаемой базы. При этом в целях сохранения размера поступлений сумм этого налога совершенствование законодательства о налоге на имущество организаций заключалось, в том числе в увеличении предельной ставки налога с 0,5 до 2 процентов и переложении налогового бремени на налогоплательщиков, не пользующихся налоговыми льготами по данному налогу. Кроме того, установленный законом порядок обложения налогом на имущество предприятий не был лишен ряда недостатков, к числу которых следовало бы отнести такой, как достаточно широкое определение объекта налогообложения (в котором, кроме основных средств, включались нематериальные активы, запасы и затраты), приведшие в значительной степени к сдерживанию развития организаций производственной сферы, прежде всего имевших длительный технологический цикл производства или большие нормативные запасы имущества [22].
В связи с этим большое значение в рамках реформирования имущественного налогообложения организаций имеет принятая и введенная в состав части второй НК РФ глава 30 «Налог на имущество организаций» [23], заменившая с 1 января 2004 года Закон № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий».
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, взимается на основании главы 30 части второй НК РФ и законов субъектов РФ. Налог вводится в действие в соответствии со статьей 372 НК РФ законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Устанавливая налог, законодательные органы субъектов РФ определяют налоговую ставку, в пределах установленных статьей 380 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу, а также дополнительные льготы и основания для их использования. В начале более подробно остановимся на положении главы 30 НК РФ и рассмотрим особенности применения Областного закона Ростовской области «О налоге на имущество организаций».
В соответствии с главой 30 НК РФ установлены следующие элементы налогообложения, которые представлены в таблице 1.1
Таблица 1.1 - Модель налога на имущество организаций
Элементы налога | Характеристика элемента |
Субъект налогообложения | - российские организации - иностранные организации |
Объект налогообложения | движимое и недвижимое имущество, учитываемое в качестве объектов основных средств |
Ставка налога | не может превышать 2,2% |
Налоговая база | среднегодовая стоимость имущества |
Отчетный период | первый квартал, полугодие и 9 месяцев |
Налоговый период | календарный год |
Остановимся на рассмотрении каждого элемента налога на имущество организаций более подробно.
Налогоплательщиками налога на имущество организаций (рисунок 1.5) в соответствии со статьей 373 НК РФ [1] являются:
российские организации;
иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
К исполняющим обязанности налогоплательщиков также относят [24]:
обособленные подразделения головных организаций, имеющие отдельный бухгалтерский баланс;
иностранные организации, не осуществляющие деятельность через постоянные представительства, но владеющие недвижимостью принадлежащую им на праве собственности.
Организациями по статье 11 НК РФ [1] признаются – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.
Под постоянным представительством иностранной организации в РФ согласно статьи 306 НК РФ [1] понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с:
пользованием недрами и (или) использованием других природных
ресурсов;
проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
продажей товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной
деятельности.
Деятельность подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков изложенных выше не относится к деятельности, приводящей к образованию постоянного представительства [25]. К подготовительной и вспомогательной деятельности НК РФ относит:
использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки;
содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки;
содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией;
содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой
организации;
содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.
Налогоплательщиками не являются следующие организации
(рисунок 1.6) [26, 36]:
перешедшие на упрощенную систему налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ;
перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога согласно пункту 3 статьи 346.1 НК РФ;
использующие соглашение о разделе продукции в соответствии с пунктом 7 статьи 346.35 НК РФ в отношении имущества , используемого исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением;
перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, но только в части стоимости имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом в соответствии с пунктом 4 статьи 346.26 НК РФ.
Рисунок 1.6 – Организации, не являющиеся налогоплательщиками
Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств. Иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в РФ порядком ведения бухгалтерского учета.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признается находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности. Иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в РФ порядком ведения бухгалтерского учета.
Объектом налогообложения (рисунок 1.7) для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета[27].
Рисунок 1.7 – Объекты налогообложения налога на имущество
Не признаются объектами налогообложения:
земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны
правопорядка в РФ.
Согласно статье 380 НК РФ налоговые ставки устанавливается законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 процента.
Принятый Областной закон Ростовской области «О налоге на имущество организаций» [28] утвердил дифференцированные ставки по налогу, представленные на рисунке 1.8.
Рисунок 1.8 – Налоговые ставки
Налоговые ставки установлены статьей 8 Областного закона [29].
Основная налоговая ставка установлена в размере 2,2 процента.
Налоговая ставка в размере 1,1 процента устанавливается для следующего имущества:
в отношении вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта имущества организаций на условиях, установленных Областным законом «Об инвестициях в Ростовской области», за исключением имущества, переданного в аренду или иное возмездное пользование;
в отношении имущества организаций, производящих подакцизную продукцию, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов и поэтапно вкладывающих финансовые средства в реконструкцию отдельных звеньев единого технологического процесса, на условиях, установленных Областным законом «Об инвестициях в Ростовской области», за исключением имущества, переданного в аренду или иное возмездное пользование;
в отношении имущества организаций, подпадающих под действие Областного закона «О приоритетном развитии шахтерских территорий Ростовской области», за исключением имущества, переданного в аренду или иное возмездное пользование.
Налоговая ставка в размере 1,3 процента устанавливается в отношении имущества организаций, осуществляющих газоснабжение населения и организаций, при условии, что выручка организации от данного вида деятельности за налоговый период составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Налоговая ставка в размере 0,8 процентов устанавливается в отношении имущества организаций, осуществляющих водоотведение, водо- и электроснабжение населения и организаций, при условии, что выручка организации от данного вида деятельности за налоговый период составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).