Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:12, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Для достижения названных целей в работе решены следующие задачи:
- изучена сущность, задачи, функции и принципы построения налоговой системы, ее основные элементы;
- исследованы этапы формирования национальной налоговой системы;
- рассмотрено налоговое законодательство Республики Беларусь;
- охарактеризованы элементы налоговой системы Республики Беларусь;
- проанализирована структура и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета Республики Беларусь, их динамика;
- исследована структура и уровень налоговой нагрузки на экономику, а также динамика налоговой нагрузки бюджетообразующих отраслей промышленности Республики Беларусь;
- рассмотрены особенности налоговых систем развитых стран мира, их недостатки;
- рассмотрены основные направления реформ систем налогообложения;
- произведен сравнительный анализ систем налогообложения государств;
- выявлен ряд недостатков действующей системы налогообложения;
- предложены мероприятия с целью совершенствования налогообложения в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………7
1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения………………………………………………………………………....7
1.2 Элементы налоговой системы………………………………………………15
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………26
2.1 Формирование и структура национальной налоговой системы в Республике Беларусь…………………………………………………………..26
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динами-ка…………………………………………….31
2.3 Совершенствование налогового законодательства………………………..45
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………………………………...…..59
3.1 Особенности налоговых систем развитых стран мира……………………59
3.1.1 Особенности налоговой системы США………………………………….60
3.1.2 Особенности налоговой системы Франции……………………………...67
3.1.3 Особенности налоговой системы Японии…………………………….....71
3.2 Сравнительный анализ и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………….....76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………104
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….108
Начиная с 1 января 2010 г. вводятся два самостоятельных налога вместо одного. В состав экологического налога входят платежи за загрязнение окружающей среды.
Вместе с тем основные принципы и подходы к налогообложению: плательщики, объекты, периодичность исчисления и уплаты налогов, льготы - сохранились.
-Появились новые объекты налогообложения
По сравнению с ранее действовавшим порядком появились новые объекты:
- изъятие (добыча) бентонитовых глин;
- изъятие (добыча) гипса (ангидрида);
- изъятие (добыча) железных руд.
Вместо сборов с пользователей, включавших в 2009 году сбор за владение собаками и (или) использование их в предпринимательской деятельности, в перечень местных налогов и сборов в 2010 году включен налог за владение собаками.
9 Сбор на развитие территорий
-Сбор вводится с 1 января 2010 г.
Сбор на развитие территорий с 1 января 2010 г. включен в перечень местных налогов и сборов.
Сбор имеет много
общего с отмененными с вышеуказанной
даты целевыми сборами. Плательщиками
сбора на развитие территорий как
ранее целевых сборов являются организации и индивидуальные
предприниматели . Объектом налогообложения
признается осуществление предпринимательской
деятельности на территории соответствующих
административно-
10 Налог за владение собаками
-Налог вводится с 1 января 2010 г.
Налог за владение собаками с 1 января 2010 г. включен в перечень местных налогов и сборов.
Плательщиками налога в отличие от действовавшего ранее сбора за владение собаками и (или) использование их в предпринимательской деятельности являются только физические лица.Следовательно, юридические лица в 2010 году налог за владение собаками уплачивать не будут.
Ставки налога, как ранее сбора, устанавливаются в зависимости от высоты собаки в холке в базовых величинах.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Особенности налоговых систем развитых стран мира
Для успешного проведения налоговой реформы, формирования цивилизованной налоговой системы необходим тщательный анализ налогов зарубежных стран с развитой рыночной экономикой.
Налоговые системы развитых стран складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. По набору налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налогооблагаемой базе, налоговым льготам, налоговые системы существенно отличаются друг от друга.
При тщательном исследовании можно выявить общие черты, свойственные налоговым системам: поиск путей увеличения налоговых доходов государства, построение налоговых систем на базе общепринятых принципов экономической теории о равенстве, справедливости и эффективности налогообложения.
Налоги могут взиматься на рынке товаров или факторов производства, с продавцов товаров или покупателей, с домашних хозяйств или компаний, с источника дохода или со степени расходов [20, с.3].
Посредством налогов развитые страны мобилизуют от 27-29% валового национального продукта (ВВП) в США до 53% в Швеции.
Наиболее весомый вклад в налоговые доходы государственного бюджета зарубежных стран вносит подоходный налог, доля которого в ВВП колеблется соответственно от 5-9% во Франции, Японии, Нидерландах и Италии до 16-24% в Финляндии, Новой Зеландии.
Вторыми по значению в доходах бюджета являются социальные налоги, доля которых в ВВП составляет в среднем 9,1%.
Далее следуют косвенные налоги (НДС, акцизы, налог с оборота, налог с продаж и т. д.) и прямые налоги с предпринимательских структур (налог на прибыль и поимущественные налоги). Так, удельный вес НДС, налога на прибыль и налога на собственность составляет в среднем соответственно 6, 3 и 2%.
Что касается структуры налоговых доходов в бюджетах зарубежных стран, то необходимо отметить, что доля подоходного налога составляет от 12,7% (Франция) до 46,6% (Финляндия), доля налога на прибыль корпораций – от 4% (Финляндия) до 21% (Япония), доля налогов на собственность – от 2,3% (Швеция) до 12% (США), доля косвенных налогов -от 7,4% (США) до 21,2% (Финляндия).
При формировании налоговых систем зарубежных стран с развитой рыночной экономикой серьезное внимание уделяют структурному отбору отдельных налогов с целью комбинирования наилучших соотношений между прямыми и косвенными налогами. Серьезное внимание уделяется стимулированию и поддержке малых предприятий, инвестиций, научных исследований. Немаловажное значение имеет создание гибкой системы льгот, особенно по индивидуальному подоходному налогу и налогу на добавленную стоимость. Большой интерес представляет разумное перераспределение при помощи налогов финансовых потоков между центром и муниципальными образованиями [34, с.173-174].
Рассмотрим особенности налоговых систем некоторых развитых стран мира.
3.1.1 Особенности налоговой системы США
Основная роль в формировании доходной части бюджета США принадлежит налоговой системе.
Налоговая система США
отличается чрезвычайной сложностью и
находится в постоянном развитии
(существует с момента принятия Декларации
независимости). Опыт длительного развития
налоговой системы
По своей структуре налоговая система США схожа с бюджетной системой.
Налоги как самый
крупный собственный источник доходов
обрели свою важность с ростом общественных
функций американского
Особенностью налоговой системы США является предоставление федеральным, местным и органам власти штатов устанавливать самостоятельно порядок налогообложения, налоги и их ставки. Отдельные виды налогов взимаются всеми ветвями власти – федеральными, штатов и местными через взимание трех отдельных подоходных налогов. Взимаются также три вида налогов на доходы корпораций, три вида налогов на наследство и дарение, два вида поимущественных налогов (на уровне штатов и местных органов власти) [23, с.44].
В федеральных налогах преобладают прямые налоги. Доходы штатов и местных органов власти формируются в основном за счет косвенных налогов и поимущественного налогообложения.
Современная структура федеральных налогов включает восемь позиций:
-индивидуальные подоходные налоги (около 48% доходной части федерального бюджета);
-налоговые отчисления в фонды социального обеспечения (34%);
-налоги с прибыли корпораций (10%);
-акцизные сборы (4%);
-налоги на наследство и дарение;
-таможенные пошлины;
-налоги с розничных продаж потребительских товаров;
-налоги на движимую и недвижимую собственность.
Наибольшее значение в американской налоговой системе имеют прямые налоги, а именно налоги на личные доходы (индивидуальный подоходный налог), целевые отчисления в фонды социального обеспечения, налоги на прибыли корпораций.
Персональный подоходный налог из федеральных является наиболее важным и считается наиболее справедливым источником государственных средств. Из-за прогрессивной шкалы его фактические сборы сильно процикличны (колебания происходят в фазе с ВНП, но с большей амплитудой).
В рамках программы предстоит отмена налога на наследство, максимальные ставки которого достигали 50%.
Вторая по величине часть
федеральной системы
Действует многоступенчатая шкала налоговых ставок, которая имеет чрезвычайно важное значение для средних и малых предприятий (таблица 4).
Таблица 4-Шкала налоговых ставок в США
Размер налогооблагаемого |
Ставка, % |
Менее 50 000 50 001-75 000 75 001-100 000 100 001-335 000 335 001-10 000 000 10 000 001-15 000 000 15 000 001-18 333 333 Более 18 333 333 |
15 25 34 39 34 35 38 35 |
Примечание - Источник :[39].
Основным недостатком налогообложения корпораций признается существенная вариация эффективной налоговой ставки по индустриям, что искажает распределение ресурсов и снижает таким образом продуктивность капитала, затрудняя оптимальное инвестирование.
Федеральные акцизные сборы имеют ограниченное значение и небольшой удельный вес в доходах государственного бюджета. Акцизы не очень популярны, потому что, как правило, их бремя падает на потребителя. К тому же они несправедливы из-за их различия в налогообложении налогоплательщиков с различными шаблонами потребления. Закон о Сокращении Акцизов от 1965-го года отменил большинство федеральных акцизов, за исключением некоторых регулирующих и дорожного акциза, из которых оплачивается амортизация инфраструктур, критических для бизнеса и частных лиц.
Акцизы США подразделяются на налоги на топливную продукцию - бензин, дизельное топливо, авиационный керосин; промышленные изделия - автомобильные шины, снаряжение для спортивного рыболовства и охоты, медицинские вакцины и активные препараты; транспортные и коммуникационные налоги, природоохранные сборы.
В США заметна тенденция существенных изменений в структуре налоговых поступлений. Увеличилась доля подоходного налога и отчислений на социальное страхование, и особенно налога на доходы корпораций, увеличились акцизные сборы [39, с. 79].
Отсутствие единого
общегосударственного бюджетного законодательства обусловливает отсутствие единой
бюджетной классификации доходов и расходов.
Поэтому в финансах местных органов власти
имеются существенные различия – налоговые
системы местных административных единиц
значительно различаются между собой,
поскольку они имеют собственную налоговую
систему, отличную как по структуре, так
и по размерам налоговых поступлений,
а также свое налоговое законодательство,
ставки налогов и порядок их взимания.
Это объясняется, во – первых, тем, что
развитие местной налоговой системы предшествовало
исторически развитию федеральной налоговой
системы, и, во-вторых, федеративной формой
государственного устройства, которая
сохраняет за штатами и входящими в их
состав административно-
Штаты вынуждены конкурировать друг с другом, поэтому акцент местного налогообложения падает на наиболее стабильно собираемые налоги.
Основные налоги штатов – подоходный налог с граждан; налог с корпораций; налог с продаж и налог на деловую активность. Подоходный налог взимается в 44 штатах США. Ставки подоходного налога, взимаемых штатами, ниже ставок федерального подоходного налога. Налог на прибыль корпораций взимается в 40 штатах. Налог на деловую активность включает в себя два элемента: налогообложение общего годового оборота предприятий, в пределах от 2 до 3,5% и налог на фонд заработной платы [23, с.45].
В налоговых доходах штатов примерно 30% приходится на общие налоги с продаж и подоходный налог с физических лиц, 10%- на налог с доходов корпораций и 20%- на акцизы (доля налогов на автомобильное топливо намного выше доли акцизов на табачные изделия и алкогольные напитки). Другие налоги (лицензионные сборы и налоги на добычу природных ископаемых) приносят около 10% доходов штатов. Примерно столько же – 10% - составляют отчисления в страховые фонды по выплате пособий по безработице и потере работоспособности. Около 20% всех доходов штатов – перечисления федерального правительства преимущественно строго целевого назначения: на оказание помощи беднейшим слоям населения, на строительство дорог и мостов и т.д.
Информация о работе Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения