Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:12, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Для достижения названных целей в работе решены следующие задачи:
- изучена сущность, задачи, функции и принципы построения налоговой системы, ее основные элементы;
- исследованы этапы формирования национальной налоговой системы;
- рассмотрено налоговое законодательство Республики Беларусь;
- охарактеризованы элементы налоговой системы Республики Беларусь;
- проанализирована структура и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета Республики Беларусь, их динамика;
- исследована структура и уровень налоговой нагрузки на экономику, а также динамика налоговой нагрузки бюджетообразующих отраслей промышленности Республики Беларусь;
- рассмотрены особенности налоговых систем развитых стран мира, их недостатки;
- рассмотрены основные направления реформ систем налогообложения;
- произведен сравнительный анализ систем налогообложения государств;
- выявлен ряд недостатков действующей системы налогообложения;
- предложены мероприятия с целью совершенствования налогообложения в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………7
1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения………………………………………………………………………....7
1.2 Элементы налоговой системы………………………………………………15
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………26
2.1 Формирование и структура национальной налоговой системы в Республике Беларусь…………………………………………………………..26
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динами-ка…………………………………………….31
2.3 Совершенствование налогового законодательства………………………..45
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………………………………...…..59
3.1 Особенности налоговых систем развитых стран мира……………………59
3.1.1 Особенности налоговой системы США………………………………….60
3.1.2 Особенности налоговой системы Франции……………………………...67
3.1.3 Особенности налоговой системы Японии…………………………….....71
3.2 Сравнительный анализ и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………….....76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………104
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….108

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ 2!!!!!!!!!!!!.doc

— 712.00 Кб (Скачать)

Объективным фактором, определяющим уровень налоговой нагрузки бюджетообразующих плательщиков, является действующее налоговое законодательство и наличие мер государственной поддержки.

Средний уровень налоговой нагрузки нефтеперерабатывающих организаций  составил 31,5 процента и по сравнению  с 2005 годом возрос на 4,4 процентных пункта.

В основе такой динамики лежат изменения  в налоговом законодательстве. Так, в целях упрощения налогообложения  и оптимизации структуры налогов  в 2006 году были объединены в единый платеж налоги, исчисляемые с аналогичной налоговой базы (акцизы на автомобильное топливо, налог на приобретение бензина и дизельного топлива, налог с продаж автомобильного топлива), в связи с чем совокупная ставка акцизов на автомобильное топливо увеличилась в 2,5 раза [32].

Налоговая нагрузка организаций, занимающихся торговлей нефтепродуктами, сложилась следующим образом:

-по организациям, импортирующим нефть и перерабатывающим ее на базе мощностей отечественных нефтеперерабатывающих заводов, налоговая нагрузка снизилась на 1,2 процентных пункта и составила 15,8 процента;

-по плательщикам, осуществляющим розничную торговлю нефтепродуктами, величина рассматриваемого показателя снизилась на 17,8 процентных пункта и составила в среднем 3,2 процента.

В структуре налоговой нагрузки организаций-импортеров лидирующие позиции занимает НДС, уплаченный при импорте товаров из Российской Федерации, за исключением организаций, осуществляющих ввоз на территорию Республики Беларусь дизельного топлива и являющихся плательщиками акцизов на автомобильное топливо импортированное. Минимизируют текущие налоговые обязательства рассматриваемой категории плательщиков обороты по реализации нефтепродуктов за пределы Республики Беларусь с применением ставки налога в размере «0» процентов.

Существенное снижение налоговой нагрузки по организациям, осуществляющим розничную торговлю нефтепродуктами, связано с отменой в 2006 году налога с продаж автомобильного топлива, удельный вес которого в налоговых платежах данных организаций ранее составлял более 70 процентов.

Налоговая нагрузка по организациям тепло- и электроэнергетической отрасли в 2008 году сложилась на уровне 19,3 процента и по сравнению с 2007 годом выросла на 1,4 процентных пункта, что обусловлено изменением норматива отчислений в инновационные фонды для организаций, подведомственных Министерству энергетики Республики Беларусь. Так если в 2007 году для них был установлен максимальный норматив отчислений в размере 12,5 процента, то в 2008 году в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» и приказом концерна «Белэнерго» организации производили отчисления в инновационный фонд по предельному нормативу 19 процентов. При этом доля этих отчислений составила более 40 процентов от общего объема налоговых платежей организаций.

Налоговая нагрузка по организациям добывающей отрасли в 2008 году по сравнению с предшествующим годом снизилась с 18,6 до 14,4 процента, что обусловлено использованием ими льготы по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений производственного назначения [32].

В 2008 году средний уровень налоговой нагрузки по организациям пищевой отрасли составил 20,7 процента и относительно предыдущего года практически не изменился.

Наиболее высокий налоговый  пресс в пищевой промышленности традиционно характерен для организаций, выпускающих подакцизную продукцию – алкогольные и табачные изделия.

Отметим, что величина налоговой нагрузки производителей алкоголя определяется видом выпускаемой спиртосодержащей продукции, преобладающим в структуре  товарного выпуска, а также динамикой ставок акцизов.

Практически по всем организациям, выпускающим  алкогольную продукцию, наблюдается  снижение налоговой нагрузки. Так  незначительный рост цены (в среднем  на 5 процентов) производимой в Республике Беларусь ликеро-водочной продукции способствовал увеличению доходов от реализации продукции, что в свою очередь, при неизменной ставке акциза на водку, уменьшило долю акцизов в структуре доходов от реализации. Кроме того, улучшение расчетно-платежной дисциплины торговых организаций позволило производителям в 2008 году уменьшить в сравнении с предыдущим годом суммы акцизов, начисляемых по отгруженной продукции и не оплаченных по истечении 60 дней.

Налоговая нагрузка организаций, производящих табачные изделия, сложилась в среднем  на уровне 28,5 процента и по сравнению с 2007 годом снизилась на 5,2 процентных пункта [32].

Относительно невысокий уровень  налоговой нагрузки характерен для  других организаций пищевой отрасли, не связанных с выпуском подакцизных  товаров.

Исполнение бюджета в 2009 году определялось негативным влиянием мирового финансово—экономического кризиса на экономику республики.

Снижение экономической  активности обусловило сокращение поступлений  в бюджет страны. В 2009 году в консолидированный  бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее — ФСЗН). В реальном выражении это на 15,4% меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за 2008 год, приложение 1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 45,9% (в 2008 году — 50,6%).

Основными доходными источниками  консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 45,1%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 12,7% — налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 25,2% всех доходов консолидированного бюджета.

Поступление отдельных налогов в 2008-2009 гг. показано на рисунке 7.

Рисунок 7-Динамика поступлений отдельных налогов  в бюджет за период 2008-2009 гг.

Примечание-Источник [15].

В 2009 г. по сравнению с 2008 г. было уплачено налога на прибыль на 1 385,6 млрд.руб. и акцизов на 263,4 млрд.руб. меньше. А вот что касается налога на добавленную стоимость и подоходного налога, так там прослеживается рост поступлений: налога на добавленную стоимость на 683,9 млрд. руб. и подоходного налога на 122,4 млрд.руб. больше.

 

 

2.3 Совершенствование налогового законодательства

 

 

С 2005 года в Республике Беларусь на постоянной основе создана  и действует рабочая группа по выработке предложений по упрощению  налоговой системы, в состав которой  включены представители государственных органов, депутаты Парламента, представители предпринимательских, научных кругов и крупных промышленных предприятий.

На основании ее предложений  в 2006 – 2008 годах обеспечена отмена 17 налоговых платежей, упрощен порядок  исчисления действующих налогов и сборов. Налоговым законам придан характер прямого действия, обеспечено реальное снижение налоговой нагрузки на экономику. Налоговая система гарантирует стабильный режим в отношении привлекаемых внешних инвестиций.

Кроме того, с 2010 года в стране введена одна из самых низких в Европе ставок подоходного налога в размере 12 процентов. Привлекательные налоговые режимы для инвесторов установлены в малых городах и сельской местности.

Таким образом, проведенная  работа позволила приблизить налоговую систему Республики Беларусь по своей структуре к налоговым системам, применяемых развитыми странами, что, безусловно, положительно сказывается и на повышении конкурентоспособности национальной экономики.

Вместе с тем отдельные  проблемы в данной сфере еще есть. В частности, пока продолжают оставаться отдельные целевые сборы и отчисления, как правило, взимаемые с достаточно широкой и часто одинаковой налоговой базы, создавая тем самым излишнее налоговое давление на экономику. Это так называемые оборотные налоги, отмена которых предполагается в ближайшие два года.

После завершения этой работы налоговая система Республики Беларусь по количеству установленных налоговых  платежей будет практически полностью  соответствовать системам, применяемым в развитых странах. Ее основу будут составлять такие общепринятые налоги как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и доходы, подоходный налог, налог на имущество, экологический налог, местные налоги и сборы. Завершающим этапом в формировании отечественной налоговой системы на современном этапе стало введение в действие с 01.01.2010 года Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З "О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь внесении изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения".

Теперь Налоговый Кодекс Республики Беларусь состоит из Общей и Особенной частей.

Общая часть Налогового Кодекса состоит из 4 разделов:

1-Общие положения (3 главы)

2-Налоговое обязательство (4 главы)

3-Налоговый учет и налоговый контроль (2 глава)

4-Налоговые и таможенные органы Республики Беларусь. Обжалование решений налоговых органов (2 главы).

Особенная часть Налогового Кодекса состоит из 5 разделов:

5 раздел- Республиканские налоги, сборы (пошлины) (18 глав)

6 раздел- Местные налоги и сборы (5 глав)

7 раздел- Особые режимы налогообложения (8 глав)

8 раздел- Налогообложение отдельных категорий плательщиков.(2 главы)

9 раздел - Заключительные положения (1 глава).

В соответствии с новым  налогообложением с 2010 г. В Республике Беларусь отменен ряд налогов:

-сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции;

- налог на приобретение автомобильных транспортных средств;

- налог с продаж товаров в розничной торговле;

- транспортный сбор на обновление и восстановление

транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении,

-сбор на содержание  и развитие инфраструктуры города (района).

Также произошел ряд  изменений и дополнений в налоговое  законодательство:

1 Налог на добавленную стоимость

-Увеличена стандартная (основная) ставка налога

В качестве компенсационной  меры в связи с отменой с 01.01.2010 налога с продаж и сбора в республиканский  фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки увеличена стандартная (основная) ставка НДС с 18 процентов до 20 процентов (подп. 1.3 п. 1 ст. 102 НК). Соответственно ставка НДС в размере 15,25 процента увеличивается до 16,67 процента (20 / 120 x 100 процентов).

Необходимо отметить, что при изменении порядка исчисления НДС, в т.ч. и при изменении ставок налога, новый порядок исчисления применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных с момента вступления в силу указанных изменений .

Таким образом, исчисление НДС в новом порядке производится только в отношении объектов, отгруженных  в условиях действия нового порядка  его исчисления, т.е. для применения нового порядка должен наступить  момент отгрузки. Если отгрузка осуществлена ранее изменения порядка, то в отношении таких объектов применяется ранее действующий порядок.

Данное положение применяется  и в отношении отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав через посредников. Днем отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав их собственником, правообладателем на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров признается дата отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав комиссионером (поверенным) покупателю (п. 1 ст. 100 НК). Это значит, что если отгрузка товара была осуществлена комиссионером (поверенным) покупателю после 1 января 2010 г., то у комитента (доверителя) обороты по реализации этих товаров будут облагаться по ставке НДС 20 процентов независимо от того, когда данный товар отгружал сам комитент (доверитель).

На основании вышеизложенного  можно констатировать, что:

- если товары отгружены,  работы, услуги выполнены и оплачены в 2009 г., то продавец применяет ставку НДС в размере 18%;

- если товары отгружены,  работы, услуги выполнены в 2009 году, а были оплачены покупателем  в 2010 году, то продавец применяет  ставку НДС в размере 18%;

- если товары отгружены,  работы, услуги выполнены в 2010 году, а были оплачены покупателем в 2009 году, то продавец применяет ставку НДС в размере 20%;

- если товары отгружены,  работы, услуги выполнены и оплачены  в 2010 году, то продавец применяет  ставку НДС в размере 20%;

- во всех рассматриваемых случаях покупатели принимают к вычету суммы НДС в общеустановленном порядке, т.е. фактически указанные продавцами в первичных учетных документах.

В отношении сумм, полученных в 2010 году за реализованные до 01.01.2010 товары (работы, услуги), имущественные права (момент фактической реализации которых наступил в 2009 году), сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав, на которые увеличивается налоговая база по НДС (п. 18 ст. 98 НК), исчисление НДС производится по ставке 18 процентов (если в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав применялась ставка 18 процентов).

-Предоставлена возможность применения ставки НДС в размере 0 (ноль) процентов по работам (услугам), непосредственно связанным с экспортом товаров в Российскую Федерацию

В 2009 году реализация работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно  связанных с реализацией экспортируемых товаров, облагалась НДС по ставке ноль (0) процентов в соответствии с порядком, установленным Положением о порядке применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при реализации экспортируемых работ (услуг), а также при реализации на территорию Российской Федерации товаров, не происходящих с территории государств - участников Таможенного союза, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 15.06.2006 N 397 (далее - Положение о применении нулевой ставки НДС) (подп. 1.1.2 п. 1 ст. 11 Закона Республики Беларусь от 19.12.1991 N 1319-XII "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон N 1319-XII)).

Информация о работе Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения